Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Физика

Конспект урока по физике Масса - Сила 7 класс
2016-01-11, 5:42 PM
Конспект урока по физике Масса - Сила
7 класс
Учитель физики высшей категории
Шепелова Галина Кирилловна


КГУ «Школа-гимназия города Курчатова»
Восточно-Казахстанская область
г. Курчатов

2014 год

Конспект урока по физике в 7 классе
Тип урока: Урок проверки и оценки знаний учащихся по теме «Масса – Сила»
Основные цели:
Повторение и обобщение материала.
Проверка уровня и прочности знаний учащихся.
Развитие умения работать в сотрудничестве с одноклассниками.
Развитие критического отношения к своим знаниям и знанием товарищей.
Воспитание чувства ответственности при работе в группе.

Оборудование:
Плакат с требованиями, предъявляемыми программой к ЗУН учащимся по данному разделу.
Плакат с вопросами зачета, известными учащимся за три недели до урока.
Карточки с теоритическими вопросами и задачами.
Дополнительные карточки с задачами, в правом углу которых указаны оценочные баллы.
Алгоритм отработки ЗУН по методике «Взаимообмен заданиями» в парах сменного состава.
Памятки обучающему и обучающего.
Система выведения итоговой оценки.
Кроссворд

Требования к обязательному уровню подготовки учащихся
Учащихся должны:
- понимать физический смысл величин: масса, плотность, сила;
- понимать и формулировать закон Гука;
- уметь применять формулы расчета связи силы тяжести и массы, зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления;
- уметь решать простейштһие задачи на применение правил сложения сил (вдоль одной прямой);
- изображать графически силы на чертеже;
- определять опытным путем на плоскость.

Вопросы для зачета
1. Масса
2. Плотность вещества
3. Сила
4. Сила тяжести
5. Вес тела
6. Сила трения
7. Деформация . Закон Гука.
8. Равнодействующая сила.

Памятка обучаемого

1. Относись к своему партнеру с уважением.
2. Сумей выслушать своего партнера до конца.
3. Если что-то непонятно, задай вопрос.
4. Попробуй самостоятельно выполнить предложенное задание.
5. Если что-то не получается, обратись за помощью.

Памятка обучающего

1. Относись к своему партнеру с уважением.
2. Попробуй доступно, понятно изложить товарищу учебный материал.
3. Если утоварища возникает вопрос, объясни непонятное еще раз.
4. Проконтролируй выполненное задание. Вместо с товарищем разберите и исправьте ошибки.
Алгоритм

Отработки знаний, умений и навыков по методике «Взаимообмен заданиями»

1. Получите карточку и цветовой сигнал
2. Постарайтесь усвоить содержание совей карточки, ответить на вопросы 1 части и решить задачи 2 части.
3. Приступайте к работе с первым партнером.
4. В паре работа будет проходить так:
Сначала ученик первый будет задавать вопросы своему партнеру по своей карточке. Если партнер затрудняется в ответе, то У-1 должен помочь ему. После этого У-1 должен попросить У-2 повторить ответ. Когда все проблемы решены, они поменяются ролями. Теперь У-2 будет спрашивать, а У-1 – отвечать.
5. После того, как вы ответили на вопросы друг друга из первой части карточки, обмениваетесь карточками и выполняете каждое задание второй части новой для себя карточки.
6. Сверьте вторые задания и обсудите свои решения, оцените работу друг друга, выставьте оценки в тетрадях, проставив свою фамилию.
7. Поблагодарите друг друга за совместную работу.
8. Найдите нового партнера в своей группе и работайте с ними так, как указано в алгоритме, начиная с пункта 4.
Обобщенные планы

Физические явления
1. Признаки явления, по которым оно обнаруживается ( или определение).
2. Условия, при которых протекает явление.

Физическое понятие, в том числе физическая величина
1. Явление или свойство, которое характеризует данное понятие (величина).
2. Определение понятия (величины).
3. Формулы, связывающее данную величину с другими.
4. Единицы величины.
5. Способы измерения величины.

Карточки с теоретическими вопросами и задачами

Карточка №1
1. Плотность вещества. (1б)
2. Равнодействующая сила. (1б)
Задача (1б)
Какая сила тяжести действует на зайца, масса которого 6 кг? g = 10 Н/кг

Карточка №2
1. Сила трения. (1б)
2. Масса. (1б)
Задача (1б)
Стальная пружина под действием силы 245 Н удлинилась на 35 мм.
Определить жесткость пружины.

Карточка №3
1. Сила тяжести. (1б)
2. Вес тела. (1б)
Задача (1б)
Какой вместимости нужно взять сосуд, чтобы в него можно было налить бензин, масса которого 35,5 кг? (плотность бензина 710 кг/м3).

Карточка №4
1. Сила. (1б)
2. Деформация. Закон Гука (1б)
Задача (1б)
Мопед Рига весит 490 Н. Какова его масса? g=9,8 H/кг

Дополнительные карточки

1. На нити подвешен груз. Изобразите графически силы, действующие на груз. (1б)
2. Трамвай движется со скоростью 36 км/ч. Выразить эту скорость в м/c.
3. Деревянный брусок массой 2 кг тянут равномерно по деревянной доске, расположенной горизонтально, с помощью пружины жесткостью 100 Н/м. Коэффициент трения равен 0,3. Найти удлинение пружины. (2б)
4. Выберите правильный знак >; = или < (2б)
1000Н 20 кН
150 мг 1,5 г
72 км/ч 20 м/c
1ч 2400 с
250 мл 250 см3
2700 кг/м3 0,27 г/ см3

5. Выпиши номера правильных формул (1б)
p = m/V S = ʋ*t
p = m*V S = a/b
F = m*g V = a*b*c
F = m/g ʋ = S/t
R = F1* F2 S = a*b
ʋ = S*t R = F1+F2

6. Найдите правильную дорогу по образцу (2б)
V м Плотность
S кг Давление
S м/c Скорость
p с Время
m Па Сила
ʋ Н Масса
h кг/м3 Объем
p м2 Путь
F м3 Площадь
t м Высота

7. Кроссворд
1. Прибор, шкала которого проградуирована в миллиметрах
2. Прибор для измерения силы
3. Физическая величина, измеряющаяся в кг
4. По ним можно определить время
5. Векторная физическая величина




ХОД УРОКА
1. Организационный момент (Проверить готовность класса)
2. Задать домашнее задание: составить генеалогическое дерево Силы.
3. Сообщить место урока в теме – Масса-сила
18 часов изучали теоретические вопросы, решали количественные и качественные задачи, выполняли лабораторные работы, экспериментальные задания. Сегодня заключительный урок – урок проверки и оценки знаний.
4. Программа предъявляет к этому разделу следующие требования. (Обращается внимание на стенд)
5. Теперь повторим материал этого раздела по вопросам зачета.
Правильные и полные ответы оцениваются 0,5 балла.
Вопрос – Масса?
Выслушиваются ответы учащихся.
А вот как Чикин говорит о массе:
Знаю я с 7 класса:
Главное для тела – масса
Если масса велика,
Жизнь для тела нелегка:

С места тело трудно сдвинуть,
Трудно вверх его подкинуть,
Трудно скорость изменить,
Только в том кого, винить?
Физик – врач взялся за дело.
Не виновна ли поверхность?
Нет, болезнь в другом – инертность,
В массе виден корень зла.
Тела тем инертнее, чем больше их масса.
Уяснили, кто хотел?
Ну а массой между тел
Измерять инертность тел
Стали физики потом,
Пользы много видя в том.

Вопрос: и так как тело большей массы в результате взаймодействия с другим телом приобретает меньшую скорость, то в какой зависимости находятся масса тела и приобретенная скорость?
Вопрос: Плотность вещества
Вопрос: Плотность железа p = 7800 кг/м3. Как это понимать?
Вопрос: Какие ассоциации вызывало раньше у вас слово «сила»?
Вопрос: В каких пословицах вы нашли применение этого слова?
А вот какие пословицы знаю я:
Работа силушку копит, а лень ее топит.
И сила уму уступает.
Сила есть – ума не надо.
Знание – сила.
Вопрос: Как вы думаете, ориентиром для вас, учащихся, должна быть какая пословица?

В толковом словаре Ожегова, издания 1960г., так истолковывается сила:
Сила – способность живых существ напряжением мышц производить физическая действия, движения; также вообще – физическая или моральная возможность активно действовать.
В толковом словаря Даля, издания 1882 г.
Сила – источник, начало, основная причина всякого действия, движения, стремления, всякой вещественной перемены в пространстве.
В механике: напор, давление или толчок, тяга, влеченье, позыв, незримая, но покорная человеку и измеримая (по последствиям) причина движения.
Вопрос: Какой словарь толкует это слово ближе к научному, современному использованию в физике физической величины Силы?
Вопрос: Какова особенность этой величины?
Вопрос: Формулы, связывающие эту величину с другими?
Вопрос: Единица измерения, прибор?
Вопрос: Итак, какие виды сил нам известны?
Давайте подумаем, о каком виде сил ведется следующий разговор?
Для каждой ситуации
В упругом деформации
Закон везде они:
Все силы, как и водится,
К увеличению длин.
А если при решении
У длин есть уменьшение,
Закон и тут закон:
Пропорции упрямые.
Прямые (те же самые)
И знак у сил сменен.
Ну что это за мука:
Закон запомнить Гука!
Но мы пойдем на риск.
Напишем слева силу,
А справа, чтобы было?
Вопросы
 О какой силе идет речь?
 Смысл k – коэффициента пропорциональности?
 Как понимать удлинение пропорционально силе?
 Удлинение измеряется 12 мм = ? м.
 Деформация означает?
 Упругая деформация?
 Какой может быть еще деформация?

О силе тяжести и весе тела поговорим в сравнении.
 Что общего у этих сил?
 Чем эти силы различаются?
Может ли трение
Дать ускорение?
Может, и как!
Да, но ведь трение, против движения, это же факт!
«Да, но здесь сила имеет значение», - скажет мастак.
Значит, и трение
Даст ускорение?
Сменим лишь знак!

Вопросы
 О какой силе мы ведем разговор?
 Определение F трения
 По характеру движения соприкасающихся тел различаются силы трения...
 Причины возникновения этой силы?
 Расчетная формула Fтр
 μ - ?
 N - ?
 Если к телу приложены несколько сил, то как необходимо поступать при решении задач?
 Определение равнодействующей силы?
 В какой сказке раскрывается способ определения равнодействующей сонаправленных сил, приложенных к телу?
 Как найти равнодействующую сил одного направления, приложенных к телу?
 А какая спортивная игра поможет объяснить нахождение равнодействующей противоположно направленных сил, действующих на тело?
 Кто побеждает?
 Значит равнодействующая направлена и равна?
 Чему равна равнодействующая противоположно направленных, равных по значению сил?
И тогда, несмотря, на действие сил, тело либо движется, либо...?
Повторение закончено.

Весь теоретический материал – 8 вопросов.
Я разделила на 4 карточки и в каждую карточку вписала задачу. Мы с вами оговорили ответы по каждому ответу, и вы должны будете отвечать на них согласно плану, который у вас имеется на столе. Работать будете в парах сменного состава согласно алгоритму, который имеется на каждом столе. Алгоритм – система операций, применяемых по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит решению постоянной задачи. Работа должна строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи. Рассказывать друг другу будете негромко, не мешая соседам. Так как в каждый момент общения половина учащихся говорит, другая половина слушает. Каждый учащийся является то учителем, то учеником. Оценивать будете работу в баллах с проставлением в тетрадях отвечающего своей фамилии.
Система оценки:
«5» - 12 баллов и более
«4» - 10 баллов и более
«3» - менее 10 баллов
На демонстрационном столе находятся дополнительные карточки для тех, кто на какой-то момент не может образовать новую пару. В тетрадях выполняете задания, указав их номер.
Оценка будет выставляться после подведения итогов работы по основному и дополнительному материалу, а также участию во фронтальной работе.
Вопросов по дальнейшей работе нет?
Тогда давайте прочитаем мое вам пожелание, отгадаем кроссворд.

Итак – удачи!

Список литературы
Башарулы Р. Учебник Физика и астрономия 7 класс
Дьяченко В.К. Диалоги об обучении. О переходе на демократическую систему по способностям.
Сёмке А.И. Занимательные материалы к урокам 7 класс
Книга для учителя. Я иду на урок физики 7 класс.
Категория: Физика | Добавил: gulike69
Просмотров: 308 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 3:49 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru