Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Физика

Разработка урока - лабораторной работы "Иследование закона Бойля-Мариотта"
2017-02-08, 7:32 AM
Тема урока: Исследование закона Бойля-Мариотта
Цель урока: Проверить выполнение закона Бойля-Мариотта
Задачи урока
Образовательная: Закрепить знания учащихся по теме «Газовые законы», способствовать формированию умений работать с интерактивным оборудованием.
Воспитательная: Содействовать воспитанию чувства ответственности, коммуникативных навыков.
Развивающая: Способствовать развитию умений применять теоретические знания при выполнении лабораторной работы, логического мышления, умений анализировать и делать выводы.
Тип урока: Лабораторная работа
Межпредметные связи: Алгебра «Преобразование графика функций»
Оборудование: Xplorer GLX, сенсор ABSOLUTE PRESSURE и медицинский шприц объемом 24 мл.

Структура урока
Оргмомент Актуализация знаний Выполнение работы Подведение итогов и рефлексия Домашнее задание
2 мин
10 мин 25 мин 6 мин 2 мин

Ход урока

I. Оргмомент

1. Приветствие
2. Проверка посещаемости
3. Проверка принадлежностей
II. Актуализация знаний
На сегодняшнем уроке мы выполним лабораторную работу «Исследование закона Бойля-Мариотта». Сегодня мы с вами выполним лабораторную работу не традиционным способом, а с помощью оборудования компании PASCO: датчика ABSOLUTE PRESSURE и графического устройства Xplorer GLX. На уроке вам придётся провести опыт, проанализировать данные, сделать выводы, объяснить и оформить результаты.
На предыдущих уроках, мы с вами изучали газовые законы и решали задачи. И теперь, зная формулы законов их формулировки, графики изопроцессов , мы проверим экспериментально один этих законов.
Прежде чем перейти к выполнению работы, поговорим немного об основных понятиях, которые потребуются для выполнения работы и объяснения увиденного.
1. Что называют изопроцессом?
2. Какие изопроцессы вы знаете?
3. Какой процесс называют изотермическим?
4. Сформулируйте закон Бойля-Мариотта.
5. Выберите изотерму из предложенных диаграмм в координатах (Р,V)
6. Запишите уравнение Клапейрона.
7. Запишите уравнение Менделеева – Клапейрона.
Итак, мы с вами повторили изученное и теперь перейдём непосредственно к выполнению лабораторной работы.
III. Выполнение лабораторной работы
Сейчас вам необходимо открыть сборник лабораторных работ на странице 4. Внимательно прочитать указания к работе, ход выполнения.
В тетрадях для лабораторных работ запишите:
1. Название работы.
2. Сформулируйте цель работы.
3. Выдвигаемые гипотезы
4. Необходимое оборудование
(Учащиеся делают записи и выдвигают гипотезы:
• При уменьшении объема газа его давление увеличивается.
• Произведение давления на объём – постоянно.
• График изотермического процесса в координатах РV – гипербола.)

Перед выполнением работы техника безопасности и указания к работе:
1. Необходимо строго следовать указаниям преподавателя и выполнять указания к лабораторной работе.
2. Подготовить место для оборудования на столе (чтобы ничего не мешало).
3. Бережно относиться к оборудованию (оборудование дорогое).
4. Собрать установку и лишь, затем включить графический прибор.
5. Изначально поршень шприца выставить на отметку 24 мл (в противном случае Вы можете повредить датчик давления в ходе эксперимента)
6. Во время подготовки и проведения эксперимента держать шприц за корпус , чтобы не нагревать газ внутри шприца.
7. При выполнении эксперимента задерживайте шприц в каждом положении не меньше 10 с.
8. При возникновении вопросов при выполнении работы поднять руку и обратиться за помощью к преподавателю.

Внимание!
Вы получаете оценку «3», если проведёте серию опытов и не сделаете вывод.
Вы получаете оценку «4», если сделаете вывод и «переведёте» изотерму в системы координат РТ и ТV.
Вы получаете оценку «5», если выполните задание на «4» плюс решите задачу (условие задачи у преподавателя, задача у каждого своя!)

План работы :
Учащиеся совместно с преподавателем формулируют и записывают план работы:
• Собираем установку, подключаем её к Xplorer GLX
• Из общего меню выбираю иконку “Датчики” нажав на F4, выбираем “Режим” далее «руководство»
• Изменяем название измерения набираем слово “объем”, затем единицу измерения – ml.
• Возвращаемся к общему меню и выбираем “Диаграмму”.
• Вводим по координате ( х) вместо слова “время” - “объем”. Из общего меню выбираем иконку “Таблицы”,
• Вводим значения объема в пределах от 24-10 мл по 2 мл на шаг. При этом автоматически фиксируется значение давления для каждого миллилитра.
• Завершаем процесс на объеме 12-10 мл.
• Из общего меню выбираем “Диаграмму”. На диаграмме мы получим “изотерму”- график изотермического процесса. Этот график изотермы мы можем напечатать на поддерживаемом принтере.
• Делаем выводы.
• Оформляем отчет.

Мы составили план выполнения работы и приступаем к работе.
Учащиеся выполняют работу. Результаты заносят в таблицу в тетради для лабораторных работ, делают выводы, оформляют отчёт.
Каковы же ваши выводы после выполнения лабораторной работы?
Выводы учащихся:
При уменьшении объема газа его давление увеличивается.
Произведение давления на объём – постоянно. ( график РV от V)
График изотермического процесса в координатах ( Р,V) – гипербола
Итак, вы выполнили лабораторную работу, и теперь вы можете сказать опровергли или подтвердили мы выдвинутые гипотезы? Учащиеся утверждают, что гипотезы верны.
Подтверждение тому ваши выводы.
Контрольные вопросы:
1. Измеренные давления при одинаковом V могут не совпадать. Почему?
2. Частным случаем какого закона является закон Бойля-Мариотта?
3. Изменится ли найденное значение давления, если опыт проводить с другой массой газа?
4. Производит ли газ давление в состоянии невесомости?

IV. Подведение итогов урока, рефлексия:
Итак, сегодня мы с вами выполнили лабораторную работу «Исследование закона Бойля-Мариотта». Оценка вы узнаете после проверки ваших работ на следующем уроке.
А сейчас проанализируйте свои действия на уроке и заполните анкету.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
Самым трудным было _____________________________________________________________
_____________________________________________________________

Больше всего на уроке мне понравилось_____________________________________________
________________________________________________________

Мне кажется, я заслужил (а) отметку______________________________

V. Домашнее задание: Повторить раздел физики «Основы МКТ».
Категория: Физика | Добавил: chirk0va
Просмотров: 96 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2017-05-25, 3:35 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [177]
Педагогика [300]
Математика [822]
Физика [264]
История [357]
Классному руководителю [537]
Русский язык и литература [721]
Физическая культура [223]
Английский язык [433]
Искусство [194]
Родительский совет [17]
Биология [336]
Информатика [382]
Начальная школа [1946]
Мой Казахстан [249]
Технология [137]
Самопознание [180]
Технология труда [60]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [45]
Профессиональное образование [160]
Дошколенок [508]
География [138]
Школьная библиотека [54]
Казахский язык и литература [580]
Химия [41]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru