Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Казахский язык и литература

Значение художественного слова в развитии связной речи дошкольников на уроках казахского языка
2016-01-15, 4:03 PM
С момента независимости Республики Казахстан казахский яхык приобрел статус государственного языка, а значит стал одним из языков всемирной сети интернет, системы сотовой связи, языком электронных носителей. В сложившейся исторической ситуации стремительно возросла потребность в свободном владении казахскм языком, в изучении его с самого младшего возраста.
Безусловно, эти изменения внесли заметные нововедения и в работу детских садов. Ведь для того, чтобы дать детям качественное образование, воспитать ребенка с позиций требований современного мира, научить жить его в этом обществе, мы обязаны постоянно совершенствовать методы и приемы, быть в поиске новых педагогических и информационных технологий.
При изучении казахского языка в детском саду одно из главных языковых задач – это обучение разговорному языку. Суть которого заключается в реализации умения ребенка соединять слова в фонетически чистые, грамматически правильные, лексически развитые конструкции. Развитие связной речи и развитие мыслительной деятельности идут в едином целом: мысль формируется словом (как ее мастер-носитель).Вообще речь ребенка-дошкольника отличается своебразностью и неординарностью, поэтому ключиком к развитию его связной казахской речи служат самые различные методы и приемы, которые все более усложняются в соответствии с возрастными особенностями детей.
В дошкольом обучении детей роль детской художественной литературы огромна. Любое понятие, истина, общечеловеческие, духовно-нравственные ценности преподносятся детям через образы героев-персонажей, их действия и поступки; весь окружающий мир с его сезонными изменениями, живая и неживая природа находит отражение в Слове.
Развить речь ребенка на казахском языке, используя лишь повседневно-бытовые ситуации, невозможно и неправильно. Использование казахской детской художественной литературы и устного народного творчества, разработанные на их основе творческие дидактические игры, задания, знакомя дошкольника с традициями казахского народа, развивают способность ребенка мыслить, его логические способности, обогащают словарный запас, способствуют построению связной речи, умению довести свою мысль до других; тренируют язык ребенка в правильном произношении специфических звуков казахского языка; позволяют обыгрывать любые произведения по ролям, таким образом содействуют развитию творческих способностей ребенка; воспитывают в детях любовь и уважение к культуре, истории казахского народа, родного края, к Родине.
Основная цель:
- Формировние умения связывать слова в устной развговоронй речи
- Воспитание уважения к казахскому языку как госудасрственному
- Выразительное и свободное исполнение произведений на казахском языке: песен, стихотворений, сказок
Для достижения поставленных целей в педагогической деятельности руководствуюсь следующими принципами:

• принцип коммуникативности – то есть обеспечение различных форм устного общения
• принцип личностно-ориентированного взаимодействия с обучаемыми - т.е. подходить к каждому ребенку с позиций его личностных качеств и умений, способствовать раскрытию его способностей: учебных, творческих, коммуникативных
• принцип конгитивности – т.е. при использовании литературного произведения у детей вырабатывать умение проводить параллели с фактами, событиями настоящей реальной жизни; сравнивать и соспоставлять литературные эпизоды с событиями своей жизни. Таким образом учить пропускать содержание художественного произведения через свое «Я», свое сознание
• принцип лингво-культурной направленности –
работу по развитию и совершенствованию языковой культуры ( четкое ясное произношение слов на казахском языке, при построении предложений соблюдение основных правил грамматики и синтаксиса казахского языка) проводить параллельно с социокультурным развитием дошкольника. При выборе дидактического материала целенаправленно испльзовать произведения других народностей и этносов.
При знакомстве и чтении литературного произведения одна из главных работ по развитию связной речи - это словарная работа. В каждой возрастной группе она имеет свои приоритетные направления: В младших группах (2-3 года) большое значение уделяется работе по развитию у малышей таких способностей, как умение слушать (аудирование), понимать вопрос и отвечать одним словом, опираясь на репродукции, картинки и рисунки; тренировать детей в правильном чистом произношении специфических звуков казахского языа. С этой целью широко используются чистоговорки, звукоподражалки, рифмовки, созвучные слова, потешки, распевания - все малые формы фольклора; стишки О.Григорьевой с казахско-русским текстом, знакомые русские народные сказки , переложенные на новый лад, с адаптированным текстом для изучения казахского языка. В работе по заучиванию текстов в основном применяются невербальные средства.
В средних и предшкольных группах (4-7 лет) при знакомстве с более сложными как по жанру так и по обьему литературными формами, в которых персонажей больше и сюжет не так прост, сложнее стиль стиль, язык, звуковая организация, ставится задача не только уметь слушать, но находить в тексте изученные слова, опираясь на опорные схемы, слова-символы, репродукции, картины подбирать к ним определеня, характеризующие персонажа, его действия; пытаться выстроить и пересказать сюжет, эпизод произведения. При этом используются разные методы и приемы – слова-символы, опорные схемы, перфокарты, звуковой анализ слов по закону сингармонизма, опорные картинки по сюжету, метод иллюстрирования детьми, творческие игровые задания.
Н-р, по теме «Времена года» с детьми заучивается стихотворение А.Дуйсенбиева «Қыс», обьем – 15 строк. Для проведения анализа, соответственно словарной работы детям предлагается творческое задание «Что бывает зимой?» по опорным раздаточным картинкам. Эту задание предусматривает разные формы проведения; индивидуальные или в сотрудничестве – по парам, микрогруппах, командное. Аналогичные задания разработаны по тематическим стихотворениям М.Алимбаева «Алтын күз», «Көктем келді», «Бал араның жыры»( о лете). В ходе выполнения заданий дети, используя слова из текста, строят предложения различных целей высказывания: повествовательное, вопросительное, восклицательное.
По теме «Ойыншақтар» («Игрушки») на заучивание берется стихотворение Е.Отетлеуова «Бақщаға жақсы аға», используется снятый видеофрагмент начального эпизода произведения. На занятии используется прием проблемной ситуации, разрешение которой требует от детей построения устного описательного рассказа подаренных по сюжету игрушек.
Основополагающие методы при обучении детей связной казахской речи в условиях детского сада
- организация не только учебной, но и внеучебной деятельности детей для общения на казахском языке
- широкое применение игровой технологии
- создание реальных условий для полноценного общения на казахском язые
- широкое по возможности применение информационно-компьютерных технологий
- составление и проговаривание рассказов, состоящих из простых предложений
Работая в данном направлении, была разработана система дидактических творческих заданий, игр на основе литературных произведений, Каждое из которых подобрано относительно определенного лексического блока, решение которого подталкивает ребенка к связанному устному общению на казахском языке через диалог и монологическую речь, служит для активизации изученных слов.
У ребенка, который понимает казахскую речь, умеющего донести свою мысль на этом языке, т.е. свободно владеющего казахским языком как государственным формируются способности:
- языковая компетеность
- деятельностная компетеность – при любых сложившихся ситуациях он применит свои знания «со знанием дела»
- способность получения знаний из огромного информационного пространства
- коммуникативная компетеность
При использовании разработанных игр обязательно учитываются возрастные особенности детей, задания даются дозированно с учетом группы и уровня подготовленности. Н-р, по теме «Жемістер-көкөністер» («Овощи-фрукты») с детьми всех возрастных групп заучиваются стишки из цикла «Жемістер жыры» («Баллады о фруктах») . В младших группах слова, определяющие вкусовые качества, применяются непосредственно при характеристике овощей-фруктов. В подготовительных группах по УНП в активный словарь детей вводятся названия многих продуктов. С целью активизации словаря по темам «Продукты», «Национальные блюда», «Овощи-фрукты», для совершенствования связной устной речи детям предлагается творческое дидактическое задание «Дәмі қандай?» ( «Какого вкуса?). Предварительно в беседе с детьми обговариваются обозначения слов-символов сладкий, горький, соленый, вкусный. По подобному принципу разработано задание по стихотворению Е.Отетлеулова «Бақшаға жақсы аға» (по теме «Игрушки»), где имена прилагательные мягкий, металлический, резиновый, деревянный также обозначаются понятными, выбранными детьми символами.
Игровые творческие задания, разработанные на основе художественных произведений, дают возможность не только совершенствовать связную устную речь на казахском языке, вместе с тем развивают логику, способствуют интеллектуальному росту.
В детском саду особое внимание уделяется работе по преемственности казахского языка на других занятих групп, в организации повседневной и досуговой деятельности детей. Эта работе посвящена реализация приоритетного направления учебно-воспитательной работы детского сада. Слова и содержания произведений, изученных на уроках казахского, повторяются и закрепляются в детских работах на занятих по изодеятельности. Математические понятия, счет на уроках по формированию у детей элементарных математических представлений, на физминутках. Выученные стизотворения, отрывки, сказки, стихи по ролям практикуются и закрепляютс на занятих по ознакомлению с окружающим миром, художественной литературой, по театрализованной деятельности, берутся за основу сценария к развлечениям и утренникам.
Ребенок в стенах детского сада большую часть времени проводит в своей родной группе. Для использоания в повседневной ситуативной речи изученных слов на казахском языке требуется направляющая роль и ,конечно же, мастерство педагогов, работающих в этих группах.
С этой целью в этом году в саду были разработаны индикаторы, определяющие уровень владения детьми устной разговорной казахской речью.
Категория: Казахский язык и литература | Добавил: zhanmaral | Теги: #казахский#язык#в#детском#саду#махм
Просмотров: 222 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 4:08 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru