Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Физика

Урок физики в 8 классе на тему "Парообразование. Испарение и конденсация. Насыщенные и ненасыще
2014-11-16, 6:18 PM
Тема: Парообразование. Испарение и конденсация.
Насыщенные и ненасыщенные пары
Цели:
Обучающая: дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот, рассмотреть энергетические изменения в процессах парообразования и конденсации;
Развивающая: развивать навыки самостоятельного обоснования опытов, умения находить применение явлений в жизни решать качественные задач
Воспитательная: воспитать познавательный интерес.
Оборудование: приборы для демонстраций (термометр, сосуд с горячей и холодной водой, гигрометр и психрометр), схемы, таблицы, карточки, рисунки
Тип урока. изучение нового материала
Вид урока. беседа-исследование.
Ход урока.
I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок.
«Дерево достижений»
Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Красный лист - желают общаться.
Желтый лист – проявят активность.
Синий – будут настойчивы.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
II. Литературная минутка. (мотивация учащихся). Раскрыть физический смысл стихотворения.
С.Н.Марков. Знаю я – малиновою ранью… Зимний ветер упруг и свеж,
По сугробам зашагали тени,
В инее серебряном олени,
А мороз всю ночь ломился в сени.
- Почему олени в инее?
А.С.Пушкин. Евгений Онегин.
Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дышала,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.
- Почему на окне конденсируется водяной пар?
Ю.П.Кузнецов. Самовар.
Вот самовар, мерцающий, потливый,
Стоит со шпорой крана, как петух.
-Когда самовар бывает потливым?
Краткая беседа по вопросам к стихотворениям.
III. Повторение изученного материала.
1. Фронтальный опрос.
- Что такое температура плавления?
- Что называется плавлением?
- Запишите формулу для определения количества теплоты при плавлении.
-Что такое удельная теплота плавления?
- В каких единицах измеряется удельная теплота плавления?
- При какой температуре плавится лед? И отвердевает вода?

2. Работа с формулами и единицами измерения. (1 уровень, для слабоуспевающих учащихся)
3. Тест «Удельная теплота плавления вещества» (2 уровень)
1 вариант
1. Удельная теплота плавления серебра равна 2300 Дж/кг - это значит:
А) для нагревания серебра массой 2300 кг на 1°С требуется 2300 Дж энергии;
Б) для плавления серебра массой 1 кг при температуре плавления требуется 2300 Дж;
В) для превращения серебра в жидкость требуется 2,3 кДж.
2. Какой физический параметр определяет количество теплоты, необходимое для превращения 1 кг твердого вещества в жидкость при температуре плавления?
А) удельная теплоемкость; Б) удельная теплота сгорания;
В) удельная теплота плавления; Г) удельная теплота парообразования.
3. При передаче телу количества теплоты его агрегатное состояние изменилось. Температура обоих состояний одинакова. По какой формуле можно вычислить количество теплоты?
А) Q = m ∙ с ∙ Δt; Б) Q = λ ∙ m; В) Q = q ∙ m; Г) Q = φ ∙ m.
4. Удельная теплота плавления характеризует количество теплоты, необходимое для:
А) плавления твердого тела;
Б) превращения твердого вещества в жидкое;
В) превращения 1 кг твердого вещества при температуре плавления в жидкость.
5. Какой (ртутный или спиртовой) термометр используют на Севере для измерения температуры, если температура отвердевания воды 0°С, температура отвердевания ртути ≈38°С, температура отвердевания спирта 114°С.
А) ртутный; Б) спиртовой; В) ртутный и спиртовой. .
6. Какие металлы можно расплавить в медном тигле? Температура плавления меди 1085°С.
А) олово и свинец, температура плавления которых меньше 360°С;
Б) чугун и сталь, температура которых достигает 1500 °С;
В) вольфрам и осмий, имеющих температуру плавления 3000 °С.
7. Какая из указанных величин не изменяется при охлаждении жидкости до температуры
отвердевания?
А) масса тела; Б) объем тела; В) внутренняя энергия.
2 вариант
1. Что происходит со льдом, если его принести с мороза в натопленную комнату?
А) сразу тает; Б) нагревается, затем тает; В) нагревается до 0°С, тает при 0°С, затем полученная вода нагревается до комнатной температуре.
2. В каком из сосудов можно расплавить олово? Температура плавления олова 232 °С
А) из никеля, температура его плавления 1453 °С;
Б) из парафина, температура его плавления 54 °С;
В) из цезия, температура его плавления 29 °С.
3. В чем проявляется закон сохранения и превращения энергии при плавлении и кристаллизации веществ?
А) в изменении температуры вещества;
Б) в изменении скорости движения молекул вещества;
В) сколько энергии тратится на плавление при температуре плавления, столько энергии выделяется при кристаллизации вещества, при температуре отвердевания.
4. Куски льда и свинца массой 1 кг нагреты до температуры плавления. Для плавления какого из этих тел потребуется большее количество теплоты?
А) для льда, так как удельная теплота плавления льда 3,4 ∙ 105 Дж/кг;
Б) для свинца, так как удельная теплота плавления свинца 0,26 ∙105 Дж/кг;
В) одинаково.
5. На что расходуется энергия топлива при плавлении кристаллического вещества, нагретого до температуры плавления?
А) на движение молекул; Б) на разрушение кристаллической решетки;
В) на изменение расстояния между молекулами вещества, нагретого до температуры плавления;
6. При кристаллизации вещества энергия:
А) выделяется; Б) поглощается; В) остается постоянной.
7. На сколько увеличится при плавлении внутренняя энергия алюминия массой 1 кг, если его удельная теплота плавления 3,9 ∙105 Дж/кг?
А) 3,9 ∙ 105 Дж; Б) 3900 Дж; В) 780Дж; Г) 0,39 ∙ 105 Дж
1 2 3 4 5 6 7
1 вариант Б В Б В Б А А
2 вариант В А В А Б А А
2. Решение задач по карточкам.(3 уровень). Индивидуальное задание.
№ 1
1. Чтобы превратить в жидкость 1 кг стали при температуре ее плавления требуется 0,84 ∙ 105 Дж. Какова удельная теплота плавления стали?
2. Какая энергия необходима для получения воды из куска льда массой 1 кг, находящегося при температуре 0°С? Удельная теплоемкость плавления льда 3,4 ∙105 Дж.
3. Определите энергию, необходимую для превращения в жидкость 100 кг железа, взятого при температуре плавления. Удельная теплота плавления железа 2,7 ∙ 105 Дж/кг.
№ 2
1. Сколько энергии требуется, чтобы получить 5 кг воды при температуре 0°С из льда находящегося при температуре -10°С? Удельная теплота плавления льда 3,4 ∙ 105 Дж/кг, удельная теплоемкость льда 2100 Дж/кг°С.
2. Рассчитайте энергию, необходимую для получения 5 кг воды при температуре 20°С из льда, взятого при температуре 0°С. Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг°С, удельная теплота плавления льда 3,4 ∙ 105 Дж/кг.
IV. Изучение нового материала. (урок исследование предполагает самостоятельное исследование явлений учащимися и объяснение. Работа производится в парах, каждая пара получает задание по работе с учебником или экспериментальное задание. Таким образом постепенно раскрывается материал урока. все выводы и объяснения вывешиваются на доске. Составляется кластер урока для лучшего усвоения)
Задание 1. Пользуясь учебником, дайте понятие парообразованию и испарению, конденсации.
Испарение. Испарение и кипение- это способы перехода жидкости в газообразное состояние.
Парообразование – явление превращения жидкости в пар.
Испарение - парообразование , происходящее с поверхности жидкости.
Конденсация. Одновременно с испарением происходит конденсация. В процессе конденсации часть молекул пара возвращается в жидкость.
Конденсация – явление превращения пара в жидкость
Задание 2. Как ведут себя молекулы жидкости при испарении? Объясните по рисунку 42 в учебнике.
В процессе испарения молекулы жидкости высвобождаются с её поверхности и образуют над ней пар. (рассмотрим рисунок движения молекулы). молекула внутри жидкости притягивается с помощью силы взаимодействия другими молекулами. молекулы движутся с различной скоростью и поэтому те молекулы, которые обладают большей кинетической энергией достигают поверхности жидкости, где силы притяжения становятся малы и молекула покидает жидкость. средняя кинетическая энергия оставшихся молекул уменьшается. При этом падает температура жидкости.
Такой процесс происходит постепенно.
Задание 3. Опыт № 1. Капните каплю спирта на ладонь. Вы почувствуете холодок. Объясните явление и сделайте вывод.?.
При испарении температура жидкости понижается. Испарение сопровождается поглощением теплоты.
Рассмотрим применение этой зависимости.
Задание 4. Опыт № 2. Стеклянную банку закроем крышкой. Обвернём её смоченным в воде полотенцем и поставим в тарелку с водой. Это приспособление используется, когда нет холодильника, для хранения продуктов. Объясните явление.
Интенсивность испарения зависит от внешних условий.
Задание 5. Опыт № 3. Капните на стеклянную пластинку каплю одеколона и размажьте её по стеклу. Рядом капните вторую каплю одеколона. пронаблюдайте за их испарением. сделайте вывод.
Скорость испарения жидкости зависит от площади её поверхности.
Быстрее испарится та жидкость, молекулы которой притягиваются с меньшей силой.
Задание 6. Опыт № 4. На листе чистой бумаги проведите кисточкой полоску спирта и воды. приклейте листок к оконному стеклу. Какая жидкость быстрее испарится? Сделайте вывод.
Скорость испарения зависит от рода жидкости.
Испарение происходит при любой температуре.
Задание 7. Опыт № 5. В два стакана налейте одинаковое количество горячей и холодной воды. Наблюдайте за интенсивностью испарения. Сделайте вывод.
Скорость испарения зависит от температуры. Чем выше температура жидкости, тем быстрее происходит испарение.
Задание 8. Опыт № 5. Капните на стекло две капли спирта и подуйте на одну из них. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.
Скорость испарения зависит от наличия ветра.
Уменьшение атмосферного давление также увеличивает степень испарения.
Сублимация(возгонка) – испарение с поверхности твёрдого тела.
Задание 9. Опыт № 6. Стакан с горячей водой накройте блюдцем. Через несколько секунд снимите блюдце. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.
Вывод. Конденсация сопровождается выделением теплоты.
� Что вы знаете о применении испарения и конденсации?
Разбрызгивание воды в горячих цехах, сушильные камеры, психрометр, гигрометр, система порового отопления.
В закрытом сосуде молекулы жидкости вылетают с её поверхности и обратно возвращаются в неё до наступления динамического равновесия пара и жидкости.
Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью называется насыщенным. Он оказывает наибольшее давление. Это зависит от концентрации молекул и сил притяжения между ними.
Пар, не находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью называется ненасыщенным. (испарения больше, чем конденсации)
- Приведите примеры насыщенных и ненасыщенных паров.
Задание 10. Рассмотрите схему строения атмосферы. Охарактеризуйте каждый из её слоёв. Каковы закономерности изменения параметров.
V. Первичное усвоение материала.
Вернемся к стихотворениям, прочитанным в начале урока. теперь вам легче будет объяснить данные явления. Ответьте на те же вопросы с учетом полученных знаний о испарении и конденсации.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Работа по карточкам. Устные ответы и обсуждение с классом.
- Выйдя в летний жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?
- Утром на траве появились капельки росы. Какой будет день, холодный или теплый?
- Почему учителя физкультуры настаивают, чтобы ученики после урока обязательно переодевались?
- Какой суп остынет быстрее: жирный или постный?
- В Мексике водится интересная ящерица. Часто она очень сильно вытаращивает глаза. Как вы думаете, когда именно и почему?

2. Работа с обобщающими кластерами «Испарение» и «Конденсация». От каких условий зависит испарение и конденсация
VII. Итог урока. Обобщение по кластеру. Оценки.
VIII. Домашнее задание. §15 стр. 64-68 упр. 10
IX. Рефлексия. Обратимся к дереву достижений. Снимите с него листок соответствующего цвета:
Зеленый – урок понравился было интересно
Синий - мне было скучно и не интересно
Красный – я ничего не понял
Желтый – урок не понравился
Категория: Физика | Добавил: Evap
Просмотров: 1981 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-03-28, 7:53 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru