Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Химия

Спирты.Алканолы
[ Скачать с сервера (183.5Kb) ] 2015-03-28, 9:24 AM
11 класс
Форма: Интегрированный урок химии и биологии
Тема урока: Спирты

Цель урока: - Сформировать первое представление о спиртах, их свойствах и применении
Задачи урока:
Обучающие:
• познакомить с простейшими представителями кислородсодержащих органических веществ;
• продолжить формировать основные понятия органической химии: гомолог, изомер, функциональная группа;
• научить распознавать многоатомные спирты.
• изучить строение и свойства спиртов
• познакомиться с представителями многоатомных спиртов
Воспитательные:
• формировать основные компетентности получения и обработки информации;
• воспитывать способности самостоятельно добывать знания.
Развивающие:
• развивать умения сравнивать, анализировать;
• развивать навыки коммуникативной культуры и умения сотрудничества при работе в паре;
• формировать умения работать с учебным и раздаточным материалом, с обучающими компьютерными программами.

Методы: словесные, наглядно-практический.
Оборудование и дидактический материал для изучения темы:
• обучающая программа “Спирты” в виде флипчарта;
• компьютерный тест “Спирты”;
• рабочая карта к уроку;

Оборудование: настойки трав, йода, духи, одеколон, глицерин, растворитель красок, белок, спирт этиловый. Продукты для диабетиков, ксилит, метанол, этанол, сорбит.

План урока
1. Орг. момент.
2. Номенклатура и классификация спиртов.
3. Получение спиртов.
4. Применение спиртов.
5. Физиологическое действие спиртов на живые организмы.
6. Свойства спиртов.
7. Многоатомные спирты и их значение.
8. Выводы, итоги урока.

Ход урока

1.Орг.момент.
Учитель химии. Здравствуйте ребята. Садитесь.
Сегодня у нас не совсем обычный урок – химии и биологии.
Мы с вами постараемся выяснить, возможно, ли существование человека и природы без спиртов?
Запишем тему урока в тетрадь.
Как сказал один древний медик:
Все есть яд и все лекарство, все дело в дозе.
Парацельс

Поэтому целью нашего урока является не только узнать классификацию и свойства спиртов, их значение, способы получения, а также выявить их физиологическое действие на живые организмы.

2.Номенклатура и классификация спиртов.
Учитель. Сначала объясняет классификацию и номенклатуру спиртов, затем дает задание.
Учитель химии. А для начала, чтобы настроиться на серьезную работу я предлагаю вам выполнить задание: Соотнесите формулы, название и классы спиртов.
Каковы же правила номенклатуры спиртов?
Какие классы спиртов нам известны?
Итак, спиртов много, они классифицируются по различным признакам. А давайте обратимся к истории, как давно человеку известен спирт? Внимание на экран.

3.Получение спиртов.
Учитель химии. Чистый спирт начали получать в 6 веке из плодов. А в наше время, какие существуют способы получения? Я попрошу 2 уч-ся составить на доске схемы их получения. Задание: составить схемы получения спиртов.(2 ученика на доске составляют схемы)

1. глюкоза-------- спирт.(вспоминаем биологию, реакцию брож.)
2. этен---------спирт(вспоминаем химические свойства алкенов)

4.Применение спиртов.
Учитель химии. Где же находят применения спирты?
(ответы учащихся) (доклады, + самостоятельно подготовленные слайды-презентации).

5.Физиологическое действие спиртов на живые организмы.
Ученик в роли учителя биологии. Да, безусловно, спирты имеют огромное значение для человека – неотъемлемый элемент
культурных традиций многих народов мира.Кроме того, оказывается, что в малых дозах винный спирт постоянно присутствует в организме,т.к. вырабатывается самим организмом человека. Его концентрация в крови составляет 0,01-0,05%, она необходима для обеспечения энергетических затрат организма.
Сообщения учащихся
-В чём польза спиртов?
-Мифы и реальность о спиртах.(по презентациям)
В продолжение можно добавить слова врача древности Парацельса: «Мера определяет, быть веществу вредным или полезным».
В настоящее время ни для кого не секрет, что распространение алкоголизма – является серьезной проблемой многих стран. Похититель рассудка – так именуют алкоголь с древних времен. Давайте посмотрим как действует этанол на живые клетки и клеточные структуры.
Демонстрация опытов.

-действие этилового спирта на белки.(проводят все учащиеся, наблюдают денатурацию, делают выводы)
Как видите этанол оказывает губительное действие на клетки, а это значит и на организм в целом. Последствия этого действия могут быть очень тяжёлые.
Вопросы учащимся.
-действие этанола на организм человека.
- действие этанола на психику человека.
- особенности действия алкоголя на организм детей.
К сожалению,очень часто причиной тяжелейших отравлений является другой спирт – метанол.(сообщение про метанол)

6.Свойства спиртов.
Учитель химии. Возникает проблема: почему именно он становится этой причиной ?
Поможет нам найти ответ следующее задание.
Задание: Заполнить таблицу. (2 ученика заполняют ее на доске)

Характеристика этанола и метанола
Характеристика Этанол Метанол
Цвет
Запах
Коэффициент
Рефракции
Относительная
плотность, г/мл
Температура, С
ПДК, мг/м


( учащиеся заполняют таблицу,2 человека у доски)
Вывод: отличить ядовитый метанол от этанола можно только в лабораторных условиях, с помощью специального оборудования и реактивов.
Опыт : « Качественные реакции на метанол и этанол»





Учитель химии. В настоящее время нередки и отравления жидкостями, которые заливают в автомобиль, особенно антифризами. Дело в том, что в их состав входит этиленгликоль – ядовитое вещество.

7.Многоатомные спирты и их значение.
Ученик в роли учителя биологии. Какие же еще спирты полезны и одновременно опасны для человека?
Сообщение учащихся.(по многоатомным спиртам)
8 . Закрепление:
1. Общая формула спиртов.
2. Назовите вещества:
CH3OH
CH3-CH2-CH2-CH2-OH
CH2(OH)-CH2(OH)
3. Составьте структурную формулу пропанол-2.
4. Чем определяется атомность спирта?
5. Перечислите области применения этанола.
6. Какие спирты используют в пищевой промышленности?
7. Какой спирт вызывает смертельное отравление при попадании в организм 30 мл?
8. Какое вещество используется в качестве незамерзающей жидкости?

9.Выводы и итоги урока
Ученик в роли учителя биологии. А теперь давайте вернемся к теме нашего урока и ответим на вопрос: Возможно ли существование человека и природы без спиртов?
(ответы учащихся)
Да, действительно, невозможно, спирты - наши постоянные спутники, они служат сырьём для промышленных товаров, входят в состав некоторых продуктов, являются частью живых организмов, используются в медицине.
Учитель химии: А завершить урок мне хочется словами В. Гёте: «Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьёзна, всегда строга, она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей.»
А домашнее задание будет таким: ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы.
На столах лист рефлексии - заполните их пожалуйста.
Спасибо за урок. До свидания.
Категория: Химия | Добавил: alesya
Просмотров: 249 | Загрузок: 4 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 5:54 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru