Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Физика

МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ОБЩИХ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ Антощук Л.Г
[ Скачать с сервера (73.5 Kb) ] 2014-12-17, 6:27 PM
МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ОБЩИХ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
Антощук Л.Г
«Принципиально методику обучения учащихся использованию межпред-метных связей в учебной деятельности можно представить состоящей из трех ступеней. На первой ступени (условно названной воспроизводящей) основная цель учителя — приучить учащихся использовать знания, полученные в есте-ственнонаучных дисциплинах. Эта ступень может быть разбита на три этапа:
Первый этап. Организация учителем процесса повторения учащимися не-обходимых сведений из соответствующих дисциплин.
Второй этап. Объяснение нового учебного материала учителем с исполь-зованием фактов и понятий из какого-либо одного учебного предмета для под-тверждения рассматриваемых теоретических положений.
Третий этап. Изложение нового материала, при котором учителем при-влекается естественнонаучная теория из смежной дисциплины для объяснения рассматриваемых явлений». [4,24].
Осуществление связи курса физики с другими предметами облегчается тем, что на занятиях по физике изучают материал, имеющий большое значение для всех, и особенно естественно-математических и политехнических дисцип¬лин, которые используют физические теории, законы и физические методы ис¬следования явлений природы. Важно также, на занятиях по физике учащиеся получают большое количество практических навыков и умений, необходимых в трудовой деятельности и при изучении других предметов. Разумеется, что в равной мере межпредметные связи необходимы и для успешного изучения фи¬зики.
Учителю физики необходимо ознакомиться с содержанием школьного курса математики, принятой в нем терминологией и трактовкой материала с тем, чтобы обеспечить на уроках общий «математический язык». Так, цен¬тральным понятием в алгебре VII класса является понятие функции, для него вводится символическая запись у=f(x), излагаются способы задания функции - таблицей, графиком, формулой. Ввиду этого отпадают ранее имевшие место в методике физики рекомендации о введении на первых уроках буквенной сим¬волики. Вместо этого теперь необходимо шире использовать знания учащихся о функциональной зависимости, о построении графиков функций, о сложении векторов.
На уроках физики с понятием вектора школьники сталкиваются впервые в VI классе при изучении скорости и силы. Здесь векторы определяются как физические величины, которые, кроме числового значения, имеют направление. Параллельно в курсе геометрии шестиклассники знакомятся с понятием пере-мещения, определяемым как отображение плоскости на себя, сохраняющее рас-стояние; рассматривается частный случай перемещения — параллельный пере-нос. «Это единство заключается в том, что каждому физическому или матема-тическому объекту, который называют вектором, присущи особые операции, такие, как сумма двух объектов и умножение объекта на число. Таким образом, на первой ступени обучения физике нет нужды добиваться от учащихся заучи-вания того, что сила и скорость суть векторные величины, необходимо показать им, что эти величины имеют некоторые особые свойства, благодаря которым действия над ними отличаются от действий над числами». [1,62].
Физические закономерности записываются в школе главным образом аналитически, с помощью формул. Поэтому всегда имеется гласность, что уча-щиеся будут воспринимать функциональную зависимость формально. Графи-ческий способ обладает по сравнению с аналитическим значительными пре-имуществами: график показывает ход физической закономерности, наглядно раскрывает динамику процесса. Опыт показывает, что установление связи меж-ду физическими величинами на опыте (например, выяснение зависимости меж¬ду I, U и R и установление закона Ома для участка цепи) и изображение ее в ви¬де геометрического образа дает возможность постепенно создавать, расширять и укреплять такие важные представления, как прямая и обратная пропорцио-нальная зависимость величин, линейная, квадратичная, показательная и лога-рифмическая функции, среднее значение, максимум и минимум функции.
Во-первых, изучение названных понятий в старших классах затрудняет преподавание, например, механики в курсе физики. Так, изучение основных понятий математического анализа в математике целесооб¬разнее начать одновременно с прохождением механики в физике.
Во-вторых, изучению всего курса физики препятствует недостаточное использование математического аппарата, которое происходит либо из-за позднего формирования у учащихся, либо из-за отсутствия согласованности дейст¬вий преподавателей физики и математики в использовании общих физико-математических понятий.
Учебные план и программы современной школы позволяют осуществлять межпредметные связи в процессе изучения основ каждой науки. Но подлинные межпредметные связи, использование которых способствует формированию синтезирующего мышления школьников, позволяет учащимся всесторонне изучать явления природы и общества, осуществляются только в том случае, ко-гда учитель в процессе обучения «своего» предмета и средствами этого пред-мета раскрывает явления, изучаемые в других учебных дисциплинах, расширя-ет, углубляет знания учеников, осуществляет перенос знаний в разнообразные ситуации, формирует у учеников обобщенные понятия, умения, навыки.
На мой взгляд, в IX классе достаточно разобрать понятие производной многочлена. А дальнейшее развитие понятий производной и интеграла с при-влечением различных функций целесообразно продолжить в Х и XI классах на уроках физики и математики.
«При реализации межпредметных связей предпочтение следует отдать скорее наглядности физики, чем строгости математических доказательств. По-этому на уроках математики, например, производную сумму вводить при по-мощи закона сложения скоростей; при выводе формулы производной функции, основанном на использовании метода неполной индукции, математические вы-кладки подтверждаются примерами из физики; понятия предельного перехода формируется на основе физического эксперимента, во время которого определяются значения средних скоростей движения тела за уменьшающиеся проме¬жутки времени. Рассмотрение физического примера — движение тела, брошен¬ного вертикально вверх, - облегчает задачу формирования понятий возрастаю¬щей и убывающей функций, позволяет мотивированно ввести понятие второй производной и на этой основе получить правила определения выпуклости гра¬фика. Что касается понятий «первообразная» (неопределенный интеграл) и «интеграл» (определенный интервал), то их формирование целесообразно про¬водить с широким использованием физических примеров, начиная с их опреде¬ления, получения основного свойства первообразных, геометрического образа первообразной и интеграла и заканчивая правилами интегрирования многочле¬на». [6,51].
Для курса физики знание производной и интеграла открывает перспекти¬ву в плане возможности более строгого определения ряда физических величин;
точной записи второго закона Ньютона, закон электромагнитной индукции, ЭДС индукции, возникающей в рамке, вращающейся в магнитном поле; упро-щение работ с графиками и, наконец, рассмотрение видов равновесия тел не только с позиции действия силы, но и с энергетической точки зрения. Знание учащимся производной и интеграла позволяет выработать у них общий подход к определению физических величин и решению графических задач физического содержания.
С этой целью можно, например, использовать алгоритмические схемы, являющиеся общими для определения математических и физических функцио-нальных зависимостей. Так, схема общего подхода к определению физических понятий с помощью производной может быть следующей:
1. Убедившись в возможности применения понятия производной, запи¬шите функциональную зависимость в виде у=f(х). или: υ=dx/dt
2. Найдите отношение приращения функции к приращению аргумента, то есть среднюю скорость изменения функции: .
3. Осуществите предельный переход над функцией при условии , записав выражение производной: .
4. Сформулируйте определение физической величины по схеме: название физического понятия, определенного как производная от данной функции; на-звание функции; название аргумента. Например, мгновенная скорость движе¬ния тела есть производная от координаты тела по времени.
Для определения физического понятия с помощью интеграла можно из-брать следующую схему действия:
1. Убедитесь в возможности применения понятия «интеграл» в данной ситуации: приблизительное значение искомой физической величины может быть представлено как сумма выражений , где - некоторое среднее значение функции на промежутке ; гра¬фически эта сумма должна соответствовать значению площади ступенчатой фигуры, а при стремлении к нулю площадь ступенчатой фигуры должна сводится к площади криволинейной трапеции.
2. Запишите искомую физическую величину как или в виде.
3. Сформулируйте определение найденной физической величины по схе-ме: название физической величины, определяемой как интеграл от данной функции; название функции; название аргумента.
В большинстве случаев схема записи интеграла может быть иной. По-скольку интегрирование — это действие, обратное дифференцированию, при-меним следующий порядок действий:
Опыт работы показал, что общий подход к исследованию графиков, фи-зических функциональных зависимостей создает благоприятные условия для формирования общих умений в работе с графиками на уроках физики и мате-матики.
Для преподавания физики большое значение имеет владение учащимися быстротой счета и вычислений, приближенными вычислениями, простейшими геометрическими построениями, умением строить графики по виду элементар-ных функций, выражающих физические закономерности, построение графиков на основе опытных данных и получение по кривым аналитического выражения функциональной зависимости.
Таким образом, примеры осуществления межпредметной связи физики и математики можно было бы значительно увеличить. Учителя стремятся осуще-ствить эту связь между всеми предметами и совместных-усилиях добиться по-вышения уровня научной подготовки учащихся, роли обучения в формирова-нии у них научного мировоззрения.
Выявление и последующее осуществление необходимых и важных дляраскрытия ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет:
а) снизить вероятность субъективного подхода в определении межпред-метной емкости учебных тем;
б) сосредоточить внимание учителей и учащихся на узловых аспектах учебных предметов, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей наук;
в) осуществлять поэтапную организацию работы по установлению меж-предметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя по-ле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности школьников, применяя все многообразие дидактических средств для эффектив-ного осуществления многосторонних межпредметных связей;
г) формировать познавательные интересы учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве;
д) осуществлять творческое сотрудничество между учителями и учащи-мися;
е) изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы совре-менности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью.
В этом находит свое выражение главная линия межпредметных связей. Однако эти связи между отдельными предметами имеют свою специфику, ко-торая накладывает отпечаток на преподавание. Например, при изложении ма-тематики следует обратить внимание на совершенствование тех разделов учеб-ного курса, которые находят широкое применение в курсе физики. Реализация межпредметных связей способствует систематизации, а следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира.
При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечи-вается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, получен-ных на уроках по разным предметам.

Список литературы
1. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. Теорет. основы. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1981. -С. 288.
2. Лернер Я.Ф. Векторные величины в курсе механике средней школы. // Физика в школе,
2002, № 2. - С. 36.
3. Кожекина Т.В., Никифоров Г.Г. Пути реализации связи с математикой в преподавании физики
. // Физики в школе, 2004, № 3. - С. 38.
4. Минченков Е.Е. Роль учителя в организации межпредметных связей.
/ Межпредметные связи в преподавании основ наук в средней школе.
5.. Парфентьева Н.А., Липкин Г.И. Использование элементов математи-ческого анализа. –
Физика, 2000, № 3. - С. 9.
6. Пинский А.А., Самойлова Т.С. и др. Формирование у учащихся об¬щих физико-математических понятий.
// Физика в школе, 1986, № 2. - С. 50 -52.
7. Пинский А.А. К формированию понятия «функция» в школе. // Физи¬ка в школе, 1977, № 2. - С. 42.
8. Славская К. А. Развитие мышления и усвоение знаний. –
/ Под ред. Менчинской В.А. и др. - М.: Просвещение, 2006.
9. Тамашев Б.И., Некоторые вопросы связи между школьными курсами физики и математики.
// Физика в школе, 2002, № 2. - С. 54.
Категория: Физика | Добавил: kbrf
Просмотров: 784 | Загрузок: 26 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 2:07 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru