Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Наш музыкальный зал

Открытый урок "Курмангазы Сагырбаев"
2016-02-12, 9:41 PM
Атырауская область,
Курмангазинский район,
Ганюшкинская детская школа искусств
им. Д.Нурпейсовой.

Открытый урок

Тема: «Курмангазы Сагырбаев»

Класс: III-V


Преподаватель
теоретических дисциплин
и фортепиано: Бабушкина В.П.

2012г.

Цель урока: Закрепить знание по построению стилей кюев: «токпе», « шертпе». Ознакомить учащихся с биографией и творчеством великого композитора - кюйши Курмангазы Сагырбаева.

Задача урока: Привить навыки слушания кюев, различать их виды. Определять на домбре диапазоны - бас буын, орта буын, сага.

Тип урока: Комбинированный.

Форма урока: Фронтальная

Методы урока: Словесный, наглядно - слуховой, анализ.

Использованная литература, материалы, оборудование:
Методическое пособие, учебник - Алматы «Онер»1993г. Редакция С.А.Елемановой «Казахская музыкальная литература». Музейные материалы из газет, данные из «Интернета». Инструменты- фортепиано, домбра, музыкальный центр,USB.
Дидактический материал: буклет, схемы, кроссворд.

План урока.

I. Организационный момент:
1. Присутствие учащихся в классе.
2. Наличие принадлежностей.
3. Тема домашнего задания.
II. Опрос домашнего задания по теме: «Выдающиеся казахские народные композиторы-домбристы».
1. Представители домбровой музыки.
2. Стили домбровых кюев. « Токпе» - характеристика стиля.
3. Характеристика регистровых зон:
а) «бас буын» - показ на инструменте;
б) « орта буын» - показ на инструменте;
в) «сага» - показ на инструменте.
4. « Шертпе» - характеристика и представители этого стиля.

III. Основной раздел урока-тема: «Курмангазы Сагырбаев».
1. Выдающийся композитор кюйши.
2. Жизненный путь композитора.
3. Творчество Курмангазы Сагырбаева:
а) форма « Акжелен»;
б) зрелые кюи Курмангазы (исполнение уч-цей 3 кл. Табараковой Бибинур « Саранжап»);
в) последние кюи философского содержания;
г) новаторство Курмангазы;
д) его ученики.
4. Память о Курмангазы Сагырбаеве ( буклет).
IV. Слушание и исполнение кюев Курмангазы:
1. Кюй « Балбраун» ;
2. Кюй « Адай» ;
3. Кюй «Сары- Арка»;
4. Кюй « Алатау».
V. Закрепление пройденной темы на уроке:
1. Схема « Венндиограмма»;
2. Схема « Стратегия»;
3. Кроссворд.
VI. Заключительный момент урока.

Разработка плана урока:

I. Организационный момент.
а) присутствие учащихся в классе;
б) наличие принадлежностей;
в) тема домашнего задания.
II. Опрос домашнего задания по теме: « Выдающиеся казахские народные композиторы- домбристы».
1.Представители домбровой музыки:
- «Домбровая музыка составляет важную часть инструментальной
Культуры казахского народа. Домбровые кюи сложились в резу-
льтате многовекового развития народного исполнительского искусства.
Классический период развития приходится на середину прошлого
столетия. В это время жили и творили выдающиеся композиторы-
кюйши; Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Таттимбет,Есир, Есбай,
Тока и другие.Начинали свой творческий путь Дина, Сугур».
2. Стили домбрового искусства:
- « На обширной территории Казахстана издавно сложились и
получили самостоятельное развитие разные стили домбрового
искусства. Западный Казахстан- стиль «токпе»; Центральный,
Южный и Восточный – стиль « шертпе». Эти стили имеют
много различий. Главные из них - это способы исполнения и
музыкальная форма».
3. Кюи «токпе» - их представители.
- « Кюи «токпе» имеют определённую форму-схему. Разделы такой
формы имеют народное название: бас буын, орта буын, сага.
Представителями западно-казахстанской традиции домбровой
музыки являются Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Абыл,
Есир, Есбай, Дина, Сейтек и другие.»

4.Характеристика регистровых зон на инструменте-
домбра;
а) « бас буын»- ( от слова «бас»- голова, «буын»- сустав или звено)
означает «головной» или « главный» раздел кюя.
На грифе домбры этот раздел располагается в нижнем регистре
и охватывает начальный звукоряд в пределах примерно октавы
(от «Ре» нижней открытой струны до «Ре» верхней струны)

«Бас буын» состоит из двух частей или регистровых зон -
нижняя зона и верхняя зоны. Причём верхняя зона звучит
ярко обычно она служит темой кюя.»
б) «Орта буын» - (от слова «орта»- середина) – означает средний
раздел формы. На грифе домбры он располагается между
«бас буын» и «сага», это примерно на высоте « си-бемоль»-«фа».
в) «Сага» - означает место соединения грифа домбры с её
корпусом. Это наиболее высокий регистровый уровень-
обычно в нём развивается кульминация. В Западном
Казахстане встречаются кюи с двумя кульминациями которые
принято называть «малой» - 1-ой ( «ля»- второй октавы),
«большой» - 2-ой («ре» - третьей октавы)».
5. Кюи «шертпе» , их представители.
- « Кюи «шертпе» подобную форму-схему не имеют, песенный
тематизм развивается свободно, импровизационно.
Традиции кюев «шертпе» представляют: Таттимбет,
Байжигит, Тока, Дайрабай, Сугур, Раздык и другие.»

III. Основной раздел урока.
Тема : « Курмангазы Сагырбаев».

1. Выдающийся композитор – кюйши – Курмангазы.
-« Ребята, сегодня мы начинаем изучать жизненный , творческий
путь выдающегося композитора-кюйши, автора более 60 –ти
кюев для домбры и непревзойдённого исполнителя их.
Курмангазы в народе называют «отцом кюев» -(«куй атасы»)
Он основатель творческо –исполнительской школы. Благодаря ему
искусство Западного Казахстана обогатилось новыми жанрами и
исполнительскими приёмами игры. Специалисты могут спорить
о точной дате рождения ( называются 1806, 1818, 1823года),но все
едины во мнении, что именно Курмангазы заложил основы
казахской национальной музыки, был человеком твёрдой граждан-
ской позиции. ( Данные из местного музея.)
2 . Жизненный путь композитора- кюйши.
- « Родился Курмангазы в урочище Жидели, Букеевской орды, в семье батрака Сагырбая. Музыкальные способности проявились рано.
С детства он мог без устали слушать песни и кюи заежих и местных
музыкантов. Услышанное - он старался подобрать на слух, на своей
маленькой домбре. Но отец не одобрял увлечение сына, считал что
это недостойно мужчины, а мать- Алка наоборот поддерживала
музыкальные занятия сына. У неё в роду были известные музыканты,
акыны, певцы и кюйши. Из-за нищеты Курмангазы начал рано рабо-
тать на бая, пас его скот и заодно совершенствовал свою игру на
домбре.
Однажды их аул посетил знаменитый, в то время, домбрист Узак.
Курмангазы, слушая игру Узака, старался запомнить всё для него
новое. Заметив старание мальчика, Узак соглашается дать несколько
уроков домбрового мастерства. Он был первым профессиональным
учителем Курмангазы.
В 18 лет покидает родной кров, чтобы совершенствовать своё
профессиональное мастерство.
В это время Курмангазы знакомится со многими певцами,
Инструменталистами, выступает в творческих состязаниях-
тартысах, оттачивает мастерство, обогащает репертуар.
В середине 30-х годов он становится свидетелем
народно-освободительных движений, кульминацией которым
стало вооружённое восстание под предводительством Исатая и
Махамбета. Восстание было направленно против произвола
царской администрации, экономического угнетения местными
баями и феодалами. Которое было в последствии жестоко подавлено.
Бунтарский, непримиримый характер Курмангазы был не по душе
властям и они всячески хотели упрятать «смутьяна» в тюрьму или
сослать на каторгу. Его обвиняли в конокрадстве, ссылали в Сибирь,
отправляли в Оренбургскую тюрьму. Всюду с ним была домбра.
Вся его жизнь была запечатлена в его кюях- кюи сопротивления.
Курмангазы, посещая различные уголки необъятной казахской
Степи, знакомился, встречался со многими выдающимися личностя-
ми, им посвящены кюи Курмангазы – кюи портреты.
Писатель, этнограф Н. Савичев, который был поражен игрой кюйши
писал в газете « Уральские войсковые ведомости» (1868г.) так:
«Словом – Сагырбаев редкая музыкальная душа, и получив он евро-
пейское образование, то был бы в музыкальном мире звездою
первой величины».
Последние годы жизни Курмангазы проводит на берегу Каспия.
Его окружают друзья, ученики – Мамен, Кокбала, Ергали Ещанов,
Дина Нурпейсова – ставшие в последствии знаменитыми
домбристами.
Умер Курмангазы, по исследованию М.Джолжанова, в 1896году и
похоронен в с. Алтынжар, Астраханской обл., Володарского р-на.
В 1959г. по инициативе академика А. Жубанова на могиле было
установлено памятное сооружение.

3. Творчество Курмангазы.
а) форма Акжелен;
-« Наследие Курмангазы обширно и разнообразно. Многие его
кюи, а их свыше 50 –ти, автобиографичны. Все кюи посвящены
у автора тому или иному событию. Кюи Курмангазы можно
разделить на три периода: ранний период, зрелый период и кюи
последнего периода.
Кюи раннего периода созданы в форме Акжелен – это кюи
«Узак Акжелен», « Бас Акжелен» и др. – они отличаются малыми
размерами, доступным музыкальным содержанием, не сложными
техническими приёмами.
б) К зрелому периоду относятся кюи - связанные с
обстоятельствами тюремного заключения, посвящение памяти
Исатая Тайманова, Махамбета Утемисова – это кюи: «Кишкентай» « Жалын»; «Адай» - посвященный воинственному духу древнего рода Адай. «Балбрауын» - изящный, мелодия танцевальная.
Кюи - «Ертен кетем», «Ксен ашкан», «Перовский марш», «Машина», «Саранжап» и другие относятся к тюремным заключениям. Встречи с батыром Туремуратом- родились кюи «Аксак киик», «Туремурат»; с Даулеткереем- родились кюи «Булбул», «Жигер». В то же время вершиной его творчества был кюй «Сары-арка» - передающий не только ликование человека от встречи с природой, но волю и оптимистичность.
в) Последние кюи Курмангазы – характеризуются более спокойными, уравновешенными и философско-углубленным содержанием. Это кюи «Алатау», «Кобик шашкан», «Демалыс», «Итог»- они передают извечные проблемы как добро и зло, смысл и ценность жизни человека.
г) новаторство Курмангазы – им введено в структуру кюев второй саги (высшей кульминационной зоны); применяет двухтемность кюев («Алатау», «Ксен ашкан» и др.);
нововведение Курмангазы – одноголосная фактура вступительного раздела (кюй «Кишкентай», «Серпер».)
д) ученики Курмангазы – традиция велекого кюйши Курмангазы дошли до нас благодаря его ученикам – Мамену, Кок балы, Ергали Ешановым, Медагали Сулейменовым, Диной Нурпеисовой, Кали Жантлеуовым и др., от которых записаны кюи и получены важные сведения о его жизни и творчестве.
4. Память о Курмангазы Сагырбаеве.

IV. Слушание музыки:

1. «Балбыраун»-фортепиано (фрагмент)
2. «Сары – арка»- CD (фрагмент)
3. «Алатау»-USB (фрагмент)

V. Закрепление пройденной темы в схемах:
Вендиаграмма.






Стратегия



VI. Заключительный момент урока – анализ и результат работы учеников:
а) оценки за урок;
б) домашние задание.
Категория: Наш музыкальный зал | Добавил: zuza74
Просмотров: 294 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 6:25 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [8386]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [271]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Любознательному учителю [200]
Полезные программки [47]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [45]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [131]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [95]
Наши презентации [438]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [19]
Художественная литература [35]
Наш видеозал [28]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru