Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Любознательному учителю

Урок по химии 10 класс по теме «Важнейшие s-элементы и их соединения».
2014-01-27, 10:22 PM
Организация современного урока систематизации и обобщения требует тщательной и трудоёмкой подготовки учителя. Для того чтобы на уроке систематизации и обобщения знаний достичь высоких результатов и повысить эффективность работы учащихся, урок необходимо построить технологично. Чёткое планирование ожидаемого результата деятельности учащихся может привести к высокой результативности учебно-воспитательного процесса.
Цели урока:
Образовательные
• Обеспечить в ходе урока закрепления знаний о s-элементах IA , IIA групп и их соединениях.
• Обобщить знания по теме s-элементы, строение их атомов, получение, физические и химические свойства, привести их в систему.
• Отработать практические навыки и умения по теме s-элементы.
Развивающие
• Формировать познавательный интерес и умения, самостоятельность мышления.
• Развивать умения анализировать, аргументировать, обобщать полученную информацию; развивать умения составлять формулы веществ, сопоставлять формулы с названиями.
• Учиться адекватно, оценивать свою работу и работу одноклассников.
Воспитательные
• Воспитывать у учащихся умение рационально использовать учебное время.
• Развивать коммуникативные навыки, работая в команде.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Дидактическое обеспечение урока: интерактивное оборудование, тесты, карточки для самостоятельной работы, опорный конспект.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель: Ребята, попробуем поставить цели для сегодняшнего урока вместе.
Учащиеся: Пробуют поставить цели урока (Обобщить…; Систематизировать….; Закрепить..; Отработать на практике навыки и умения...).
2. Мотивационная часть.
Учитель: Ребята, назовите 5 областей применения соединений s-элементов IA , IIA групп в жизни.
Учащиеся: Перечисляют области применения s-элементов IA , IIA групп в жизни.
Ответ:
• В пищевой промышленности;
• В медицине;
• В сельском хозяйстве;
• В строительстве;
• При тушении пожаров;
• В производстве спичек.
3. Разминка «Четыре минус один».
Учитель: На карточках приведены логические цепочки, где перечислены металлы и их соединения. Ребята выберите элемент или соединение, выпадающее из логической цепочки, объясните: «Почему?»
Учащиеся: Выполняют задание.
1. Натрий, кальций, франций, водород.
2. Кальций, магний, стронций, франций.
3. Цезий, кальций, барий, литий.
4. Na2O, K2O, CaO, BeO.
4. Обобщение и систематизация материала.
А) Работа по опорным конспектам.
Учитель: Сравните элементы первой А и второй А групп, используя опорный конспект. Запишите в виде схемы Эйлера Венна «Общее и различное».
Учащиеся: Используя опорные конспекты, заполняют схему Эйлера Венна «Общее и различное». За правильно выполненное в полном объёме задание – 5 баллов.
Схема Эйлера Венна

Различное Различное

Общее

В) Работа по карточкам.
Учитель: Осуществите превращения, расставьте коэффициенты. Вариант 1 (уравнения 1,4 запишите в окислительно-восстановительном виде, уравнения 2,3 в виде ионных уравнений). Вариант 2 (уравнение 1 запишите в окислительно-восстановительном виде, уравнения 2,3,4 в виде ионных уравнений).
Учащиеся: Выполняют задания, записывают уравнения реакций, расставляют коэффициенты. За каждое правильно выполненное уравнение – 1 балл.
 Осуществите превращения.
Вариант 1 Вариант 2
Na →NaOH → NaCI → NaNO3 Ca→ CaO→ Ca(OH)2 → CaCO3
↓ ↓
Na2S CaCI2
Правильный ответ.

1) 2Na + S = Na2S
2) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2
3) NaOH + HCI = NaCI + H2O
4) NaCI + HNO3 = NaNO3 + HCI
1) 2Ca + O2 = 2CaO
2) CaO + 2HCI = CaCI2 + H2O
3) CaO + H2O = Ca(OH)2
4) Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O

 Жесткость воды.
Учитель: Устраните жесткость воды всеми возможными способами.
Учащиеся: Выполняют задания по карточке. Формулируют определение жесткости воды.
Перечисляют виды жесткости. Используя различные способы, устраняют жесткость воды. За правильно выполненный 1 вопрос – 1 балл, за второй вопрос – 3 балла.
1 вариант.
1. Дайте определение понятию жесткость. Укажите её виды.
2. Устраните жесткость воды, содержащей следующие соли Mg(HCO3)2, CaSO4, MgCI2.
2 вариант.
1. Наличием, каких солей обусловлена карбонатная жесткость (временная).
2. Устраните жесткость воды, содержащей следующие соли Ca(HCO3)2, Mg(NO3)2, CaCI2.
3 вариант.
1. Наличием, каких солей обусловлена некарбонатная жесткость (постоянная).
2. Устраните жесткость воды, содержащей следующие соли MgCI2, Ca(NO3)2, MgSO4
Правильный ответ.
Жесткость воды.

Карбонатная Некарбонатная
(временная) (постоянная)

Ca(HCO3)2 , Mg(HCO3)2 CaSO4, MgSO4,
CaCI2, MgCI2,
Ca(NO3)2, Mg(NO3)2,
Ca(H2PO4)2, Mg(H2PO4 )2


1) Mg(HCO3)2 + t = MgCO3 + CO2 + H2O
2) CaSO4+ Na2CO3= CaCO3 + Na2SO4
3) 3MgCI2 + 2Na3PO4= Mg3(PO4)2 + 6NaCI
4) Ca(HCO3)2 + t = CaCO3+ CO2 + H2O
5) Mg(NO3)2 + Ca(OH)2 = Mg(OH)2 + Ca(NO3)2 Mg(H2PO4)2 + Na2CO3 = MgCO3 + 2NaH2PO4
6) 3CaCI2 + 2Na3PO4 = Ca3(PO4)2+ 6NaCI
7) 3MgCI2 + 2Na3PO4= Mg3(PO4)2 + 6NaCI
8) 3Ca(NO3)2 + 2Na3PO4 = Ca3(PO4)2+ 6NaNO3
9) MgSO4+ Na2CO3= MgCO3+ Na2SO4


С) Обобщающий тест по теме (2 варианта).
Учитель: Выполните тест.
Учащиеся: Выполняют тест, обмениваются со своим соседом по парте и
осуществляют взаимопроверку. За каждый правильный ответ – 1балл.
«Щелочные металлы»
I задание: выберите правильный ответ
Все элементы главной подгруппы I группы периодической системы относятся к …
1) типичным окислителям 2) переходным элементам 3) ѕ – элементам
2. Все ѕ – элементы, кроме водорода и гелия, являются…
1) газообразными веществами, без цвета и запаха
2) жидкостями при комнатной температуре 3) металлами
3. Атомы щелочных элементов имеют …
1) по одному электрону на внешнем уровне 2) по два электрона на внешнем уровне
3) полностью заполненный внешний уровень
4. Атомы щелочных элементов имеют …
1) возможность терять два внешних электрона, образуя катион со степенью окисления +2
2) возможность терять единственный внешний электрон, образуя катион
со степенью окисления +1
3) возможность приобретать один электрон на внешний уровень, образуя
анион со степенью окисления -1
5. Франций, элемент завершающий I группу, является…
1) очень твёрдым элементом 2) самым распространённым в земной коре 3) радиоактивным
6. Все ѕ – металлы очень активны и поэтому…
1) самовоспламеняются на воздухе 2) хранятся в воде 3) хранятся в керосине
7.Поскольку внешние электроны ѕ – металлов легко переходят к другим элементам,
все эти металлы являются…
1) типичными изоляторами 2) сильными восстановителями 3) окислителями
8. Все щелочные металлы горят в атмосфере кислорода, образуя…
1) пероксиды состава Ме2О 2) оксиды состава Ме2О 3) пероксиды Ме2О2 и оксиды Ме2О
9. Оксид калия может быть получен в результате реакции…
t t hv
1) К2О2 + 2К === 2К2О 2) КО2 + 3К === 2К2О 3) 2КО2 + О3 === К2О + 3О2 ↑
10. Все ѕ – металлы соединяются с водородом уже при незначительном нагревании, образуют…
1) гидроксиды 2) гидраты 3) гидриды
11. При взаимодействии щелочных металлов с водой образуются…
1) гидриды и кислород 2) щёлочи и водород 3) пероксиды и водород
12. Сульфатом калия является вещество, имеющее формулу…
1) КSО4 2) КНSО4 3) К2SО4
13. Металлы I группы главной подгруппы будут взаимодействовать с кислотами те, …
1) которые в ряду напряжения металлов стоят после Н
2) которые в ряду напряжения металлов стоят до Н
3) будут реагировать все
14. Пара металлов, обладающих наиболее сходными свойствами:
1) Аl и Nа 2) К и Nа 3) К и Мn
15. Реакция замещения возможна между…
1) серебром и железом 2) хлоридом железа и серебром
3) нитратом меди (I I) и серебром 4) нитратом серебра и железом

«Щелочноземельные металлы»
I задание: выберите правильный ответ
Все элементы главной подгруппы I I группы периодической системы относятся к …
1) типичным окислителям 2) переходным элементам 3) ѕ – элементам
2. Все ѕ – элементы, кроме водорода и гелия, являются…
1) газообразными веществами, без цвета и запаха
2) жидкостями при комнатной температуре 3) металлами
3. Атомы щелочноземельных элементов имеют …
1) по одному электрону на внешнем уровне
2) по два электрона на внешнем уровне
3) полностью заполненный внешний уровень
4. Атомы щелочноземельных элементов имеют …
1) возможность терять два внешних электрона, образуя катион со степенью окисления +2
2) возможность терять единственный внешний электрон, образуя катион
со степенью окисления +1
3) возможность приобретать один электрон на внешний уровень, образуя
анион со степенью окисления -1
5. Радий, завершающий II группу, является…
1) очень твёрдым 2) самым распространённым в земной коре 3) радиоактивным
6. Все ѕ – металлы очень активны и поэтому…
1) самовоспламеняются на воздухе 2) хранятся в воде 3) хранятся в керосине
7.Поскольку внешние электроны ѕ – металлов легко переходят к другим элементам,
все эти металлы являются…
1) типичными изоляторами 2) сильными восстановителями 3) окислителями
8. Все щелочноземельные металлы горят в атмосфере кислорода, образуя…
1) оксиды состава МеО 2) гидроксиды состава МеОН 3) оксиды Ме2О
9. Оксид кальция может быть получен в результате реакции…
t hv
1) 2Са + О2=== 2СаО 2) Са + 2Н2О = Са(ОН)2 + Н2 3) 2КО2 + О3 === К2О + 3О2 ↑
10. Все ѕ – металлы соединяются с водородом, образуют…
1) гидроксиды 2) гидраты 3) гидриды
11. При взаимодействии щелочноземельных металлов с водой образуются…
1) гидриды и кислород 2) основания и водород 3) пероксиды и водород
12. Сульфатом кальция является вещество, имеющее формулу…
1) Са2SО4 2) Са(НSО4 )2 3) СаSО4
13. Металлы I I группы главной подгруппы будут взаимодействовать с кислотами те, …
1) которые в ряду напряжения металлов стоят после Н
2) которые в ряду напряжения металлов стоят до Н
3) будут реагировать все
14. Пара металлов, обладающих наиболее сходными свойствами:
1) Са и Nа 2) Са и Мq 3) Са и Мn
15. Оксиды щелочноземельных металлов имеют общую молекулярную формулу…
1) МеО2 2) МеО 3) Ме2О

Ключи для тестов

Название
теста Номер задания
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
«Щелочные металлы». 3 3 1 2 3 3 2 3 1 3 2 3 2 2 4
«Щелочноземельные металлы». 3 3 2 1 3 3 2 1 1 3 2 3 2 2 2

5. Рефлексия. Выставление оценок.
Учитель: Задает вопросы
А) Смогли ли вы достичь поставленных целей?
В) В какой степени?
С) Что мешало достижению целей?
Д) Какую оценку поставили себе за урок?
Учащиеся: Отвечают на вопросы. Подсчитывают сумму баллов за урок. Сообщают свой результат учителю.
Учитель: выставляет оценки за работу на уроке.
Посчитайте общую сумму баллов за урок:
30-33 - Вы отлично освоили тему и готовы к контрольной работе.
26-29 - Вам необходимо проработать отдельные темы.
22-25 - Вам необходимо тщательно повторить тему.
6. Домашнее задание: Подготовиться к контрольной работе, глава 6 стр. 147-173 Химия 10 класс. Естеств.-мат. Направления общеобразоват. шк./ Нурахметов Н. Н., Бекишев К. Б., Заграничная Н. А. – Алматы: Мектеп, 2010 г.
Категория: Любознательному учителю | Добавил: Nika5860 | Теги: обобщающий урок
Просмотров: 1560 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 5:23 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [8373]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [271]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Любознательному учителю [200]
Полезные программки [47]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [45]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [131]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [94]
Наши презентации [437]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [19]
Художественная литература [35]
Наш видеозал [28]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru