Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Наш музыкальный зал

Роль воображения в музыкально–исполнительской деятельности пианиста
2013-04-11, 7:05 AM
Лобкова Лидия Валерьевна
Почетный работник образования Республики Казахстан. Директор КГКП «Детская музыкальная школа» акимата г. Курчатова ВКО,
преподаватель высшей категории.

Музыкальное исполнительство учащихся ДМШ зависит от многих индивидуальных черт и качеств личности, и в первую очередь, от врожденных музыкальных данных, их преобразования в комплекс музыкально – исполнительских способностей.
Музыка – это искусство слуховых впечатлений. Именно на их основе создается представление о различных музыкальных явлениях. Развитие внутрислуховой сферы музыканта – исполнителя это длинный и сложный путь от простых элементарных форм слуховых представлений до творческих проявлений – воображения. Обогащение внутрислуховой сферы музыканта впрямую зависит от количества и качества изучаемого игрового материала. Постоянное и целенаправленное общение с музыкой активизирует её функциональные возможности. Чем ярче и разнообразнее музыкальные произведения по содержанию, тем больший опыт приобретает ученик по глубине восприятия музыкальных образов и воссозданию их в звуковых красках. С первых шагов с учащимися своего класса я регулярно провожу работу по знакомству с различными жанрами, умению проникнуть в содержание произведений, услышать выразительность музыкальной речи, красоту звучания, выразить словами те чувства, которые испытывает юный пианист при общении с музыкой. Своё видение образов, анализ музыкальных впечатлений учащиеся выражают в рисунке или в виде написания рассказа, учатся рассуждать, анализировать музыкальную «ткань». Анализ воздействия музыки стимулирует желание выделить основные признаки музыкальных явлений, искать и находить сходство, взаимосвязи и различия между ними, то есть постигать смысл. Понятия, размышления, умозаключения способствуют уяснению и конкретизации слуховых ощущений, помогают выделить их существенные признаки. Знакомство с приёмами, воссоздающими визуальные образы происходит с самых первых занятий. Дети учатся ходить шагами разных животных, передавать грузовые ощущения в движениях. Слон шагает тяжело, медленно – целыми нотами; медведь – чуть быстрее – половинками; лошадка-пони бежит оживлённо – четвертями; собачка – ещё быстрее и легче – восьмыми, а мышка – стремительно –
шестнадцатыми. Приобретению образного опыта, создающего определённую копилку звуковых приёмов служит дидактическое пособие «Гамма в сказке». Каждый учащийся, играющий по этому пособию вставляет своё имя и перемещается в сказку в качестве главного персонажа. Он учится уже не ходить шагами животных, а воплощать их в звуковых градациях на инструменте.
Процессы воображения несут на себе печать деятельности мышления и представляют субъективную личностную переработку внутрислуховых образов памяти, происходящую по требованию сознания. Значение таких образов памяти заключается в том, что они становятся «стартовой площадкой», с которой начинается эволюционное движение учащихся. Дальнейшее совершенствование внутрислухового образа происходит с внедрением в этот процесс музыкально – теоретических знаний, которые не только смогут обеспечить грамотный анализ музыкального материала, но и способствовать конкретности и устойчивости музыкально-слуховых представлений. Творческий облик пианиста всегда содержит отпечаток его кругозора. Точность и правильность музыкально-слуховых представлений обеспечивается широтой запаса общих и специальных музыкальных теоретических знаний и зависит от их уровня. Л.А.Баренбойм заметил «в исполнительском искусстве творческую фантазию сможет проявить тот, кто обладает большим музыкальным опытом, больше знает разнохарактерной музыки, разучил большое количество музыкальных произведений». И на самом деле, опираясь на теоретические знания и внутреннеслуховой арсенал, музыкальное воображение исполнителя создаёт такие внутреннеслуховые образы, которые не имеют аналогов в его предшествовавшем слуховом опыте. Поэтому для учащихся своего класса я специально разработала музыкально-жанровый словарь распространённых терминов, различных жанров, наиболее часто встречающихся в репертуаре ДМШ, которыми они пользуются при работе над произведениями. Расширение диапазона знаний учащихся происходит и при знакомстве с творчеством композиторов, стилистическими чертами, фактами из жизни, воззрениями, характеристикой эпохи, её особенностями, при проведении параллели с другими произведениями и отметкой специфических черт в художественных образах. Теоретические знания и опыт музыкально-слуховых представлений в своём единстве составляют базис или «копилку воображения» учащихся, которая пополняется с каждым изучаемым произведением и направляются мною на грамотное и творческое прочтение авторского текста, зарождение на этой основе исполнительского замысла с последующей его реализацией на разных ступенях проработки нового произведения. Оформление художественно-образного содержания музыкального произведения начинается со строгого отбора средств выразительности и требует серьёзных творческих решений. Этому процессу сопутствует анализ, сопоставление, вычленение и синтез различных репродуктивных слуховых проявлений. Ознакомление с музыкой начинается с её исполнения преподавателем и активным вслушиванием в её художественное содержание учащимся. В этом процессе очень важным качеством педагога является формирование умения учащегося проникать во все подробности авторского текста, анализировать произведение с позиций образно-содержательных, музыкально-теоретических, пианистических и психологических.
Процесс освоения начинается с анализа лада и тональности музыкального произведения. Возьмём, к примеру, «Прелюдию до диез минор» Соч. 11 А.Н.Скрябина. Прослушав прелюдию, ученик определяет, что написана она в минорном ладу. По количеству ключевых знаков узнаёт тональность до диез минор. Проводится беседа о воздействии тонального освещения на раскрытие образного смысла музыки. О том, что тональности, в которых написаны те или иные произведения, далеко не случайны, что они исторически обоснованы, естественно отобраны композиторами для передачи определённых настроений и художественных образов. Например Л.Бетховен и Ф.Шопен почти всегда обращались к тональности до минор для воплощения драматических образов, И.С.Бах пользовался тональностью фа минор для выражения глубокой религиозной страсти. Тональность до мажор ассоциируется с прозрачными звучаниями, покоем; соль минор характеризует лирические переживания; ре минор отражает лирико-эпический настрой. Тональность до диез минор композиторами используется для передачи трагедийных событий и связанных с ними, тончайших душевных состояний человека.
И именно эту тональность избрал А.Н.Скрябин для прелюдии, в которой с удивительной силой выразил красоту человеческого горя.
В дальнейшем нащупывается характер, пронизанный глубокой скорбью и мучительными переживаниями, сильными потрясениями, неудержимой эмоциональной энергией, создающей образ огромной трагической мощи. Анализируя форму прелюдии, ученик приходит к выводу, что она простая 2-х частная. Вторая часть состоит из контрастных тем: светлой, наполненной любви, беспечной радостью и первоначальной темой, разросшейся до великих размеров трагедии. В тональном плане происходит отклонение в параллельную тональность до мажор с возвратом в основную - до диез минор. Действенным средством, проникающим в сферу воспитания музыкального воображения ученика, является придумывание вымышленных программ, обновляющих творческое восприятие учащихся. Особенно велика роль способа, вызывающего ассоциации с тембральными красками разных жанров музыкального искусства (камерной, симфонической, хоровой). Он является убедительным художественным стимулом, порождающим в творческом воображении ученика новые образные представления и поиски звуковых средств исполнения. В данном произведении А.Н.Скрябина, прелюдии до диез минор, внутреннее представление звучания человеческого голоса является той питательной средой, которая обогащает тембрально-динамическую и артикуляционную стороны фортепианного звучания. Мелодии произведения присуще интонационное высказывание, относящееся к разряду «говорящих». Мелодические построения лишены длинного развития, и дробятся на короткие мотивные и ритмические линии, выражающие диалог между лицами. Основой образного содержания является живая вопросо-ответная интонация. Первый мотив, содержащий в себе интонацию вопроса «Что мне делать?» в верхнем регистре ассоциирует воображение учащегося с молодым женским голосом. Короткий ответ «Крепись», состоящий из раздельно-подчёркнутых нот в среднем регистре - с тембром противоположного пола. Интонации доверительные, тон высказывания интимный. Вопросо-ответный диалог происходит на протяжении всей пьесы. Начало 2-ой части вносит просветление в настроение пьесы. Воображение ученика рисует картину радостных ощущений. Это могут быть воспоминания о прожитых счастливых днях влюблённых, но они пролетели мгновенно, как молния. Беззаботную лёгкую мелодию, изложенную автором противоположной артикуляцией, расчленёнными звуками прерывает мотив реальных событий. Он напоминает – «… Это было раньше, а сейчас беспросветное горе». Первоначальная тема обрастает множеством голосов, превращаясь в огромный энергетический поток эмоционально раскалённых чувств. Это всплеск душевного состояния, отчаяние человека, потрясённого горем, трагическими событиями, которые невозможно изменить или каким-то образом повлиять на их ход. Он смиряется на время, не теряя надежды «Завтра будет новый день, может он принесёт добрую весть».
Выбор иллюстраций, из предложенных ученику, падает на военные события. В воображении ученика возникает сюжет лирико-драматических событий двух влюблённых, один из которых, будучи на войне, попадает в плен во вражеский тыл.
От любимого нет весточек, кроме той, что он в плену и его пытают, жизнь находится на грани смерти. Оформление художественного содержания произведения в виде ритмо-слогового текста, впоследствии дополняется цветовым видением образных состояний, что облегчает его восприятие и способствует сознательному выбору интонационных красок. Выстраивается ясная музыкально-словесная программа, которая порождает плодотворные поиски соответствующих пианистических приёмов.
Интонационный строй мелодии первого мотива требует утончённой нюансировки и внутримотивного движения к 4-й доле такта. Музыкально-психологическая «разгадка» первого нисходящего по ломаным интервалам мотива, настраивает ученика на эмоциональное состояние панического вопроса. Чувство тревоги, опасности, зародившихся внутри, парализовавших волю и самообладание молодой особы, выходят наружу еле слышной динамикой - pp. Прикосновение к клавиатуре требует активных кончиков пальцев и безукоризненного интервального ансамбля. Главенствующей интонационной фигуре противопоставляется короткий двузвучный мелодический ответ. Работая над соотношением звучности 2-х мотивов полезно поделить их между учеником и педагогом в виде упражнений. Такое сочетание контрастных вопросо-ответных интонаций ученик слышит в различных ситуациях длительного развития музыкальной ткани. Уже в самой короткой восходящей секундовой ритмо-интонации – музыкальном слове ощущается образный смысл, слышится мужественная поддержка «Крепись». Артикуляционное обозначение ответного мотива выражено акцентами и требует использование игрового приёма «martellato», исполняющегося крепким опорным звуком, прямыми пальцами-столбиками. Глубоко вникнув в образную характеристику каждого из разделов прелюдии, ученик должен найти пропорции в динамической и агогической нюансировки внутри построений. Сцепление двух мотивов происходит в темпе «rubato». Важность своевременного слухового осознания учеником артикуляционных штрихов, помогает ему тоньше оттенить в исполнении интонационные подробности светлого колорита мелодии 2-й части. Лёгкое исполнение 1-й фразы расчлененными звуками, уравновешивается тяжёлым ответным мотивом контрастной динамикой. Артикуляционные штрихи подсказывают пути выразительного интонирования мелодии. Словесная подтекстовка мелодии, соответствующая её интонационному и ритмическому строению и характеру, помогает выявить динамические центры и наметить игровые приёмы, выработать пластичное движение интервалов к мелодическим вершинам с последующей разрядкой напряжения к окончаниям мотивов, фраз. Вопросо-ответная интонация, диалог между лицами продолжается на протяжении всей пьесы и имеет яркое драматическое развитие во 2-м предложении 2 части. С большой художественной конкретностью автор выявляет в конце прелюдии эмоциональный надрыв, неистовое состояние отчаяния и безнадёжности звучностью на fff, звуковое воплощение которого можно добиться используя силовые возможности игрового корпуса.
Музыка А.Н.Скрябина отличается утончённой нюансировкой исполнения, редким художественным своеобразием и глубиной мысли. Она охватывает широкий круг эмоций от тонкого лиризма и задушевности до бурного драматизма и героического пафоса. И именно на этот мир образов мы опирались, итерпретируя с учеником вышеуказанную прелюдию до диез минор.
В заключении мне хочется сказать, что развитие и активизация внутреннеслуховой сферы учащихся повышает содержательность и художественную ценность исполнительской культуры и непрерывное её совершенствование.

Список использованной литературы:
1. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство, Л., 1974 г.
2. Каузова А.Г., Николаева А.И. Теория и методика обучения игре на фортепиано. М., 2001 г.
3. Крюкова В. Музыкальная педагогика. Ростов н/Д: 2002 г.
4. Б. Милич Музыкально-слуховые способности и их развитие в процессе обучения. М., 2008 г.
Категория: Наш музыкальный зал | Добавил: ДМШ_Курчатов
Просмотров: 2171 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-05-14, 9:03 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [9481]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [319]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Комсомол [0]
Воспоминания комсомольцев Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя!
Любознательному учителю [208]
Полезные программки [50]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [53]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [144]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [103]
Наши презентации [442]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [18]
Художественная литература [36]
Наш видеозал [30]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru