Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Английский клуб » Раннее обучение английскому языку

Особенности обучения аудированию, говорению, чтению, письму на начальном этапе
 Елена Астапова

 На начальном этапе объем языковых средств еще не позволяет составить фабульный текст, поэтому учащимся предлагаются для прослушивания короткие описательные тексты. Несмотря на то, что их содержание не может вызвать живого интереса у детей, ими не следует пренебрегать, так как работа с этими текстами с первых шагов обучения формирует у детей умение понимать речь на слух: приучает их внимательно слушать, прогнозировать высказывание, поскольку описание дается в определенной логической последовательности, способствует развитию слуховой памяти.

Если текст содержит имена собственные, географические названия, даты и т. п., то, зная, что они могут служить помехой для понимания, нужно сообщить их детям до прослушивания текста.

Повествовательные фабульные тексты слушаются  с большим интересом, им следует отдавать предпочтение, особенно на начальном этапе. Важно, чтобы текст был «прозрачен» в композиционном отношении: имел четко выраженное начало - завязку, наглядно представленное развитие действия и кон­цовку. Известно, что монологические тексты воспринимаются на слух легче, чем диалогические,  следовательно, монологическим текстам также следует отдавать предпочтение.

Условия предъявления, подачи текста могут затруднять или об­легчать его понимание. К ним следует отнести скорость или темп речи. Слушающий не может изменить его, он задан говорящим. По вопросу темпа речи при обучении аудированию на иностранном языке сущест­вуют различные точки зрения. Одни высказываются за нормальный темп речи с самого начала: 100-120 слов в минуту, другие - за несколько замедленный темп в самом начале с постепенным доведением его до нормального. При этом замедление темпа достигается за счет увеличения пауз между смысловыми блоками.

К условиям также относится число предъявлений текста: один, два или три раза. Учащихся следует обучать пониманию звучащего текста с однократного предъявления, что характерно для функциони­рования этого вида речевой деятельности. Однако в процессе обучения не каждый может понять текст с первого предъявления. В таком случае можно дать учащимся прослушать его и второй раз.

 


 Формирование говорения осуществляется в ходе выполнения упражнений. В методике мы находим различные подходы к классификации упражнений. Выделяют языковые и речевые; подготовительные и речевые; предречевые и речевые; условно-речевые и речевые; трениро­вочные и творческие упражнения.

Как видно из перечисленного, разные авторы обязательно выделяют две группы упражнений. Не вдаваясь в подробности выделения этих групп и их названий, хотелось подчеркнуть главное, что гово­рению как цели обучения, то есть овладению умением связного высказывания и ведения беседы, должна предшествовать работа над языко­вым и речевым материалом. Иными словами, учащимся нужно обес­печить достаточную тренировку в правильности фонетического, грам­матического и лексического оформления высказываний. Выполнение первой группы упражнений связано с использованием говорения в ка­честве средства обучения, и оно носит репродуктивный, в широком смысле этого слова, характер. Вторая группа упражнений обеспечивает учащимся возможность творческого использования сформулиро­ванных навыков при решении коммуникативных задач.

Рассмотрим говорение как средство обучения. Как упоминалось выше, в качестве такового говорение широко используется при формировании произносительных, грамматических и лексических навыков. Если обратиться к технологическим операциям, то говорение «вступает в свои владения» при тренировке, поскольку ознакомление с формой, значением, употреблением, с той коммуникативной нагрузкой, которую выполняет материал, подлежащий усвоению, происходит через аудирование.

Поскольку обучение английскому языку на начальном этапе ведется на речевых единицах, речевых образцах или на структурах, то формирование произносительных навыков осуществляется на указанных единицах. Таким образом, последова­тельность работы над фонетической стороной высказывания определяет­ся этими единицами, а не теми трудностями, с которыми учащиеся встречаются в овладении говорению на английском языке.

 При обучении чтению английских слов на начальном этапе необходимо подчеркивать особенности новой буквы, какой звук или звуки она передает в английском языке и ее соответствие или несоответствие в русском языке.

При обучении чтению учащимися должны быть усвоены основные правила чтения, к которым следует отнести: чтение гласных под ударе­нием в закрытом и открытом слогах и перед "r"; чтение сочетаний глас­ных ее, еа, ау, ai, оy, oo, оu, ow; согласных с, s, k, g, сh, sh, th, ng, ck и таких сочетаний, как -tion, -ssion, -ous, -igh.

Учащихся следует научить читать слова, которые пишутся по-разному, а читаются одинаково: sun - son, two - too, write - right, sea - see, еуе - I и др.

Так как для начинающих характерно «пословное» чтение, то с пер­вых шагов необходимо обучать их чтению по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы, например, ребенок читает /Тhе /book /is /оn /the /desk, то есть каждое слово читается отдельно, а не The /book is /оn the /desk. Известно, что пословное чтение не может обеспечить понимание.

Большая трудность в овладении чтением - извлечение информации из предложения или абзаца на основе знания структуры и структур­ных элементов, а не только знания слов. Например, I want to help him и I want him to help mе или There is some water in the glass; Nick, please, water the flowers; Give mе а book, please (а book - любую, ка­кую-нибудь); Give mе the book, please (the book - ту, ту самую); Nick, don't forget your skates; Nick skates very well и т. д.

Исходя из особенностей чтения на английском языке, предваритель­ная устная отработка учебного материала помогает снимать часть трудностей, препятствующих пониманию содержания. Иными словами, устное опережение в большей степени помогает в содержательном пла­не, то есть учащиеся должны понимать то, что они читают (слова, сло­восочетания, предложения), но практически не помогает в процессуальном плане. Подобное явление характерно и для овладения чтением на родном языке: ребенок, хорошо владеющий устной речью, встречается с большими трудностями процессуального плана - как прочитать.

Обучение письму осуществляется на специфических и общеметодических принципах с использованием таких средств обучения, как классная доска, кодоскоп, карточки и др.

Обучение графике производится в такой последовательности:

- показ буквы (прописной и строчной);

- медленное написание буквы учителем на доске или ·на пленке при использовании кодоскопа с необходимыми пояснениями для осо­знания действий, выполняемых при написании;

- вторичное написание буквы с заданием учащимся воспроизво­дить движение ручкой в воздухе за учителем;

- написание буквы детьми в тетрадях.

Таким образом, обучение графике включает в себя: зрительное восприятие буквы; фиксацию учителем внимания учащегося на особенно­сти начертания буквы, например, в букве b вертикальная черточка расположена слева, а в букве d - справа, в букве N наклонная линия идет сверху вниз слева направо (не путать с русским И); написание буквы учащимися под руководством учителя в классе; тренировку в написании буквы самостоятельно дома.

При обучении орфографии широко используется списывание. При списывании слов у учащихся следует вырабатывать привычку не «срисовывать» слово буква за буквой (это можно наблюдать, когда учащий­ся поднимает глаза после каждой буквы, чтобы посмотреть, какую надо писать дальше), а внимательно посмотреть на слово, постараться запомнить и писать по памяти. Этот прием развивает зрительную память, без чего практически нельзя научиться грамотно писать, учит правильному написанию и ускоряет темп списывания.

При обучении орфографии нужно помогать учащемуся приемами запоминания слов. Сам ученик не всегда может справиться с этой трудной задачей. К сожалению, наблюдения показывают, что приемам запоминания орфографии слов практически не учат, и ребенок должен сам овладевать орфографией, а он, во-первых, не всегда хочет это де­лать, а во-вторых, не знает, как лучше это нужно делать. В конечном счете ребенок не умеет писать и не овладевает письмом как средством обучения. Те же дети, которые хотят научиться писать, затрачивают много времени и усилий, если они не владеют соответствующими прие­мами запоминания.

Существуют также приемы записи словосочетаний и предложений, а также выписывания предложений, несущих главное в абзаце, тексте, составления плана устного высказывания и др., которые следует показывать учащимся.

Технология обучения письму на начальном этапе закладывает основы графических и орфографических навыков.

Письмо используется для лучшего усвоения учащимися английского языка, языкового и речевого материала. Обучение письму включает: ознакомление и тренировку в написании букв; освоение орфогра­фии слов, которые учащиеся усвоили устно и читают; написание предложений, содержащих усвоенные языковые явления, в целях лучшего овладения ими. Обучение письму и чтению в начале курса идет в тесной связи.

Категория: Раннее обучение английскому языку | Добавил: collegy (2009-06-10)
Просмотров: 8259 | Комментарии: 1 | Теги: Елена Астапова. Раннее обучение анг | Рейтинг: 3.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-05-02, 10:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Английский для ленивых, но любознательных [15]
Методика Индиры Зариповой
Раннее обучение английскому языку [43]
Разработка Елены Астаповой. Восточный Казахстан.
Поликультурное образование [49]
Статьи Ануш Бондаревой. Алма-Ата
Учимся с интересом [86]
Игры, стихи, сказки, пословицы, поговорки

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru