Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Казахский язык и литература

Примерное планирование учебно-программного содержания занятий по лексической теме «Ойыншықтар»
[ Скачать с сервера (184.2Kb) ] 2016-01-18, 4:36 PM
Схема словарной работы по теме «Ойыншықтар»
2 младшая группа: Ойыншық Қуыршақ Ат Қоян Ит Доп Мысық Тышқан Қасқыр Балапан Аю

Средняя группа:Ойыншық Қуыршақ Ат Қоян Ит Доп Мысық Тышқан Қасқыр Балапан Аю
Піл Ойыншық Бір Көп Үлкен Кішкентай Бар Жоқ

Старшая группа: Ойынщық (-тар) Ойнаймын Рақмет Мен Сен Менде Сенде Бар Жоқ Бер (-ші) Қонжық Ал (-дым) Сары Қызыл Көк Жасыл Қоныр Қуырщақ Ат Қоян Ит Доп Мысық
Тышқан Қасқыр Қуыршақ Ат Қоян Ит Доп Мысық Тышқан Қасқыр Балапан Аю Піл

Подготовительная группа: Ойыншық (-тар), ойын бұрышы, ойнаймын (-мыз), жинаймын (-мыз), сөре, ал (-ды, -ым), таза, әдемі, үлкен, кішкентай, жұмсақ, темірден жасылған, пласмастан жасалған, резеңке, ағашатан жасалған, үстінде, астында, артында, бар, жоқ, жатыр, ақ, қара, сары, жасыл, қызыл, көк, қызғылт сары, көгілдір, қоныр, бі, көп, 1-ден 10-ға дейін сандары, мынау, не, ұшақ, тікқшақ, құйрығы, құлағы, көзі, мұрыны, ауызы, ұзын, қысқа, дүкен, мархабат

Цели к занятиям по теме «Ойыншықтар»

2 младшая группа: 1.Различать казахскую речь,казахские слова на слух
2.Правильно произносить специфические звуки 3. Уметь использовать в речи слова-названия игрушек, речевые вежливые формы
Средняя группа: 1. Слышать и воспроизводить специфические звуки в словах
2. Понимать и воспроизводить в речи слова и выражения для коммуникативного общения
3. Научиться в связной речи связывать слова и словосочетания, простые повествовательные предложения
Старшая группа: Четко и ясно производить специфические звуки в словах,
2. Уметь устно подбирать к словам слова, определяющие качественный признак, слова, определяющие действия
3. Учиться выразительно читать небольшие литературно-художественные произведения
Подготовительная группа: 1. В совершенстве произносить специфические звуки в словах, в потоке устной казахской речи
2. Слышать и узнавать в казахской речи знакомые словаи выражения
3. Самостоятельно соединять в речи слова в простые консрукции, осмысленно использовать их в устной речи
4. Выразительно читать стихотворения, играть персонажей казахских народных сказок
Средства и методы, используемые на занятих по теме «Ойыншықтар» по возрастным группам

2 младшая: Цель: правильное произносить специфические звуки [і], [ә ], [қ ], редуцированный [ы];пополнить словарный запас слов детей
Оборудование: мелкие игрушки по количеству детей, персонаж-учитель –Ата, қоржын-мешок:
Герой стихотворения Ата-учитель приносит детям коржын
с игрушками. Дети по одному на ощупь угадывают и достают
игрушку, называют ее ( на русском языке). Ата-учитель знакомит с казахскими названиями, на каждую игрушку вместе с детьми сочиняются рифмовки, можно использовать стишки О.Григорьевой
1.Кот-мысық сидит на солнце
Глазки щурит да молчит
2. Прыг-прыг, хлоп-хлоп
Мы играем с другом в доп
3. Быстро скачет ат-лошадка
Ит-собака сторожит
Дети становятся в круг, вместе с Ата-учителем проговаривают отрывок из стихотворения, распевают их, делая акцент на названия игрушек. Затем каждый ребенок, называя свою игрушку, относит в игровой уголок, аккуратно размещает на полке. При этом детей надо научить вежлимым словам «Рақмет».
Методические приемы:
1.Словесно - дидактическая
игра «Чудесный коржын»;
2.Подвижгая игра «Ата келді»;
3.Обыгрывание сюжета
4.Сочинение совместно
с детьми рифмовок;
5.Стихшки О.Григорьевой
Средняя группа: «Что есть, чего нет?» - понимать слова есть, нет; осознанно употреблять их в речи
2. «Дүкен» - употреблять слова в речи в процессе диалога
3.»Ата келді» - формирование навыков выразительного чтения наизусть, употреблять вежливые слова
4. Задание «Почини игрушку» - закрепление словаря, осознанного соединения слов «мынау+предмет», развитие логики и творческих способностей
5. Задание «»Поздравления» - наглядно учить понятиям «один-много», , соединять слова в словосочетания «числительное +существительное»
6. Задание «Найди полку по цвету» - введение в словарь слов, обозначающих цвет, осмысленного соединения слов в словосочетания «прилагательное +существительное»
7. Подвижная игра «Заводные игрушки» - введение в активный словарь слов, обозначающих действия предметов тұр/стоит, отыр/сидит, жүр/ходит, бегает
8. Пеенка «Игрушки» Е.Отетлеуова – на основе содержания можно делать инсценировки, обыгрывание героев-персонажей
9. Чтение наизусть стихотворения Ж.Смакова «Әй-әй ата...», обыгрывание сюжета
Методические приемы:
1.Словесно-дидактическая игры «Что есть, чего нет?»,
2.Сюжетно-ролева игра «Дүкен»
3. Обыгрывание сюжета «Ата келді»
4. Индивидуальное творческое задание «Почини игрушку»
5.Игровое задание по Ф.Папи и Ж.Папи «Поздравления»
6. Игровое задание «Найди полку по цвету»
7. Подвижная игра «Заводные игрушки»
8. Заучивание песенки «Игрушки» Е.Отетлеуова
9. Обыгрывание сюжета
Старшая группа: 1. «Что есть, чего нет?»- предлагаются уже игрушки одного наименования, но разного качества . При ответе ребенок должен назвать цвет, размер игрушки, таким образом соединить слова и устно проговорить словосочетание+ слова ЕСТЬ или НЕТ2. «Сколько игрушек принес Ағай?»- мелкие игрушки дети группи-руют по нименованию, соотносят количество и число предметов, соединяют и проговаривают слова в словосочетаниях «числит. +сущ.» 3.Пиктограммы – введение новых слов мягкая, железная, деревянная, резиновая; наглядное составление однородных словосочетаний форма+ размер+цвет+ относительное качество4. Криптограммы – для быстрого заучивания текста стиха5. Перфокарты – на повторение и закрепление названий игрушек, слов-цветов, счета, размера и форм предметов. 6. Электоронные учебники- задания на автоматизацию и закрепление правильного произношения специфических звуковв словах, на закрепление словаря7. «Где, что лежит?» - введение слов-предлогов наверху, внизу, активизация их в устной речи8. Чтение и обыгрывание стихотворения Е.Отетлеуова «Бақшағажақсы аға» - отрабатывать выразительное чтение, формироватьумение и навыки употреблять изученные слова и выражения
Методические приемы:
1.Словесно-дидактическая игры «Что есть, чего нет»
2. «Сколько игрушек принес Ағай?»
3. «Сколько осталось?»
4. «Где что лежит?»
5. Сюжетно-ролевая «Магазин»
6. Криптограммы
7. Ипользование пиктограмм
8.Иллюстрирование эпизодов
9. Альтернативные задания с использованием электронных учебников
10. Индивидуальные перфокарты с вариантами заданий
11. Чтение и обыгрывание сюжета стихотворени» Е,Отетлеуова, Р.Тышканбаева «Қуыршақ»

Подготовительная группа: 1. «Давай, поиграем», «Поздравления» -совершенствование навыков диалогоческой речи в ситуации «ребенок-ребенок», «ребенок-учитель»
2. Лексико-ассоциативные игровые задания «Кто больше назовет», «Подбери слова» - систематизация накомпленного словаря, развитие логики, воображения
тренирует навыки описательного повествования, развивает монологическую речь
3. Творческая индивидуальная игра «Любимая игрушка» - тренировка навыков описательного повествования, развитие монологочиеской речи
4. Индивидуальные задания по перфокартам – закладывание основ правописания слов в соотвествии законов сингармонизма
5. Обыгрывание сюжетов стихотворений Е.Отетлеуова «Бақашаға...», Р.Тышқанбаева «Қуыршақ», выразительное чтение наизусть
6. Дидактическая игра «Из чего изготовлена?» - обучающая игра по мини-группам на составление словосочетаний с использованием слов-символов
7. Словесно-дидактическая игра «Береги игрушку» - в основе отрывок стихотворения Г.Укеева «Әдепті баламыз», введение в активный словарь слов не ломаю (ем), убираю (-ем).
8. Замена слов в тексте – в процессе чтения стихотворения Ж.Смакова «Әй-әй ата», знакомого детям со 2-ой младшей группы, предлагается заменить слова тоқаш, қуыршақ на названия других блюд, игрушек
Аналогичное задание по тексту стихотворения Е.Отетлеуова «бақшаға...» (при счете игрушек)
На итоговом занятии используется видеоматериал эпизода прихода персонажа произведения.
Направление работы по теме «Игрушки»
- Аудирование
- Говорение. Включает в себя: Словарная работа Звуковая культура Связная речь Художественное слово
«Ойыншықтар» тақырыбы бойынша сабақтарда қолданылатын көркем шығармалар мәтіні
1.Ж.Смаков 2. Е.Өтетлеуұлы
«Әй-әй ата»
Таң ата келді ата, Бақшаға жақсы аға
Ақ тоқаш берді ата. Көп-көп ойыншық әкелді.
Әй-әй ата, Бір бүркіт
Ай ата! Екі есек
Күн бата келді ата, Үш үйрек
Қуыршақ берді ата. Төрт түлкі
Әй-әй ата, Бес балапан
Ай ата! Алты арғамақ
Ойнадық, Жеті жапалақ
Тойладық, Сегіз тауық
Әй-әй ата, атамыз, Тоғыз саулық
Ойыншықты жинаймыз! Он торпақ.
(авторда- еңді біз де жатамыз) Бақшаға жақсы аға
Неше ойыншық әкелді?

3. Р.Тышканбаев 5. Е.Өтетлеуұлы
«Қуыршақ» (үзіндісі) «Ойыншықтар» (үзіндісі)
Сөлемейсің сен неге, 1.Аю, қасқыр, жолбарыс
Тілің жоқ па, қуыршақ? Арыстан мен піл, барыс
Жуыңбайсың сен неге, Ойыншықтар, тұрыңдар,
Кірің жоқ па , қуыршақ? Ойын-сауық құрыңдар.
Аяғын бар, сен неге 2. Бұзауқаным, ботақан
Жүре алмайсың, қуыршақ? Құлыншағым, қошақан..
Біз күлгенде күлмейсің, Ойыншықтар тұрыңдар,
Бізбен бірге жүрмейсің, Ойын-сауық құрыңдар.
Жалқаусың ба, қуыршақ? 3. Күшік, мысық, балапан,
. Қуыршағым-балақан.
Ойыншықтар, тұрыңдар
Ойын-саық құрыңдар.
3. Ғ.Өкеев У.Уайдин
«Әдепті баламыз» ( үзіндісі) «Пойыз» (үзіндісі)
Біз әдепті баламыз Қатар-қатар тұрайық,
Айтқан тілді аламыз. Кәне-кәне сұрайық ,
Ойыншықтарды шашпаймыз, Кімнің болса бойы ұзын
Лақтырмаймыз, жинаймыз. Паравозы пойыздың.
(Авторда – Терезені ашпаймыз Пыш-пу, пыш-пу біз кеттік,
Сыртқа шығып ойнасақ Жүрісті біз үдеттік.
Қаздан қашып қашпаймыз)

( № 51 сәбилер-бақшасының жұмыс тәжірибесінен)
Дидактикалық ойындар мен тапсырмалар.
1. Дидактикалық ойын «Неден жасалған?»
Мақсаты: Жұмсақ, темірден жасалған, пласмастан жасалған, ағаштан жасалған , резеңке сөздерін бекітіп, ауызекі сөйлеу тілінде зат есіммен бірге қосып айтуға дағдыландыру. Балалардың логиалық ойлау, шығармашылық қабілеттерін дамыту. Ойынды балаларды микротоптарға бөліп өткізуге болады.
Торларда бейнеленген ойыншықтар суреттерін сөз-белгімен жауып шығу керек. Жабу үшін әр бала сөз тіркес, жай сөйлем құрастырып айтады. М-лы, бұл ойыншық доп. Доп үлкен резеңке қызыл т..с.
2. Дидактикалық қимылды ойын «Көңілді пойыз»
Мақсаты: Меңгерген сөздік қорын қайталау, бекіту. Баланың байланыстырып сөйлеу тілін дамыту Мәнерлеп жатқа оқу білуге жаттықтыру. Қазақ тіліне тән дыбыстарды жекелей дұрыс анық айту білу қабілеттерін жетілдіру. Балалардың елестету қабілеттерін арттыру. Балаларға Қ..Уадинның өлеңін жатқа үйрету.
Қатты қағаздан жеке-жеке вагон пішіндерін жасап, бір бетіне қазақ әріпінің суреті, ар жағын түрлі түске бояу.
Балалар өлеңді әндете пойыз секілді жүріп, «жол сапардың» соңында вагондарды бір-біріне тіркеп ұзын пойыз құрады (үстел немесе кілем үстіне). Осы кезде вагонның түсін атап ішінде қай әріп бар екенін сөйлем құрастырып айту керек. Айталмаған балаға жолда қалып қоймасын деп, достары көмек көрсете алады.
Үстіндегі ойынның мазмұны сақталады. Тек вагондардың сыртында бейнеленген суреттер әр лексикалық тақырыбы бойынша меңгерген сөздік қорына тікелей байланысты.
2 сәбилер тобында ойнатқан кезде балаға тек затты танып дұрыс атауға деген талап қойылады.
Категория: Казахский язык и литература | Добавил: zhanmaral | Теги: казахский язык в детском саду Махме
Просмотров: 171 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 9:37 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru