Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Химия

Урок химии "Химические свойства металлов" 9 класс
[ Скачать с сервера (948.9 Kb) ] 2017-12-02, 8:32 PM
Провела:
Учитель химии
Балкашинской
средней школы №1
Борденюк И.Д.

Сабақтың тақырыбы: Тема урока: Химические свойства металлов.
Сабақтың мақсаты: Цель урока: Обобщить и углубить знания о металлах. Сформировать представление об электрохимическом ряде напряжения металлов, актуализировать и обобщить знания учащихся о химических свойствах металлов, развивать умения составлять уравнения химических реакций.
Міндеттер: Задачи:
Білімділік: Образовательные:
 продолжить формирование понятий металл – элемент, как определенный вид атомов, способный легко отдавать электроны, входить в состав химических соединений в виде положительно заряженных ионов, а также образовывать простые вещества с характерными для металлов физическими свойствами;
 углубить знания о химические элементах-металлах, расположенных в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
 рассмотреть химические свойства металлов.
Тәрбиелік: Развивающие:
 развивать познавательный интерес, умение логически мыслить, находить и объяснять причинно
 следственные связи, прогнозировать;
 развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение наблюдать, анализировать,
 делать выводы, объяснять ход эксперимента;
 углубить представление о многообразии металлов;
 развивать логическое мышление при обобщении знаний и конкретизации общих свойств металлов
 для отдельных представителей этого класса простых веществ.
 развивать умение записывать уравнения реакций, характеризующие свойства металлов.
Дамытушылық: Воспитывающие:
 воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать
 в группе.
 воспитывать самостоятельность в работе, умение высказывать свою точку зрения;
 создать условия для развития познавательного интереса к предмету;
 способствовать формированию дисциплинированности, самостоятельности, умения слушать,
 концентрировать свое внимание.
Сабақтың түрі: Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление).
Өткізу: Методы обучения: практический, наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный.
Құрал жабдық: Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, таблица Д.И. Менделеева, электрохимический ряд напряжения; металлы (литий, магний), вода, серная кислота, железный гвоздь, раствор медного купороса, штативы с пробирками, стакан.
План урока:
1. Повторение прошлой темы урока «Нахождение металлов в природе. Физические свойства».
2. Изучение нового материала «Химические свойства металлов».
3. Закрепление.
Сабақтың барыс: Ход урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с химическими свойствами металлов.
Но прежде, чем перейти к изучению нового материала, давайте вспомним с вами материал прошлого урока.
I. Организационный момент.
Вы уже знаете о металлах достаточно, и прежде чем получить новые сведения о них, давайте с вами повторим и закрепим строение, физические свойства металлов.
II. Фронтальный опрос.
Ребята ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, представленные на слайде.
1. Дайте определение. Что такое металлы? (Металлы - хим. элементы, образующие в свободном состоянии простые вещества с металлической связью)
2. Где расположены металлы в периодической системе?
3. Как изменяются металлические свойства в периоде и группе?
4. Какая связь называется металлической?
5. Назовите металлы, которые использовались в древние и средние века? (Fe, Cu, Sn, Pb, Hg, Au, Ag)
6. Какими физическими свойствами обладают металлы?
7. Какие металлы называют черными? (Железо и его сплавы)
8. Какие металлы называются цветными? (Цветные – Al, Cu, Pb, Zn, Sn, Ag)
9. Назовите самый твердый металл. (Хром)
10. Назовите самый легкий металл. (Литий)
11. Какой металл придает нашей крови красный цвет? (Железо)
12. Металл- жидкость. ( Ртуть)
13. В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят? (Алюминий)
14. Самый тяжелый металл (Осмий)
15. Какой металл вызывает «лихорадку»? (Золото)
16. Какой металл в XVII веке изображали в виде воина? (Железо)
17. Какой металл называют металлом консервной банки? (Олово)
18. Назовите металл, который способен убивать бактерии? (Серебро).
19. Назовите самый распространенный на Земле металл? (Алюминий)
20. Металл, имеющий высокую температуру плавления. (Вольфрам)
21. Какой металл имеет низкую температуру плавления? (Ртуть)
22. Назовите самый пластичный металл. (Золото).
Закрепляем знания о металлах, предлагаю вам выполнить тест по вариантам.
Инструкция: выберите 1 правильный ответ, время выполнения 5 минут.
Тест «Металлы»

Вариант 1.
1. Выберите группу элементов, в которой находятся только металлы
а) Al, As, P;
б) Mg, Ca, Si;
в) K, Ca, Pb.
2. Атом магния имеет электронную конфигурацию
а) 1s22s22p63s2;
б) 1s22s22p53s2;
в) 1s22s22p63s1.
3. Укажите общее в строении атомов
Mg и Al
а) 2 электрона на последнем электронном слое;
б) 3 электрона на последнем электронном слое;
в) одинаковое число электронных слоев.
4. Металлический натрий проявляет свойства:
а) окислителя или восстановителя, в зависимости от условий;
б) только восстановителя;
в) только окислителя.
5. Металлические свойства кальция сильнее, чем у
а) магния;
б) стронция;
в) калия.
6. Тип связи в простом веществе калия
а) ионная;
б) металлическая;
в) ковалентная полярная.
Вариант 2.
1. Выберите группу элементов, в которой находятся только металлы
а) Cu, Zn, Ag;
б) Na,Se, Cl;
в) Ni, Fe, I.
2. Атом натрия имеет электронную конфигурацию
а) 1s22s22p63s23p1;
б) 1s22s22p63s2;
в) 1s22s22p63s1.
3. Укажите общее в строении атомов Li и K
а) 2 электрона на последнем электронном слое;
б) одинаковое число электронных слоев;
в) 1 электрон на последнем электронном слое.
4. Металлический магний проявляет свойства:
а) только окислителя;
б) только восстановителя;
в) окислителя или восстановителя, в зависимости от условий.
5. Металлические свойства натрия слабее, чем у
а) магния;
б) калия;
в) лития.
6. Какой из металлов не встречается в природе в свободном состоянии?
а) серебро;
б) алюминий;
в) золото.

После выполнения теста обменяйтесь с соседом работой, и свертись с ответами, представленными на слайдах. Если у вас нет ошибок, то поставьте «5», если одна ошибка, то поставьте «4», если две-три ошибки, то «3». Если у вас четыре ошибке и больше, то выполните работу над ошибками дома, изучив соответствующий материал по учебнику, и на следующем уроке я вас выслушаю.
Кто сделал без ошибок, зачитайте нам правильные ответы.
III. Изучение нового материала.
Итак. Мы переходим к изучению нового материала. Тема нашего сегодняшнего урока «Химические свойства металлов».
Зная строение металлов, можно предвидеть их общие химические свойства.
В атомах металлов на внешней электронной оболочке находится малое число электронов, которые легко отрываются от атомов.
Наиболее общим химическим свойством металлов является способность их атомов при химических реакциях отдавать валентные электроны и превращаться в положительно заряженные ионы, т.е. металлы в реакциях являются сильными восстановителями. (Видео). Записываем в тетрадь: Запомните! Мо – ne → M+n. Это общая схема, характеризующая основной процесс, происходящий с металлами при химических реакциях. (Записываем в тетрадь)
Рассмотрим взаимодействие металлов некоторыми веществами, работая в группах по 4 человека. Сидя на местах вы должны приготовить презентацию по данному вам химическому свойству презентацию и представить её своим одноклассникам.
1 группа. Взаимодействие с простыми веществами: магний с кислородом, железо с кислородом.
2Мg + O2 → 2МgO Опыт: бенгальский огонь.
4Fе + 3O2 → 2Fе2O3 Видеоопыт.
2 группа. Взаимодействие с галогенами: алюминий с бромом, медь с хлором.
Cu + Cl2 → CuCl2 Видеоопыт.
2Al + 3Br2 → 2AlBr3 Видеоопыт.
В общем виде можно выразить следующим образом: M0 + неM0 → M+nнеM-n
вос-ль ок-ль соль
Ребята, обратите внимание, что в этих реакциях атомы металлов отдают электроны, т.е. являются восстановителями, а неметаллы принимают электроны, т.е. являются окислителями.
Давайте теперь рассмотрим с вами взаимодействие металлов со сложными веществами.
3 группа. Взаимодействие металлов с водой: литий с водой, натрий с водой, цинк с водой.
2Li + H2O → 2LiOH + H2↑ Опыт
2Na + H2O → 2NaOH + H2↑ Видеоопыт.
Zn + H2O → ZnO + H2↑
При каких условиях металлы вступают в реакцию с водой? (При обычной температуре и при нагревании).
Что образуется при взаимодействии воды с активными металлами при обычной температуре? (Образуется гидроксид и выделяется водород).
Скажите, пожалуйста, все ли металлы взаимодействуют с водой? (Нет).
Совершенно верно. А почему? (смотрите электрохимический ряд напряжения)
Скажите, а будет ли золото взаимодействовать с водой? (Нет).
Почему? (В ЭХ ряду после водорода)
Какой металлам активнее будет взаимодействовать с водой, натрий или кальций? (Натрий более активный металл, чем кальций. Он легко отдает свои валентные электроны, является самым сильным восстановителем).
Как в общем виде можно записать эту реакцию?
В общем виде
M + HOH → M(OH)n + H2↑
Какие продукты реакции образуются при взаимодействии воды с менее активными металлами или металлами средней силы при нагревании? (Образуются оксиды металлов, и выделяется водород).
Какие металлы являются металлами средней силы?
Остальные с водой не реагируют.
4 группа. Взаимодействие металлов с растворами кислот: магний с серной кислотой, медь с серной кислотой.
Мg + H2SO4 → МgSО4 + Н2
Cu + H2SO4 → не реагирует
Напомним, что правило имеет ряд поправок:
1. правило соблюдается, если в реакции металла с кислотой образуется растворимая соль;
2. концентрированная серная кислота и азотная кислота любой концентрации реагируют с металлами по особому, при этом водород не образуется;
3. на щелочные металлы правило не распространяется, т.к. они легко взаимодействуют с водой.
Какой вывод можно сделать? Вам поможет электрохимический ряд напряжения металлов.
Запомните! Металлы, стоящие в электрохимическом ряду напряжений до водорода могут вытеснять водород из растворов кислот. Металлы, стоящие в электрохимическом ряду напряжений после водорода не могут вытеснять водород из растворов кислот.
5 группа. Взаимодействие металлов с концентрированными кислотами: медь с концентрированной азотной кислотой.
Сu + 4НNО3(конц.) → Сu(NО3)2 + 2NО2 + 2Н2О
Сu + 2Н2SО4(конц.) → СuSО4 + SО2 + 2Н2О
6 группа. Взаимодействие металлов с растворами солей: сульфат меди с железом.
Fe + CuSO4 → Cu + FeSO4
Zn + CuSO4 → Cu + ZnSO4
Скажите. А может ли медь восстанавливать железо? (Нет). Почему?
Запомните! В электрохимическом ряду напряжений металл, стоящий левее, может вытеснять из растворов солей металл, стоящий правее.
Исключение: металлы до магния не могут вытеснять другие металлы из растворов солей, так как в первую очередь реагирую с водой, образуя щелочи.
7 группа. Взаимодействие с оксидами: алюминий с оксидом железа (III), магния с оксидом углерода (II).
2Al + Fe2O3 → Al2O3 + 2Fe
Mg + CO2 → MgO + CO
Итак, мы рассмотрели с вами все химические свойства металлов. Давайте повторим с вами все, что изучили сегодня на уроке.
Сначала ученики сами называют, а потом учитель озвучивает вопросы.
1. С какими веществами взаимодействуют металлы? (С простыми и сложными)
2. Какие вещества образуются при взаимодействии воды с натрием, железом, ртути? (Щелочь, оксид, не реагирует)
3. Вытеснят ли железо и медь (каждый по отдельности) водород из растворов кислот? Почему? (Железо – да, т.к. находится левее его в электрохимическом ряду напряжений. Медь – нет, т.к. находится правее его в электрохимическом ряду напряжений).
4. Будут ли цинк и магний вытеснять медь из раствора хлорида меди (II)? Почему? (Да. Так как цинк и медь находятся левее от меди).
IV. Закрепление знаний, умений, навыков.
Заполните таблицу и в соответствующих графах напишите уравнения практически осуществимых реакций; укажите условия их протекания.
Na Ca Zn Cu Ag
O2
H2O
Pb(NO3)2
HCl
H2SO4(раствор)

Дополнительные задания.
1. Составьте уравнения реакций взаимодействия: а) натрия с серой; б) железа с раствором серной кислоты; в) кальция с бромом.
2. Между какими веществами произойдет химическая реакция: а) медь и раствор сульфата железа (II); б) магний и раствор нитрата свинца (II); в) цинк и раствор сульфата железа (II). Напишите соответствующие уравнения реакций.
V. Итоги урока.
Выставление оценок за работу на уроке: ответы с места на устные вопросы и ответы у доски.
VI. Задание на дом: § 31.
Категория: Химия | Добавил: 1011388
Просмотров: 771 | Загрузок: 20 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-05-11, 5:24 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru