Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Что необходимо сделать для преобразования школы, в которой работаю?
[ Скачать с сервера (64.2Kb) ] 2015-05-15, 3:29 PM
Отчет С
Что необходимо сделать для преобразования школы, в которой работаю?

В настоящее время в Казахстане идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. На пути к преобразованию, в частности в моей школе, передо мной в период практики встал вопрос: «Смогу ли я, как лидер, внести изменения в образовательный процесс в масштабе всей школы?». Определены приоритетные цели и задачи учреждения, следующий шаг - планирование исполнения намеченного, определить затраты, установить критерии эффективности деятельности плана; назначить ответственных, определить сроки контроля за исполнением, а также способы коррекции в случае отклонений, т. е. составить план развития школы.
Применяя методы сбора данных, которые, по моему мнению, способствовали эффективному проведению аудита, помогли охватить наиболее оптимальное количество респондентов (анкетирование, беседы, интервью, наблюдение, анализ школьной документации), мною были определены приоритеты и потребности моей школы.
Анкетирование учителей и анализ посещенных уроков дало мне увидеть четкую картину об используемых педагогических стратегиях, уделяется ли внимание совместному обучению и оказание помощи в самообучении, обладают ли глубоким пониманием сущности процесса обучения. В ходе профессиональных бесед я увидела, что учителям нужно по- иному взглянуть на свою педагогическую деятельность, здесь необходимо критическое оценивание своей практики, так как многие учителя не могут сделать самоанализ урока. В школе в основном уроки ведутся традиционными методами передачи знаний, так как средний педагогический стаж работников 26 лет, подтверждение этому анализ анкет учащихся. Но в школе есть учителя, которые применяют новые подходы в преподавании, это, в основном сертифицированные учителя. В ходе наблюдения уроков, мною был сделан вывод о том, что эти учителя обладают широким диапазоном педагогических стратегий и методик, способностью к интегрированию различных подходов и методов и достаточным объемом знаний эффективного и целесообразного их использования. Особое внимание учителя уделяют групповой работе, которая способствует повышению мотивации к учению, вовлечения медленных учеников в учебный процесс. Поэтому моя первая встреча с педагогическим коллективом, в форме семинара, была направлена на то, чтобы учителя поняли о необходимости преобразований, поняли, что мир изменился, а вместе с ним необходимо меняться и учителю. Что в традиционной форме передачи знаний от учителя к ученику происходит трансляция фактических знаний, и не каждый учащийся может их воспринимать. На семинаре я познакомила учителей с новыми стратегиями в образовании, преимуществах групповой работы, почему необходимо изменяться нам учителям и ученикам, семи модулями обучения. Была показана презентация ЦПМ и фильм «Меняется мир - меняемся мы». Коллектив работал в группах. Ими были составлены постеры, на которых они показали, каким бы они хотели видеть идеального ученика. И поделились своими мыслями с коллегами. В ходе семинара проведено анкетирование с целью определения их отношения к новому подходу в обучении, роли администрации в школе, определения типа школы и хотят ли они изменяться. В качестве обратной связи на стикерах учителя оставили свое мнение о важности преобразований. Учителя приняли то, что преобразования, предлагают им принципиально новую цель. В ходе создания инициативной группы результат проведенного семинара сыграл огромную роль, так как трудностей с организацией фокус группы не возникло.
После обсуждений коллег в ходе семинара было определено, что лучше всего педагогическим коллективом школы удается организация внеурочной деятельности. Доказательства этому за первое полугодие учебного года 421 ученик стал призером дистанционных конкурсов, что является сильной стороной школы. Но при этом, качество знаний за 1 полугодие не выросло ни на один процент, хотя увеличилась материальная база школы. Ученики школы победители конкурсов разного уровня по выразительному чтению, на 90 процентов все ученики школы справляются с техникой чтения, но результаты участия 15- летних школьников в первой стадии проекта для полного понимания текущего уровня результатов в области чтения указывают на низкий уровень владения школьниками грамотного чтения. Мы пришли к выводу, что техническая сторона навыка чтения развита, а о смысловой стороне, обеспечивающей понимание, усвоение, запоминание прочитанного, нужно задуматься? Отсюда следует вывод, что в школе уделяется большее внимание дополнительному обучению, чем урочной деятельности, что было определено как слабая сторона школы. Определились две проблемы: 1.Рост качества знаний школьников; 2.Уровень читательской грамотности учащихся. Анализ школьной документации позволил более узко подойти к данным вопросам и определить важность проблем. Из анализа документации видно, что вопросу чтения уделяется мало внимания, наверняка и есть причина не увеличивающегося в последние годы качества знаний учащихся? Ведь школа уверенно ведёт работу (согласно учебному плану) по внедрению инновационный технологии образования в учебный процесс с целью повышения качества знаний. После беседы с заместителем директора по учебной работе мы пришли к выводу, что грамотность чтения является необходимым навыком учащегося для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
По итогам обсуждения с инициативной группой слабых и сильных сторон школы, мы определились с темой плана развития школы: Развитие грамотности чтения учащихся среднего звена через применение диалогового обучения.
Согласовав дальнейшие действия, было проведено анкетирование школьников, предполагаемое определение круга чтения учащихся, определилось западающее звено в параллели классов.
На этапе планирования я посчитала целесообразно создать инициативную группу, которая сможет в ходе своей деятельности дать ответ на конкретный вопрос: «Если нечто делается в школе плохо, то что нужно сделать, чтобы ситуация изменилась?» По сути дела, речь идет о коллективных формах анализа ситуации и принятии решений, поэтому в проблемную группу были включены: заместитель директора по методической работе - так как большая часть учителей предпочитает традиционные подходы в обучении, и необходимо внедрение новых подходов и в компетентности завуча реализовать данную цель, учителя - предметники, работающие в данных параллелях классов - учитель 1 уровня, учитель химии и биологии, 2 учителя третьего уровня, они в составе группы выполняют координирующую функцию, являются непосредственным помощником лидера, 4 учителя- новичка, которые изъявили желание работать в сотрудничестве. Т. А.- это учитель первой категории, педагогический стаж 19 лет, она изъявила желание стать моим менти, ей очень интересно применение новых подходов, так как она имеет опыт внедрения преобразований и опыт работы по внедрению интерактивных технологий Н.В. -учитель самопознания второй категории, учитель владеет методами нестандартного ведения школьных занятий, что немаловажно для продвижения к цели плана развития школы. Т.М. учитель химии и биологии высшей категории, её педагогический стаж 27 лет. Имея сертификат «По развитию критического мышления через чтение и письмо», фонда Сорос-Казахстан, владеет методами проектной деятельности. Способствует развитию творческих способностей учащихся через участие в предметных олимпиадах и конкурсах. Из состава группы видно, что это учителя, имеющие разный стаж педагогической работы, методами нестандартного проведения уроков. То есть в состав инициативной группы сформировалась из коллег, опытных в использовании новых технологий, не боящихся перемен, умеющих анализировать, планировать и работать во взаимодействии.
Привлечь учителей для работы в группе не составила труда, так как коллектив школы имел стойкие личностные убеждения о приоритетах данной проблемы, но ничего не бывает просто. Огромная занятость педагогического коллектива, связанная с окончанием третьей учебной четверти сказалась на эффективности работы группы. Так же сложность проявилась в том, что коллеги боятся перемен и сопротивляются работе во взаимодействии. После индивидуальных бесед с коллегами, а это учителя умеющие критически осмысливать свои поступки, владеющие и применяющие на практике технологии критического мышления, участники различных конкурсов, проектов, умеющие вовлечь и заинтересовать в новых идеях учителей, так же и учащихся работа стала налаживаться .
Подготовка конкретного плана развития школы. На данном этапе участниками проблемной группы был составлен календарный план, определены ответственные, сроки и формы контроля, критерии оценки результатов. Также произошла оценка необходимых ресурсных затрат в соответствии с возможностями учреждения.
С членами инициативной группы мы тщательно обсуждая все приоритеты и проблемы школы, а так же предусматривая, меры по устранению недочетов в работе школьных учителей совместно составили план развития школы и обсудили подходы к его реализации, куда входили проведение коучингов и менторинг. План было предложено разделить на три этапа в соответствии с навыками грамотного чтения, потому что к каждому из этапов освоения навыка нужно подобрать наиболее эффективные стратегии диалогового обучения. И, по мнению сертифицированных учителей, внедрение новых подходов в обучении должно быть поэтапным. Цель первого этапа, который совместно с проблемной группой мне необходимо было реализовать в период «Практика в школе» - развитие навыков учащихся находить и понимать информацию в тексте через использование диалогового обучения.
Коучами совместно с лидером был разработан коучинг на тему «Учиться читать, чтобы учиться читая». Цель коучинга - Изменить точку зрения учителей на детское чтение, так как детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. Что сегодня на наших традиционных уроках, теряется связь учитель – ученик, мы сами учителя не даем инициативы ученику, чтобы он мог сам найти ответы на поставленные вопросы или решить их в коллективном сотрудничестве.
Учителя должны знать, что означает для учителя заниматься функциональной грамотность чтения, иметь представление о типологии заданий на разные уровни понимания текста. Применять стратегии диалогового обучения в учебном процессе. Был организован ряд заседаний, которые предоставили возможность учителям для совместного процесса разработки, реализации, управления и планирования учебной среды с коллегами.
Членами инициативной группы было запланировано заседение № 2, где каждый сможет поделиться опытом работы с текстом, определить эффективные стратегии. Следующим шагом к эффективности развития грамотного чтения считаем посещение уроков членов инициативной группы с целью обмена опытом и определения уровня готовности учеников к пониманию текста, понимание учителем эффективности применяемых стратегий.
Параллельно данным мероприятиям библиотекарем школы планируем работу по повышению уровня мотивации к чтению, в холе школы оформляем стенд «Библиогид», который проинформирует учащихся о новинках в школьной библиотеке, что возможно заинтересует учеников.
Четвертая неделя плана работы очень насыщена массовыми мероприятиями, которые решено провести совместно с родителями учеников, с целью повышения интереса к чтению как семейного занятия. С начала недели планируется привлечь родительскую общественность к посещению уроков с целью приобщения к чтению вместе с детьми, оценить изменения в обучении детей.Учителем литературы запланировано организовать работу вокруг программного произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в форме семейного проекта. Предложить темы для совместной работы со взрослыми членами семьи. Семейными командами изучить историю и дипломатию того времени, этнографию и фольклор, кухню и обычаи, что по мнению группы поспособствует повышению интереса к чтению у учащихся, пониманию текста и умению выявлять релевантную информацию в тексте.
Заключающим мероприятием недели решили провести родительское собрание, так как родители – это те, кто создаёт или не создает дома «книжную среду».Родителям будут предложены анкеты, через которые инициативная группа сможет определить на сколько повысился интерес к чтению учащихся во внеурочное время, так как, мы считаем, если ученик понимает о чем он читает, если видит полезное в чтении, то непременно мотивация к чтению повысится, следовательно, это повлияет на кругозор ученика и соответственно на качество знаний, черезпонимание текста.
В педагогике давно известна аксиома, согласно которой возможности и качество усвоения предлагаемых ученику знаний решающим образом зависят от его собственной активности в процессе обучения. Что бы и как ни делал учитель, успех обучения, в конечном счете, определяется тем, что и как будет делать ученик.
Для того, чтобы учителя обладали глубоким пониманием сущности процесса обучения, мотивации отдельных учеников, их эмоционального состояния и жизни вне класса планируется коучинг «Развитие саморегуляции учащихся, как один из факторов влияющих на развитие грамотности чтения учащихся»
На каникулах учителями инициативной группы решено организовать подготовительные мероприятия к неделе открытых уроков, на которых предполагается формирование установки учащихся на чтение. Каждый день имеет определенную цель, которая будет реализована на каждом из уроков, независимо от предмета, так как необходима систематическая и целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения. Решено разрабатывать задания сообща, в группе, что позволит реализации совместного процесса планирования. Участие в группе учителей разных предметов может придать заданиям необходимый «объем», через взаимодействие определить приорететные приемы диалогового обучения в развитии навыка понимания текста. Только сотрудничая мы достигнем результата.
Обязательным шагом считаем профессиональные беседы, так как, чтобы двигаться вперед, каждый из членов группы должен четко понимать на каком этапе он находиться, рефлексируя свою практику, мы сможем найти правильные решения проблемы.
На пятой неделе планируем провести «Голос учителя», с целью определения взглядов учителей на происходящие преобразования, итоги которого помогут определиться с дальнейшим планированием на оставшиеся два месяца до окончания учебного года.
В нашей школе нет учителя второго уровня, и поэтому было запланировано, что я сама подготовлю коуча. Менторские сессии были запланированы по применению диалогового обучения, по какому принципу применять три типа беседы. В начале шестой недели мы совместно с проблемной группой запланировали проведение круглого стола на тему : «Чего мы достигли и что делать дальше?», где будет решено как провести сбор вторичной информации, для получения боллее точных сведений. Скорее всего это будет проходить с помощью анкет для учеников, учителей и родителей, бесед с учениками и педагогическим коллективом , наблюдений за учащимися на уроках, с целью выявления положительного результата развития навыка понимания текста влияющего на повышение качества знаний учащихся. После сбора информации будет поведен сравнительный анализ, до и после внедрения усовершенствований. Мы надеемся, что произойдет сдвиг в понимании учащимися, что приобретенные знания важны в применении их на практике. Учителя поймут ценность преобразований, что приведет к повышению мотивации и качества знаний в школе. Родители станут активными помощниками в реализации идей своих детей, а лидер добьются своих целей. Конечно, успех запланированных мероприятий будет зависеть от качества моей работы и сплоченности инициативной группы. Немаловажную роль играет время, которое отведено для реализации плана, я понимаю, что его не достаточно, всего шесть недель, поэтому цель первого этапа плана развития школы, лишь первая ступень в решении глобальной проблемы моей школы, думаю, что небольшого результата мы достигнем в столь сжатые сроки. Ну а впереди у нас еще два месяца для реализации нашего плана.
Категория: ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА | Добавил: natali_83 | Теги: ОТЧЕТ с
Просмотров: 518 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 8:20 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [8386]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [271]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Любознательному учителю [200]
Полезные программки [47]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [45]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [131]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [95]
Наши презентации [438]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [19]
Художественная литература [35]
Наш видеозал [28]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru