Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Физика

Тема: Тепловое движение. Броуновское движение. Диффузия
2016-02-11, 12:14 PM
Поурочный план по физике 8 класс
Глава I «Внутренняя энергия»
Тема: Тепловое движение. Броуновское движение. Диффузия.

Тип урока: Урок формирования новых знаний и умений.

Вид урока: Комбинированный урок

Цель урока: учащиеся должны усвоить знания о характере движения частиц вещества на уровне применения их в незнакомой ситуации.

Задачи урока:
1. Раскрыть важнейшее положение молекулярно-кинетической теории: молекулы вещества находятся в непрерывном движении; познакомить учащихся с элементами экспериментального метода исследования явлений; продолжить работу по формированию умений работать с рисунками и заданиями учебника.
2. Показать значение причинно-следственных связей в познаваемости явлений. Способствовать развитию конвергентного мышления. Формирование коммуникативного общения учащихся, целеустремленность, настойчивость, терпимость
3. Работать над формированием умений выделять главные причины, влияющие на результат (формировать «зоркость» в поисках). Продолжить работу по формированию умений делать выводы
Оборудование:
 Сосуды с водой разной температуры;
 Медный купорос или марганцовка;
 Ролики броуновского движения и диффузии 3d;
 Презентация «Тепловое движение»;
 Персональный компьютер, колонки;
 Проектор;

Демонстрации:

 Броуновское движение (ролик).
 Жидкость. Диффузия (ролик).
 Зависимость скорости диффузии от температуры.

План урока:
1. Орг. момент
2. Проверка знаний, их актуализация (проверка домашнего задания).
3. Изучение нового материала
3.1 Броуновское движение и диффузия.
3.2 Зависимость диффузии от температуры. Физический смысл температуры.
4. Закрепление нового материала
5. Домашнее задание
6. Подведение итогов
7. Дополнительный материал

ХОД УРОКА:

1. Орг. Момент
Проверка готовности класса к уроку. Мотивация. Постановка целей и задач урока.

2. Проверка знаний, их актуализация (Проведение фронтального опроса).

Фронтальный опрос
Вопросы для повторения:
1. Как меняется давление газа при изменении его температуры (при постоянном объеме)?
2. Как меняются размеры твердых тел и жидкостей при изменении их температуры?
3. Что мы понимаем под температурой вещества?
4. Сформулируйте правила измерения температуры воды, воздуха.
5. Какие температурные шкалы вам известны?
6. Какие точки приняты в качестве основных на шкале Цельсия?

3. Изучение нового материала
3.1 Из курса физики 7 класса Вам уже известно, что такое броуновское движение и диффузия (глава II «Строение вещества»).
(Напоминаем учащимся, что называется броуновским движением и диффузией).
Демонстрация роликов: Броуновское движение и диффузия.
(Просим учащихся привести примеры диффузии в природе)
Связа¬ны ли между собой скорость движения молекул и температура.
Де¬монстрация опыта: Зависимость скорости диффузии от температуры. (Приложение №1.)
Из проводимого опыта делается вывод: Протекание диффузии при более высокой темпера¬туре происходит быстрее, чем при низкой.
3.2 Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела, называют те¬пловым движением. В тепловом движении участвуют все молекулы тела.
Теплая вода состоит из таких же молекул, как и холодная, разница меж¬ду ними лишь в скорости движения молекул. Каждая молекула движется по очень сложной траектории (ломаной линии), чем больше частиц в веществе, тем более замысловатую форму имеет траектория от-дельной частицы. Элементарный фрагмент такой ломаной - длина свобод¬ного пробега от соударения до соударения одной частицы с другой, убедительным тому доказательством является броуновское движение.
Так же вспомним, что все тела обладают механической энергией, которая в свою очередь состоит из потенциальной – энергия взаимодействия тел или частей тела и кинетической – энергия которой обладают движущиеся тела.
Из проведенных опытов мы заметили, что протекание диффузии при более высокой темпера¬туре происходит быстрее, чем при низкой, следовательно с ростом температуры растет средняя кинетическая энергия теплового движения молекул.
Вывод: температура - это физическая характеристика состояния веще¬ства, определяемая средней кинетической энергией хаотичного движения частиц вещества. В этом и заключается физический смысл температуры.
Обращается внимание на то, что тепловое дви¬жение отличается от механического тем, что в нем участвуют очень много частиц и каждая движется беспорядочно. Тепловое движение никогда не прекращается. Оно может лишь менять свою интенсивность.

4. Закрепление пройденного материала.

5. Домашнее задание.
§1 учебника (стр. 5-11).
Вопросы для самоконтроля (стр. 11)

6. Итог урока.
Подведение итогов. Выставление оценок.

7. Дополнительный материал.

Приложение №1 к теме: Тепловое движение. Броуновское движение. Диффузия.

Зависимость скорости диффузии от температуры.

Приборы и материалы:
1) Два сосуда с водой: один с горячей водой, второй - с холодной; 2) медный купорос или марганцовка.

Порядок проведения работы:
1. Опустить два кристаллика медного купороса в стакан с холодной и горячей водой.
Ответит на вопросы:
Что при этом наблюдаете?
(Ученик сообщает, в стакане с горячей водой диффузия протекает быстрее;)
2. Какой вывод можно сделать?
(Скорость движения молекул и температура связа¬ны между собой.)
Категория: Физика | Добавил: ARANID
Просмотров: 710 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 3:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru