Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Химия

Как эффективно и качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации по химии
[ · Скриншот ] 2019-07-31, 8:04 PM
Опыт реализации итоговой аттестации выпускников подсказывает, что подготовка к этим испытаниям не должна быть самоцелью (школа призвана учить, а не готовить к сдаче экзамена). Однако опыт тестирования учащиеся должны накапливать постоянно, но не натаскиванием на определенные темы или типы задач, а в ходе планомерного использования тестов как в урочное время, так и во время вариативных занятий.
Формат тестовых заданий должен быть знаком выпускнику. Поэтому параллельно подготовке к итоговой аттестации тестовые задания можно использовать и в качестве контролирующих материалов для проведения объективного итогового и текущего контроля знаний учащихся, а также для организации самоконтроля, построения индивидуальной траектории развития и совершенствования как высокомотивированного ученика, так и ученика со слабым мотивационным показателем.
Как же эффективно и качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации по химии? Предлагаю некоторые эвристики, т.е. рациональные находки, которые не включены как альтернативные в школьную программу, но позволяющие развитию креативности.
Процесс формирования учебных действий начинается уже с момента прочтения текста задания. В этот момент учитель может активно формировать культуру смыслового прочтения текста.
Вот конкретный пример:
Концентрация ионов водорода больше, чем концентрация гидроксид ионов в растворе:
• А) (CH3COO)3Al
cool K2CO3
• C) AlPO4
• D) AlCl3
• E) Cu3(PO4)2
Прежде всего, обращаем внимание на то, что речь идет о концентрации ионов Н+ и ОН-, т.е. о рН. Нет надобности составлять уравнения гидролиза каждой соли и терять на этом время. В этом контексте задачи преобладают ионы Н+, следовательно среда кислая и необходимо среди ответов найти ту соль, которая содержит сильный остаток от кислоты. Нацеливаем учащихся на то, что именно сильные ионы дают среду, а по слабым ионам проходит гидролиз, (но при условии, что рядом с ним находится слабый катион).
Среди предложенных солей такой ион имеется только в хлориде алюминия Cl-.
Смысловое прочтение всегда эффективно. Проследим это на другом вопросе теста:
Обнаружить примесь цинка в магниевых стружках можно с помощью:
А) соляной кислоты
cool воды
C) гидроксида натрия
D) магнита
E) индикатора
Перед прочтением ответов оцените текст. В нём фигурирует особый металл цинк. Вооружите своих учащихся правилом: если в задании присутствует цинк, алюминий и другие амфотерные металлы, то смысл задания кроется в амфотерности – двойственной природе металла. Значит в ответах ищем едкую щелочь, где амфотерный металл растворяется и выделяют при этом пузырьки газа водорода. Металлы, не обладающие амфотерностью, не реагируют на щелочь.
В тестах итоговой аттестации есть немало расчетных заданий, которые можно решать по схеме. На самом деле решение предполагает каскад уравнений химических процессов, что довольно трудоёмко. Вот один из примеров:
Из 160 кг пирита, содержащего 25% примесей, можно получить серную кислоту (выход от теоретически возможного 80%) массой:
А) 156,8 кг
cool 196 кг
C) 78,4 кг
D) 80 кг
E) 320 кг
При решении этой задачи необходимы следующие уравнения:
• 4FeS2 + 11O2 =2Fe2O3 + 8SO2
• 2SO2 + O2 = 2SO3
• SO3 + H2O = H2SO4
Т.е. решение предполагает три пропорции, но используя схему
FeS2→ 2 H2SO4,
можно рационально решить эту трудоёмкую задачу.
Итак, исходная масса пирита (т.е. руды) – даётся в условии в (кг), решим задачу в ( г), чтобы не допустить ошибок перевода из одного измерения в другое, а конечный ответ запишем в (кг).
m(пирита) = 160 г
W(примесей) = 25%, следовательно W (FeS2) = 75%
Определяем массу чистого FeS2 в руде.
m (FeS2) =160• 0,75 =120 г
Находим молярную массу и количество вещества
М (FeS2) = 120 г/моль; n(FeS2) =120/120 =1 моль
По схеме количество кислоты в 2 раза больше, значит n(Н2SО4) =2 моль, а ее масса
m (Н2SО4) =2 моль •98 г/моль •0,8=156,8 г
m (Н2SО4) =156,8 кг (возвращаемся к исходным единицам измерения)
Продемонстрируем решение органической задачи, предполагающей генетическую связь, т.е. запись нескольких уравнений. Использовать будем схему.
Объём (н.у.) вещества А (20% примесей), необходимый для получения вещества С (выход 80%) в цепи превращений:
H2O H2, кат H2O
CaC2 → A → B → C
Устанавливаем неизвестные соединения А, В, С. Первая реакция – гидролиз карбида кальция, который приводит к получению ацетилена (А); затем полученный алкин гидрируется с образованием этилена (В); и в последней реакции образуется в результате гидротации спирт этанол (С).
А – С2Н2 ацетилен
В – С2Н4 этилен
С – С2Н5ОН этиловый спирт
В ходе реакции не использовались дополнительно углеродсодержащие соединения для синтеза, а также не выделялись углеродсодержащие соединения в качестве продуктов реакции, поэтому количество атомов углерода, которые содержались в исходном ацетилене, будут теперь находиться в составе спирта. Следовательно, логична схема:
C2Н2 → С2Н5ОН (соотношение соединений 1:1)
• Определяем теоретическую массу этанола
m(С2Н5ОН )=36,8/0,8=46 г – это ровно 1 моль спирта, следовательно, количество затраченного чистого, без примесей ацетилена также 1 моль.
• Тогда объём его
V (C2Н2 )=22,4 л, а с учётом содержания примесей 20%, его объём равен V (C2Н2 )=22,4 л/0,8=28 л
Большие затруднения учащиеся встречают при решении таких трудоёмких задач, как определение формулы жира. Эти вопросы относятся к категории заданий, в которых может быть один или несколько правильных ответов. Чрезвычайно важным является отработка рационального алгоритма выполнения подобных тестовых заданий. Связано это с тем, что учащиеся не умеют правильно распределять свое время и если они будут решать подобные задания на моделирование формулы через её построение, то это займёт уйму времени. Рассмотрим подобный пример:
Название предельной кислоты, входящей в состав молекулы жира, содержащей 51 атом углерода:
• А) акриловая кислота
cool октадекановая
• C) олеиновая
• D) бутановая
• E) пальмитиновая
• F) стеариновая
• G) гексадекановая
• H) масляная
В каждой молекуле жира в составе, кроме углеводородных радикалов, находится 6 атомов углерода. Структурную формулу жира в этом задании можно не моделировать!

Начинаем расчёт: 51-6=45 атомов углерода приходится на 3 углеводородных радикала, следовательно, 45/3=15 атомов углерода содержится в каждом радикале. Т.к. по условию задачи кислота, входящая в состав жира, является предельной, то искомый радикал - С15Н31.
Составляем названия. В карбоновой кислоте еще один атом углерода содержится в карбоксильной группе.
Значит, мы имеем 16 атомов углерода в составе молекулы, а это системное название – гексадекановая, или тривиальное – пальмитиновая., следовательно, верные ответы - E) и G).
Знание рациональных конструкций тестовых заданий поможет учащимся практически не тратить время на лишние действия, которые предполагает академическое решение задачи, а также на то, чтобы сосредоточиться. Такие тренировки выполнения тестовых заданий научат школьников мобилизовать себя в решающей ситуации.
Тестовые вопросы взяты с образовательных сайтов:
• https://itest.kz
• http://megamozg.kz
• http://100ballov.kz
Категория: Химия | Добавил: kulichok1365 | Теги: итоговая аттестация по химии
Просмотров: 104 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2020-05-25, 2:13 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [327]
Математика [862]
Физика [273]
История [382]
Классному руководителю [569]
Русский язык и литература [764]
Физическая культура [241]
Английский язык [455]
Искусство [203]
Родительский совет [19]
Биология [356]
Информатика [397]
Начальная школа [2035]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [181]
Дошколенок [573]
География [140]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [641]
Химия [51]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко 2 класс открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество 10 класс глагол Казахские пословицы проект Развитие Речи конспект урока 6 класс Интегрированный урок физика интеллектуальная игра язык 8 класс алгебра ашық сабақ класс стихи Казахстан математика урок праздник познание мира музыка доклад программа литература природа сценарий семья осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология дополнительное образование воспитательная работа коррекционная школа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский br конспект спорт дружба История история Казахстана 4 класс библиотека тренинг разработка физическая культура игры бастауыш сынып детский сад физкультура коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru