Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Химия

Программа профильной летней школы "Металлы и здоровье человека"
[ Скачать с сервера (68.0Kb) ] 2015-06-01, 12:56 PM
Пояснительная записка

Цель: Создать условия для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области исследования факторов, влияющих на состояние собственного здоровья.

Задачи:
1. Сформировать умения самостоятельно приобретать и применять знания.
2. Создать условия для развития творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
3. Способствовать развитию самостоятельной работы, развивать логическое мышление, способствовать развитию коллективной работы.

Данная программа профильного курса относится к межпредметному виду и способствует развитию познавательных возможностей десятиклассников, приобретению опыта работы на уровне повышенных требований, формированию учебной и познавательной мотивации.
Ученик должен иметь возможность подготовиться к поступлению по избранному профилю, получить реальный опыт формирования индивидуального учебного плана и ответить сам себе на вопросы: «Могу ли я? Хочу ли я?».
Предлагаемый материал включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, позволяющие формировать исследовательские навыки школьников в области экологии. В программу включены прогрессивные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.
Программа позволяет осуществить эвристические пробы и формировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний. Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов, использования наиболее эффективных (активных) методов.
Программа рассчитана на 11 часов.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
а) Проводить исследования состояния окружающей среды и влияния ее на Здоровье человека;
б) Вести мониторинг по оценке состояния здоровья человека;
в) Обрабатывать данные и оформлять результаты в виде таблиц, графиков, диаграмм.
Планируется использовать следующие формы работы с учащимися:
 Лекции
 Групповая работа с литературой с дальнейшей презентацией результатов.
 Семинарские занятия
 Дискуссия
 Конференция
 Практическая работа
 Тестирования
Тестирование учащихся на разных этапах занятий по данному курсу помогает отследить динамику интереса, правильность выбора. Формой отчета по завершении изучения курса является защита реферата.

Требования к учащимся
Учащийся должен знать:
1. Определение понятия «здоровье».
2. Факторы, влияющие на здоровье.
3. Влияние антропогенного загрязнения на молекулярные структуры и биохимические процессы.
4. Источники загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами.
5. Воздействие тяжелых металлов на организм человека.
6. Роль кобальта в организме человека.
7. Особенности алюминиевого обмена в организме человека и его нарушение.
8. Распределение марганца в организме человека и его роль в процессах жизнедеятельности.
9. Важнейшую роль железа в физиологии человека.
10. Биологическую роль меди в физиологических процессах.
11. Участие цинка в регуляции углеводного обмена и пути поступления его в организм человека.
12. Особенности воздействия свинца на детский организм и профилактику свинцовых отравлений.
13. Микроэлементы и их роль в организме человека.

Учащийся должен уметь:
1. Объяснять роль металлов в организме человека.
2. Устанавливать взаимосвязи между состоянием организма человека и причинами, обусловившими его. Выявлять отличительные признаки нарушений обмена веществ, вызванных избытком или недостатком того или иного металла в организме человека.
3. Осуществлять самостоятельный поиск информации в разных источниках и применять ее.
4. Грамотно оформлять полученные результаты исследований в виде отчетов, таблиц, графиков и др.
5. Анализировать, делать выводы.
6. Осуществлять мониторинг состояния исследуемого объекта.
7. Определять собственную позицию по отношению к экологии проблемам современности, которые отражаются на здоровье человека.

Тематическое планирование

№ Наименование темы Вид занятия Количество часов Дата
Всего Теоретические Практические
1 Введение. Молекулярно-генетический аспект Обзорная лекция 1 1 18.08.08
2 Тяжелые металлы и здоровье человека Лекция 1 1 19.08.08
3 Нобелевская премия за открытие кобаламина Семинарское занятие 1 1 20.08.08
4 «Алюминиевые» огурцы и атмосферная пыль Семинарское занятие 1 1 21.08.08
5 Марганец – защита от каракурта Семинарское занятие 1 1 22.08.08
6 Магнит на шее как средство от головной боли Семинарское занятие 1 1 23.08.08
7 Печень – «хозяйка медной горы». Семинарское занятие 1 1 25.08.08
8 Рецепт от Парацельса Семинарское занятие 1 1 26.08.08
9 Загрязнение окружающей среды свинцом и здоровье детей Дискуссия 1 1 27.08.08
10 Исследование загрязнения воздуха транспортом Практическая работа 1 1 28.08.08
11 Микроэлементы и их роль в организме человека Конференция 1 1 29.08.08
ИТОГО: 11 занятий

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение. Молекулярно-генетичекий аспект. Определение понятия «Здоровье», данное ВОЗ. Данные статистики ВОЗ. Действие антропогенного загрязнения окружающей среды на важнейшие молекулярные структуры и биохимические процессы в живых клетках. Тяжелые металлы – комплексообразователи. Механизмы самозащиты организмов.

2. Тяжелые металлы и здоровье человека. Основные источники загрязнения тяжелыми металлами. Пути распространения. Последствия влияния тяжелых металлов на здоровье человека. Ртуть. Кадмий.

3. Нобелевская премия за открытие кобаламина. Кобальт. Злокачественное малокровие. Витамин В12.

4. «Алюминиевые» огурцы и атмосферная пыль. Алюминий. Обмен алюминия у человека. Отрицательное действие алюминия. Ванадий. Источники ванадия. Влияние ванадия.

5. Марганец – защита от каракурта. Марганец. Распределение марганца в организме. Действие марганца на организм человека.

6. Магнит на шее как средство от головной боли. Железо. Недостаток железа в живых организмах.

7. Печень – «хозяйка медной горы». Медь. Содержание меди в живых организмах. Медные удобрения. Медьсодержащие ферменты.

8. Рецепт от Парацельса. Цинк. Биологическая роль цинка. Цинкосодержащие ферменты. Содержание цинка в живых организмах.

9. Загрязнение окружающей среды свинцом и здоровье детей. Загрязнение окружающей среды ксенобиотиками. Влияние ксенобиотиков на детский организм. Свинцовое отравление. Источники выбросов свинца.

10. Практическая работа «Исследование загрязнения воздуха городским транспортом». Транспорта как один из основных источников загрязнения воздуха. Уровень загрязнения воздуха. Примерный расчет количества вредных выбросов автотранспорта.

11. Микроэлементы и их роль в организме человека. Учение Б.И. Вернадского об атмосфере. Обмен веществ между организмами и окружающей средой. Натрий и калий. Магний. Кальций. Молибден. Стронций. Кадмий. Ртуть. Литий. Режим питания. Заболевания, связанные с биогеохимическими особенностями среды.

Список литературы:

1. Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии./ С.В.Алексеев, Н.В. Груздева – АО «МДС», 1996г. – 215с.
2. Вакулин А.А.Охрана природы. / А.А. Вакулин – М.: 1991 г. – 196 с.
3. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие. / Б.Т. Величковский, В.И. Кирпичев, И.Т. Суравегина – М.: «Новая школа», 1997г. – 356с.
4. Гржимек Б. Экологические очерки о природе и человекке. / Б. Гржимек – М.: 1988 г. – 214 с.
5. Емельянов И.В. Экологическая азбука. / И.В. Емельянов - М.: 1994 г. – 223 с.
6. Казанский Ю.А. Введение в экологию. / Ю.А. Казанский – М.: 1992 г.
– 112 с.
7. Кашапов Р.Ш. Живая оболочка Земли. / Р.Ш. Кашапов - М.: 1984 г. – 84 с.
8. Колбовский Е.Ю. Экология. / Е.Ю. Колбовский – Ярославль, 2005 г. – 255 с.
9. Чернова Н.М. Основы экологии. / Н.М. Чернова - М.: 1995 г. –314 с.
10. Экология. Город. Здоровье. Азбука экологической безопасности. – Волгоград: Центр экологического обучения, 2001г.
11. Периодическое издание «Экологический курьер»
Категория: Химия | Добавил: Yelena8722 | Теги: программа, хиимя
Просмотров: 234 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 5:19 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru