Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Физика

Урок физики по теме: "Закон Архимеда"
[ · Скачать удаленно (2.58 MБ) ] 2014-04-24, 9:40 PM
Тема урока: Архимедова сила.
Цель урока: изучить закон Архимеда.
Задачи урока:
Образовательная:
продолжить формирование понятия давления жидкости на погружённое в него тела и изучение закона Архимеда;
показать на примере однородных и разнородных жидкостей зависимость выталкивающей силы от плотности жидкостей и объёма тела, и независимость от плотности тела;
Развивающая:
формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры возникновения выталкивающей силы в быту, технике, природе,
развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;
Воспитательная:
воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета,
умения слушать и быть услышанным.

Ход урока.
1. Организационный момент
Создание положительной мотивации.
Прежде чем мы начнем наш урок, посмотрите на листы, которые лежат перед вами. Найдите «Рабочий лист», на нем вы будете вести все записи на уроке, потом его вклеите в рабочую тетрадь. В «Лист достижений» вы будете заносить набранные баллы за работу на уроке, в конце урока все баллы суммируете и выставите себе оценку. От вашей работы зависит и ваш результат. Разноцветные сигнальные карточки отложите в сторону, они вам понадобятся только в конце урока.
2. Создание проблемной ситуации.
Сегодня мы с вами отправимся в Древнюю Грецию в 3 век до нашей эры.
(просмотр видео, слайд 2)
Архимеду было поручено узнать, не ломая короны, есть ли в ней примесь. И сегодня мы с вами должны решить эту задачу, последовательно воспроизвести рассуждения Архимеда.
Проблемная ситуация:
Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила. Сначала человек считал природу одушевленной, но позже человек стал понимать, что движет всем вокруг закон. И только он стоит во главе всего, что нас окружает.
Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и в большинстве случаев можете предсказать, как они закончатся.
Например, предскажите, чем закончатся следующие события:
• если положить в полный стакан ложку, то…;
• если маленький мячик утопить в воде, то…;
• если вытащить ведро в колодце на поверхность воды, то…;
• если погрузиться в воду, то…;
Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы? Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним.
Таким образом, мы приходим к мысли, что нам необходимо знать, почему так всё происходит.
3. Изучение нового материал.
Исследование веса тела в воде и воздухе.
Исследуем, как действует жидкость или газ на погруженные в них тела. (Слайд 3)
(Слайд 4) Трое учеников по очереди выходят к доске и работают с интерактивной моделью “Измерение силы Архимеда”. Грузики подвешивают к динамометру, записывают показания динамометра; опускают в мензурку с водой, записывают показания.)
Вывод: вес тела в жидкости меньше, чем в воздухе. Учащиеся убеждаются, что на тело, погруженное в жидкость, действует сила направленная вертикально вверх, которая выталкивает тело из жидкости. (Слайд 5)
Эта сила называется архимедовой. Это тема нашего урока: «Сила Архимеда». Запишите тему в тетради. Впервые выталкивающую силу рассчитал Архимед, поэтому ее так и называют.
Объяснение существование выталкивающей силы.
Ребята давайте подумаем, как можно объяснить существование выталкивающей силы?
(Слайд 6. Учащиеся высказывают свои предположения, учитель направляет и помогает. )

Посмотрим на модели как появляется сила Архимеда.
(Слайд 7. Кликнуть название модели: откуда появляется архимедова сила.)
Учитель. Таким образом, причиной появления выталкивающей силы является давление жидкости, возникающее под действием силы тяжести. Рассчитаем значение выталкивающей силы.
(Слайд 8 учащиеся делают записи в тетрадях)
Учитель ( анализируют полученную формулу F = pж gV= Pж)
Сила, выталкивающая целиком погруженное в жидкость тело, равна весу жидкости в объеме этого тела.
Если подобный опыт провести с газом, то он показал бы, что сила, выталкивающая тело из газа, также равна весу газа, взятого в объеме тела.
(Слайд 9. Опыт Архимеда - видео. Кликнуть на черный фон)
Учитель. Закон Архимеда формулируется таким образом: на тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости или газа в объеме этого тела (или погруженной его части).
Fа= Pж
(Кликнуть в любом месте слайд 10.Учащиеся записывают в тетради)
От чего зависит сила Архимеда
Учитель. А сейчас вы - исследователи, вы выясняете, от чего зависит архимедова сила. У каждой группы своя задача. Приступаем к работе (слайд 11).
Работа в группах (прил. 1).
После получения результатов каждая группа сообщает свои выводы. Выводы фиксируются в виде структурно логической схемы. Представители от групп по очереди выходят к доске и кликают на “свою” рыбку. (Слайд 12)
Учитель обобщает высказывания и кликнув в любом месте слайда, показывает формулу, которую учащиеся записывают в тетради.
(Слайд 13) Учитель по очереди наводит курсор на F, pж, g, V, повторяет физический смысл и единицу измерения данной величины. Затем кликнув значок “стрелка” подводит итог.

4. Закрепление полученных знаний.
Используя треугольник запиши формулы:
ρж =
Vт =
Реши задачу: Вес кирпича в воздухе 30 Н, а в воде – 10Н. Чему равна действующая на кирпич архимедова сила?
Дано: Решение:



Ответ:

Проверь себя. Хорошо ли изучили силу Архимеда?
ТЕСТ
№ Вопрос Варианты ответов Ответ
1 На какое тело действует большая архимедова сила? А) На первое
Б) На второе
В) На оба тела одинаковая
2 На какое тело действует меньшая выталкивающая сила? А) На третье
Б) На второе
В) На первое
3 На какое тело действует большая архимедова сила? А) На первое
Б) На второе
В) На третье
4 К коромыслу весов подвешены два алюминиевых цилиндра одинакового объема. Нарушится ли равновесие весов, если один цилиндр поместить в воду, а другой - в спирт? А) Перевесит цилиндр в спирте
Б) Перевесит цилиндр в воде
В) Не нарушится
5 Определите выталкивающую силу, действующую на погруженное в воду тело объемом 0,001м3 А) 10Н
Б) 100Н
В) 1000Н

5. Подведение итогов урока.
Наш урок подошел к концу пора подводить итоги. Сосчитайте все набранные вами баллы.
БАЛЛЫ ОЦЕНКА
8-9 3
10-11 4
Более 11 5
6. Домашнее задание:
Кто решит известный спор,
Почему плывет линкор,
Но потонет гвоздик малый,
Хоть из того же он металла?
7. Итоги урока.
Рефлексия.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок показался мне
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока для меня был активно, пассивно
доволен, недоволен
коротким, длинным
не устал, устал
стало лучше, стало хуже
понятен, непонятен
интересен, скучен
полезен, бесполезен
Учитель предлагает ученикам подумать дома над вопросом. (слайд 16).
Урок окончен. (слайд 17)
ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ
Исследовательская работа Работа на уроке Задача Тест Поощрительный балл Всего баллов Оценка
Категория: Физика | Добавил: БТВ
Просмотров: 470 | Загрузок: 130 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 12:44 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru