Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Физика

Возможности информационно-образовательной среды в развитии компетенций учащихся на уроках физики в п
2014-09-26, 8:59 AM
-Гончаров В.Ю.
СОШ № 83 имени Габидена Мустафина г. Караганды.
Возможности информационно-образовательной среды в развитии компетенций учащихся на уроках физики в профильных классах.

Осы мақалада жеке дара технологияларды, білім деңгейлерін тиімді қолдану қарастырылған. Оқу үрдісінің нәтижесіне жету мақсатында оқушылардың өзіндік қабілеттерін пайдалану жолдары көрсетіледі.
Отечественная система образования является важным фактором сохранения места Казахстана в ряду ведущих стран мира, его международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Нашему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Практически все, кто работает или работал в школе, знают, что, начиная с 9-го класса, очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равные для этого возможности. Но все равно учительская точка зрения «мой предмет - самый главный и нужный, я лучше знаю насколько он вам понадобится в жизни», приводит к проблеме прогрессирующей перегрузки учеников, внутреннему сопротивлению обучающегося. И как следствие - нежелание учащихся продолжать обучение; стрессы; и т.д.
Выход - в изменении отношения к ситуации в образовательном процессе. Именно с этой целью в школе было решено ввести так называемое профильное обучение в старших классах, предусматривающей организацию профильного и предпрофильного обучения по социально-гуманитарному, физико-математическому и общеобразовательному направлениям.
В число основных задач, обеспечивающих совершенствование физического образования, входит реализация следующих положений:
-уточнить перечень и объем материала изучаемых предметов, устранить перегрузку учебных программ и учебников, освободив их от излишне усложненного, второстепенного материала;
-предельно четко изложить основные понятия и ведущие идеи учебных дисциплин, обеспечить необходимое отражение в них новых достижений науки и практики.
С целью формирования у учащихся глубоких и прочных знаний основ наук, диалектико-материалистического мировоззрения необходимо привести в соответствие с требованиями социально-экономического и научно-технического прогресса, а также с возрастными особенностями учащихся программы, учебники, учебно-наглядные пособия. Изменения содержания и структуры курса физики требуют существенного пересмотра методики его преподавания.
В результате социально-экономического развития общества возникла необходимость обновления старшей ступени общего образования. За последние годы в системе образования произошли существенные изменения. Основная идея обновления старшей ступени образования заключается в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
На актуальность введения профильного обучения указывают следующие обстоятельства:
• Профилизации обучения в старших классах соответствует структура образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников;
• К 15–16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности;
• В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки в вузы.
• Большинство старшеклассников считают, что существующее ныне образование не дает возможностей для успешного обучения в ВУЗе и построения дальнейшей карьеры.
• В сложившейся ситуации необходима разработка мер, способствующих введению профильного обучения на старшей ступени общего образования.
Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Профильное обучение предполагает систему организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам с преобладанием тех или иных предметов. Оно направлено на реализацию личностно – ориентированного учебного процесса.
Цели профильного обучения:
-обеспечение возможности углубленного изучения отдельных предметов;
-создание условий дифференциации содержания обучения школьников с гибкими возможностями построения ими индивидуальной образовательной траектории;
-установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся;
-расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между высшей и средней школой.
Основной особенностью данной программы является генерализация учебного материала, его структурирование вокруг фундаментальных физических теорий, уменьшение доли описательного, феноменологического изложения учебного материала и усиление роли теоретических обобщений.
Одна из проблем профилизации старших классов большинства общеобразовательных школ во многих случаях – недостаточное число учащихся для комплектования профильных классов с углубленным изучением физики. Поэтому удовлетворить запросы учащихся, готовых продолжить обучение в ВУЗах можно с помощью элективных курсов, дополняющих базовый т.к. по статистическим данным число выпускников средних школ, участвующих в сдаче ЕНТ по физике ежегодно увеличивается. Одним из таких курсов может быть, к примеру «Готовимся к ЕНТ по физике», где уровень обучения повышается не столько за счет расширения теоретической части курса физики, сколько за счет углубления практической – решения разнообразных физических задач. Бесспорно, необходимо развивать межпредметные связи, в частности с математикой. Ни для кого не секрет, что в данное время программы физики и математики сильно разнятся, что естественно плохо влияет на успешное усвоение материала, снижает продуктивность, наполненность уроков физики и, в конце концов, приводит к низким баллам на ЕНТ. К примеру, ученик, зная формулу по физике, не всегда способен рассчитать ее после подстановки данных.
Конечно, при разработке данной темы учитель должен опираться на знания, полученные при изучении базового курса физики. Но для развития познавательной и творческой деятельности учащихся важно отдавать предпочтение самостоятельной работе учеников, предлагать детям не только уже готовые тестовые задания, но и предложить ребятам самим разработать блоки тестов, контрольных и проверочных работ (например, для младших классов). Это чрезвычайно полезно для ученика, т.к. обязывает его повторить ранее изученный материал и конечно приучает его к некоторой ответственности. Теоретический материал удобнее обобщить в виде таблиц, форму которых может предложить учитель, а заполнить их должен ученик самостоятельно. Ввиду предельно ограниченного времени, отводимого на курс, его эффективность будет определяться именно самостоятельной работой ученика.
В процессе обучения важно фиксировать внимание обучаемых на выборе и разграничении физической и математической модели рассматриваемого явления, отработать алгоритмы решения физических задач в стандартных ситуациях (для сдающих ЕНТ) и в измененных или новых ситуациях (для желающих сдавать экзамен на профильном уровне).
Формы и виды самостоятельной работы и ее контроля.
Самостоятельная работа предусматривается в виде решения домашних разноуровневых заданий. Необходимый объем задания – 5-7 задач (1-2) задачи повышенного уровня с кратким ответом (тип В), 1-2 задачи повышенного или высокого уровня с развернутым ответом (тип С), остальные задачи базового уровня с выбором ответа (тип А).
Предусматриваются виды контроля, позволяющие оценивать динамику усвоения курса учащимися и получить данные для определения дальнейшего совершенствования содержания курса:
-текущие 15-ти минутные проверочные работы в форме тестовых заданий с выбором правильного ответа.
-получасовые контрольные работы – тесты по окончании раздела;
-итоговое тестирование (контрольная работа – 6 задач, по две каждого уровня сложности).
Оценивание задач контрольной работы: тип А – 1 балл; тип В – 2 балла; тип С – 3 балла.
Так как целью работы в данном случае является не столько оценка и сравнение достижений учащихся, сколько предоставление им возможности испытать свои силы, то нет смысла стремиться к безукоризненной равноценности содержания вариантов. Напротив, целесообразно охватить широкий круг вопросов, а на дом задать решать задачи второго варианта.
В составе физико-математического профиля при отборе содержания обучения физике целесообразно учитывать повышенный уровень математической подготовки школьников и их интерес к проблемам, связанным одновременно с математикой и физикой .

Список литературы:
1.Крнцепция 12- летнего среднего общего образования в Республике Казахстан. 2.О.Е.Лебедев., Неупокоева Н.И. Цели и результаты школьного образования: Метод. Рекомендации – Спб: 2001.
3.Я.А.Микк Оптимизация сложности учебного текста: в помощь автору и редактору.М.,1981
4.Элективные курсы в профильном обучении. Национальный фонд подготовки кадров. М., Вита-Пресс.
5.М.Ж.Жардина . Профильное обучение как условие реализации вариативного образования в школе. Журнал Творческая педагогика.
Категория: Физика | Добавил: Anzhelika
Просмотров: 332 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 11:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru