Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Физика

Отчёт о работе над темой самообразования.
[ Скачать с сервера (90.8Kb) ] 2016-01-11, 6:31 PM
Отчѐт о работе над темой самообразования.
Учитель физики высшей категории
Шепелова Галина Кирилловна
КГУ «Школа-гимназия города Курчатова»
Восточно-Казахстанская область
г. Курчатов
2015 год
Личностно ориентированное обучение в преподавании физики.
Цель и задачи
Цель: повысить профессиональный уровень по данной проблеме
Задачи:
• совершенствовать теоретические знания, педагогическое мастерство;
• изучить и проанализировать основные теоретические подходы к проблеме;
• овладеть новыми формами, методами и приѐмами обучения и воспитания детей;
• изучить и внедрить в практику работы передовой педагогический опыт, новейшие достижения педагогической, психологической и других специальных наук, новые педагогические технологии.
Тема самообразования была определена исходя из методической темы школы и выявленных проблем по низкому уровню учебной мотивации учащихся и ограниченной творческой активности.
Содержание работы.
1 этап. Диагностический
Анализ состояния УВП, анализ состояния учебных программ с целью определения тем при изучении которых возможно использование ЛОО.
Обоснование актуальности выбранных тем
Изучение специальной и педагогической литературы по проблеме
Выбор формы подведения итогов – творческий отчѐт
2 этап. Прогностический
В процессе работы над проблемной темой мной были изучены и проанализированы основные теоретические подходы к данной проблеме.
Практика свидетельствует, что ребенок уходит от решения проблемы в нескольких случаях:
• если от ее разрешения ничего в жизни ребенка не меняется (что толку поднимать руку и слушать учителя, если он все равно меня ненавидит?);
• если его собственных сил не хватает для разрешения проблемы (что ни делай - ничего не выйдет);
• если его лишили возможности самостоятельно действовать, а следовательно, сняли с него ответственность.
Личностно-ориентированные технологии
Личностно-ориентированные технологии определяют методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования.
Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному (командному), обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий – личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются – развитие, личность, индивидуальность, свобода, самостоятельность, творчество.
Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.
Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.
Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри.
Основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком
Традиционный урок Личностно- ориентированный урок
1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков 1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта
2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий
3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам 3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала
4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми 4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком
5. Планирует и направляет детскую деятельность 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила по ведения и контролировать их соблюдение
8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых 8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения
Памятка
Деятельность учителя (воспитателя) на уроке (занятии) с личностно-ориентированной направленностью
- Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех
учеников в ходе урока.
- Сообщение в начале урока (занятия) не только темы, но и организации
учебной (воспитательной) деятельности в ходе урока (занятия).
- Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и
форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
- Использование проблемных творческих заданий.
- Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию
различных способов выполнения заданий.
- Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа
ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал,
почему ошибся и в чѐм.
- Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем
овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы
хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
- Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться
по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
- При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и
подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою
учебную работу при выполнении домашнего задания.
Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количеству операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Учитель (воспитатель) распределяет карточки среди учеников, зная их познавательные особенности и возможности, и не только определяет уровень овладения знаниями, но и учитывает личностные особенности каждого ученика, создавая оптимальные условия для его развития путем предоставления выбора форм и способов деятельности.
Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика.
В личностно-ориентированном обучении позиция ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге
обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.
3 этап. Практический.
Каким же образом я реализую ЛОО на уроках физики.
Прежде всего, урок я строю на принципах ЛОО:
1. деятельности
2. самореализации
3. индивидуальности
4. субъектности
5. вариативности
6. психологической комфортности
7. творчества и успеха
Для реализации этих принципов я использую следующую структуру урока:
1. Ориентировочно-мотивационый этап (ОМЭ) – 10 мин
На этом этапе производится проверка домашнего задания, творческих заданий учащихся (докладов, презентаций, отчѐтов по домашним экспериментам и т.д.). Происходит актуализация и выравнивание знаний учеников, создаѐтся ситуация успеха (например детям задаются вопросы на которые будет дан заведомо верный ответ, обязательно отмечаются даже незначительные успехи в выполнении домашних или творческих работ). Наконец создаѐтся проблемная ситуация, ставится учебная задача.
2. Операционно – исполнительский этап (ОИЭ) – 25 мин
Здесь учебная задача расчленяется на отдельные задания, выделяются учебные действия для пошагового решения учебной задачи. Формулируются выводы, определения, общие способы действий, моделируются результаты решения учебной задачи
3. Рефлексивно – оценочный этап (РОЭ) – 5 мин
Ученикам задаются обобщающие вопросы по изученному материалу, формулируются выводы о достижении цели урока, происходит самооценка детьми проделанной на уроке работы (Я узнал -, Я понял-, огромная польза, могло быть лучше, напрасно потерял время, другое). Даѐтся домашнее задание на трѐх уровнях: обязательном (параграф учебника и стандартные упражнения и задачи), «полутворческом» (требуется перенос знаний на новую ситуацию (например, самому составить и решить задачу подобную решѐнным на
уроке), творческом (решение задач повышенной трудности, подготовка доклада, сочинение сказки, составление кроссворда, создание мультимедийной презентации)
Педагогическая технология ЛОО, которую я использую – КСО
Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко)
Коллективным способом обучения является такая его организация которой обучение осуществляется путѐм общения в «динамических парах (со сменным составом), когда каждый учит
Используя идею взаимного обучения, без учета различии наличного уровня знании и способностей, включая в посильный диалог общение всех детей, применяя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребѐнок выступает поочерѐдно то учеником, то учителем.
Классификационные параметры технологии
Преобладающие методы: диалогические, объяснительно-иллюстративные.
Организационные формы: альтернативные.
Подход к ребѐнку и характер воспитательных взаимодействий: личности но ориентированный +
сотрудничество + самовоспитание.
Целевые ориентации
Усвоение ЗУН, своевременная их коррекция.
Проверка каждого ученика по каждой изучаемой теме.
Формирование самостоятельности.
Развитие коммуникативных качеств личности (СУД).
Воспитание общечеловеческих качеств личности.
Концептуальные положения
КСО — это включение в учебный процесс естественной структуры общения жду людьми — динамических диалогических пар. Принципы:
— завершѐнности, или ориентации на высшие конечные результаты;
— непрерывности и безотлагательности передачи полученных знаний друг другу;
— сотрудничества и взаимопомощи между учениками;
— разнообразия тем и заданий (разделения труда);
— разноуровневости участников педагогического процесса;
— обучения по способностям индивида;
— педагогизации деятельности каждого участника учебного процесса;
— интернационализации процесса обучения, или обучение на двуязычной или многоязычной основе.
Организационно-методические особенности
Каждый ученик в процессе обучения систематически становится обучаемым и обучающим.
Введение коллективной формы организации учебных занятий как системообразующего фактора всего учебно-воспитательного процесса открывает объективные возможности каждому ученику обучаться по способностям, то есть продвигаться вперѐд при изучении программного материала в своѐм темпе
При этом в основе такого планирования учебных занятий дома и в школе не объѐм домашних заданий и не количество обязательных уроков, а здоровый рея жим дня.
Горизонтальные варианты
Использую для изучения научных текстов в парах сменного состава.
Объѐм статей для изучения не должен быть слишком маленьким (не меньше одной страницы).
С самого начала перед каждым учеником ставится цель: овладеть материалом энной ему статьи так, чтобы уметь еѐ рассказать, ответить на все вопросы.
Работа, организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя.
Алгоритм работы по методике Ривина (МР)
1. Получите текст и цветовой сигнал.
2. Найдите первого партнѐра, на полях запишите его фамилию и цветовой сигнал карты.
3. Прочтите партнѐру весь текст и поделите его на абзацы, если текст предварительно на них не поделѐн.
4. Прочитайте партнѐру один абзац.
5. Партнѐр задаѐт вопросы для того, чтобы вы поняли значение терминов, словосочетаний, смысл
абзаца (если необходимо, то выпишите в тетрадь).
6. Обсудите возможные варианты заголовков, выберите оптимальный.
7. Запишите заглавие в тетрадь.
8. Приступайте к работе над темой партнѐра (в последовательности, указанной в алгоритме, начиная с шага 3).
9. Поблагодарите друг друга за совместную работу (и по цветовому сигналу, отличному от вашего или по указанному в вашем маршруте, найдите второго партнѐра, запишите его фамилию и цветовой сигнал текста на полях своей тетради).
10. Второму партнѐру перескажите содержание первого абзаца своего текста. Помните! Пересказ не должен перейти в обучение.
11. Работайте над вторым абзацем (и далее, как над первым, с шага 4).
12. По окончании работы над текстом подготовьтесь к выступлению в малой группе. Не забудьте, вам помогут передать содержание текста записанные в тетради заголовки.
13. После выступления в малой группе работа над данным текстом закончена, сделайте необходимую пометку на экране учѐта.
14. Получите новый текст и цветовой сигнал у учителя и работайте по данному алгоритму.
Пример: Юле учитель физики дал тему «Рефракция света в земной атмосфере». Она приступает к работе по своей теме с Егором. Книгу положили посередине, и один из них прочитал первый абзац текста.
Вместе обсудили, о чѐм речь, и подобрали заглавие: «1) Возникновение рефракции света в земной атмосфере», записали в тетради.
Такую же работу они проделали по Егоровой статье. После этого Юля перешла к Наде и вручила ей свою тетрадь. Надя прочитала заглавие и попросила рассказать ей о том, как возникает рефракция света в земной атмосфере.
Когда вопрос был выяснен, Юля прочитала следующий абзац, обсудили, вместе подыскали подходящее заглавие, и после согласования Надя записала Юле в тетрадь новое заглавие: «2) Определение астрономической и земной рефракции». Всѐ то же было проделано и по статье Нади.
Третий абзац Юля прорабатывала с Максимом, но сначала она ему изложила содержание двух предыдущих абзацев так, чтобы ему не надо было их перечитывать. Максим в тетрадь Юли записал заглавие третьего абзаца: «3) Траектория светового луча, приходящего к земному наблюдателю».
Юля сделала ещѐ четыре встречи и проработала четыре абзаца (части) текста. Каждому новому напарнику она излагала содержание того, что проработала с предыдущими товарищами, они читали и обсуждали вместе новую часть текста, озаглавливали, и каждый новый «сотрудник» записывал ей в тетрадь следующее заглавие. В результате получился план, состоящий из семи пунктов. В конце занятия Юля снова встретилась с Егором, которому изложила всю тему от начала и до конца. К этому моменту Егор также заканчивал свою тему и мог уже полностью изложить еѐ Юле, ответить на еѐ вопросы, дать советы, как лучше эту тему изучить.
Работа Юли над изучением своей статьи (текста) с разными товарищами по очереди типична при использовании методики А. Ривина для изучения разных учебных предметов. Суть этой методики заключается в том, что каждый ученик получает свою особую тему (статью) и прорабатывает еѐ не в одиночку и не в паре с каким-то одним учеником, а постепенно, работая по очереди то с одним, то с другим, то с третьим одноклассником.
Когда ученик заканчивает проработку статьи, тогда он ещѐ раз еѐ всю перечитывает или просматривает, чтобы окончательно дать полное еѐ изложение кому-то из своих требовательных товарищей, либо выступить перед малой группой, либо воспроизвести и ответить на вопросы учителя, либо сделать выступление перед классом. Возможно также и письменное изложение статьи.
Методика «Обмен заданиями» (М.А. Мкртчян)
Алгоритм работы по методике взаимообмена заданиями (МВЗ)
1. Возьмите карточку любого цвета и поставьте точку на листке учѐта против своей фамилии.
2. Выполните первое задание.
3. Выполните второе задание. Проверьте себя, сможете ли вы записать всѐ, что! необходимо, и рассказать товарищу по первой части своей карточки, и в листке учѐта исправьте точку на «+», т.е. готов к обмену знаниями.
4. Найдите по цветовому сигналу партнѐра.
5. Объясните ему первое задание, делая (при необходимости) запись в тетрадь с одновременным проговариванием.
6. Ответьте на вопросы одноклассника и задайте ему контрольные вопросы. Ваша цель — научить своего партнѐра!
7. Выслушайте товарища по первой части его карточки, при необходимости! дав ему свою тетрадь.
8. Поменяйтесь карточками и каждый выполняйте второе задание новой для вас карточки самостоятельно.
9. Сверьте второе задание. Если оно выполнено одинаково, то поблагодарите друг друга и найдите нового партнѐра. Если не одинаково, то найдите ошибку или обратитесь за помощью к учителю.
10. В листке учѐта «+» обведите кружком для той карточки, которую переда ли партнѐру, и поставьте «+» на той, которую получили от него.
11. Работайте с полученной карточкой с шага 2. Если что-то хотите доделать в карточке, то начинайте работать с шага 4, т.е. сразу находите партнѐра.
Проследив за качеством ЗУН на примере нынешнего 11 «А» класса за 3 года мы имеем следующие результаты:
2013-2014 уч.г качество ЗУН – 44%
2014-2015 уч.г качество ЗУН – 45%
2015-2016 уч.г качество ЗУН – 48%
Таким образом, изучив особенности личностно-ориентированных технологий и сравнив традиционный урок с личностно-ориентированным, мне представляется, что модель личностно-ориентированной школы – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:
в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования;
личностно-ориентированное обучение является здоровье сберегающей технологией;
в последнее время наметилась тенденция, когда родители выбирают не просто какие-либо дополнительные предметы, услуги, но ищут, прежде всего, благоприятную, комфортную для своего ребенка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность;
необходимость перехода к данной модели школы осознается обществом.
Я считаю, что наиболее значимыми принципами личностно-ориентированного урока, сформированными И. С. Якиманской являются:
использование субъектного опыта ребенка;
предоставление ему свободы выбора при выполнении задач; стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;
накопление ЗУНов не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества;
обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
Разнообразная по содержанию и формам образовательная среда даѐт возможность раскрыть себя, самореализоваться.
Специфика личностно развивающего образования выражается в рассмотрении субъективного опыта ребѐнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений. Учитель, ориентируясь на социально значимую модель личности, создаѐт условия для свободного творческого саморазвития личности, опирается на самоценность
детских и юношеских представлений, мотивов учитывает динамику изменений в мотивационно-потребностной сфере ученика.
Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического подхода и взаимодействия педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий вершин в педагогической деятельности в перспективе сможет и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.
Категория: Физика | Добавил: gulike69
Просмотров: 251 | Загрузок: 20 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 12:36 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1868]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru