Главная » Файлы » В помощь учителю » Физика |
2014-11-16, 6:18 PM | |
Тема: Парообразование. Испарение и конденсация. Насыщенные и ненасыщенные пары Цели: Обучающая: дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот, рассмотреть энергетические изменения в процессах парообразования и конденсации; Развивающая: развивать навыки самостоятельного обоснования опытов, умения находить применение явлений в жизни решать качественные задач Воспитательная: воспитать познавательный интерес. Оборудование: приборы для демонстраций (термометр, сосуд с горячей и холодной водой, гигрометр и психрометр), схемы, таблицы, карточки, рисунки Тип урока. изучение нового материала Вид урока. беседа-исследование. Ход урока. I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок. «Дерево достижений» Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. Тех кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии. Красный лист - желают общаться. Желтый лист – проявят активность. Синий – будут настойчивы. Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. II. Литературная минутка. (мотивация учащихся). Раскрыть физический смысл стихотворения. С.Н.Марков. Знаю я – малиновою ранью… Зимний ветер упруг и свеж, По сугробам зашагали тени, В инее серебряном олени, А мороз всю ночь ломился в сени. - Почему олени в инее? А.С.Пушкин. Евгений Онегин. Татьяна пред окном стояла, На стекла хладные дышала, Задумавшись, моя душа, Прелестным пальчиком писала На отуманенном стекле Заветный вензель О да Е. - Почему на окне конденсируется водяной пар? Ю.П.Кузнецов. Самовар. Вот самовар, мерцающий, потливый, Стоит со шпорой крана, как петух. -Когда самовар бывает потливым? Краткая беседа по вопросам к стихотворениям. III. Повторение изученного материала. 1. Фронтальный опрос. - Что такое температура плавления? - Что называется плавлением? - Запишите формулу для определения количества теплоты при плавлении. -Что такое удельная теплота плавления? - В каких единицах измеряется удельная теплота плавления? - При какой температуре плавится лед? И отвердевает вода? 2. Работа с формулами и единицами измерения. (1 уровень, для слабоуспевающих учащихся) 3. Тест «Удельная теплота плавления вещества» (2 уровень) 1 вариант 1. Удельная теплота плавления серебра равна 2300 Дж/кг - это значит: А) для нагревания серебра массой 2300 кг на 1°С требуется 2300 Дж энергии; Б) для плавления серебра массой 1 кг при температуре плавления требуется 2300 Дж; В) для превращения серебра в жидкость требуется 2,3 кДж. 2. Какой физический параметр определяет количество теплоты, необходимое для превращения 1 кг твердого вещества в жидкость при температуре плавления? А) удельная теплоемкость; Б) удельная теплота сгорания; В) удельная теплота плавления; Г) удельная теплота парообразования. 3. При передаче телу количества теплоты его агрегатное состояние изменилось. Температура обоих состояний одинакова. По какой формуле можно вычислить количество теплоты? А) Q = m ∙ с ∙ Δt; Б) Q = λ ∙ m; В) Q = q ∙ m; Г) Q = φ ∙ m. 4. Удельная теплота плавления характеризует количество теплоты, необходимое для: А) плавления твердого тела; Б) превращения твердого вещества в жидкое; В) превращения 1 кг твердого вещества при температуре плавления в жидкость. 5. Какой (ртутный или спиртовой) термометр используют на Севере для измерения температуры, если температура отвердевания воды 0°С, температура отвердевания ртути ≈38°С, температура отвердевания спирта 114°С. А) ртутный; Б) спиртовой; В) ртутный и спиртовой. . 6. Какие металлы можно расплавить в медном тигле? Температура плавления меди 1085°С. А) олово и свинец, температура плавления которых меньше 360°С; Б) чугун и сталь, температура которых достигает 1500 °С; В) вольфрам и осмий, имеющих температуру плавления 3000 °С. 7. Какая из указанных величин не изменяется при охлаждении жидкости до температуры отвердевания? А) масса тела; Б) объем тела; В) внутренняя энергия. 2 вариант 1. Что происходит со льдом, если его принести с мороза в натопленную комнату? А) сразу тает; Б) нагревается, затем тает; В) нагревается до 0°С, тает при 0°С, затем полученная вода нагревается до комнатной температуре. 2. В каком из сосудов можно расплавить олово? Температура плавления олова 232 °С А) из никеля, температура его плавления 1453 °С; Б) из парафина, температура его плавления 54 °С; В) из цезия, температура его плавления 29 °С. 3. В чем проявляется закон сохранения и превращения энергии при плавлении и кристаллизации веществ? А) в изменении температуры вещества; Б) в изменении скорости движения молекул вещества; В) сколько энергии тратится на плавление при температуре плавления, столько энергии выделяется при кристаллизации вещества, при температуре отвердевания. 4. Куски льда и свинца массой 1 кг нагреты до температуры плавления. Для плавления какого из этих тел потребуется большее количество теплоты? А) для льда, так как удельная теплота плавления льда 3,4 ∙ 105 Дж/кг; Б) для свинца, так как удельная теплота плавления свинца 0,26 ∙105 Дж/кг; В) одинаково. 5. На что расходуется энергия топлива при плавлении кристаллического вещества, нагретого до температуры плавления? А) на движение молекул; Б) на разрушение кристаллической решетки; В) на изменение расстояния между молекулами вещества, нагретого до температуры плавления; 6. При кристаллизации вещества энергия: А) выделяется; Б) поглощается; В) остается постоянной. 7. На сколько увеличится при плавлении внутренняя энергия алюминия массой 1 кг, если его удельная теплота плавления 3,9 ∙105 Дж/кг? А) 3,9 ∙ 105 Дж; Б) 3900 Дж; В) 780Дж; Г) 0,39 ∙ 105 Дж 1 2 3 4 5 6 7 1 вариант Б В Б В Б А А 2 вариант В А В А Б А А 2. Решение задач по карточкам.(3 уровень). Индивидуальное задание. № 1 1. Чтобы превратить в жидкость 1 кг стали при температуре ее плавления требуется 0,84 ∙ 105 Дж. Какова удельная теплота плавления стали? 2. Какая энергия необходима для получения воды из куска льда массой 1 кг, находящегося при температуре 0°С? Удельная теплоемкость плавления льда 3,4 ∙105 Дж. 3. Определите энергию, необходимую для превращения в жидкость 100 кг железа, взятого при температуре плавления. Удельная теплота плавления железа 2,7 ∙ 105 Дж/кг. № 2 1. Сколько энергии требуется, чтобы получить 5 кг воды при температуре 0°С из льда находящегося при температуре -10°С? Удельная теплота плавления льда 3,4 ∙ 105 Дж/кг, удельная теплоемкость льда 2100 Дж/кг°С. 2. Рассчитайте энергию, необходимую для получения 5 кг воды при температуре 20°С из льда, взятого при температуре 0°С. Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг°С, удельная теплота плавления льда 3,4 ∙ 105 Дж/кг. IV. Изучение нового материала. (урок исследование предполагает самостоятельное исследование явлений учащимися и объяснение. Работа производится в парах, каждая пара получает задание по работе с учебником или экспериментальное задание. Таким образом постепенно раскрывается материал урока. все выводы и объяснения вывешиваются на доске. Составляется кластер урока для лучшего усвоения) Задание 1. Пользуясь учебником, дайте понятие парообразованию и испарению, конденсации. Испарение. Испарение и кипение- это способы перехода жидкости в газообразное состояние. Парообразование – явление превращения жидкости в пар. Испарение - парообразование , происходящее с поверхности жидкости. Конденсация. Одновременно с испарением происходит конденсация. В процессе конденсации часть молекул пара возвращается в жидкость. Конденсация – явление превращения пара в жидкость Задание 2. Как ведут себя молекулы жидкости при испарении? Объясните по рисунку 42 в учебнике. В процессе испарения молекулы жидкости высвобождаются с её поверхности и образуют над ней пар. (рассмотрим рисунок движения молекулы). молекула внутри жидкости притягивается с помощью силы взаимодействия другими молекулами. молекулы движутся с различной скоростью и поэтому те молекулы, которые обладают большей кинетической энергией достигают поверхности жидкости, где силы притяжения становятся малы и молекула покидает жидкость. средняя кинетическая энергия оставшихся молекул уменьшается. При этом падает температура жидкости. Такой процесс происходит постепенно. Задание 3. Опыт № 1. Капните каплю спирта на ладонь. Вы почувствуете холодок. Объясните явление и сделайте вывод.?. При испарении температура жидкости понижается. Испарение сопровождается поглощением теплоты. Рассмотрим применение этой зависимости. Задание 4. Опыт № 2. Стеклянную банку закроем крышкой. Обвернём её смоченным в воде полотенцем и поставим в тарелку с водой. Это приспособление используется, когда нет холодильника, для хранения продуктов. Объясните явление. Интенсивность испарения зависит от внешних условий. Задание 5. Опыт № 3. Капните на стеклянную пластинку каплю одеколона и размажьте её по стеклу. Рядом капните вторую каплю одеколона. пронаблюдайте за их испарением. сделайте вывод. Скорость испарения жидкости зависит от площади её поверхности. Быстрее испарится та жидкость, молекулы которой притягиваются с меньшей силой. Задание 6. Опыт № 4. На листе чистой бумаги проведите кисточкой полоску спирта и воды. приклейте листок к оконному стеклу. Какая жидкость быстрее испарится? Сделайте вывод. Скорость испарения зависит от рода жидкости. Испарение происходит при любой температуре. Задание 7. Опыт № 5. В два стакана налейте одинаковое количество горячей и холодной воды. Наблюдайте за интенсивностью испарения. Сделайте вывод. Скорость испарения зависит от температуры. Чем выше температура жидкости, тем быстрее происходит испарение. Задание 8. Опыт № 5. Капните на стекло две капли спирта и подуйте на одну из них. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод. Скорость испарения зависит от наличия ветра. Уменьшение атмосферного давление также увеличивает степень испарения. Сублимация(возгонка) – испарение с поверхности твёрдого тела. Задание 9. Опыт № 6. Стакан с горячей водой накройте блюдцем. Через несколько секунд снимите блюдце. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод. Вывод. Конденсация сопровождается выделением теплоты. � Что вы знаете о применении испарения и конденсации? Разбрызгивание воды в горячих цехах, сушильные камеры, психрометр, гигрометр, система порового отопления. В закрытом сосуде молекулы жидкости вылетают с её поверхности и обратно возвращаются в неё до наступления динамического равновесия пара и жидкости. Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью называется насыщенным. Он оказывает наибольшее давление. Это зависит от концентрации молекул и сил притяжения между ними. Пар, не находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью называется ненасыщенным. (испарения больше, чем конденсации) - Приведите примеры насыщенных и ненасыщенных паров. Задание 10. Рассмотрите схему строения атмосферы. Охарактеризуйте каждый из её слоёв. Каковы закономерности изменения параметров. V. Первичное усвоение материала. Вернемся к стихотворениям, прочитанным в начале урока. теперь вам легче будет объяснить данные явления. Ответьте на те же вопросы с учетом полученных знаний о испарении и конденсации. VI. Закрепление изученного материала. 1. Работа по карточкам. Устные ответы и обсуждение с классом. - Выйдя в летний жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит? - Утром на траве появились капельки росы. Какой будет день, холодный или теплый? - Почему учителя физкультуры настаивают, чтобы ученики после урока обязательно переодевались? - Какой суп остынет быстрее: жирный или постный? - В Мексике водится интересная ящерица. Часто она очень сильно вытаращивает глаза. Как вы думаете, когда именно и почему? 2. Работа с обобщающими кластерами «Испарение» и «Конденсация». От каких условий зависит испарение и конденсация VII. Итог урока. Обобщение по кластеру. Оценки. VIII. Домашнее задание. §15 стр. 64-68 упр. 10 IX. Рефлексия. Обратимся к дереву достижений. Снимите с него листок соответствующего цвета: Зеленый – урок понравился было интересно Синий - мне было скучно и не интересно Красный – я ничего не понял Желтый – урок не понравился | |
Просмотров: 1981 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|