Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Физика

"Пусть всегда будет Солнце!"
[ · Скачать удаленно (95.91mb) ] 2012-02-05, 8:55 PM
Тема «Пусть всегда будет солнце»
Цели:
знать о культе солнца у древних славян, о значении солнца в литературе, о его символической направленности, художественные средства, используемые поэтами,
о развитии взглядов древних ученых на строение Солнечной системы, о гелиоцентрической системе Коперника;

уметь:
выразительно читать наизусть,
отвечать на вопросы, высказываться по теме,
видеть родство поэзии и науки – разных сторон познания единого мира;
применять знания в ходе урока;

проявлять: самостоятельность, эрудицию, гибкость мышления и воображение.

Вид урока: интегрированный
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютерная презентация, видеофрагменты о солнце, «Солнечная елка», тесты.
Ход урока
I Мотивационно - целевой этап
1. Организационный момент
Учитель. Сегодняшний урок не совсем обычный, его можно назвать «физико-поэтическим» и тему его сформулировать поэтической строкой: «Пусть всегда будет солнце»
2. Цели урока
Отгадайте загадку:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все … Ответ: Солнце.
Правильно, ребята, это солнце. Именно оно будет гостем нашего сегодняшнего урока. По литературе мы продолжим знакомство с художественной картиной неба, а по физике познакомимся с Гелиоцентрической системой Коперника.
3. Эпиграфы
Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы выбрали такие слова… (читает с доски, или первый слайд презентации).
В каждом человеке солнце, только дайте ему светить
Сократ

II Познавательно-обобщающий этап
1.Погружение в тему урока.
ПОНИМАШКА

В небе солнце светит ярко.
А зачем?
И земле от света жарко
Вместе с тем.
Я хочу узнать скорее,
Что к чему.
Солнышко, свети сильнее!
И пойму! (Сергей Бежег)

2. Взгляды древних на Солнце.
А) Сообщение ученика о восприятии солнца в древности.
Дневное небо немыслимо без солнца – источника света и тепла. Культ солнца был развит у многих народов древнего мира – египтян, инков, японцев, у которых оно объявлялось верховным божеством. Солнцу поклонялись и славяне.
Широко были распространены и сказки о солнце. Южносла¬вянские и русские сказки воспевали солнце как доброе начало, которое указывало путь, убивало леших и чародеев, всех нечис¬тых. Словаки верили в божественность солнца, называли его владыкой неба и земли, призывали его на помощь в за-говорах от недугов. У валахов был обычай гадать на утренней и вечерней зорях: если заметят перед восходом солнца там, где оно накануне село, розовое облачко в виде сер¬па — жди войны; если «показывался» целый воин, то это было знамением военной удачи.
В чертогах царя-солнца весной, летом и осенью бывают праздники. Славяне верили, что от солнца зависят ветры, урожай, погода; что добрым солнце помогает, а преступных наказывает; одним дает счастье, других преследует. Солнце — защит¬ник сирот, покровитель семейного очага и счастья. В славянской мифологии несколько солнечных божеств, свя¬занных, по мнению исследователей, узами родства: Хорс, Даждьбог, Волос, Сварожич и другие. Эти верования уходят своими корнями в древнюю индоевропейскую мифологию.
В литературе образ солнца выступает как символ, связанный с вечным стремлением человека к красоте, истине, совершенству.
Б) Уч. Лит-ры: Храмы и памятники Солнцу.
Верования людей в Солнце привело к созданию памятников Солнцу, обожествлению его. Многие памятники дошли до нас в полуразрушенном состоянии, разгадку многих из них люди пытаются найти до сих пор, например, Стоунхендж, ацтекский календарь.

В) Уч. Физики: Люди с древних времен стремились проникнуть в тайны окружающего их мира, изучить явления, происходящие в нем.
Представление о том, что Земля находится в центре Вселенной, ученые древней Греции положили в основу геоцентрической системы мира. Греческий философ и ученый-энциклопедист, живший в 4веке до н.э., Аристотель, считал, что Земля неподвижна и является центром Вселенной.
Древнегреческий ученый Клавдий Птолемей, живший во 2 веке до нашей эры , опираясь на научные труды Аристотеля, создал новую, более современную геоцентрическую систему, по которой центром мира является неподвижная Земля, а остальные светила вращаются вокруг нее.
Ученый из Средней Азии – астроном, математик, физик, географ, врач – аль – Бируни, родившийся в 973 году в Хорезме, из своих 150 трудов 50 посвятил астрономии. Он усомнился в правильности системы мира, созданной Птолемеем и за 500 лет до Коперника Бируни впервые на Среднем Востоке высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца.
Абу Райхан аль- Бируни написал о движении и форме Земли, сделал первый глобус Земли, в течении 20 лет наблюдал за движением Солнца.

Г) Люди свои взгляды о Солнце выражали не только в возведении храмов и памятников ему, но и в пословицах, поговорках, приметах. У вас было задание: подобрать пословицы о Солнце. Пословицы о солнце. (читают дети)

3. Поединок лирики и физики.
А) Восход солнца (видеофрагмент)
Б) Уч. Лит-ры Какое природное явление мы сейчас наблюдали? (восход солнца)
У И. Бунина есть прекрасное стихотворение, посвященное этому явлению.


Неуловимый свет разлился над землею,
Над кровлями безмолвного села.
Отчетливей кричат перед зарею
Далеко на степи перепела.

Нет ни души кругом – ни звука, ни тревоги…
Спят безмятежным сном зеленые овсы…
Нахохлясь, кобчик спит на кочке у дороги,
Покрытый пылью матовой росы…

Но уж светлеет даль… Зелено – серебристый,
Неуловимый свет восходит над землей,
И белый пар лугов, холодный и душистый,
Как фимиам, плывет перед зарей.


Вопросы: Опишите место действия в стихотворении. Какие зрительные образы, звукообразы, образы – запахи, образы флоры и фауны передает поэт, изображая восход солнца?
В) Гелиоцентрическая система Коперника.
Уч. Физики. Во многих стихотворениях поэты описывают движение Солнца: его восход, закат.
Из восточного залива солнце,
Как из недр земных, над миром всходит,
По небу пройдет и канет в море.
Нет ли в этом ошибки, с точки зрения физики? ( учащиеся отвечают)
А подробнее об этом мы попросим рассказать ----------------.
На пьедестале памятника Копернику в Варшаве высечены слова: «Остановивший Солнце, сдвинувший Землю». В них вся суть открытия Коперника. Ему удалось убедить людей в том, что они живут не в надежном и неподвижном центре мира, а обитают на одной из планет, вращающихся вокруг Солнца.
В результате исследований, основанных на научных фактах, Коперник создал новую систему движения планет. Он высказал смелое предположение о том, что в центре Вселенной находится не Земля, а Солнце. Земля же вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца.
Поскольку Коперник в центре системы планет поместил Солнце, эта система была названа гелиоцентрической ( от греческого слова гелиос – Солнце).
Система, созданная Коперником, все же имела некоторые неточности. Она немного отличается от схемы строения Солнечной системы, принятой в настоящее время. На самом деле планеты движутся вокруг Солнца не по окружностям, как говорил Коперник, а по эллиптическим орбитам.

4. Аукцион знаний «Солнечная ёлка». (Заранее оформляется большой зимний букет. На белых «снежных» веточках висят разноцветные подвески – «солнышки». На каждом – загадка, связанная с Солнцем. Игрок выбирает «солнышко», учитель читает загадку. Дети отгадывают её, ребенок забирает солнышко себе на память об уроке.)
1: В России этого жучка издавна называли «солнышко». Он красненький и кругленький как Солнце, очень добродушный и безобидный, - никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка)
2: С культом Солнца обычно отождествляется знак Зодиака какой? ( Лев).
3: В Древней Руси растение это было названо в честь бога Солнца Ярилы. Богу Солнца Беленусу было оно посвящено и у древних кельтских племен. О страшной силе этого растения знали уже много веков назад. Человек, пожевавший его, мечется, буйствует, ему что-то мерещится. Отравление может быть смертельным. (Белена)
4: Какую страну называют страной восходящего Солнца. На белом полотнище в центре изображено Солнце. (Японию)
5: По небу ходит
Маляр без кистей,
Краской коричневой
Красит людей. Ответ: Солнце
6: По преданию этот цветок был самым первым на земле. Когда первый человек только обустраивался, ему во всем помогало Солнце, ни на минуту не сходящее с неба. Расставались друзья только для того, чтобы прилечь отдохнуть. Но, однажды днём, тучи затянули небо, и пошёл дождь. Когда Солнце снова выглянуло, человек взмолился: «Я не могу без тебя! Пожалуйста, разгони тучи навсегда и свети мне снова!»
«Я не могу это сделать, - возразило Солнце. – Лучше я пошлю тебе своего маленького брата. Он очень похож на меня и всегда знает, где я». Так появился на земле … (Подсолнечник). Человек лелеял его, но цветок не обращал на него внимания – он смотрел только на Солнце.
7: В Японии этот цветок называют цветком Солнца. Его изображают на денежных знаках, на флаге. (Хризантема)
8: Это очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел Солнышко, которое осветило его жёлтым лучиком. И с тех пор – светит Солнышко – раскрывается цветок, спрячется Солнышко – и цветок закрывает свои лепестки. А когда цветок постареет, то становится седым. (Одуванчик)
9: Дитя Солнца (солнечный зайчик).
10: Этих птиц называли в Индии «солнечными птицами», «певцами утренней зари». О чем сообщали они древнему индусу? Древние индусы верили, что, когда садится Солнце, они своим криком предупреждают: злые духи победили дневное светило, и теперь их надо опасаться. На рассвете птицы сообщали: злые духи покинули Землю. (Петух)
11: Влезет в окно, растянется как сукно,
Не прогонишь ни пестом, ни шестом.
Пора придет - сам уйдет. Ответ: Луч солнца

5. Символы и цветовая палитра Солнца.
А) Уч. Лит-ры Солнце несет в себе много символов, значений. (спросить у детей. Флаг казахстанский Солнце — источник жизни и энергии. Поэтому силуэт солнца является символом жизни. Время определяется для кочевника движением солнца. По закону геральдики, силуэт солнца является символом богатства и изобилия. Поэтому не случайно все 32 луча солнца в флаге имеют форму зерна — основы изобилия и благополучия.)
Б) Стих-е А. Белый «Солнце»


Солнцем сердце зажжено.
Солнце – к вечному стремительность.
Солнце – вечное окно
В золотую ослепительность.

Роза в золоте кудрей.
Роза нежно колыхается.
В розах золото лучей
Красным жаром разливается.

В сердце бедном много зла
Сожжено и перемолото.
Наши души – зеркала,
Отражающие золото.


Вопросы: Что символизирует солнце в стихотворении Андрея Белого?
Как вы думаете, почему?
Какая цветовая палитра преобладает в стихотворении?
Как эти цвета связаны с солнцем?

Г) Уч. Физики: Из окружающих нас небесных тел Солнце – обыкновенная звезда, каких много можно найти на небе среди бесчисленного множества подобных звезд, различных по своим размерам, массам и светимостям. От них оно не отличается какими-либо заметными особенностями Но все-таки Солнце – это ещё и ближайшая к нам звезда. Расстояние до него по астрономическим меркам невелико: свет от Солнца до Земли идет лишь 8 минут.
И, конечно, нам кажется, что Солнце это нечто такое… огромное… самое большое во всей вселенной, но это отнюдь не так. Солнце в семействе звезд занимает место карлика. Если говорить точнее наше дневное светило – желтый карлик .
Интересный факт: хотя человеческий взгляд воспринимает наше Солнце желтым или оранжевым, на самом деле, оно белое. А желтые тона Солнцу даёт феномен под названием атмосферное рассеяние.
Солнце состоит из раскаленных газов, которые все время движутся и перемешиваются, и поэтому ничего постоянного и неизменного на солнечной поверхности нет. Самыми устойчивыми образованиями являются солнечные пятна. Но и их вид изо дна в день меняется, и они тоже то появляются, то исчезают. В момент появления солнечное пятно обычно имеет небольшие размеры, оно может исчезнуть, но может и сильно увеличиться.
О том, что на Солнце бывают пятна, люди узнали уже очень давно. В древних русских и китайских летописях упоминалось о наблюдениях пятен на Солнце.
Д) Александр Леонидович Чижевский – советский ученый, один из основателей космического естествознания, еще в 20-х гг. обнаружил, что солнечная активность влияет на экстремальные земные события - эпидемии, войны, революции… Земля не только обращается вокруг Солнца - все живое на нашей планете пульсирует в ритмах солнцедеятельности, - установил он., и написал об этом стихотворение.
Стихотворение Чижевского (под видеофрагмент «Пятна на солнце»)
.


И вновь и вновь взошли
на Солнце пятна,
И омрачились трезвые умы,
И пал престол, и были неотвратны
Голодный мор и ужасы чумы

И жизни лик подернулся гримасой:
Метался компас, буйствовал народ,
А над Землей и над людскою массой
Свершало Солнце свой законный ход.


6. Затмение. (Видеофрагмент «Краденое солнце») Кто автор сказки «Краденое солнце»?
В сказке крокодил проглотил солнце. А какое явление произошло в природе?
А) Стихотворение под видеофрагмент.

Нет, что-то было не в порядке:
Собака выла неспроста!
С землей играло солнце в прятки,
И днем настала темнота.

Взгляни на запад, на восток ли —
Не видно солнца! Где оно?!
Смотрели взрослые в бинокли...
Смеялись дети все равно.

День начинает заметно бледнеть. Лица людей принимают странный оттенок, тени человеческих фигур лежат на земле бледные, неясные. Пейзаж будто расплывается в чем-то: трава теряет зелень, горы как бы лишаются своей тяжелой плотности.
Пока остается тонкий серповидный ободок солнца, все еще царит впечатление сильно побледневшего дня, и мне кажется, что рассказы о темноте во время затмения преувеличены.
Но вот эта искра исчезла, и вместе с этим пролилась на землю густая тьма. Казалось, тонкий, не различимый для глаза пепел рассыпался сверху над землей или будто тончайшая густая сетка повисла в воздухе. Круглое темное враждебное тело, точно паук, впилось в яркое солнце, и они несутся вместе в заоблачной вышине.
Вдруг сверху, с правой стороны, вспыхнула искорка, и сразу лица моих собеседников осветились.
Солнце играет все сильнее, туман все более и более утончается, и уже становится трудно глядеть не вооруженным глазом на увеличивающийся серп солнца. Чирикают примолкшие было птицы, луговая зелень на заречной стороне проступает все ярче, облака расцвечиваются. (156)
По В. Короленко.
Вопросы
Б) Объяснение затмения солнца с точки зрения физики. Ученые объяснили это явление с научной точки зрения. Луна движется по небу вокруг Земли. Когда Луна, находясь между Солнцем и Землей, заслоняет яркую поверхность Солнца, Земля попадает в тень Луны, и наступает полная темнота. Это явление называется затмением Солнца.

В) А что будет, если солнце исчезнет навсегда? (мнения детей).
Видеофрагмент «Что будет, если солнце исчезнет?»

7. Тест (Ну а теперь мы посмотрим, насколько вы были внимательны на уроке.)
1. Что означает слово «гелиос»?
А. Небо. Б. Звезда. В. Солнце.
2. Какая планета вращается вокруг Земли?
А. Марс. Б. Луна. В. Сатурн.
3. Сколько планет входит в Солнечную систему?
А. 11. Б. 5 В. 8.
4. При помощи какого прибора можно наблюдать за звездами?
А. Телескоп. Б. Динамометр. В. Барометр
5. Как называются мифы, в которых фигурирует солнце?
А. Мифические. Б. Звездарные. В. Солярные.
6. Автор сказки «Краденое солнце»?
А. Барто. Б. Маршак. В. Чуковский
7. Один из славянских богов Солнца?
А. Ярило. Б. Перун В. Макошь
8. Какой художественный прием использует И. Бунин в строчках
И белый пар лугов, холодный и душистый,
Как фимиам, плывет перед зарей?
А. сравнение. Б. синекдоха. В. эпитет

III Рефлексия (стихотворение – пятистишие)
1. Беседа
2. Итоги работ
3. Домашняя работа:
4. Заключение
Про Солнце можно говорить бесконечно. Но на нашем уроке всё сказать невозможно. Кого заинтересовал этот вопрос, обращайтесь в библиотеку. Книги помогут вам узнать много нового и интересного.
Солнце - монетка, - скупой проворчал.
Нет, сковородка! - обжора вскричал.
Нет, каравай, - хлебопёк произнёс.
Компас, - сказал убеждённо матрос.
Солнце- звезда, - астроном объявил.
Доброе сердце, - мечтатель решил.
Солнце всем одинаково светит,
И живём мы под Солнцем одним,
Значит, должен быть мир на планете,
Если все мы его захотим.

(Песня «Солнечный круг»)
Категория: Физика | Добавил: swerzok
Просмотров: 3816 | Загрузок: 387 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-05-15, 8:18 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru