Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Химия

Открытый урок по химии "Соединения кальция и магния"
[ Скачать с сервера (96.5Kb) ] 2015-08-21, 3:19 PM
Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества»
Д. И. Менделеев
Цель урока: познакомиться с важнейшими соединениями Ca и Mg, нахождением их в природе, их применением.
Задачи:
• Образовательные:
1. Познакомить учащихся с представителями соединений металлов Ca и Mg.
2. Продолжить обучение учащихся пользоваться периодической системой.
3. Совершенствовать умения составления уравнений химических реакций.
4. Способствовать развитию практических умений при работе на интерактивной доске.
• Воспитательные:
1. Показать значимость химических знаний для современного наукоемкого производства и успешной адаптации будущих специалистов в современном обществе.
• Развивающие:
1. Способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке и практике.
2. Развивать память и внимание учащихся.
3. Продолжить формирование химического языка.
Оборудование:
• коллекции соединений кальция,
• интерактивная доска,
• Power Point – презентация,
• Flash–мультимедиа,
• Видеофрагменты,
План урока для учителя:
1. Проверка домашнего задания.
2. Актуализация знаний. Сообщение цели урока.
3. Формирование и совершенствование знаний о соединениях металлов второй группы главной подгруппы.
4. Подведение итогов урока.
Ход урока
Сегодня на уроке вы должны узнать состав и химические формулы важнейших соединений кальция и магния, нахождение их в природе и применение этих соединений в различных областях жизнедеятельности человека. Вы должны совершенствовать свои умения в составлении уравнений химических реакций и осуществлении цепочек превращений.
Организационный момент.
1. Проверка домашнего задания.
Индивидуальная работа у доски.
К доске вызываются двое учащихся и воспроизводят упражнения домашнего задания на доске. Правило: если использовать тетради, то оценки «4» или «5» не получишь. Воспроизведенные упражнения проверяются по окончании фронтальной проверки. Задания 4 в цепочке превращений - можно усложнить, предложив записать уравнения в полном и сокращенном ионном виде.
Осуществить превращение, реакцию 4 разобрать в молекулярном и ионном виде:
Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCl2 → CaCO3
Реакция горения кальция в кислороде (видеофрагмент)

Фронтальный опрос класса: учитель (вопросы)
1. Какие химические элементы относятся к семейству щелочно-земельных металлов?
2. Что общего и в чем отличие электронного строения щелочно-земельных металлов?
Рассказывают по рисунку:

3. Как это отражается на их восстановительных свойствах?
Исходя из положения данных элементов в ПСХЭ видно, у всех элементов по 2 электрона на последнем энергетическом уровне – номер группы; но разный заряд ядра – порядковый № элемента; различный радиус атома – номер периода.
Восстановительные свойства увеличиваются (способность отдавать электроны) увеличивается сверху вниз, так как увеличивается радиус атома и электроны последнего уровня не прочно связаны с ядром атома, а следовательно легче отдают.
4. Проверка домашнего задания у доски:
Проверяем правильность написания уравнений реакций, расстановки коэффициентов.
Цепочка превращений остается на доске.
5. Встречаются ли перечисленные металлы в свободном виде?
Нет, в виду своей активности, только в виде соединений.
2. Актуализация знаний. Сообщение цели урока.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с соединениями элементов второй группы главной подгруппы на примере Кальция и Магния. (Презентация «Где встречаются соединения кальция и магния»)
3. Формирование и совершенствование знаний о соединениях металлов.
Учитель: Обратимся к цепочке превращений: Какой элемент все время повторяется в цепочке превращений?
20 Кальций
Ca
40,078
4s2
Ка́льций — элемент главной подгруппы второй группы, четвёртого периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 20. Обозначается символом Ca (лат. Calcium). Простое вещество кальций (CAS-номер: 7440-70-2) — мягкий, химически активный щёлочноземельный металл серебристо-белого цвета.
Название элемента происходит от лат. calx (в родительном падеже calcis) — «известь», «мягкий камень». Оно было предложено английским химиком Хэмфри Дэви, в 1808 г. выделившим металлический кальций электролитическим методом.
Нахождение в природе
Из-за высокой химической активности кальций в свободном виде в природе не встречается.
На долю кальция приходится 3,38 % массы земной коры (5-е место по распространенности после кислорода, кремния, алюминия и железа).
Большая часть кальция содержится в составе силикатов и алюмосиликатов различных горных пород (граниты, гнейсы и т. п.), особенно в полевом шпате — анортите Ca[Al2Si2O8].
В виде осадочных пород соединения кальция представлены мелом и известняками, состоящими в основном из минерала кальцита (CaCO3). Кристаллическая форма кальцита — мрамор — встречается в природе гораздо реже.
Довольно широко распространены такие минералы кальция, как кальцит CaCO3, ангидрит CaSO4, алебастр CaSO4•0.5H2O и гипс CaSO4•2H2O, флюоритCaF2, апатиты Ca5(PO4)3(F,Cl,OH), доломит MgCO3•CaCO3. Присутствием солей кальция и магния в природной воде определяется её жёсткость.
Mg — Магний
МАГНИЙ (лат. Magnesium), Mg (читается «магний»), химический элемент IIА группы третьего периода периодической системы Менделеева, атомный номер 12, атомная масса 24,305. Природный магний состоит из трех стабильных нуклидов:24Mg (78,60% по массе), 25Mg (10,11%) и 26Mg (11,29%). Электронная конфигурация нейтрального атома 1s22s2p63s2, согласно которой магний в стабильных соединениях двухвалентен (степень окисления +2). Простое вещество магний — легкий, серебристо-белый блестящий металл.
Магний относится к щелочноземельным металлам
Физические и химические свойства: металлический магний обладает гексагональной кристаллической решеткой. Температура плавления 650°C, температура кипения 1105°C, плотность 1,74 г/см3 (магний — очень легкий металл, легче только кальций и щелочные металлы). Стандартный электродный потенциал магния Mg/Mg2+ равен –2,37В. В ряду стандартных потенциалов он расположен за натрием перед алюминием.
Нахождение в природе: магний — один из десяти наиболее распространенных элементов земной коры (8-е место). В ней содержится 2,35% магния по массе. Из-за высокой химической активности в свободном виде магний не встречается, а входит в состав множества минералов — силикатов, алюмосиликатов, карбонатов, хлоридов, сульфатов и др. Так, магний содержат широко распространенные силикаты оливин (Mg,Fe)2[SiO4] и серпентин Mg6(OH)8[Si4O10]. Важное практическое значение имеют такие магнийсодержащие минералы, как асбест, магнезит, доломит MgCO3•CaCO3, бишофит MgCl2•6H2O, карналлит KCl•MgCl2•6H2O, эпсомит MgSO4•7H2O, каинит KCl•MgSO4•3H2O, астраханит Na2SO4•MgSO4•4H2O и др. Магний содержится в морской воде (4% Mg в сухом остатке), в природных рассолах, во многих подземных водах.
Применение: основная часть добываемого магния используется для получения различных легких магниевых сплавов. В состав этих сплавов, кроме магния, входят, как правило, алюминий, цинк, цирконий. Такие сплавы достаточно прочны и находят применение в самолетостроении, приборостроении и для других целей.

Важнейшие соединения кальция и магния:
CaO – оксид кальция, негашеная известь; Видеофрагмент
Ca(OH)2 – гидроксид кальция (гашеная известь, известковая вода, известковое молоко в зависимости от концентрации раствора).
Общее – одна и та же химическая формула Са(ОН)2. Отличие: известковая вода – прозрачный насыщенный раствор Са(ОН)2, а известковое молоко – это белая взвесь Са(ОН)2 в воде. (видеофрагмент)
CaCl2 - хлорид кальция, хлористый кальций;
CaCO3 – карбонат кальция, мел, мрамор ракушечник, известняк.
CaS04 ∙ 2H20 — кристаллогидрат сульфата кальция, гипс;

MgC03 ∙ CaC03 — двойная соль – карбонат кальция, магния - доломит;
MgC03 – карбонат магния - магнезит;
MgS04 — сульфат магния - горькая или английская соль, содержится в морской воде.
Учитель: Особо выделяются соединения Са и Mg, как наиболее распространенных и важных элементов. Рассказываете о роли Са и Mg для жизни и здоровья человека.
Магний - Соли магния проявляют антисептическое и сосудорасширяющее действие, понижают артериальное давление и содержание холестерина в крови, оказывают успокаивающее действие на нервную систему, играют большую роль в профилактике и лечении рака, благотворно действуют на органы пищеварения.
Кальций - Ионы кальция необходимы для процесса кроветворения, обмена веществ, для уменьшения проницаемости сосудов, нормального роста скелета, благотворно влияют на состояние нервной системы, оказывают противовоспалительное действие.
Как можно получить эти соединения – закрепим с помощью заданий на интерактивной доске (flash–мультимедиа «Генетический ряд магния. Превращения соединений магния»), с записью уравнений реакций на доске и в тетради. (видеофрагмент)
Где находят применение соединения кальция и магния?
1) Стихи про кальций и магний – дополнительный материал подготовленный учащимися.
Магний.

В природе магний - горы доломита
Нагромождает в горные хребты.
В асбесте, тальке он, и в магнезите,
В голубизне морских глубин.
Он символом земной жизни
На голубой планете стал,
Ведь магний это фотосинтез
И жизнь зеленого листа.
Без магния нет хлорофилла
И жизни как таковой
Он чудодейственная сила
В нем жизни всей круговорот
Химически он энергичен,
И химикам помог не раз
Внеси его хоть в пламя спички
Он вспыхнет и сгорит тотчас.
Сплав с алюминием легчайший
Дает он марки «Электрон»,
В когорту сплавов им крылатых
Как равноценный входит он.
А ты в аптеку загляни-ка
И убедиться сам изволь!
Там магний тоже знаменитость
Ведь он - слабительная соль!
Кальций.

Взметнулись ввысь ажурные громады
Кирпичной кладки стройные ряды,
Вот в облицовке поражает мрамор
Оттенков нежностью своих
Расцвеченный моллюска панцирь,
Коралл, ракушки завиток –
Все это многоликий кальций,
Ему в строительстве почет.
Животным он каркас надежный
В соединениях дает.
И поражает облицовкой
Он нас на станциях метро.
И если кальций ниже нормы
Окажется у нас в крови
Кровотечением опасным
Даже царапина грозит.
В земной коре его немало,
В достатке гипс и известняк.
Слагают горы мел и мрамор,
В морской воде он и в костях.
2) Презентация «Где применяются соединения кальция и магния».
3) Применение гидроксида кальция. (видеофрагмент)
4. Контроль знаний – игра «Собери слово». (презентация)
Нужно собрать слово, правильно отвечая на вопросы, которое означает что это минерал скульпторов, архитекторов и облицовщиков. (вопросы)
На слайдах презентации написаны задания и если учащиеся отвечают правильно, то после щелчка мыши «загорается» буква. В конце игры из букв собирается слово «мрамор».
5. Подведение итогов урока.
1. По проверке домашнего задания.
2. Познакомились с соединениями металлов 2 группы на примере кальция и магния.
3. Познакомились с коллекцией минералов и применений соединений кальция и магния в быту и в народном хозяйстве.
4. Собрали слово – контроль полученных знаний.
5. Далее учитель комментирует и оценивает ответы учащихся на всех этапах урока и диктует домашнее задание: § 6.6, упр. 5
Категория: Химия | Добавил: Natusik18
Просмотров: 407 | Загрузок: 27 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 3:18 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru