Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Наш музыкальный зал

методические рекомендации «Практическое использование декламационного метода обучения на уроках фор
2014-03-26, 11:43 AM
Методическое приложение к уроку
«Практическое использование
декламационного метода обучения на уроках фортепиано
с учениками разных классов и разного уровня способностей»

педагог по классу фортепиано Яковлева Е.П.

Метод игры с параллельной декламацией заключается в том, что исполнение музыкального произведения сопровождается чтением или пропеванием стихотворного текста. За основу берётся соответствие размера и ритма музыки и стиха. Помимо решения ритмической задачи, велико выразительно-речевое, эмоциональное воздействие. Ещё один значимый момент – переключение на работу с декламацией даёт ученику возможность преодолеть скованность во время игры, появляется непринужденность в исполнении. Автор «Декламационного метода обучения» И.Перфильева предлагает использовать декламационный метод обучения по следующим направлениям:
• освоение нотной грамоты
• успешное преодоление ритмических трудностей
• формирование различных приёмов звуковедения
• сопровождение первых пьес
• усвоение аппликатуры
• психологическая подготовка
• быстрое запоминание текста


Примеры практического использования метода:

• Вот так можно запомнить ноты басового ключа (И.Перфильева):
« Ты басы запомни точно:
Соль, си, ре, фа, ля – построчно,
Между ля и до, ми, соль. Си над всеми как король».
• Освоение аппликатуры в параллельной гамме в пределах октавы
(И. Перфильева):
« Параллельное движенье я освою без сомненья,
В левой - пальцы третий, первый. В правой – третий, как и в левой».
• Вариант расходящейся гаммы при движении «врозь»
(Яковлева Е.):
«Вместе в гамме третий, первый, впереди четвёртый, первый,
Снова третий, поворот, не замедлим пальцев ход»
• Возможен менее информированный вариант
(Яковлева Е.):
«Мы расходимся по гамме, мы стараемся играть,
А теперь пойдём обратно, чур «четвёртый» не проспать»





Тексты – подсказки помогают запомнить аппликатуру.

1. «Киска»


«До-ре, до-ре, киска пела на трубе,
До-ре, до-ре, с бантиком на голове»
Текст помогает запомнить ноты и выполнить ритмический рисунок.

А вот так мы запоминаем расположение на нотоносце нот 1 октавы:
«До – на лавочке сидит, ре – под домиком шуршит,
Фа – в окошечко глядит, соль – в животике бурчит»

2. «Осень»


Интересен 2 такт, где встречаются конец одного мотива и начало другого, не для всех учеников это проходит без запинки, а использование текста позволяет решить эту проблему сразу же. Так же при игре пьесы ребёнок поёт слова стихотворения, что, несомненно, влияет на звуковедение при исполнении на legato:
«Дует, ветер, дует. Листочки задувает.
Дождик листья моёт, песенку поёт»

3.И.С.Бах «Менуэт d-moll»


При разучивании данного произведения ученица столкнулась с ритмической проблемой в начале 2-го предложения, которая была успешно преодолена при помощи подобранной стихотворной фразы, повторяющей ритмический рисунок мелодии:
«Вот солнце встало выше, и потом оно опять зашло»
К тому же слова отражают мелодическую линию восходящего, а затем опадающего движения, что способствует быстрому заучиванию произведения наизусть.

4.К.Черни «Этюд № 93»


Регулярно повторяемый оборот, основанный на восходящем движении по арпеджио, был успешно отработан при помощи ритмически согласованного текста:
«Вот я стремлюсь наверх, мне не сдержать свой смех,
Но продолжаю, и успеваю песенку чудесную, заветную, весёлую допеть.
Я стремлюсь наверх, и т. д.»
К тому же в словах кроется явный позитивный посыл на преодоление скованности, зажатости. Ученик настраивается на игру с хорошим настроением.
5.О. Жульева «Вариации на тему Шопена»

Одной из главных задач при исполнении данного ансамбля стало стабильное звучание в едином темпе двух совершенно самостоятельных партий. Для устойчивого звучания 2-ой партии и быстром ориентировании в тексте, были придуманы ритмически созвучные слова:
« Посмотри туда, посмотри сюда, наш порядок нарушать нельзя»
Результат говорит сам за себя – 1 место в региональном конкурсе фортепианных ансамблей.

6.С. Майкапар «Тарантелла»


Эта пьеса относится к разряду виртуозных, её отличает достаточно быстрый темп, а так же определённая трудность в ярко выраженной триольности мелодии. Чтобы почувствовать внутренне движение триолями и вступить с первого звука в быстром темпе, были придуманы слова, невольно подстёгивающие исполнителя, заставляющие его «не садить» темп и сохранить ощущение триолей при исполнении пьесы:
«Ты побыстрей играй, смелей. Ты побыстрей играй, смелей»

7.С. Прокофьев «Дождь и радуга»


Современная музыка всегда отличалась нестандартным отношением к ритму, в купе с текстом, изобилующем случайными знаками, представляет определённую трудность в исполнении. Задача выполнить ритм и облегчить запоминание текста при игре по чёрным клавишам была решена с помощью подтекстовки:
«Постучался дождик: кап, кап, кап, кап.
Намочил всех дождик: так, так, так, так.
Тучи, тучи, разойдитесь,
Тученьки, тучи, не клубитесь»

Широкое применение декламационных методических приёмов даёт возможность:
• Преодолевать ритмические и технические трудности при обучении детей с разным уровнем способностей
• Развивать и закреплять умения и навыки самостоятельной работы
• Формировать стремление к творческому поиску
• Повышать интерес учащихся к изучаемому предмету
• Раскрывать творческие способности учащихся, раскрепощать их
Категория: Наш музыкальный зал | Добавил: искусство
Просмотров: 638 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-16, 6:32 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [9481]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [319]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Комсомол [0]
Воспоминания комсомольцев Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя!
Любознательному учителю [208]
Полезные программки [50]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [53]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [144]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [103]
Наши презентации [442]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [18]
Художественная литература [36]
Наш видеозал [30]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru