Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Химия

урок по теме "Неметаллы"
[ Скачать с сервера (1.17Mb) ] 2015-01-20, 8:03 PM
Семыкина Алла Васильевна
Стаж работы: 19 лет
Специальность: учитель биологии и химии
Образование: высшее педагогическое
Урок химии в 9 классе.

Урок по теме «НЕМЕТАЛЛЫ».
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся
по теме «Неметаллы».
Задачи урока:
Обучающие:
Совершенствовать умения учащихся применять полученные знания для характеристики химических элементов по периодической системе;
Закрепить умение составлять уравнения реакций в ионной и молекулярной форме, определять окислительно–восстановительные реакции и составлять для них электронный баланс;
Развивающие:
развивать общеучебные умения и навыки, уметь использовать свои знания для решения практических задач, навыки обращения с лабораторным оборудованием
развивать умение работать в микрогруппах.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Воспитывать чувства доброжелательности и товарищества в коллективе.
Методы и методические приёмы:
Методы организации научно-познавательной деятельности:
словесные (рассказ, беседа),
наглядные (иллюстрация);
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
учебная дискуссия;
Метод контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
Оборудование:
Компьютеры, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица растворимости солей и оснований.
Реактивы:Na2CO3, HCl, Na3PO4, AgNO3, Na2SO4, Ba(NO3)2, NaOH, NaCl, H2SO4.
Мультимедиа.
План урока
1. Организация деятельности учащихся
2. Актуализация: фронтальный опрос
3. Систематизация пройденного материала.
4. Подведение итогов
5. Домашнее задание
6. Завершение урока.
Ход урока.
Организационный момент. Вступительное слово учителя: (2 мин)
Здравствуйте ребята! Мне приятно видеть вас сегодня на уроке.
Закройте глаза и подумайте о чём-то хорошем. (звучит спокойная мелодия)
Пожелайте всем и себе удачи, успехов и хорошего настроения.
Откройте глаза и улыбнитесь друг другу.
Сегодня мы с вами окунёмся в уже знакомый вам мир неметаллов в немного необычной обстановке. Мы посетим химическое кафе, где подаются блюда для закрепления и обобщения знаний о неметаллах.
Откройте тетради и запишите число и тему нашего урока «Неметаллы».
Это кафе необычно ещё тем, что за блюда платят посетителям, а не наоборот.

Но прежде чем ознакомиться с меню, давайте укажем адрес, где находится наше кафе.
Фронтальный опрос. (3 мин.)
Сколько всего в периодической системе химических элементов – неметаллов? (22)
2. Где расположены неметаллы в периодической системе химических элементов?
( в правом верхнем углу)
3.Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне у неметаллов?
(4 – 8 ).
4. Неметаллы являются «s» или «р» элементами?
5. Как изменяются неметаллические свойства в периодах?
(в периодах слева направо усиливаются)
6. Как изменяются неметаллические свойства в группах?
( в группах сверху вниз ослабевают)
7. Какой вид связи между двумя атомами неметаллов? (ковалентный).
8. При взаимодействии с металлами неметаллы проявляют ----------- . (окислительные)

Систематизация пройденного материала.
Определив месторасположения кафе, переходим к изучению меню.
В меню указаны блюда, которые скрывают задания по данной теме, а напротив некоторых блюд слайды, раскрывающие эти задания, которые вам предстоит выполнить. За правильно выполненное задание я буду давать красный жетон, если задание выполнено с некоторыми недочётами, то вы получите жетон синего цвета, а если вы частично справились с заданием, то получите жетон зелёного цвета.
В конце урока вы обменяете жетоны на оценки.

Итак, первое, что указано в нашем меню это – «ДЕГУСТАЦИЯ». (3мин)
Самое главное при изучении химии знать и строго соблюдать технику безопасности на уроках.
Пожалуйста, зачитайте её:
Запрещается: есть, пить в химическом кабинете, пробовать вещества на вкус.
Нельзя брать реактивы руками, пробовать их на вкус.
Нельзя наклоняться над открытыми сосудами с реактивами. Рассматривайте их с боку.
Остатки реактива не высыпать и не выливать обратно в сосуд с чистым веществом.
Вещества для проведения опыта старайтесь брать точнее и в небольших количествах.
При наливании реактивов не наклоняться над сосудом во избежание попадания брызг или частиц на лицо или одежду.
Соблюдать осторожность при работе с кислотами и щелочами.
Если реактив попал на тело или на одежду, немедленно смыть его большим количеством воды.

Второе, что указано в нашем меню это – конфеты «АССОРТИ». (10 мин)
Пожалуйста, угощайтесь. Открывайте и читайте задания.
1 столик: Последовательность цифр 2-4 соответствует распределению электронов по энергетическим уровням атома __________ ? Дать характеристику этому элементу по периодической таблице химических элементов. (С)
2 столик: Последовательность цифр 2-8-4 соответствует распределению электронов по энергетическим уровням атома __________ ? Дать характеристику этому элементу по периодической таблице химических элементов. (Si)
3столик: Последовательность цифр 2-5 соответствует распределению электронов по энергетическим уровням атома __________ ? Дать характеристику этому элементу по периодической таблице химических элементов. (N)
4 столик: Последовательность цифр 2-8-5 соответствует распределению электронов по энергетическим уровням атома __________ ? Дать характеристику этому элементу по периодической таблице химических элементов. (Р).
Здесь нужно узнать, какой элемент зашифрован в задании и дать характеристику этому элементу по периодической таблице химических элементов.
Доказано, что из 110 химических элементов периодической системы Д. И. Менделеева около 80 входят в состав клеток живых организмов. Их условно можно разделить на макроэлементы и микроэлементы. Из изученных неметаллов к макроэлементам относят: O, C, H,N,P,Cl,S;
Макроэлементы входят в состав молекул органических и минеральных веществ клетки.
А ионы и микроэлементы участвуют в биохимических реакциях, происходящих в клетке, выполняют жизненно важные функции для организма

Третье блюдо это – печенье «БИОЛОГИЧЕСКОЕ». (5мин.)
Вам нужно узнать, о каком химическом элементе идёт речь в данном тексте.
1 столик: _____ является жизненно важным элементом, так как входит в состав белков и нуклеиновых кислот. Непосредственно из воздуха его способны усваивать лишь некоторые бактерии, а все другие организмы усваивают только соединения ________ . Человек получает ______ не из воздуха, а из соединений ________ , содержащихся в пищи. В теле человека содержится 3 % ______ .Как говорится: «Без белка нет жизни, без ______ нет белка».
(азот)
2 столик:
_______ жизненно важный элемент, в связанном виде содержится во всех высших организмах (составная часть белков). Для людей свободная _____ не ядовита. Тем не менее, даже в малых количествах она обладает ослабляющим действием. Мелкозернистая _______ раздражает кожу. Серная мазь применяется для лечения кожных заболеваний.
(сера).
3 столик:
_____ относится к так называемым примесным элементам; его содержание в организме человека крайне мало и составляет 10-3 % . _______ обнаружен в печени, надпочечниках, волосах и хрусталике глаза. Недостаток _______ приводит к нарушению структуры костей и соединительной ткани.
(кремний).
4 столик:
Как и азот _______ входит в состав белков растений и животных. В костной ткани взрослого человека _______ содержится до 600г., в мышечных тканях – 56 г., в мозговых и нервных клетках – до 5 г. Соединения______ участвуют во всех обменных процессах жизнедеятельности живых организмов.
(фосфор).

Следующее блюдо торт «СЮРПРИЗ». (5 мин.) слайд №2
Вам предлагаю решить задачу на содержание примеси.
Задача:
Сколько граммов углекислого газа выделится при сгорании 40 г. угля содержащего
20% негорючей примеси.

При растворении солей в клетках образуются катионы и анионы

Следующее блюдо коктейль «АНИОНЫ» (5 мин.)
Вам даны соли Na, определите анионы этих солей.
Чтобы не ошибиться вспомните качественные реакции на анионы.
1столик: 2 столик:
Na2CO3 + 2HCl→ 2NaCl + H2O+ CO2 Na3 PO4 +3 Ag NO3 → Ag3PO4↓+ 3NaNO3
CO32- + 2H+ → H2O+ CO2 ↑ PO43-+ 3Ag+→ Ag3PO4↓
3 столик: 4 столик:
NaCl + Ag NO3 → AgCl↓ + HNO3 Na2SO4 + Ba(NO3)2 → BaSO4↓ +2HNO3
Cl- + Ag+→ AgCl↓ SO42-+ Ba2+→ BaSO4↓
Запишите молекулярное, полное и сокращённое уравнения реакции.
(один из учеников с каждой микрогруппы записывает сокращенное ионное уравнения реакции)

Следующее блюдо десерт «ФАНТАЗИЯ». (6мин.)
Посмотрите внимательно видеозадания, о каком веществе идёт речь, составьте генетическую связь, по первому уравнению реакции сделайте схему электронного баланса.
(один человек у доски)
S→SO3→H2SO4

Подведение итогов (6 мин.)
Итак, подсчитайте количество жетонов, как вы думаете, какую оценку вы бы поставили себе?
Д/з стр. 93 А №5.
В завершении этого урока я бы хотела обратиться к словам М. В. Ломоносова
«Химия широко распростирает свои объятья делам человеческим …..» Сегодня эти слова становятся всё более современными и актуальными.
Но химия – это не только новые конструкционные материалы, удобрения и средства для защиты растений.
Откроите слайд № 3
Химия – это загрязнение окружающей среды, (диоксид серы вызывает аллергию и раздражение дыхательных путей у человека и животных, диоксид азота снижает уровень гемоглобина в крови, раздражает слизистую оболочку глаза, если диоксида углерода в воздухе достигает 10%, появляется головокружение, иногда возможна потеря сознания) озоновые дыры в атмосфере, кислотные дожди. Поэтому важно знать и правильно использовать достижения современной химии.
Использовать экологически чистые источники энергии: энергию ветра, солнечную энергию, например, имеется установка во Франции, работающая на солнечной энергии она состоит из 9500 отдельных зеркал. В Алматинской области идёт интенсивное строительство гидроэлектростанции.
Я думаю, что в будущем мы можем избежать экологических катастроф, используя экологически чистые источники энергии.
Дополнительное задание, если осталось время.
Игра слов
Если взять большое слово,
Вынуть буквы раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Поиграйте раньше с нами, а потом садитесь сами!
Вот из слова гастроном вышел важный астроном,
А за ним и агроном ….
Вот вам слово «сульфадиметоксин», составьте слова связанные с биологией и химией.

Литература:
1. Н.А. Алексеев. Личностно-ориентированное обучение в школе.
Ростов-на-Дону. Феникс, 2006.
2. В. Малышкина. Занимательная химия./ Санкт-Петербург, «Тригон», 2001.
3. Журнал Химия, №8, 2010 г. Практико-ориентированные проблемно-
творческие задачи. О.Д-С. Кендиван, к.х.н. Москва. «ИГ «Основа»
Категория: Химия | Добавил: allasemukina
Просмотров: 353 | Загрузок: 26 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 8:44 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [695]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1867]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru