Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Физика

Повышение интереса к предмету через исследовательскую деятельность учащихся Янгалышева Е.Н.
2017-03-06, 3:53 PM
Обобщение педагогического опыта на тему
«Повышение интереса к предмету через исследовательскую деятельность учащихся – проект»
Янгалышева Елена Николаевна.


Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А. Н. Колмогоров


Общество постоянно требует изменений, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности жизни как всего общества, в целом, так и конкретно, каждого человека. Учиться сегодня надо основательно, экономно, быстро. Требования современного общества к учителю таковы, что учитель постоянно должен заниматься самообразованием, расширением границ своих возможностей. Учитель должен уметь быстро меняться и уметь применять на уроках новые подходы и технологии. Одним словом, он должен идти в ногу со временем.
Стараюсь привить интерес к сложной науке физике через эксперимент, самостоятельный поиск физических явлений в жизни, учу замечать необычное вокруг себя. Стараюсь, чтобы уроки не были похожи друг на друга. Применяю нестандартные формы организации урока, наряду со строгими законами на уроках звучат стихи, сказки, легенды, музыка, пословицы и поговорки физического содержания, а также исследовательская работа (проект).
Главная задача современной школы – научить учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования Республики Казахстан[1].
В условиях модернизации роль физики, имеющей множество «пограничных» с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения жизненно важных для людей задач и проблем (производство энергии, защита окружающей среды, здравоохранение и др.). Ядром данного процесса выступает исследовательская деятельность учащихся» [2]
Первые годы работы учителем я много внимания уделяла тому, чтобы дети учили физические законы, понятия. Мне очень хотелось, чтобы мои ученики знали и понимали физику. Для этого на уроках я использовала дополнительный материал, проводила демонстрационные эксперименты, широко применяла наглядность.
Прошли годы, появился опыт. Оглядываясь назад, поняла, что жизнь требует от меня поиска других методов и приёмов в работе. Старые методы не давали возможности для творческой деятельности. Хотелось, чтобы ребята активно пытались сами найти ответы на вопросы, делали выводы, бежали в библиотеку, не ограничивались одним учебником. Чтобы урок не заканчивался со звонком, мысль ребёнка должна быть в постоянном поиске. Поэтому я считаю формирование навыков исследовательской деятельности учащихся это залог успешности обучения.
А для этого важно создать условия для развития творческой, критически мыслящей личности, способной найти свое место в жизни, адаптироваться в обществе. В связи с этим и методы должны изменяться, чтобы способствовать развитию творческих способностей учащихся, развивать логическое мышление и исследовательские навыки, формировать умение самостоятельно работать.
Для реализации организации исследовательской деятельности необходимо: создание атмосферы сотрудничества и комфорта, в центре внимания которой находится творческая идея. Способность к сотрудничеству важное качество творческой личности. Климат доверия в коллективе, где каждый может предложить свои идеи и в диалоге выработать оригинальное решение. Сотрудничество в процессе творчества позволяет самореализоваться каждому и решению проблемы в целом. Роль учителя сводится к организации работы, а так же к оказанию помощи учащимся при возникновении затруднений, преодолеть которые им не под силу.
Исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Если не получается формировать навыки исследовательской деятельности у всего класса, есть возможности формирования их у отдельных ребят. Потому что данная деятельность позволяет стимулировать познавательную активность, осознанность знаний, ощущать важность собственных достижений, что поднимает школьников в собственных глазах, повышает престиж.
Немалое значение приобретают особенности организации работы. При внедрении исследовательской деятельности необходимо выделить ряд условий, при которых данное обучение будет успешным:
Первое: понять индивидуальные особенности учеников и их стремление к сотрудничеству.
Второе: составить материальную базу для творческой деятельности.
Третье: ученики должны уметь проводить физический эксперимент, элементарные вычисления.
Четвертое: составить тематическое планирование, с учетом уроков, где будут проводиться исследования.
Пятое: организовать обучение через занятия в парах, группах, фронтально или индивидуально.
Хорошо учится человек, который понимает, зачем он этим занимается. Вот и внедрение исследовательского метода как фактора развития творческой активности ученика, не должно стать просто элементом работы. Это должно быть целостной программой рассчитанной на десять лет обучения, от первого до одиннадцатого класса.
Во многом успешность зависит от педагога. Перед учителем стоит сложная задача, потому, что исследовательские умения формируются путем многих занятий и требует больших эмоциональных и интеллектуальных затрат педагога.
Что такое «Проект»?
Это возможность творческого самопознания и самовыражения.
Это возможность найти самую интересную для каждого тему, которая, может быть, не нашла отражение в школьной учебной программе.
Это возможность проявить себя в самостоятельной работе: исследовательской, художественной, практической.
Это возможность открыть в себе новые горизонты и возможности.
Проект — это своего рода аттестат зрелости человека, если он способен не только найти свою тему, но и организовать свою работу, преодолеть трудности, естественные в каждом труде, и оформить результаты своей работы в видимую для других форму.
Идея и цель проектной работы
Проект — это задача «на вырост», а цель его — освоение нового. Задача, достойная стать проектной, требует от человека большого напряжения. Это задача, которая меняет самого проектировщика. По словам Ж. П. Сартра, «человек и есть свой собственный проект».
Школьный проект должен включать в себя две части: теоретическую и практическую.
В теоретической части нужно в письменном виде представить:
Обоснование темы
Анализ имеющегося по теме материала
Ход работы над проектом
Анализ своей проектной деятельности
Практическая часть представляет собой творческое воплощение темы проекта.
Характер разнообразен: это может быть как научное исследование, так и социальная деятельность; изготовление изделия или создание произведения и т. д. Главное, что проектная деятельность должна быть созидательной.
В построении системы работы я опиралась на научные идеи Богоявленской Д.Б., которая на основании экспериментальных данных сделала вывод о том, что становление творческих способностей не идет линейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск их проявления отмечается к 3 классу (возраст 10 лет), а второй приходится на юношеский возраст. Именно в 13-14 лет (7 класс) учащиеся впервые начинают изучение физики, поэтому правильно организованная исследовательская деятельность на уроке физики будет способствовать развитию интереса к предмету в этом возрасте. Использовав эту научную идею я в начале года в 7 классах провожу эффективные опыты: «диффузия», «воздухоплавание», «фонтан».
Продолжение работы по данному направлению я нашла у Лернера И.Я., который утверждал, что исследовательская деятельность способствует творческому развитию при решении возникающих перед ним проблем.
Альтшуллер Г.С., автор технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач - новая технология творчества, известна в настоящее время во многих странах: США, Швеции, Франции, Японии, Корее, Израиле, Вьетнаме, Испании, Финляндии, Канаде и др.), считал, что правильная организация исследовательской деятельности дает возможность учащемуся выявить свой творческий потенциал. В моем опыте используется технология Альтшуллера Г.С. составления исследовательских задач, скорректированная на материале предмета физики.
Актуализация опорных знаний (фронтальная беседа, демонстрационный эксперимент). Создание проблемной ситуации с помощью проблемно – поисковой беседы, демонстрационного эксперимента и др. Постановка учебной проблемы. Решение учебной проблемы (выдвижение гипотезы, построение плана проверки гипотезы, осуществление собственного исследования, формулирование окончательного решения проблемы). Доказательство и применение найденного решения (путем выполнения лабораторного опыта). Этапы работы по формированию исследовательской деятельности на уроках физики. При создании своей системы работы я разработала алгоритм, способствующие повышению интереса к физики. Перед собой поставила вопроса:
Что это?
Зачем это?
Как это работает?
При каких условиях работает?
Что это дает?
Для достижения результатов своей работы я разработала систему приемов и форм уроков, чтобы повысить интерес к предмету, а соответственно и качество знаний по физики.

На основании имеющихся исследований в настоящее время считается, что процесс формирования функциональной грамотности в обучении физике должен быть направлен на то, чтобы научить школьников:
1) анализировать ситуации практического характера, распознавать в них знакомые физические явления и применять имеющиеся знания для их объяснения;
2) решать задачи, распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов, выбирать адекватную задаче физическую модель, уметь решать задачу как на основе имеющихся знаний с использованием математического аппарата, так и в ситуациях недостатка необходимого материала при помощи методов оценки на качественном уровне или на основе здравого смысла;
3) эффективно искать информацию, понимать информацию физического содержания научно-популярного характера в СМИ, переводить информацию из одной знаковой системы в другую, критически её оценивать, владеть приёмами определения достоверности информации, применения полученной информации для принятия решений практического характера.
Путь от фундаментального знания науки к его практическому применению всегда идет через исследования, изобретения и инновации. Поэтому очень важна в формировании функциональной грамотности связь науки и технологий. Этому способствуют темы исследовательских работ для объяснения принципа действия технических устройств, физических явлений и т.д., задания на выдвижение идей о применении и усовершенствовании, конструировании и изобретении субъективно новых устройств.
В настоящее время проектно – исследовательская деятельность становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через научно – исследовательскую деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Важно отметить значимость научно – исследовательской деятельности в личном самоопределении обучающегося. Ценностные основания, определяемые личностью как значимые, подвергаются проверке именно в процессе исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность позволяет скорректировать профессиональные планы и личностную позицию, повысить активность, самостоятельность и ответственность участников исследовательского проекта, сформировать навыки группового взаимодействия.
В настоящее время современная школа должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций и творчества.
Таким образом, в числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика.
Возникла новая для образования, а значит и для меня как учителя, проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. Решение этой проблемы вызвало необходимость применения новых подходов и технологий в общеобразовательной школе.
Если же поставить своей целью развитие ребёнка, то конечный результат деятельности учителя – психические новообразования в личности учащегося. Отсюда следует, что развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения – репродуктивной или продуктивной (творческой).
В обучении высокомотивированных детей успешно применяю метод опережающего обучения и метод обучения на повышенном уровне сложности. Эта группа работает по технологии исследовательского обучения. Для них подбирается наиболее сложный по содержанию учебный теоретический и практический учебный и дополнительный дидактический материал.
Результатом учета образовательных потребностей учащихся, считаю: участие учащихся в исследовательских работах в проектах по физике на уровне Республики:
за четыре года 3 победителя областного тура проектов по физике. В течении четырех лет являюсь координатором научно-исследовательских проектов по физике «Исследование воздухоплавания», «Исследование возможности использования солнечной энергии в целях энергосбережения моей школы», который был представлен на городском этапе защите проектов учениками 9 класса Витковской Ангелиной и Мордясовым Владимиром, отмечен Грамотой II место. А также представлен в национальном этапе Международного конкурса проектов по энергоэффективности.
Уместно в этой связи привести слова французского учёного М. Монтеня: “Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный”.
Учебно-исследовательская деятельность – это средство повышения учебной мотивации, средство творческого, личностного развития учащегося и формирование мировоззрения через сотрудничество учителя и ученика.
Категория: Физика | Добавил: козерог | Теги: проект, исследовательская деятельность учащ
Просмотров: 64 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2017-06-26, 6:43 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [178]
Педагогика [302]
Математика [823]
Физика [264]
История [360]
Классному руководителю [538]
Русский язык и литература [723]
Физическая культура [224]
Английский язык [433]
Искусство [195]
Родительский совет [17]
Биология [337]
Информатика [382]
Начальная школа [1949]
Мой Казахстан [250]
Технология [138]
Самопознание [180]
Технология труда [61]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [46]
Профессиональное образование [168]
Дошколенок [508]
География [138]
Школьная библиотека [54]
Казахский язык и литература [585]
Химия [41]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru