Главная » Файлы » Наш музыкальный зал |
[ Скачать с сервера (1.26 Mb) ] | 2015-02-17, 8:01 PM |
Напевы домбры Цель: • познакомить с произведениями прошлых лет и современности Задачи: 1. Образовательная. • Дать понятие о музыкальном инструменте – домбра; • Познакомить с легендой прошлых лет «Ақсақ-құлан»; 2. Развивающая. • Развивать умение вслушиваться в музыку. 3. Воспитывающая. • Воспитывать любовь к Родине, любовь к живой музыке. Межпредметная связь: литература, история, казахский язык, музыка. Оборудование: слайды, домбра. Ход урока: 1. Организационный момент. Дети рассаживаются на места под звуки домбры. - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! - Сәлеметсізбе, қадірлі қонақтар! Біздің «Ашық есік» күніне қош келдіңіздер! - Ребята, тему нашего урока вы должны отгадать сами. Ответьте на такие вопросы: • Какие национальные казахские инструменты вы знаете? • А какой инструмент является ведущим в Казахстане? • Итак, сегодня наш урок мы посвящаем домбре. Сейчас послушайте, пожалуйста, легенду о создании домбры. Называется она «Ақсақ құлан». 2. Основная часть. Казахская притча «Ақсақ-құлан». Читает ученица. Одновременно идет показ слайдов. Сын Великого хана Золотой Орды Джучи, охотясь на диких куланов, так увлекся стрельбой из лука, что группа сопровождавших его приближенных осталась далеко позади. Метко разил царевич острыми стрелами бегущих куланов, и не было от него пощады бедным животным. Вожак стада диких куланов, известный как Хромой Кулан, сильный и смелый, не боявшийся даже волков неожиданно развернулся и набросился на охотника. Атака Хромого Кулана была столь дерзкой и яростной, что Джучи слетел с коня, повредил себе шею и тут же умер... Стадо куланов, освободившееся от преследования, свободно убежало в степные просторы, и впереди всех по-прежнему бежал вожак Хромой Кулан. Никто из приближенных и слуг не посмел рассказать Великому хану Золотой Орды о смерти его сына. За то, что человек приносил плохую весть, по древнему обычаю полагалась смерть. И тогда Великий певец - Улы жыршы - мудрый старец Кетбуга взял в руки домбру и придя во дворец Великого хана, упал на колени перед его троном. Владыка, предчувствуя, что не с добром пришел к нему мудрый старец, мрачно спросил у него: «Чего ты хочешь, Великий певец?» Но ничего не произнес Кетбуга. Он начал играть на своей березовой домбре печальную мелодию - кюй. В этом кюе волшебными звуками передавалось, как юный царевич Жошы, сын Великого хана, поехал на охоту, как ему повстречалось стадо пасшихся на весенних травах куланов и как царевич охотился на них. До сих пор вожак куланов умело уводил свое потомство от погони, но на этот раз опасность была велика. Царевич настиг своими стрелами куланов, кобылиц и малолетних жеребят. Вот уже началась убийственная стрельба из луков, люди на конях нагоняли диких животных. И в этот момент Хромой вожак, не жалея собственной жизни, развернулся и бросился на преследующего его царевича и сбросил его на землю. Так погиб ханский сын... Улы жыршы закончил играть на домбре, не произнеся при этом ни слова, но Великий хан и все остальные по звучанию музыки поняли все: домбра передала и топот скачущих коней, и тревогу куланов за молодых и слабых жеребят, и силу и мудрость вожака Хромого Кулана, берегущего свой косяк. Особенно трагично запела она, когда Хромой Кулан напал на царевича... Долго молчал хан, а его окружение не смело издать ни звука. Наконец, Великий хан промолвил: «Ты принес мне тяжелую весть о гибели моего сына. Я все понял, слушая твою домбру. Ты достоин смерти за свою черную весть, но так как ты сам не произнес ни слова, пусть будет наказана твоя домбра. Залейте ей горло свинцом!» Так благодаря мудрецу Кетбуге - Улы жыршы - грозному владыке Золотой Орды монголов было сообщено о смерти юного царевича, но, вопреки страшному обычаю, не пострадал никто из людей. А березовая домбра за то, что принесла черную весть о гибели царевича, была залита горячим свинцом. С тех пор на ее плоской стороне появилось отверстие... Звучит кюй в исполнении Дины Алиаскаровой. Домбра - чуткий инструмент, спутник казахского народа во все времена. Звуки этого инструмента - голос сердца, голос души. Домбра - мудрость народа, его жизненный опыт, внутренний мир, красота родной природы, любовь к родине. Домбровое искусство передается из поколения в поколение, от отца к сыну. Казахский народный инструмент рождает самые замечательные музыкальные произведения - кюи, которые являются основным связующим звеном между поколениями. Звучит кюй «Аққу». Под звуки домбры Уржумова Настя читает стихотворение про лебедя. Есть птица красивая очень на свете, Название – лебедь имеет она. Не встретить прекрасней ее на планете, Она из чудесного будто бы сна. И вид лебедей – как отрада для глаз, Когда по воде они ровно плывут, Спокойный, приятный их снежный окрас Собой украшают и реку, и пруд. Степенные, яркие, нежные птицы В почете огромном они у людей. Едва только лебедь на воду садится, Все взгляд на него переводят скорей. Рассказ на казахском языке о Курмангазы Сагырбаеве и Дине Нурпеисовой. Қазақ халқы домбырамен әр түрлі күйлер орындаған. Күй тартыс – бұл күйдің жарысы.Казахский народ исполнял на домбре различные кюи. Кюй-тартыс – это состязание домбристов-импровизаторов. Кюй-тартыс. Исполняют Алиаскарова Дина и Какимов Сундетхан О домбре сложено немало стихотворений. Аубакиров Мади Чтоб гордо запела родная домбра, А песня звенела нежней серебра, Удачи случайной, певец, не лови, Ты струны певуньи – домбры обнови. Прислушайся к голосу каждой струны, Как старый рыбак к переливам волны. Доценко Ирина Қазақтың қазыналы мол мұрасы- Сыйынған киесіндей домбырасы. Домбыра күмбірлесе қоңыр сазбен. Жазылар жүрек дерті, жан жарасы. Токтамыз Амир Но много ли может домбра рассказать Тому, кто на ней не умеет играть? Тому, кто ее не умеет держать? Кто песни для кюев не может слагать Такие, чтоб струны, вплетаясь в слова, Могли заповедники чувств открывать? Оспанова Лейла Домбыра, тілің сенің- бабамыздай. Домбыра - шежірешіл атамыздай. Күй, шіркін, төгілгенде күмбір-күмбір, Көрінер кәріқұлақ данамыздай… Современная домбра. На интерактивной доске показ клипа Асылбека Енсепова «Детство». 3. Рефлексия. На нотках написать пожелание и отзывы об уроке, прикрепить нотки на нотный стан. | |
Просмотров: 2185 | Загрузок: 39 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|