Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Химия

Мыла и синтетические моющие средства
2016-11-25, 3:34 PM
Разработка факультативного занятия «Химия в быту» для учащихся 7-х классов
дата проведения______________ класс___________
тема: Мыла и синтетические моющие средства
Цель:
• Изучение химического состава мыла, способов его получения, видового разнообразия, моющего действия, истории создания, исследование влияния реакции среды мыльного раствора на кожу человека.
• Изучение химического состава и свойств СМС, их влияние при стирке на внешний вид изделия, исследование состава волокна и реакции среды водных растворов СМС, выбор СМС для стирки изделий из различных видов волокон (шерстяных, ацетатных, х/б, капроновых). Исследование зависимости моющего действия мыла от жесткости воды.
Для достижения этой цели поставлены задачи:
• Изучить литературные источники, отражающие историю создания мыла, домашние способы приготовления и видовое разнообразие мыла.
• Изучить химический состав мыла. Химические процессы, лежащие в основе получения мыла. Сырье для получения мыла.
• Провести исследование реакции среды водного раствора различных сортов мыла. Твердое: « Детское», « Цветочное», «Земляничное», «Хозяйственное», жидкое мыло: «Чистая линия» «Жасмин». Выбрать мыло для чувствительной кожи.
• Изучить химический состав СМС и химические процессы, лежащие в основе их действия.
• Выбрать СМС: «Тайд», «Дося», «Ласка» для стирки образцов из шерсти, ацетатного волокна, х/б волокна, капрона.
• Исследовать моющее действие мыла в очищенной воде и в обычной жесткой воде. Сделать вывод о расходе моющих средств в жесткой воде.
Обучающиеся предварительно получают задание приготовить на электронных носителях информацию по данной теме из Интернет ресурсов, а также наглядный материал (картинки, рисунки). На доске помещен пустой плакат «Большая стирка» с рисунками мыльных пузырей и стиральных машин.
С термином «Мыло» ребенок знакомится с самого раннего возраста. Какое произведение Корнея Чуковского посвящено данной теме?
«Мойдодыр!» Замечательное произведение для детей и для взрослых.
Вспомним несколько строк:
Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило. И мылило,
И кусало, как оса.
В начальной школе дети пишут: «Мама мыла …» Итак, что же такое мыло? В чем значение слов «мыть», «стирать»? Наука химия изучает вещества, и, конечно, мыло – это вещество, а некоторые свойства вещества все знают с детства. Какие свойства мыла вы уже знаете? Ну, а, почему оно кусало как оса? Как его получают, каков его химический состав, каким мылом пользоваться для умывания, каким для стирки, как человек познакомился с мылом и почему есть люди, которые не хотят покупать мыло в магазине, а предпочитают сварить его сами? Какие бывают виды мыла? И зачем же мы покупаем стиральные порошки под названием СМС? Какова от них польза, а может быть от них больше вреда? Как правильно выбрать порошок для стирки деликатных изделий и как удалить пятно от чая и кофе, ржавчины и жира химическими реактивами? Ответы на все эти вопросы вы узнаете, поработав над проектом «Большая стирка», чтобы в конце работы вы воскликнули: « Да, здравствует мыло душистое!»
Сейчас мы разделимся на творческие группы. Перед каждой группой будут стоять различные задачи информационно-исследовательского характера, решив которые вы оформите визитную карточку работы своей группы, сделаете презентацию своей работы на бумаге и в электронном виде. Визитки прикрепляем на один общий плакат «Большая стирка» и у нас рождается коллективный проект, состоящий из групповых проектов и коллективная работа состоящая из групповых мультимедиапрезентаций. Из конверта каждый обучающийся вытаскивает квадратик из цветной бумаги: красный, синий, зеленый, желтый, розовый. Объединились по цвету квадратиков, выбрали руководителя группы. Подошли к столу учителя и вытянули конверт с заданиями и названием группы: «Мыловарня», «Мойдодыр», «Золушка», «Чистюнька», «Новый АСС».
В ходе работы над проектом вы можете использовать библиотеку кабинета химии, Интернет ресурсы, учебники по химии различных авторов.
По окончании работы защита проекта.
Задание: Составить диаграмму по вопросам, указанным в задании групп. Подготовить проеки своего выступления, а также визитку к проекту. Защита проекта.
Point.
№1 Группа « Мыловарня»
1. Этимология происхождения названия «мыло». История первого упоминания о мыле.
2. Сырьевые источники марсельской мыловаренной промышленности. Зарождение мыловаренной промышленности в различных странах.
3. Технология получения мыла (процесс мыловарения). Химизм процесса. (Уравнения реакций).
4. Можно ли сварить мыло в домашних условиях? Когда возникает такая необходимость? Что такое щелок? Необходимость его применения.
5. Виды мыла.
6. Проведите социологический опрос в своем коллективе: Какой вид мыла предпочитаете?
а) жидкое или твердое;
б) белое или цветное. Выполните диаграмму.
Задания: Оформить визитную карточку по своему разделу, используя информацию и картинки по своей теме. Защита проекта.
№2. Группа «Мойдодыр»
1. Что представляет мыло по химическому составу? Напишите формулы мыла, различных видов (жидкого и твердого).
2. Почему мыло отъедает грязь? В чем заключается моющее действие мыла?
3. Как правильно выбрать мыло для умывания.
4. Из представленных образцов мыла выберите тот, который будет оказывать наиболее благоприятное действие на кожу. Проведите эксперимент-исследование.
Учитель выдает несколько образцов мыла, в том числе и жидкое мыло.
Для определения реакции среды водного раствора мыла следует растворить немного мыльных стружек в пробирке до образования устойчивой пены и прилить несколько капель индикатора фенолфталеина или взять универсальный индикатор. Если окраска станет малиновой с фенолфталеином, значит реакция среды будет щелочная, а если окраска не изменится реакция среды будет нейтральная или кислая. С универсальным индикатором реакция среды определяется по значению водородного показателя рН. Если рН=7 среда нейтральная , рН>7- щелочная, рН<7 среда кислая. Исследуйте реакцию среды в выданных образцах. Какое мыло вы выберите для умывания? Для мытья рук?
5. Как вы думаете, почему Корней Чуковский написал такие слова в стихотворении «Мойдодыр»:
Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило. И мылило,
И кусало, как оса.
6. Применение хозяйственного мыла. Его химический состав и получение.
7. Проведите социологический опрос: Испытываете ли вы неприятные ощущения стянутости кожных покровов или чувство зуда после умывания мылом. Какие советы вы можете дать респондентам по использованию мыла. Составить диаграмму.
№3. Группа «ЗОЛУШКА».
1. Какие вы знаете синтетические моющие средства. Необходимость их применения. Механизм действия моющих средств. Преимущество СМС перед мылом.
2. Определите вид выданных образцов тканей, используя таблицу из учебника или из книги «Многоликая химия».
3. Исследуйте реакцию водного раствора выданных СМС. Согласно приложенной методики.
Проведите эксперимент!
Эксперимент: Для определения реакции среды водного раствора стирального порошка следует растворить немного стирального порошка в пробирке до образования устойчивой пены и прилить несколько капель индикатора фенолфталеина или взять универсальный индикатор. Если окраска станет малиновой с фенолфталеином, значит реакция среды будет щелочная, а если окраска не изменится реакция среды будет нейтральная или кислая. С универсальным индикатором реакция среды определяется по значению водородного показателя рН.
Если рН=7 среда нейтральная , рН>7- щелочная, рН<7 среда кислая. Исследуйте реакцию среды в выданных образцах. Какое СМС вы выберите для стирки шерсти, ацетатного волокна, х/б ткани и капрона. Составить ответ в виде таблицы. Дайте обоснованный ответ.
Заполните таблицу по образцу, предварительно изучив информацию о стирке разных видов тканей.
№ Вид ткани Вид СМС
4. Проблема загрязнения водного бассейна ПАВ
5. Проведите социологический опрос:
А) Применяете ли вы при стирке для разных видов тканей специальные СМС? (да, нет)
Б) Читаете ли надписи на коробке СМС? (да, нет).
№4. Группа «Чистюнька»
1. Влияние жесткости воды на моющее действие мыла. Почему белье выстиранное в жесткой воде выглядит блеклым? Дайте определение жесткой воды и мягкой воды. К какой воде относится очищенная вода и дистиллированная вода?
2. Проведите исследование. В одну пробирку налить 5 мл очищенной воды, во вторую дистиллированной воды, а в третью обычной жесткой воды, затем прибавить мыльной стружки в каждую пробирку. Закройте пробками пробирки и встряхивайте несколько секунд, далее поставьте пробирки в штатив и рассмотрите содержимое пробирок. Объясните появление хлопьев в пробирке с жесткой водой. Что представляют по химическому составу эти хлопья? Где больше процесс пенообразования?
3. Составить уравнения проделанных реакций.
4. Почему в давние времена в воду добавляли древесную золу? (поташ-карбонат калия). Какими свойствами обладал полученный раствор, как он назывался и для каких целей использовался? Составьте химические уравнения происходящих процессов.
5. Проведите социологический опрос: Какой водой вам больше нравится стираться?
А) обычной водопроводной;
Б) колодезной;
В) дождевой, снеговой;
Г) речной, озерной.
Задание: Составить диаграмму. Подготовить проект своего выступления, а также визитку к проекту. Защита проекта.
№5 Группа « Новый АСС»
1. Что представляют отбеливающие средства? Виды отбеливающих средств.
2. Какие вещества входят в состав кислородосодержащих отбеливателей?
3. Правила техники безопасности при работе с хлорсодержащими отбеливателями.
4. ЭКСПЕРИМЕНТ. Поработаем в химчистке! Возьмите кусочек ткани и поставьте йодное пятно. Для его удаления воспользуйтесь раствором тиосульфата натрия Na2S2O3. Возьмите кусочек ткани и поставьте пятно от чая, удалить это пятно вы можете с помощью лимонной кислоты.
5. Проведите социологический опрос:
а) Используете ли вы хлорсодержащие отбеливатели?
б) Знаете ли вы правила техники безопасности при работе с хлорсодержащими отбеливателями?
в) Каким отбеливателям вы отдаете предпочтение?
Заключение.
1. Название «мыло» soap произошло от названия горы Сапо в древнем Риме, где совершались жертвоприношения богам. Животный жир, выделяющийся при сжигании жертвы, скапливался и смешивался с древесной золой костра. Происходила химическая реакция омыления жира. Так рождалось мыло.
В России мыловаренное производство стало развиваться в 30-х годах 18 века. По указанию императора Николая I мыло стало стратегически важным продуктом.
Сырьем для производства мыла служат животные жиры. Они содержат до 40% насыщенных жирных кислот. Синтетические жирные кислоты получают из парафина нефти каталитическим окислением кислородом воздуха. При производстве мыла используют две фракции жирных кислот С10-С16 и С17-С20. В хозяйственное мыло синтетические жирные кислоты входят в количестве 35-40%. В производстве мыла используют канифоль, получаемую из живицы хвойных деревьев, она состоит из смеси смоляных кислот и делает мыло мягким и липким.
Мыла классифицируют на хозяйственные, туалетные и специальные.
Мыло является не только средством гигиены, но и обладает лечебными и антисептическими свойствами, применяется в машиностроении, часовой промышленности, в пищевой промышленности и в сельском хозяйстве.
2. Мыло - это натриевая или калиевая соль высших карбоновых кислот.
Так как мыло образуется в ходе реакций щелочного омыления, то большинство его сортов имеет щелочную реакцию водного раствора и оказывает раздражающее действие на сухую и чувствительную кожу, поэтому нужно очень осторожно выбирать мыло для умывания, лучше всего использовать «Детское» мыло или жидкое мыло с нейтральной реакцией среды. Значение рН кожи человека располагается в кислой области. Кожный лецитин и холестерин в соединении с роговым жиром образуют некий защитный слой, делающий кожу упругой и защищенной от негативных воздействий окружающей среды. При купании этот слой-пленка частично разрушается, вымывается. Если мыло дает щелочную реакцию с водой, то при использовании такого мыла кожа будет сохнуть, шелушиться, будет возникать зуд. Очень восприимчива к щелочной среде чувствительная кожа, сухая кожа. При продолжительном применении такого мыла могут даже появляться трещины на коже. Поэтому нужно тщательно подходить к выбору мыла для умывания и прежде всего нужно знать тип своей кожи.
3. Моющее действие мыла зависит от качества воды, а именно от жесткости. Чем больше жесткость воды, тем меньше процесс пенообразования, хуже моющее действие. Для умывания лучше пользоваться кипяченой водой.
4. На внешний вид выстиранного изделия оказывает влияние вид используемого СМС. В отличие от мыла СМС сохраняют моющее действие в воде любой жесткости. Они не образуют нерастворимых в воде солей кальция и магния. Однако нужно правильно выбрать СМС для стирки, учитывая вид ткани. СМС являются ПАВ и представляют собой сложную композицию, так как в них входят различные добавки: оптические отбеливатели, химические отбеливатели, ферменты, пенообразователи, смягчители. Шерстяные вещи нельзя стирать порошком для хлопчатобумажных тканей, так как они содержат повышенную долю щелочных присадок. Капрон, нитрон и лавсан также требуют бережной стирки, что и волокна белкового происхождения. СМС оказывают неблагоприятное влияние на обитателей водоемов. Например, даже низкие концентрации ПАВ, заставляют пресноводных пиявок открепляться от своих мест, и их уносит течение. Таким образом, речные экосистемы утрачивают пиявок как важный компонент пищевых цепей. Этот пример показывает, какой ущерб экосистеме наносит даже не смертельные для биоса концентрации ПАВ.
5. Для удаления пятен с одежды можно воспользоваться отбеливателями, которые классифицируются на: оптические, кислородосодержащие, хлорсодержащие, серосодержащие и другие. При использовании хлорсодержащих и серосодержащих отбеливателей выделяются ядовитые газы, оказывающие неблагоприятное действие на организм, поэтому нужно соблюдать правила техники безопасности с этими веществами. Но можно воспользоваться и другими веществами для удаления пятен, например пятна от жира и масла можно удалить смесью мыла и бензина, от чая лимонной кислотой, от йода раствором тиосульфата натрия или сублимацией йода.
Рефлексия.
Закончите фразы: (по выбору)
1. Меня на уроке ….(впечатлило, заинтересовало, удивило, ..)
2. Для меня стало … (открытием, показалось оригинальным, неоднозначным..)
3. Мне показалось…(не очень удачным, сухим, неинтересным, незначительным, нецелесообразным).

 Вам пришлось стирать темные вещи с мылом в жесткой воде. После стирки и полоскания на них остался «седой» налет. Как его устранить и что можно было сделать, чтобы этого не произошло?
Мыло в жесткой воде плохо мылится и образует осадок стеарата кальция:

Этот осадок и проступает на темных тканях в виде «седого» налета.
Чтобы этого не произошло, следует смягчить воду, добавив в нее соду или прокипятив.
Избавиться от «седого» налета можно, если прополоскать вещи в разбавленном растворе уксусной кислоты:

 Вам надо удалить свежие пятна подсолнечного масла и йода. Можно ли сделать это физическим способом, не прибегая к помощи химии?
Да, можно. Прежде всего следует попытаться оба пятна удалить органическим растворителем — бензином, керосином. В данном случае будет происходить физический процесс растворения. И йод, и растительное масло хорошо растворяются в органических растворителях.
Пятно йода проще всего удалить за счет способности этого вещества легко возгоняться. Ткань следует слегка подогреть, например утюгом или на батарее отопления, — это ускорит процесс возгонки.
 Если вы посадили на одежду жирное пятно за праздничным столом и нет возможности сразу же заняться его выведением, рекомендуется немедленно засыпать пятно солью. Иногда после такой обработки пятно полностью исчезает. К каким способам выведения можно отнести этот прием — к физическим или к химическим?
Это физический способ, так как соль не вступает в химическое взаимодействие с жирами, а только адсорбирует их.
 Вы пролили йод на белую салфетку. Попытались вывести пятно с помощью отбеливателей: «Персоли», затем хлорной извести, но неудачно — ни одно из этих средств не обесцветило пятно. Однако через несколько дней пятно исчезло. Можно ли написать уравнение реакции, благодаря которой исчезло пятно? Почему оно не исчезло под действием «Персоли» и хлорной извести? Если необходимо быстро удалить пятно йода с ткани, то какое химическое соединение надо использовать — с окислительными или с восстановительными свойствами?
Нет, уравнения реакции написать нельзя, так как пятно исчезло в результате физического процесса — постепенной сублимации йода, адсорбированного тканью. Хлорная известь Са(СlO)2 и «Персоль» Na2CO3 • 1,5Н2O2 • Н2O обладают окислительными свойствами, поэтому они не обесцветили пятно йода, так как йод тоже является окислителем. Можно попытаться вывести такое пятно с помощью восстановителей, например водного раствора сульфита натрия Na2SO3:

 Вы пролили на скатерть подсолнечное масло и сразу же не смогли заняться удалением пятна. Когда через 10 дней вы вспомнили о скатерти, пятно стало интенсивно желтым. Попытка убрать его с помощью бензина не привела к успеху. Соседка посоветовала вам вывесить скатерть на солнце на несколько часов, так как некоторые пятна после этого исчезают. Почему бензин не удалил пятно со скатерти и хороший ли совет дала вам соседка?
Растительные жиры состоят преимущественно из непредельных соединений, в их молекулах имеются двойные связи, и они могут полимеризоваться, как все соединения с двойными связями. За счет этих процессов происходит, например, высыхание масляных красок с образованием прочного покрытия, так как все олифы изготовлены на основе растительных масел. При старении пятна растительного масла, особенно на свету и при повышенных температурах, не только образуются прочные полимерные молекулы, но также за счет двойных связей происходит взаимодействие молекул жира с полимерными молекулами ткани. Вывести такое пятно очень трудно.
 Вам надо удалить пятна различного происхождения: сливочное масло (свежее пятно), кофе, йод, морковный сок, аптечный препарат «зеленка», вишневый сок, мясной соус. Имеются следующие средства: «Персоль», стиральный порошок «Био-С», УФ-лампа, зубной порошок, бензин. Подберите для каждого пятна средства выведения.
Сливочное масло (свежее пятно) легко удалить бензином или зубным порошком.
Кофе, морковный сок, аптечный препарат «зеленка», вишневый сок обесцвечиваются под действием «Персоли».
Мясной соус можно отстирать порошком «Био-С», содержащим ферменты.
Пятна от морковного сока, в котором много каротина, обусловливающего его окраску, обесцвечиваются на солнце, так как каротин — природный светочувствительный пигмент, значит, их можно быстро вывести с помощью УФ-лампы.
Пятно йода можно вывести бензином, а также путем возгонки йода с ткани при нагревании.
 Почему зимой белье рекомендуют полоскать в соленой воде, если предполагается сушить его на открытом воздухе?
Раствор соли замерзает при значительно более низких температурах, чем чистая вода, поэтому белье остается мягким.
 Опытные хозяйки стараются не накапливать грязное белье, а стирать его как можно скорее и никогда не гладят несвежую, загрязненную одежду. Как можно объяснить это с точки зрения химии?
Все объекты стирки являются полимерными материалами — природными (шерсть — белковые соединения, хлопок — целлюлоза) или синтетическими (например, полиэфирные волокна). В этих материалах частично сохраняются двойные связи, поэтому они могут вступать в химическое взаимодействие с загрязнителями, которые по своей химической природе относятся чаще всего к жирам. Загрязнители к тому же могут и окисляться кислородом воздуха. Длительное хранение загрязненной одежды или ее нагревание при глажении способствуют более глубокому протеканию этих реакций и более прочному связыванию загрязнений с тканью, в результате чего отстирать загрязнения значительно сложнее.
 На коробке стирального порошки «Ариэль» приведена таблица, в одном столбце которой перечислены входящие в состав порошка компоненты, а в другом указаны их функции. Подберите каждому компоненту его функцию из приведенного перечня.
Компоненты:
• анионные поверхностно-активные вещества;
• перборат натрия (NaBО2 • Н2О2 • 3Н2О — содержит пероксигруппу);
• энзимы, фосфаты;
• карбонаты и силикаты;
• сульфат натрия;
• отдушки.
Функции:
• смягчают воду и тем самым повышают эффективность порошка;
• устанавливают кислотно-щелочной баланс моющей жидкости, обеспечивая лучшее качество стирки;
• придают приятный запах моющему раствору и одежде;
• обеспечивают хорошую сыпучесть порошка;
• удаляют пятна кофе, чая, фруктов;
• очищают грязь с ткани;
• биологически разрушают пятна веществ, содержащих белок.
Анионные поверхностно-активные вещества очищают грязь с ткани;
перборат натрия — кислородсодержащий отбеливатель, удаляющий пятна чая, кофе, фруктов;
энзимы — биологически разрушают белковые загрязнения;
фосфаты смягчают воду (частично эти функции выполняют и карбонаты):

карбонаты и силикаты устанавливают кислотно-щелочной баланс жидкости (за счет их гидролиза в растворе поддерживается щелочная среда, необходимая для стирки);
сульфат натрия обеспечивает сыпучесть порошка; отдушки придают приятный запах.
Категория: Химия | Добавил: Алдаберген
Просмотров: 1612 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 11:17 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru