Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Оценивание учебных достижений учащихся.
2015-06-02, 3:21 PM
За последние годы в содержании образования произошли глубокие качественные изменения: акцент с предметных знаний , умений и навыков как основной цели обучения перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. Как следствие, это повлияло и на изменение в системе оценивания.
Традиционная «отметочная » система оценивания имеет ряд проблем:
1. Общепринятая система выполняет роль внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя и школы.
2. Не даёт полноценной возможности для формирования у учащегося самостоятельности в оценивании.
3. .Затрудняет индивидуальное оценивание.
4. В силу своей формализованности и скрытности критериев оценки отметка не позволяет определить реальный уровень знаний.
5. Имеет часто «травмирующий» характер. Находящаяся в руках учителя «отметочная система» является орудием манипуляции и психологического давления.
6. Обратная связь учителя с учеником служит социальным и управленческим целям, а не целям оказания помощи ученикам в обучении.
7. Среди учителей распространена практика оценивать объём выполненной работы, а не качество выполненной работы.
8. Акцент делается на сравнение учеников друг с другом, что снижает активность и мотивацию менее успешных учеников.
Востребованным становится такой подход в оценивании достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивациии, учебной самостоятельности учащихся. Одним из таких подходов является формативное оценивание, которое можно назвать оцениванием для улучшения обучения.
Формативное оценивание является составной частью личностно ориентированного подхода к обучению учащихся. В связи с этим меняется роль учителя.
Личностно ориентированные технологии позволяют осуществить организацию учебного процесса на основе сотрудничества между субъектами – учитель и ученик. Взаимодействие их не прерывается , а продолжается, более того, оно поощряется. Оценивание становится непрерывным процессом и приводит к качественному результату.
Ученики самостоятельно и осознанно находят свои пробелы и совместно с учителем работают над устранением пробелов. Часть контроля за оцениванием переходит к ученикам, переходя в стадию самоконтроля и самооценку.
Оценивается не ученик, а его работа. А при оценивании работы, акцент делается на ее положительные стороны, а на недостатки.
Виды оценивания достижений учащихся.
Для того чтобы планировать свои действия по обеспечению эффективного оценивания, учителю важно знать как о цели оценивания, так и о процедуре каждого вида оценивания. По этим параметрам оценивание подразделяется на формативное и суммативное.
Формативное оценивание - это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Формативное оценивание является «неформальным », чаще всего безотметочным, оцениванием. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагают обратную связь.
Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и ученика в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем или совместно с учеником для улучшения результатов обучения. Оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику- осознать большую ответственность за своё образование.
Формативное оценивание:
1. Используется в повседневной практике.
2. Применяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя.
Суммативное оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний, умений, навыков, компетентностей при завершении изучении темы, раздела к определенному периоду времени. Суммативное оценивание проводится пр результатам выполнения различных видов проверочных работ- теста, контрольной, лабораторной, исследовательской работ, сочинений, эссе, проекта, устной презентации и т.д. Отметки, выставленные за проверочные работы,являются основой для определения итоговой оценки.
Целью суммативного оценивания является констатирование уровня усвоенности знаний и сформированности умений и компетентностей у учащихся к определенному периоду времени и определения соответствия полученных результатов требованием стандарта.
Все виды оценивания, а формативное в особенности, предполагают использование тщательно разработанных критериев для организации оценивания работ. Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Критерии способствуют объективности оценивания.
Основой для разработки учебных достижений учащихся являются учебные цели. Критерии могут быть подготовлены учителем или с участием учащихся. Совместная разработка критериев (учитель и ученик) позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата. При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и содержании урока.
Примерные прцедуры совместной разработки критериев в тандеме учитель и ученик:
1. Объявите учащимся цели и задачи урока перед началом изучения темы. Главы, раздела.
2. Попросите каждого учащегося написать один- два критерия , по которым дудут оцениваться работы.
3. Запишите на доске критерии, предложенные учащимися.
4. Убедитесь, что все учащиеся поняли предложенные критерии.
5. Расположите критерии по степени важности.
6. В процессе обсуждения выберите приоритетные критерии.
7. Если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы) каждого критерия или произведите его градацию (разбивку на уровни выполнения задания ).
В дальнейшем работы учащихся необходимо оценивать только в соответствии с разработанными критериями.
Примерные листы оценивания, используемые мной на практике:

Судовой журнал
Экипаж корабля-
Капитан-
Старший помощник -
Навигатор -
Члены команды-

Фамилия, имя 1 задание 2задание 3 задание Итог
Категория: ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА | Добавил: aktobecity3
Просмотров: 269 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 11:08 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [8382]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [271]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Любознательному учителю [200]
Полезные программки [47]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [45]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [131]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [95]
Наши презентации [438]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [19]
Художественная литература [35]
Наш видеозал [28]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru