Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Физика

Электрический ток в различных средах
[ Скачать с сервера (9.8 Kb) · Скачать удаленно (9,77 Kb) ] 2011-04-02, 6:51 PM
ГУ «Школа-интернат № 3 для слабовидящих детей»
г. Семей

Методическая разработка урока по физике
в 9 классе

Составители:Аубакирова А.А, учитель физики, Аубакиров К.К, учитель инфарматики

Изучение некоторых тем целесообразно проводить целестно, укрупненными блоками, что дает возможность выработать у учащихся общий подход к рассмотрению природы данных явлений и высвобождает больше времени на решение задач.
Например, при прохождений темы «Электрический ток в различных средах» вводный урок можно начать с изучения электропроводности различных сред не изолированно, а как частные случаи действия электрических сил. Обобщенный подход обеспечивает сопоставлением природы тока, закономерностей его прохождения с особенностями внутреннего строения каждой среды. Реализация такого подхода помогает возможности компьютера, по теме «электрический ток в различных средах», использование мультимедийных программ.
Мультимедийная программа составлена совместно с учителем информатики ГУ «СШ №18» Аубакировым Канатом Кайратхановичем, рассмотренная и одобренная на заседании кафедры общей физики СГПИ.

ТЕМА: Электрический ток в различных средах

ЦЕЛЬ: разъяснить физическую природу электрической проводимости различных сред. Закрепить знания учащихся об условиях возникновения и существования электрического тока.

ЗАДАЧИ:

Обучающие – изучить реально протекающие процессы в мире
микрообъектов, не воспринимаемых зрительно,
с помощью компьютерной технологии.

Развивающие – формировать умение наблюдать и анализировать
физическую природу электиреского тока в различных
средах, развивать наглядно-образное мышление.

Воспитывающие – формировать у учащихся правильную
физическую картину мира, интерес к миру
физических явлений и технике, компьютерную
грамотность.

Коррекционные – коррекция недостатков в познании мира, мира
микрообъектов.

ТИП УРОКА: комбинированный

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ :наглядно-иллюстративный

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА (средства наглядности, источники информации, ТСО):
Компьютеры, мультимедийная программа, раздаточный материал, амперметры, вольтметры, соединительные провода, ключ, лампочки на подставке, источник тока, обобщающая таблица (кластер).

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ:
Информатика, химия, технический труд.

Содержание и ход урока.

І. Организационный момент (приветствие, отметка отсутствующих, мобилизация внимания учащихся).

ІІ. Проверка домашнего задания, повторение.

Фронтальный опрос:
1) – Что такое электрический ток?
2) – Какие условия необходимы для того, чтобы электрический ток возник и существовал длительное время?
3) – Каким образом можно обнаружить электрический ток?
4) – Каким прибором измеряют силу электрического тока?Как он включается в цень?
5) - Каким прибором измеряют напряжение? Как он включается в цепь?
6) – Какие условные обозначения используются в схемах электрических цепей?
А) начертить схемы электрических цепей.
Б) сделать сборку электрических цепей.
7) – Какие среды вы знаете (по электропроводности)?
8) – Гимнастика для глаз:
- закрыли глаза (счет 2).
- открыли глаза.
- посмотрели на кончик носа.
- посмотрели вдаль.
9) – итоги проверки знаний. Оценки.

ІІІ. Объяснение нового материала.

Тема: «Электрический ток в различных средах»\ внести в кластер\

1. Демонстрация компьютерной модели «Электрический ток в металлах»
- перед вами модель кристалла железа (внутренняя структура металла)
- в узлах находятся нейтральные атомы Fe
- нажмите кнопку «Play» (запуск анимации)
- к металлу приложено постоянное электрическое поле
- электроны начинают двигаться под влиянием сил электрического поля, в металле появляется электрический ток.
- Поддерживая постоянное напряжение на концах проводника, мы получим постоянное перемещение электронов – постоянный электрический ток.
- Вопрос: что представляет собой электрический ток в металлах?
- Вывод: электрический ток в металлах представляет собой упорядоченное движение электронов.
- Делаем первую запись в обобщающей таблице – кластере.

2. Демонстрация компьютерной модели «Электрический ток в жидкостях»: - перед вами молекулы медного купороса CuSo4.
- получим водный раствор медного купороса (электролит).
- При растворе в воде молекулы CuSo4 диссациируются на два иона: Cu+2 (ион металла) и So42- (ион кислотного остатка).
- При отсутствии электрического поля ионы находятся в тепловом хаотическом движении.
- При помещении в электролит двух электродов происходит упорядоченное движение положительных ионов к катоду, отрицательных ионов к аноду.
- Образуется два потока ионов обоих знаков в противоположных направлениях.
Вопрос: что представляет собой электрический ток в электролитах?
Вывод: электрический ток в электролитах представляет собой упорядоченное движение положительных и отрицательных ионов в противоположных и отрицательных ионов в противоположных направлениях.
Делаем запись в кластере.

3. Демонстрация компьютерной модели «Электрический ток в вакууме»
- перед вами модель вакуумной двухэлектродной электронной лампы (диод).
- ее работа основана на явлении термоэлектронной эмиссии.
- При нагревании катода, электроны «открываются» от его поверхности и образуют «электронное облако».
- При подключении диода к источнику постоянного тока, между катодом и анодом возникает постоянное электрическое поле. Электроны приобретают достаточное количество энергии, необходимого для преодоления расстояния между катодом и анодом.
- Цепь замыкается, гальванометр регистрирует наличие тока.
- Вопрос: что представляет собой электрический ток в вакууме?
- Вывод: электрический ток в вакууме представляет собой упорядоченное движение электронов, полученных в результате термоэлектронной эмиссии.
Делаем запись в кластере.

4. Демонстрация компьютерной модели «Электрический ток в газах».
- перед вами газоразрядная трубка, соединенная в цепь из источника тока, чувствительного гальванометра, ключа.
- Тока нет в обычных условиях, т.к. газы состоят из электрически нейтральных атомов и молекул (диэлектрики при обычных условиях).
- Становится ионизированным под действием внешнего ионизатора, например ультрафиолетовых лучей, которые проникают через верхнее кварцевое «окошко».
- Происходит ионизация газа: деление на положительные и отрицательные ионы и электроны приходят в упорядоченное движение, в цепи возникает электрический ток.
Вопрос: что представляет собой электрический ток в газах?
Вывод: электрический ток в газах представляет собой направленное движение электронов, положительных и отрицательных ионов.
Делаем запись в кластере.

5. Демонстрация модели «Электрический ток в полупроводниках» (собственная проводимость).
- перед вами структура германия изображенного на плоскости. Германия четырех валентный элемент, взаимодействие пары соседних атомов посредством парноэлектронной (ковалентной) связи – прочной при низких температурах.
- При нагревании происходит разрыв ковалентной связи, образуются свабодные электроны, которые покидают свое место, в котором возникает избыточный положительный заря – «дырка».
- Под действием постоянного внешнего поля электроны перемещаются в сторону, противоположную направлению напряженности электрического поля, возникает ток.
Вопрос: что представляет собой электрический токв полпроводниках?
Вывод: электрический ток в полупроводниках представляет собой упорядоченное движение электронов и дырок в противаположных направлениях под действием электрического поля.
Делаем запись в кластере.

IV. Закрепление пройденного материала. Общий вывод делают учащиеся с помощью обощающей таблицы (кластера).

V. Домашнее задание: §45-46, вопросы к параграфам.и


РУКОВОДСТВО ДЛЯ РАБОТЫ С ПРОГРАММОЙ «1-3» для учащихся:
1. НАХОДИМ НА РАБОЧЕМ СТОЛЕ ЗНАЧОК

2. ДВОЙНЫМ ЩЕЛЧКОМ ЛЕВОЙ КЛАВИШИ МЫШИ НА ЗНАЧКЕ

ЗАПУСТИМ АНИМАЦИЮ.
3. ПОЯВЛЯЕТСЯ ОКНО «Электрический ток в различных средах»
4. НАВОДИМ УКАЗАТЕЛЬ МЫШИ НА ИЕРОГЛИФ-КНОПКУ В ЦЕНТРЕ. ОДНИМ ЩЕЛЧКОМ ЛЕВОЙ КЛАВИШИ МЫШИ ПЕРЕХОДИМ К СЛЕДУЮЩЕЙ СТРАНИЦЕ.
5. НАВОДИМ УКАЗАТЕЛЬ МЫШИ НА КНОПКУ-«ПОЛУМЕСЯЦ» (ОДНИМ ЩЕЛЧКОМ ЛЕВОЙ КЛАВИШИ МЫШИ).
6. ПОЯВИТСЯ ГЛАВНОЕ МЕНЮ-СОДЕРЖАНИЕ. ВЫ ВИДИТЕ НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛОВ.
7. СЛЕВА И СПРАВА ОТ НИХ ЕСТЬ СКРЫТЫЕ КНОПКИ-СИМВОЛЫ, ОДНИМ ЩЕЛЧКОМ ЛЕВОЙ КЛАВИШИ МЫШИ МОЖНО ПЕРЕЙТИ В ПОДМЕНЮ ДАННОГОГ РАЗДЕЛА.
8. ИТАК, В СВАЮ ОЧЕРЕДЬ, ПОДМЕНЮ ДАННОГО РАЗДЕЛА СОДЕРЖИТ: «АНИМАЦИЯ», «СПРАВОЧНИК» (НЕ ТРОГАТЬ), «СОДЕРЖАНИЕ»Ү
9. ЧТОБЫ УВИДЕТЬ АНИМАЦИЮ НАВОДИМ НА АНАЛОГИЧНУЮ НАДПИСЬ «АНИМАЦИЯ», ЧТОБЫ ПЕРЕЙТИ В ГЛАВНОЕ МЕНЮ НАВОДИМ УКАЗАТЕЛЬ МЫШИ НА НАДПИСЬ-КНОПКУ «СОДЕРЖАНИЕ» И ЩЕЛКАЕМ ЛЕВОЙ КНОПКОЙ ОДИН РАЗ.
Back – возврат в соответствующее подменю
Play – воспроизведение мультимедийной программы
Stop – «пауза», остановка мультимедийной программы

Категория: Физика | Добавил: Алма_Амиртаевна
Просмотров: 9453 | Загрузок: 1194 | Рейтинг: 3.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-04-29, 1:00 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru