Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА

К вопросу о глагольном спряжении
2010-07-29, 10:02 PM
К вопросу о глагольном спряжении

Вопрос глагольного спряжения в курсе русского языка школьной программы не отличается особой сложностью. Основы знаний по спряжению фундаментально закладывается в начальной школе, в пятом классе знания систематизируются и обобщаются. В 6-11 классах глагольное спряжение отдельной темой не рассматривается и может актуализироваться только при повторении глагола. Но наличие вопросов по спряжению в заданиях единого национального тестирования требует систематического повторения темы, особенно в выпускных классах. Практика показывает, что к окончанию школы у старшеклассников остаётся в памяти общее представление о спряжении глагола, требующее осмысленной детализации.
Поэтому в своей работе мы ориентируемся на систематическое попутное повторение вопросов спряжения в 6-11 классах на базе фундаментального усвоения темы в 5 классе.
До изучения темы «Спряжение глагола» учащиеся должны знать алгоритм поиска правильного написания слов. Алгоритм состоит из четырёх ступеней: 1. определить часть речи, 2. определить часть слова (морфему), 3. вспомнить правило, 4. применив его, правильно написать слово. Этот алгоритм мы осваиваем в начале учебного года и отрабатываем его постоянно.
Весь материал по спряжению укладываем в схематический алгоритм поиска правильного написания безударного личного окончания, который выглядит следующим образом.

• Под ударением в окончаниях глагола пишем то, что слышим

Ко 2 спряжению относятся все глаголы на ИТЬ
кроме глаголов БРИТЬ, СТЕЛИТЬ
Глаголы исключения:
7 глаголов на ЕТЬ
4 глагола на АТЬ К 1 спряжению относятся все остальные глаголы на еть, ать, оть, уть, ыть, ять
В личных окончаниях 2 спряжения пишем И В личных окончаниях 1 спряжения пишем Е
В 3 лице множественного числа во 2 спряжении окончания АТ, ЯТ В 3 лице множественного числа в 1 спряжении окончания УТ, ЮТ

• Определять спряжение нужно только по инфинитиву.
• В инфинитиве обязательно сохранять вид глагольной формы.
• ИТЬ, ЕТЬ, АТЬ, ОТЬ, УТЬ, ЫТЬ, ЯТЬ не являются окончаниями, глаголы оканчиваются на данные сочетания, которые состоят из двух суффиксов инфинитива.

Думается, что в предлагаемом алгоритме нет новой теории, однако, данная последовательность работы со спряжением гарантированно даёт осмысленное усвоение материала, позволяет не допускать ошибок при определении глагольного спряжения, правильного написания безударных личных окончаний.
Часто встречающимся затруднением при определении спряжения являются примеры глаголов с ударными окончаниями. Поэтому в учебной практике необходимо заострить внимание учащихся на первом пункте алгоритма о том, что правило определения спряжения работает только в глаголах с безударными окончаниями. В глаголах с ударными окончаниями спряжение определять не нужно.
Например, в инфинитиве глагол бежать оканчивается на АТЬ, следовательно, по инфинитиву он должен относиться к 1 спряжению. Но при изменении глагола по лицам в окончаниях пишется гласный И под ударением, по правилу это окончания 2 спряжения. В 3 лице множественного числа окончание 1 спряжения – УТ.
В заданиях упражнений в учебниках, особенно начальной школы, есть немало примеров глаголов с ударными окончаниями, в которых предлагается определить спряжение, что вызывает затруднения учащихся. Без учёта первого пункта алгоритма о правописании ударных окончаний для учащихся определить спряжение не представляется возможным.
Нельзя определять спряжение по формам глаголов 3 лица множественного числа, потому что в безударной позиции невозможно однозначно безошибочно сказать что нужно писать – И или Е. Например, в глаголах клеят, бреют, реют, борются и им подобных пятиклассникам, а зачастую и старшим учащимся достаточно проблематично с ходу правильно определить правописание окончаний. Единственный правильный выход – определять спряжение по инфинитиву.
Важна видовая последовательность при определении спряжения, потому что при смене вида может измениться и спряжение. Например, вскочить (ты вскочишь) –вскакивать (ты вскакиваешь), закрутить (ты закрутишь) – закручивать (ты закручиваешь) и др.
В учебнике 4 класса даются для запоминания личные окончания глаголов. На наш взгляд, нет необходимости загружать учащихся работой по заучиванию всех окончаний в связи с категориями лица и числа. Знание предлагаемого алгоритма позволяет без заучивания окончаний правильно определять их правописание.
Таким образом, безошибочное определение и правильное написание безударных личных окончаний гарантируется осмысленным восприятием и дальнейшим практическим применением алгоритма поиска правильного написания безударного личного окончания глаголов.

Категория: ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА | Добавил: amigo55s
Просмотров: 2783 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 1.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-05-04, 7:29 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [9481]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [319]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Комсомол [0]
Воспоминания комсомольцев Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя!
Любознательному учителю [208]
Полезные программки [50]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [53]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [144]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [103]
Наши презентации [442]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [18]
Художественная литература [36]
Наш видеозал [30]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru