Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Эффективные методы работы с детьми с ОНР.
[ Скачать с сервера (31.2 Kb) ] 2017-01-04, 3:08 PM
Эффективные методы работы с детьми с ОНР.
Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко - забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово - половина счастья».
Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда. Приведу некоторые из эффективных методов и приемов развития речи, используемых в моей работе.
1. Уточнение, обогащение и активизация словаря учащихся.
Работа над словарем - это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль.
Работа над словарем состоит в его уточнении, обогащении и активизации. Над уточнением словаря веду работу постоянно, на всех занятиях.
Учащиеся часто не понимают самых простых слов. Причиной этого является слабая работа по привитию навыка вникать в смысл слова. Дети совершенно не думают о смысле слова, у них нет образа за словом. Для уточнения смысла слова эффективны такие всем известные задания, как назвать от какого слова образовались данные слова, подбор проверочных и однокоренных слов, поиск проверяемых и проверочных слов.
Такие упражнения заставляют вникать в смысл слова, а также вырабатывать орфографический навык.
2.Для обогащения словарного запаса детей широко использую в своей работе произведения народного творчества – сказки, загадки, пословицы, поговорки. Особое место на уроках отвожу пословицам.
Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутье к звуковым красотам родного языка, чувство юмора, обогащают их знание.
Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном мышлении, развитие детской сообразительности, воображения. Работа над загадками обогащает словарь учащихся, , развивает речь, воспитывает любовь к русскому языку.
В начале каждого занятия, урока провожу артикуляционную работу по выработке чистоты аудирования. Проводится речевая зарядка при помощи скороговорок, упражнений по подражанию животным, птицам и т.д.
Речевые разминки решают следующие задачи:
1. учат детей слушать вопрос;
2. устраняют разного рода неточности в произношении;
3. вырабатывают четкую дикцию, правильное дыхание, ритм чтения, выразительность;
4. учат понимать жесты, мимику, разыгрывать небольшие сценки и т.д.
Скороговорки.
Кот Пушок пошёл на лужок.
Чистоговорки.
Жи-жи-жи- живут в лесу ежи.
Жа-жа-жа- я нашел ежа.
Жу-жу-жу- молоко даю ежу.
Недостаток эмоциональной окраски разговорной речи, неправильное интонирование восполняются упражнениями на правильное интонирование.
Дается всем задание на интонирование слова или предложение капризно, требовательно, просительно, извинительно, сердито, виновато произнести слово. Отсутствие практической среды развития разговорной речи заставляет моделировать ситуации, создавать искусственную среду (игровую).
3.Для развития речи младших школьников могут быть использованы самые разные методики, в том числе и методика скороговорения.
Во время скороговорного общения школьники имеют возможность ощутить гордость за богатство своего языка, почувствовать радужность и звенящую силу русской речи, создать пространство творческого взаимодействия, порадовать друг друга и порадоваться самим.
Методика скороговорения может быть использована как на уроках, так и во внеклассной работе, а также развивать речь можно в домашних условиях.
Предлагаю следующие формы работы со скороговоркой.
Обыгрывание скороговорок:
– проговаривание в разном темпе с разными интонациями (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, озабоченно, разочарованно…);
– проговаривание, сопровождаемое определенными загаданными действиями (например, хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями…);
– импровизационное инсценирование скороговорок;
– создание скороговорных приветствий.
Можно устроить “Скороговорный круг”. Для этого по кругу передается какой-то предмет и произносится скороговорка (одна и та же или для каждого человека своя).
Поиграйте в игру “Скороговорная лента”. На концах двух палочек закрепляется лента (можно использовать нитку или веревочку). По команде два человека начинают ее скручивать и одновременно говорить скороговорку. Кто быстрее свернет ленту и при этом правильно произнесет скороговорку.
Скороговорки с продолжением. Если кто-то из вас придумает начало скороговорки, то дописать ее можно предложить всем остальным. Когда этот процесс будет завершен, все, кто принимал участие в создании скороговорки, зачитывают то, что у них получилось. Например, такие скороговорные комплекты, каждый из которых может быть дополнен вами.
Проще простого простаку Прохору
– просыпать просо просто так,
– пройти по проволоке,
– провести праздничный прием,
– приобрести прибор для причесывания ...
Расшалившийся малыш
– шипел на кошку,
– шлепнул Шурика шелковым шарфом,
– смешивал вермишель с шоколадом,
– навешивал вермишель на уши щенку,
– швырял шишки в шкаф ...
Веселые свистуны Свистунов и Свистулькин
– свистнули свежие сосиски,
– свернули свадебную суету,
– сваляли свистуна на свидании…
Много таких комплектов накопилось у меня в процессе работы по методической теме “Использование различных приемов по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе”.
4.В своей работе мы используем пальчиковую гимнастику в разных режимных моментах, в частности, включаем элементы пальчиковой гимнастики при проведении утренней гимнастики, на занятиях по развитию речи. Пальчиковую гимнастику можно использовать в любой удобный отрезок времени.
5.Игры, способствующие развитию речи:
1. «Скажи какой» (учить выделять и называть признаки предмета);
2. «Чей голос?» (учить различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша);
3. “Угадай игрушку” ( формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия);
4. “Про кого я говорю” (развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта);
5. “Кто больше увидит и назовет”(выделять и обозначать словом внешние признаки предмета);
6. “Что напутал Буратино?” (учить находить ошибки в описании и исправлять их);
7. “Исправь ошибку”(учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их).
8. Игра « Доскажи словечко».
Упражнения для развития речи

Упражнение №1. "Путаница".
"Послушай внимательно стихотворение.
Кто на дереве сидит?
Кит.
В океане кто плывет?
Кот.
В огороде что растет?
Рак.
Под водою кто живет?
Мак.
Перепутались слова!
Я командую "раз-два"
И приказываю вам
Всех расставить по местам".
Спросите у ребенка: "Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?"
Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное - подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.
Упражнение №2. "Придумай новое слово".
Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым".
Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.
Упражнение №3. "Кружок".
Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать.
Задание: "Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово "мак". Сколько кружков надо нарисовать? Три".
Образец: МАК – 000
Упражнение №4. "Длиннее-короче".
Задание: "Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово - это не вещь. Вот, например, слово "нос". Его можно сказать, а можно написать - но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать".
Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок.
Упражнение №5.
"Сравни:
по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко;
по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу;
по прочности - веревку и нитку, камень и глину;
по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей;
по высоте - куст и дерево, гору и холм".
Упражнение 6.
"Кто? Что?" (составление предложений по разным моделям).
Задание: "Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,
Кто? Что делает? Что?
Например: Кошка лакает молоко"'.
Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)
Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)
Упражнение №7
. "Закончи предложение".
Задание: "Попробуй угадать конец фразы".
Дети ели ка... . На столе лежат бумага и кра... . В лесу растут гри... . В саду растут цве... . У нас есть петух и ... . Зимой бывает хо... .

6. Составление связных рассказов по сюжетным картинкам.
Цель такой работы - учить детей строить осмысленные предложения.
Заключение.
Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Работа по ее развитию проводится с самых первых ступеней обучения.
Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне: затрагивая его мысли и чувства.
Категория: ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА | Добавил: tatyankanabokina84
Просмотров: 549 | Загрузок: 13 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-03-28, 5:13 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [9481]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [319]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Комсомол [0]
Воспоминания комсомольцев Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя!
Любознательному учителю [208]
Полезные программки [50]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [53]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [144]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [103]
Наши презентации [442]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [18]
Художественная литература [36]
Наш видеозал [30]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru