Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Физика

Конспект урока по физике Масса - Сила 7 класс
2016-01-11, 5:42 PM
Конспект урока по физике Масса - Сила
7 класс
Учитель физики высшей категории
Шепелова Галина Кирилловна


КГУ «Школа-гимназия города Курчатова»
Восточно-Казахстанская область
г. Курчатов

2014 год

Конспект урока по физике в 7 классе
Тип урока: Урок проверки и оценки знаний учащихся по теме «Масса – Сила»
Основные цели:
Повторение и обобщение материала.
Проверка уровня и прочности знаний учащихся.
Развитие умения работать в сотрудничестве с одноклассниками.
Развитие критического отношения к своим знаниям и знанием товарищей.
Воспитание чувства ответственности при работе в группе.

Оборудование:
Плакат с требованиями, предъявляемыми программой к ЗУН учащимся по данному разделу.
Плакат с вопросами зачета, известными учащимся за три недели до урока.
Карточки с теоритическими вопросами и задачами.
Дополнительные карточки с задачами, в правом углу которых указаны оценочные баллы.
Алгоритм отработки ЗУН по методике «Взаимообмен заданиями» в парах сменного состава.
Памятки обучающему и обучающего.
Система выведения итоговой оценки.
Кроссворд

Требования к обязательному уровню подготовки учащихся
Учащихся должны:
- понимать физический смысл величин: масса, плотность, сила;
- понимать и формулировать закон Гука;
- уметь применять формулы расчета связи силы тяжести и массы, зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления;
- уметь решать простейштһие задачи на применение правил сложения сил (вдоль одной прямой);
- изображать графически силы на чертеже;
- определять опытным путем на плоскость.

Вопросы для зачета
1. Масса
2. Плотность вещества
3. Сила
4. Сила тяжести
5. Вес тела
6. Сила трения
7. Деформация . Закон Гука.
8. Равнодействующая сила.

Памятка обучаемого

1. Относись к своему партнеру с уважением.
2. Сумей выслушать своего партнера до конца.
3. Если что-то непонятно, задай вопрос.
4. Попробуй самостоятельно выполнить предложенное задание.
5. Если что-то не получается, обратись за помощью.

Памятка обучающего

1. Относись к своему партнеру с уважением.
2. Попробуй доступно, понятно изложить товарищу учебный материал.
3. Если утоварища возникает вопрос, объясни непонятное еще раз.
4. Проконтролируй выполненное задание. Вместо с товарищем разберите и исправьте ошибки.
Алгоритм

Отработки знаний, умений и навыков по методике «Взаимообмен заданиями»

1. Получите карточку и цветовой сигнал
2. Постарайтесь усвоить содержание совей карточки, ответить на вопросы 1 части и решить задачи 2 части.
3. Приступайте к работе с первым партнером.
4. В паре работа будет проходить так:
Сначала ученик первый будет задавать вопросы своему партнеру по своей карточке. Если партнер затрудняется в ответе, то У-1 должен помочь ему. После этого У-1 должен попросить У-2 повторить ответ. Когда все проблемы решены, они поменяются ролями. Теперь У-2 будет спрашивать, а У-1 – отвечать.
5. После того, как вы ответили на вопросы друг друга из первой части карточки, обмениваетесь карточками и выполняете каждое задание второй части новой для себя карточки.
6. Сверьте вторые задания и обсудите свои решения, оцените работу друг друга, выставьте оценки в тетрадях, проставив свою фамилию.
7. Поблагодарите друг друга за совместную работу.
8. Найдите нового партнера в своей группе и работайте с ними так, как указано в алгоритме, начиная с пункта 4.
Обобщенные планы

Физические явления
1. Признаки явления, по которым оно обнаруживается ( или определение).
2. Условия, при которых протекает явление.

Физическое понятие, в том числе физическая величина
1. Явление или свойство, которое характеризует данное понятие (величина).
2. Определение понятия (величины).
3. Формулы, связывающее данную величину с другими.
4. Единицы величины.
5. Способы измерения величины.

Карточки с теоретическими вопросами и задачами

Карточка №1
1. Плотность вещества. (1б)
2. Равнодействующая сила. (1б)
Задача (1б)
Какая сила тяжести действует на зайца, масса которого 6 кг? g = 10 Н/кг

Карточка №2
1. Сила трения. (1б)
2. Масса. (1б)
Задача (1б)
Стальная пружина под действием силы 245 Н удлинилась на 35 мм.
Определить жесткость пружины.

Карточка №3
1. Сила тяжести. (1б)
2. Вес тела. (1б)
Задача (1б)
Какой вместимости нужно взять сосуд, чтобы в него можно было налить бензин, масса которого 35,5 кг? (плотность бензина 710 кг/м3).

Карточка №4
1. Сила. (1б)
2. Деформация. Закон Гука (1б)
Задача (1б)
Мопед Рига весит 490 Н. Какова его масса? g=9,8 H/кг

Дополнительные карточки

1. На нити подвешен груз. Изобразите графически силы, действующие на груз. (1б)
2. Трамвай движется со скоростью 36 км/ч. Выразить эту скорость в м/c.
3. Деревянный брусок массой 2 кг тянут равномерно по деревянной доске, расположенной горизонтально, с помощью пружины жесткостью 100 Н/м. Коэффициент трения равен 0,3. Найти удлинение пружины. (2б)
4. Выберите правильный знак >; = или < (2б)
1000Н 20 кН
150 мг 1,5 г
72 км/ч 20 м/c
1ч 2400 с
250 мл 250 см3
2700 кг/м3 0,27 г/ см3

5. Выпиши номера правильных формул (1б)
p = m/V S = ʋ*t
p = m*V S = a/b
F = m*g V = a*b*c
F = m/g ʋ = S/t
R = F1* F2 S = a*b
ʋ = S*t R = F1+F2

6. Найдите правильную дорогу по образцу (2б)
V м Плотность
S кг Давление
S м/c Скорость
p с Время
m Па Сила
ʋ Н Масса
h кг/м3 Объем
p м2 Путь
F м3 Площадь
t м Высота

7. Кроссворд
1. Прибор, шкала которого проградуирована в миллиметрах
2. Прибор для измерения силы
3. Физическая величина, измеряющаяся в кг
4. По ним можно определить время
5. Векторная физическая величина




ХОД УРОКА
1. Организационный момент (Проверить готовность класса)
2. Задать домашнее задание: составить генеалогическое дерево Силы.
3. Сообщить место урока в теме – Масса-сила
18 часов изучали теоретические вопросы, решали количественные и качественные задачи, выполняли лабораторные работы, экспериментальные задания. Сегодня заключительный урок – урок проверки и оценки знаний.
4. Программа предъявляет к этому разделу следующие требования. (Обращается внимание на стенд)
5. Теперь повторим материал этого раздела по вопросам зачета.
Правильные и полные ответы оцениваются 0,5 балла.
Вопрос – Масса?
Выслушиваются ответы учащихся.
А вот как Чикин говорит о массе:
Знаю я с 7 класса:
Главное для тела – масса
Если масса велика,
Жизнь для тела нелегка:

С места тело трудно сдвинуть,
Трудно вверх его подкинуть,
Трудно скорость изменить,
Только в том кого, винить?
Физик – врач взялся за дело.
Не виновна ли поверхность?
Нет, болезнь в другом – инертность,
В массе виден корень зла.
Тела тем инертнее, чем больше их масса.
Уяснили, кто хотел?
Ну а массой между тел
Измерять инертность тел
Стали физики потом,
Пользы много видя в том.

Вопрос: и так как тело большей массы в результате взаймодействия с другим телом приобретает меньшую скорость, то в какой зависимости находятся масса тела и приобретенная скорость?
Вопрос: Плотность вещества
Вопрос: Плотность железа p = 7800 кг/м3. Как это понимать?
Вопрос: Какие ассоциации вызывало раньше у вас слово «сила»?
Вопрос: В каких пословицах вы нашли применение этого слова?
А вот какие пословицы знаю я:
Работа силушку копит, а лень ее топит.
И сила уму уступает.
Сила есть – ума не надо.
Знание – сила.
Вопрос: Как вы думаете, ориентиром для вас, учащихся, должна быть какая пословица?

В толковом словаре Ожегова, издания 1960г., так истолковывается сила:
Сила – способность живых существ напряжением мышц производить физическая действия, движения; также вообще – физическая или моральная возможность активно действовать.
В толковом словаря Даля, издания 1882 г.
Сила – источник, начало, основная причина всякого действия, движения, стремления, всякой вещественной перемены в пространстве.
В механике: напор, давление или толчок, тяга, влеченье, позыв, незримая, но покорная человеку и измеримая (по последствиям) причина движения.
Вопрос: Какой словарь толкует это слово ближе к научному, современному использованию в физике физической величины Силы?
Вопрос: Какова особенность этой величины?
Вопрос: Формулы, связывающие эту величину с другими?
Вопрос: Единица измерения, прибор?
Вопрос: Итак, какие виды сил нам известны?
Давайте подумаем, о каком виде сил ведется следующий разговор?
Для каждой ситуации
В упругом деформации
Закон везде они:
Все силы, как и водится,
К увеличению длин.
А если при решении
У длин есть уменьшение,
Закон и тут закон:
Пропорции упрямые.
Прямые (те же самые)
И знак у сил сменен.
Ну что это за мука:
Закон запомнить Гука!
Но мы пойдем на риск.
Напишем слева силу,
А справа, чтобы было?
Вопросы
 О какой силе идет речь?
 Смысл k – коэффициента пропорциональности?
 Как понимать удлинение пропорционально силе?
 Удлинение измеряется 12 мм = ? м.
 Деформация означает?
 Упругая деформация?
 Какой может быть еще деформация?

О силе тяжести и весе тела поговорим в сравнении.
 Что общего у этих сил?
 Чем эти силы различаются?
Может ли трение
Дать ускорение?
Может, и как!
Да, но ведь трение, против движения, это же факт!
«Да, но здесь сила имеет значение», - скажет мастак.
Значит, и трение
Даст ускорение?
Сменим лишь знак!

Вопросы
 О какой силе мы ведем разговор?
 Определение F трения
 По характеру движения соприкасающихся тел различаются силы трения...
 Причины возникновения этой силы?
 Расчетная формула Fтр
 μ - ?
 N - ?
 Если к телу приложены несколько сил, то как необходимо поступать при решении задач?
 Определение равнодействующей силы?
 В какой сказке раскрывается способ определения равнодействующей сонаправленных сил, приложенных к телу?
 Как найти равнодействующую сил одного направления, приложенных к телу?
 А какая спортивная игра поможет объяснить нахождение равнодействующей противоположно направленных сил, действующих на тело?
 Кто побеждает?
 Значит равнодействующая направлена и равна?
 Чему равна равнодействующая противоположно направленных, равных по значению сил?
И тогда, несмотря, на действие сил, тело либо движется, либо...?
Повторение закончено.

Весь теоретический материал – 8 вопросов.
Я разделила на 4 карточки и в каждую карточку вписала задачу. Мы с вами оговорили ответы по каждому ответу, и вы должны будете отвечать на них согласно плану, который у вас имеется на столе. Работать будете в парах сменного состава согласно алгоритму, который имеется на каждом столе. Алгоритм – система операций, применяемых по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит решению постоянной задачи. Работа должна строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи. Рассказывать друг другу будете негромко, не мешая соседам. Так как в каждый момент общения половина учащихся говорит, другая половина слушает. Каждый учащийся является то учителем, то учеником. Оценивать будете работу в баллах с проставлением в тетрадях отвечающего своей фамилии.
Система оценки:
«5» - 12 баллов и более
«4» - 10 баллов и более
«3» - менее 10 баллов
На демонстрационном столе находятся дополнительные карточки для тех, кто на какой-то момент не может образовать новую пару. В тетрадях выполняете задания, указав их номер.
Оценка будет выставляться после подведения итогов работы по основному и дополнительному материалу, а также участию во фронтальной работе.
Вопросов по дальнейшей работе нет?
Тогда давайте прочитаем мое вам пожелание, отгадаем кроссворд.

Итак – удачи!

Список литературы
Башарулы Р. Учебник Физика и астрономия 7 класс
Дьяченко В.К. Диалоги об обучении. О переходе на демократическую систему по способностям.
Сёмке А.И. Занимательные материалы к урокам 7 класс
Книга для учителя. Я иду на урок физики 7 класс.
Категория: Физика | Добавил: gulike69
Просмотров: 1213 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 10:28 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru