Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Химия

Разработка урока по теме Металлы
[ Скачать с сервера (1.28Mb) ] 2015-03-28, 10:45 AM
Тема урока: металлы в периодической системе и в жизни.
9 класс.
Форма урока: стандартная с элементами игры
Тип урока: изучение нового материала

Методы: беседа, рассказ, работа в группах, демонстрации.наглядные методы

Цель: Знать: строение металлов исходя из положения в периодической
системы,
Уметь: на основе этих свойств предсказывать свойства.
Развить навыки: написания электронного строения любого металла
исходя из общей формулы.

Воспитательная: чувство радостного сопереживания успеху
одноклассников ПРОДОЛЖИТЬ ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО, ТВОРЧЕСКОГО
ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ;

Развивающая: развитие мотивации учебной деятельности, развитие
мыслительных процессов: анализ, сравнение, синтез.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, коллекция “металлы и их сплавы”,


План урока.

I.Орг момент
II.Объяснение нового материала
III.Закрепление.
IV.Домашнее задание
V.Подведение итогов урока

I.Орг.момент. Здравствуйте, господа! сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир. Изучим такие простые вещества которые занимают большую часть таблицы Менделеева.

II.Активация знаний.
Посмотрите внимательно на эти предметы, подумайте и скажите что может быть общего среди этих казалось бы ничем не связанным друг с другом. (предметы и слайд изделий из металлов)слайды на ссылку\слайд 1.ppt

Слайд с темой, слайд с эпиграфомслайды на ссылку\слайд 2.pptслайды на ссылку\слайд 3.ppt
Запишите тему урока. Цель нашего урока познакомиться с новым классом простых неорганических веществ как металлы. узнаем их строение, их физические свойства, где применяются и что общего у всех металлов.слайды на ссылку\слайд 4.ppt

Прежде чем изучить строение посмотрим, где же в таблице Менделеева находятся металлы.(от бора до астата) Так чего же больше в таблице и на нашей планете металлов или не неметаллов.(более 80 элементов металлы)слайды на ссылку\слайд 5.ppt

Посмотрите на таблицу и запишите
а) в каких периодах находятся Ме (все кроме 1)
б) в каких группах (во всех)

Мы помним, что номер группы показывает.... (число валентных электронов, на внешнем энергетическом уровне.)слайды на ссылку\сдлайд 6.ppt

Т.О. на у всех металлов гл подгр.на внешнем энергетическом уровне от 1 до 3 электронов следовательно что им легче принять или отдать, почему?слайды на ссылку\слайд 7.ppt

Запишим общую формулу Ме0-nе=Ме+nслайды на ссылку\слайд 9.ppt

Давайте окунемся вглубь металла.

Атомные радиусы, электроотрицательность и степень окисления металлов изменяются в соответствии с периодическим законом.
А теперь записываем в периодах слева на право с увеличением порядкового номера атомные радиусы уменьшаются, э.о.увеличяивается, восстановительные свойства ослабевают.
В группах : сверху вниз атомные радиусы металлов увеличиваются, э.о. уменьшается, восстановительные свойства усиливаются.
Теперь, исходя из этого скажите какой самый сильный восстановитель (франций)
А теперь, окунемся еще в более глубинный мир металлов, в их структуру.
Атомы металлов образуют простые вещества с кристаллической решеткой. В кристаллической решетке каждый атом Ме окружен двенадцатью другими атомами, расположенными на одинаковом расстоянии от него.слайды на ссылку\слайд 8.ppt

Рисунок 1
Простые кристаллические решетки: 1 – простая кубическая решетка; 2 – гранецентрированная кубическая решетка; 3 – объемно-центрированная кубическая решетка; 4 – гексагональная решетка

Кристаллические решетки металлов часто имеют форму шестигранной призмы (цинк, магний), гранецентрированного куба (медь, золото) или объемно центрированного куба (железо).

Образуя кристаллические решетки, атомы металла сближаются настолько, что их валентные электроны внешнего энергетического уровня образуют общее электронное облако. Электроны свободно движутся в кристаллической решетке их называют «электронным» газом Они образуют химическую связь(зарисуйте) с положительными ионами Ме. Запишем : связь между ионами металла и свободными электронами в кристаллической решетке называются металлической.слайды на ссылку\слайд10.ppt
Связь образуется за счет перехода атомов в ионы, ионов- в атомы. ,,,,,,Физические свойства металлов как раз обусловлены этим строением кристаллических решеток. Ме от неМе отличаются металлическими электро и теплопроводноситью – это объясняется наличием свободных и подвижных электронов в кристаллической решетке.
Все металлы твердые (кроме ртути) а самый твердый Ме- хром Есть мягкие металлы(натрий ) легко режутся ножом.

(раздача коллекции)

По плотности Металлы легкие и тяжелые ( самый легкий-литий, самый тяжелый-осмий. (хром, олово, железо, свинец, золото, платина.)
Ме имеют температуру плавления- самый легкоплавкий ртуть, а самый тугоплавкий-вольфрам.
Стекла например покрывают тонким слоем серебра, которые обладают особенно хорошим металлическим блеском. Электропроводность наилучшая у серебра, но из-за дороговизны используют медь и алюминий.
А где и в каком виде Ме распространены в природе
- Могут ли металлы находиться в природе в свободном (или самородном) состоянии? Если могут, то, какие это металлы?
Ответ очевиден, это металлы низкой химической активности. Металлы могут встречаться в природе или в виде простого вещества или в виде сложного вещества.
Металлы в природе встречаются в трёх формах: слайды на ссылку\слайд 11.ppt
• в свободном виде встречаются золото и платина; золото бывает в распыленном состоянии, а иногда собирается в большие массы ? самородки. Так в Австралии в 1869 году нашли глыбу золота в сто килограммов весом. Через три года обнаружили там же еще большую глыбу весом около двухсот пятидесяти килограммов. Наши русские самородки много меньше, и самый знаменитый, найденный в 1837 году на Южном Урале, весил всего около тридцати шести килограммов. В середине XVII века в Колумбии испанцы, промывая золото, находили вместе с ним тяжелый серебристый металл. Этот металл казался таким же тяжелым, как и золото, и его нельзя было отделить от золота промывкою. Хотя он и напоминал серебро (по-испански ? plata), но был почти нерастворим и упорно не поддавался выплавке; его считали случайной вредной примесью или преднамеренной подделкой драгоценного золота. Поэтому испанское правительство приказывало в начале XVIII столетия выбрасывать этот вредный металл при свидетелях обратно в реку. Месторождения платины находятся и на Урале. Оно представляет собой массив дунита (изверженная горная порода, состоящая из силикатов железа и магния с примесью железняка). В нем содержатся включения самородной платины в виде зерен.
• 2) в самородном виде и в форме соединений могут находиться в природе серебро, медь, ртуть и олово;
• 3) все металлы, которые в ряду напряжений находятся до олова, встречаются только в виде соединений.
Чаще всего металлы в природе встречаются в виде солей неорганических кислот:
хлоридов - сильвинит КСl • NaCl, каменная соль NaCl;
нитратов – чилийская селитра NaNO3;
сульфатов – глауберова соль Na2SO4 ? 10 H2O, гипс CaSO4 • 2Н2О;
карбонатов – мел, мрамор, известняк СаСО3, магнезит MgCO3, доломит CaCO3 • MgCO3;
сульфидов ? серный колчедан FeS2, киноварь HgS, цинковая обманка ZnS;
фосфатов – фосфориты, апатиты Ca 3(PO4)2 ;
оксидов – магнитный железняк Fe3O4, красный железняк Fe2O3, бурый железняк, содержащий различные гидроксиды железа (III) Fe2O3 • Н2О.
Ещё в середине II тысячелетия до н. э. в Египте было освоено получение железа из железных руд. Это положило начало железному веку в истории человечества, который пришёл на смену каменному и бронзовому векам.

Вы видите, что металлы обладают очень разнообразными свойствами, следовательно, и область их применения будет весьма обширная. Металлы человечеству были известны еще с древности. Вспомните из истории первые изделия из металлов. В древности были известны 7 металлов. Это число соответствовало известным тогда планетам.: Солнце (золото), Юпитер(олово), Луна(серебро), Марс (железо), Меркурий(ртуть), Сатурн(Свинец), Венера(медь).слайды на ссылку\слайд 12.ppt
А где же в живой природе мы можем встретиться с металлами? В живом организме содержится около 10 металлов. слайды на ссылку\слай 13.pptУзнайте у своих бабушек, мам, друзей, что они знают о металлах в вашем организме.

III.Закрепление нового материала.

Индивидуальные карточки самым слабым учащимся

Заполните пропущенные клетки

поряд.номер элемент название произношение период группа
29 Сu медь купрум 4 1
11
Mg
барий
феррум
24
предложите свой пример

Самостоятельная работа классу.слайды на ссылку\слайд 14.ppt

Вопрос №1. Название этого металла в переводе обозначает «капнувший с неба, небесный»
(железо)
Вопрос №2.
Какой металл не существует?
а) таллий
б) галлий
в) валлий
г) калий
(валлий)

Вопрос №3
«Меткий стрелок»
ЗАДАНИЕ: ПОПАДИ В ЦЕЛЬ выбери металлы
Н2, Al, Р, S,
Ca, Cu, Cl2,
O2, Ag, Si

Вопрос №4 живой вопросИзображение 134.avi Этот элемент участвует в образовании гемоглобина, дефицит этого элемента может привести к такой всем известной болезни, как анемия. (железо)

Вопрос №5 Недостаток этого элемента приводит к замедлению роста костей скелета, возможен рахит (кальций)

Вопрос №6 Назовите одно из крупных месторождений железных руд в Костанайской области (Соколовское, Сарбайское , Сарское, Лисаковское)
Вопрос №7 Усть- каменогорск славиться своим комбинатом. Два из перерабатываемых элемента, послужили названием комбината. По Лондонской бирже металлов один из этих элементов , добытый в Восточном Казахстане зарегистрирован на Лондонской бирже как эталон качества. Назовите эти элементы и дайте полное название комбината. .(свмнцово-цинковый комбинат. Цинк и Св инец)

Вопрос №8Самый легкий металл.(литий)

Вопрос №9. Что тяжелее килограмм железа или килограмм золота? (одинаково)

Вопрос №10 Металл с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами.(франций)
Вопрос№11 В каком ряду приведены символы соответственно самого твердого и самого тугоплавкого металлов? а) W, Ti; б) Cr, Hg; в) Cr, W; г) W, Cr. (ответ в)
Вопрос №12 Единственный жидкий металл в природе. (ртуть)
Вопрос №13 Почему бабушки кладут на дно ведра серебряную ложку, набирая воду в прок? (ионы серебра убивают микроорганизмы, вода дольше не портится)

Игра на закрепление Морской бойслайды на ссылку\слайд 15.ppt

А Б В Г Д
1 HCl Cu Cl2 LiOH ZnO
2 S Р C FeS Zn
3 J2 H2 Fe Li Ag
4 O2 FeO Al K CuO
5 Si Ca N2 Na NaCl

Вопросы к морскому бою
1.Перечислите только металлы.

2.Назовите щелочные металлы

3. Назовите щелочно-земельные металлы

4.Изобразите электронную конфигурацию металла Г-5

IV. Запишем домашнее задание:
1.стр 93 упр.7 (данное задание не сложное. Вам необходимо расположить металлы в порядке усиления их металлических свойств, вспомним первую часть урока, когда мы рассматривали как меняются металлические свойства по группам и в периодах)
2. Написать сочинение на тему «Металлы в нашей жизни».слайды на ссылку\слайд 16.ppt

V.Итог урока.
вопросы:
1.с каким классом веществ мы сегодня познакомились?
2. Что узнали нового?
3.что было не понятного?

На следующем уроке мы узнаем химические свойства металлов, посмотрим как ведут себя разные металлы с одними и теми же вещесьвами. Но без знания сегоднешнего материала нам будет невозможно двигаться далее, так что этот материал заслуживает вашего внимательного прочтения дома, и запоминания отделльных важных моментов.

Сейчас мы поиграем, и кто справится получит отличные оценки.
Игра нарисуй металлами.

Соединяйте поочередно каждый угаданный металл, и посмотрите какая картинка в итоге у вас получится.птица раздаточный матер..doc

1.Металл с порядковым номером 12 (Mg)
2.Металл 1 гр, 2 периода. (Li)
3.Самый активный металл (Fr)
4.Самый тугоплавкий металл (W)
5.Содержание этого элемента в продуктах питания жизненно необходимо для растущего детского скелета.(Са)
6.Благородный металл 6 периода(Аu)
7.Этот Ме содержит 3 энергетических уровня, а на внешнем слое у него 1 электрон.(Na)
8.Число прогтонов у этого металла 37(Rb)
9.Число электронов у этого металла 22 (Тi)
10.Это единственный жидкий металл(Hg)
11.Название этого Ме в переводе обозначает «небесный».(Fe)
12.Этот металл имеет атомную массу 64(Сu)
13.Самый твердый металл(Сr)

теперь соедините ртуть с железом, железо с магнием, ртуть с иагнием, ртуть с хромом, алюминий с хромом и с оловом. (получается рисунок птицы.)птица на сравнение результата.doc

Всем спасибо за урок, До свидания!
Категория: Химия | Добавил: alesya
Просмотров: 261 | Загрузок: 13 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 3:26 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru