Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Физика

Урок физики в 8 классе на тему "Парообразование. Испарение и конденсация. Насыщенные и ненасыще
2014-11-16, 6:18 PM
Тема: Парообразование. Испарение и конденсация.
Насыщенные и ненасыщенные пары
Цели:
Обучающая: дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот, рассмотреть энергетические изменения в процессах парообразования и конденсации;
Развивающая: развивать навыки самостоятельного обоснования опытов, умения находить применение явлений в жизни решать качественные задач
Воспитательная: воспитать познавательный интерес.
Оборудование: приборы для демонстраций (термометр, сосуд с горячей и холодной водой, гигрометр и психрометр), схемы, таблицы, карточки, рисунки
Тип урока. изучение нового материала
Вид урока. беседа-исследование.
Ход урока.
I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок.
«Дерево достижений»
Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Красный лист - желают общаться.
Желтый лист – проявят активность.
Синий – будут настойчивы.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
II. Литературная минутка. (мотивация учащихся). Раскрыть физический смысл стихотворения.
С.Н.Марков. Знаю я – малиновою ранью… Зимний ветер упруг и свеж,
По сугробам зашагали тени,
В инее серебряном олени,
А мороз всю ночь ломился в сени.
- Почему олени в инее?
А.С.Пушкин. Евгений Онегин.
Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дышала,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.
- Почему на окне конденсируется водяной пар?
Ю.П.Кузнецов. Самовар.
Вот самовар, мерцающий, потливый,
Стоит со шпорой крана, как петух.
-Когда самовар бывает потливым?
Краткая беседа по вопросам к стихотворениям.
III. Повторение изученного материала.
1. Фронтальный опрос.
- Что такое температура плавления?
- Что называется плавлением?
- Запишите формулу для определения количества теплоты при плавлении.
-Что такое удельная теплота плавления?
- В каких единицах измеряется удельная теплота плавления?
- При какой температуре плавится лед? И отвердевает вода?

2. Работа с формулами и единицами измерения. (1 уровень, для слабоуспевающих учащихся)
3. Тест «Удельная теплота плавления вещества» (2 уровень)
1 вариант
1. Удельная теплота плавления серебра равна 2300 Дж/кг - это значит:
А) для нагревания серебра массой 2300 кг на 1°С требуется 2300 Дж энергии;
Б) для плавления серебра массой 1 кг при температуре плавления требуется 2300 Дж;
В) для превращения серебра в жидкость требуется 2,3 кДж.
2. Какой физический параметр определяет количество теплоты, необходимое для превращения 1 кг твердого вещества в жидкость при температуре плавления?
А) удельная теплоемкость; Б) удельная теплота сгорания;
В) удельная теплота плавления; Г) удельная теплота парообразования.
3. При передаче телу количества теплоты его агрегатное состояние изменилось. Температура обоих состояний одинакова. По какой формуле можно вычислить количество теплоты?
А) Q = m ∙ с ∙ Δt; Б) Q = λ ∙ m; В) Q = q ∙ m; Г) Q = φ ∙ m.
4. Удельная теплота плавления характеризует количество теплоты, необходимое для:
А) плавления твердого тела;
Б) превращения твердого вещества в жидкое;
В) превращения 1 кг твердого вещества при температуре плавления в жидкость.
5. Какой (ртутный или спиртовой) термометр используют на Севере для измерения температуры, если температура отвердевания воды 0°С, температура отвердевания ртути ≈38°С, температура отвердевания спирта 114°С.
А) ртутный; Б) спиртовой; В) ртутный и спиртовой. .
6. Какие металлы можно расплавить в медном тигле? Температура плавления меди 1085°С.
А) олово и свинец, температура плавления которых меньше 360°С;
Б) чугун и сталь, температура которых достигает 1500 °С;
В) вольфрам и осмий, имеющих температуру плавления 3000 °С.
7. Какая из указанных величин не изменяется при охлаждении жидкости до температуры
отвердевания?
А) масса тела; Б) объем тела; В) внутренняя энергия.
2 вариант
1. Что происходит со льдом, если его принести с мороза в натопленную комнату?
А) сразу тает; Б) нагревается, затем тает; В) нагревается до 0°С, тает при 0°С, затем полученная вода нагревается до комнатной температуре.
2. В каком из сосудов можно расплавить олово? Температура плавления олова 232 °С
А) из никеля, температура его плавления 1453 °С;
Б) из парафина, температура его плавления 54 °С;
В) из цезия, температура его плавления 29 °С.
3. В чем проявляется закон сохранения и превращения энергии при плавлении и кристаллизации веществ?
А) в изменении температуры вещества;
Б) в изменении скорости движения молекул вещества;
В) сколько энергии тратится на плавление при температуре плавления, столько энергии выделяется при кристаллизации вещества, при температуре отвердевания.
4. Куски льда и свинца массой 1 кг нагреты до температуры плавления. Для плавления какого из этих тел потребуется большее количество теплоты?
А) для льда, так как удельная теплота плавления льда 3,4 ∙ 105 Дж/кг;
Б) для свинца, так как удельная теплота плавления свинца 0,26 ∙105 Дж/кг;
В) одинаково.
5. На что расходуется энергия топлива при плавлении кристаллического вещества, нагретого до температуры плавления?
А) на движение молекул; Б) на разрушение кристаллической решетки;
В) на изменение расстояния между молекулами вещества, нагретого до температуры плавления;
6. При кристаллизации вещества энергия:
А) выделяется; Б) поглощается; В) остается постоянной.
7. На сколько увеличится при плавлении внутренняя энергия алюминия массой 1 кг, если его удельная теплота плавления 3,9 ∙105 Дж/кг?
А) 3,9 ∙ 105 Дж; Б) 3900 Дж; В) 780Дж; Г) 0,39 ∙ 105 Дж
1 2 3 4 5 6 7
1 вариант Б В Б В Б А А
2 вариант В А В А Б А А
2. Решение задач по карточкам.(3 уровень). Индивидуальное задание.
№ 1
1. Чтобы превратить в жидкость 1 кг стали при температуре ее плавления требуется 0,84 ∙ 105 Дж. Какова удельная теплота плавления стали?
2. Какая энергия необходима для получения воды из куска льда массой 1 кг, находящегося при температуре 0°С? Удельная теплоемкость плавления льда 3,4 ∙105 Дж.
3. Определите энергию, необходимую для превращения в жидкость 100 кг железа, взятого при температуре плавления. Удельная теплота плавления железа 2,7 ∙ 105 Дж/кг.
№ 2
1. Сколько энергии требуется, чтобы получить 5 кг воды при температуре 0°С из льда находящегося при температуре -10°С? Удельная теплота плавления льда 3,4 ∙ 105 Дж/кг, удельная теплоемкость льда 2100 Дж/кг°С.
2. Рассчитайте энергию, необходимую для получения 5 кг воды при температуре 20°С из льда, взятого при температуре 0°С. Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг°С, удельная теплота плавления льда 3,4 ∙ 105 Дж/кг.
IV. Изучение нового материала. (урок исследование предполагает самостоятельное исследование явлений учащимися и объяснение. Работа производится в парах, каждая пара получает задание по работе с учебником или экспериментальное задание. Таким образом постепенно раскрывается материал урока. все выводы и объяснения вывешиваются на доске. Составляется кластер урока для лучшего усвоения)
Задание 1. Пользуясь учебником, дайте понятие парообразованию и испарению, конденсации.
Испарение. Испарение и кипение- это способы перехода жидкости в газообразное состояние.
Парообразование – явление превращения жидкости в пар.
Испарение - парообразование , происходящее с поверхности жидкости.
Конденсация. Одновременно с испарением происходит конденсация. В процессе конденсации часть молекул пара возвращается в жидкость.
Конденсация – явление превращения пара в жидкость
Задание 2. Как ведут себя молекулы жидкости при испарении? Объясните по рисунку 42 в учебнике.
В процессе испарения молекулы жидкости высвобождаются с её поверхности и образуют над ней пар. (рассмотрим рисунок движения молекулы). молекула внутри жидкости притягивается с помощью силы взаимодействия другими молекулами. молекулы движутся с различной скоростью и поэтому те молекулы, которые обладают большей кинетической энергией достигают поверхности жидкости, где силы притяжения становятся малы и молекула покидает жидкость. средняя кинетическая энергия оставшихся молекул уменьшается. При этом падает температура жидкости.
Такой процесс происходит постепенно.
Задание 3. Опыт № 1. Капните каплю спирта на ладонь. Вы почувствуете холодок. Объясните явление и сделайте вывод.?.
При испарении температура жидкости понижается. Испарение сопровождается поглощением теплоты.
Рассмотрим применение этой зависимости.
Задание 4. Опыт № 2. Стеклянную банку закроем крышкой. Обвернём её смоченным в воде полотенцем и поставим в тарелку с водой. Это приспособление используется, когда нет холодильника, для хранения продуктов. Объясните явление.
Интенсивность испарения зависит от внешних условий.
Задание 5. Опыт № 3. Капните на стеклянную пластинку каплю одеколона и размажьте её по стеклу. Рядом капните вторую каплю одеколона. пронаблюдайте за их испарением. сделайте вывод.
Скорость испарения жидкости зависит от площади её поверхности.
Быстрее испарится та жидкость, молекулы которой притягиваются с меньшей силой.
Задание 6. Опыт № 4. На листе чистой бумаги проведите кисточкой полоску спирта и воды. приклейте листок к оконному стеклу. Какая жидкость быстрее испарится? Сделайте вывод.
Скорость испарения зависит от рода жидкости.
Испарение происходит при любой температуре.
Задание 7. Опыт № 5. В два стакана налейте одинаковое количество горячей и холодной воды. Наблюдайте за интенсивностью испарения. Сделайте вывод.
Скорость испарения зависит от температуры. Чем выше температура жидкости, тем быстрее происходит испарение.
Задание 8. Опыт № 5. Капните на стекло две капли спирта и подуйте на одну из них. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.
Скорость испарения зависит от наличия ветра.
Уменьшение атмосферного давление также увеличивает степень испарения.
Сублимация(возгонка) – испарение с поверхности твёрдого тела.
Задание 9. Опыт № 6. Стакан с горячей водой накройте блюдцем. Через несколько секунд снимите блюдце. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.
Вывод. Конденсация сопровождается выделением теплоты.
� Что вы знаете о применении испарения и конденсации?
Разбрызгивание воды в горячих цехах, сушильные камеры, психрометр, гигрометр, система порового отопления.
В закрытом сосуде молекулы жидкости вылетают с её поверхности и обратно возвращаются в неё до наступления динамического равновесия пара и жидкости.
Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью называется насыщенным. Он оказывает наибольшее давление. Это зависит от концентрации молекул и сил притяжения между ними.
Пар, не находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью называется ненасыщенным. (испарения больше, чем конденсации)
- Приведите примеры насыщенных и ненасыщенных паров.
Задание 10. Рассмотрите схему строения атмосферы. Охарактеризуйте каждый из её слоёв. Каковы закономерности изменения параметров.
V. Первичное усвоение материала.
Вернемся к стихотворениям, прочитанным в начале урока. теперь вам легче будет объяснить данные явления. Ответьте на те же вопросы с учетом полученных знаний о испарении и конденсации.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Работа по карточкам. Устные ответы и обсуждение с классом.
- Выйдя в летний жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?
- Утром на траве появились капельки росы. Какой будет день, холодный или теплый?
- Почему учителя физкультуры настаивают, чтобы ученики после урока обязательно переодевались?
- Какой суп остынет быстрее: жирный или постный?
- В Мексике водится интересная ящерица. Часто она очень сильно вытаращивает глаза. Как вы думаете, когда именно и почему?

2. Работа с обобщающими кластерами «Испарение» и «Конденсация». От каких условий зависит испарение и конденсация
VII. Итог урока. Обобщение по кластеру. Оценки.
VIII. Домашнее задание. §15 стр. 64-68 упр. 10
IX. Рефлексия. Обратимся к дереву достижений. Снимите с него листок соответствующего цвета:
Зеленый – урок понравился было интересно
Синий - мне было скучно и не интересно
Красный – я ничего не понял
Желтый – урок не понравился
Категория: Физика | Добавил: Evap
Просмотров: 790 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 11:55 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru