Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Наш музыкальный зал

методические рекомендации «Практическое использование декламационного метода обучения на уроках фор
2014-03-26, 11:43 AM
Методическое приложение к уроку
«Практическое использование
декламационного метода обучения на уроках фортепиано
с учениками разных классов и разного уровня способностей»

педагог по классу фортепиано Яковлева Е.П.

Метод игры с параллельной декламацией заключается в том, что исполнение музыкального произведения сопровождается чтением или пропеванием стихотворного текста. За основу берётся соответствие размера и ритма музыки и стиха. Помимо решения ритмической задачи, велико выразительно-речевое, эмоциональное воздействие. Ещё один значимый момент – переключение на работу с декламацией даёт ученику возможность преодолеть скованность во время игры, появляется непринужденность в исполнении. Автор «Декламационного метода обучения» И.Перфильева предлагает использовать декламационный метод обучения по следующим направлениям:
• освоение нотной грамоты
• успешное преодоление ритмических трудностей
• формирование различных приёмов звуковедения
• сопровождение первых пьес
• усвоение аппликатуры
• психологическая подготовка
• быстрое запоминание текста


Примеры практического использования метода:

• Вот так можно запомнить ноты басового ключа (И.Перфильева):
« Ты басы запомни точно:
Соль, си, ре, фа, ля – построчно,
Между ля и до, ми, соль. Си над всеми как король».
• Освоение аппликатуры в параллельной гамме в пределах октавы
(И. Перфильева):
« Параллельное движенье я освою без сомненья,
В левой - пальцы третий, первый. В правой – третий, как и в левой».
• Вариант расходящейся гаммы при движении «врозь»
(Яковлева Е.):
«Вместе в гамме третий, первый, впереди четвёртый, первый,
Снова третий, поворот, не замедлим пальцев ход»
• Возможен менее информированный вариант
(Яковлева Е.):
«Мы расходимся по гамме, мы стараемся играть,
А теперь пойдём обратно, чур «четвёртый» не проспать»





Тексты – подсказки помогают запомнить аппликатуру.

1. «Киска»


«До-ре, до-ре, киска пела на трубе,
До-ре, до-ре, с бантиком на голове»
Текст помогает запомнить ноты и выполнить ритмический рисунок.

А вот так мы запоминаем расположение на нотоносце нот 1 октавы:
«До – на лавочке сидит, ре – под домиком шуршит,
Фа – в окошечко глядит, соль – в животике бурчит»

2. «Осень»


Интересен 2 такт, где встречаются конец одного мотива и начало другого, не для всех учеников это проходит без запинки, а использование текста позволяет решить эту проблему сразу же. Так же при игре пьесы ребёнок поёт слова стихотворения, что, несомненно, влияет на звуковедение при исполнении на legato:
«Дует, ветер, дует. Листочки задувает.
Дождик листья моёт, песенку поёт»

3.И.С.Бах «Менуэт d-moll»


При разучивании данного произведения ученица столкнулась с ритмической проблемой в начале 2-го предложения, которая была успешно преодолена при помощи подобранной стихотворной фразы, повторяющей ритмический рисунок мелодии:
«Вот солнце встало выше, и потом оно опять зашло»
К тому же слова отражают мелодическую линию восходящего, а затем опадающего движения, что способствует быстрому заучиванию произведения наизусть.

4.К.Черни «Этюд № 93»


Регулярно повторяемый оборот, основанный на восходящем движении по арпеджио, был успешно отработан при помощи ритмически согласованного текста:
«Вот я стремлюсь наверх, мне не сдержать свой смех,
Но продолжаю, и успеваю песенку чудесную, заветную, весёлую допеть.
Я стремлюсь наверх, и т. д.»
К тому же в словах кроется явный позитивный посыл на преодоление скованности, зажатости. Ученик настраивается на игру с хорошим настроением.
5.О. Жульева «Вариации на тему Шопена»

Одной из главных задач при исполнении данного ансамбля стало стабильное звучание в едином темпе двух совершенно самостоятельных партий. Для устойчивого звучания 2-ой партии и быстром ориентировании в тексте, были придуманы ритмически созвучные слова:
« Посмотри туда, посмотри сюда, наш порядок нарушать нельзя»
Результат говорит сам за себя – 1 место в региональном конкурсе фортепианных ансамблей.

6.С. Майкапар «Тарантелла»


Эта пьеса относится к разряду виртуозных, её отличает достаточно быстрый темп, а так же определённая трудность в ярко выраженной триольности мелодии. Чтобы почувствовать внутренне движение триолями и вступить с первого звука в быстром темпе, были придуманы слова, невольно подстёгивающие исполнителя, заставляющие его «не садить» темп и сохранить ощущение триолей при исполнении пьесы:
«Ты побыстрей играй, смелей. Ты побыстрей играй, смелей»

7.С. Прокофьев «Дождь и радуга»


Современная музыка всегда отличалась нестандартным отношением к ритму, в купе с текстом, изобилующем случайными знаками, представляет определённую трудность в исполнении. Задача выполнить ритм и облегчить запоминание текста при игре по чёрным клавишам была решена с помощью подтекстовки:
«Постучался дождик: кап, кап, кап, кап.
Намочил всех дождик: так, так, так, так.
Тучи, тучи, разойдитесь,
Тученьки, тучи, не клубитесь»

Широкое применение декламационных методических приёмов даёт возможность:
• Преодолевать ритмические и технические трудности при обучении детей с разным уровнем способностей
• Развивать и закреплять умения и навыки самостоятельной работы
• Формировать стремление к творческому поиску
• Повышать интерес учащихся к изучаемому предмету
• Раскрывать творческие способности учащихся, раскрепощать их
Категория: Наш музыкальный зал | Добавил: искусство
Просмотров: 264 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 3:13 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [8371]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [271]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Любознательному учителю [200]
Полезные программки [47]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [45]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [131]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [94]
Наши презентации [437]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [19]
Художественная литература [35]
Наш видеозал [28]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru