Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Великие педагоги

Эссе о В.А. Сухомлинском и собственном опыте вдохновения от чтения его произведений
Эссе
о нравственном образе жизни
классика гуманной педагогики
В.А. Сухомлинском
и собственном опыте вдохновения от чтения его произведений

Евменина С.Л.- учитель самопознания
КГУ «Средняя школа №3» акимата города Рудного Костанайской области

Каждый новый день отделяет нас от того времени, в котором жил и творил
Василий Александрович Сухомлинский, но, как это всегда бывает, мысли и дела истинно великих людей со временем не только не устаревают, не только не отдаляются, но становятся все ближе, нужнее новым поколениям. Он создал педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью в процессах воспитания и образования, в творческой деятельности коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Когда я прочитала его биографию, то поняла, что его жизнь - это пример высокой нравственности и беззаветного служения своему делу.
Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентября 1918 года в Херсонской области в селе Васильевка; умер он 2 сентября 1970 года - в самом начале нового учебного года. Последняя его работа - годовой план школы на новый учебный год; последние его ученики - шестилетки, с которыми он занимался в созданной им «Школе радости».Когда Сухомлинский почувствовал себя тяжело больным, то прежде всего попросил не говорить в учительской о болезнях. Никто в школе не знал, что он смертельно болен... .
В 17 лет он стал учителем начальной школы недалеко от родного села, потом перевелся на заочное отделение в Полтавский педагогический институт и окончил его в 1939 году. Так получилось, что в список окончивших Полтавский педагогический институт, в котором уже было имя Макаренко, вошло имя Сухомлинского. Во время Великой Отечественной войны был на фронте, после тяжелого ранения комиссия не могла признать его даже ограниченно годным. Осколки снаряда остались в его груди навсегда.
Возвратившись на родину, он узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами. «Трудно передать словами горе, которое мне пришлось пережить. Я стремился работать, работать, работать. Работал день и ночь. Поверьте, что года три подряд просыпался в два часа ночи и уже не ложился — работал. Не какими-то таинственными причинами объясняется то, что я много сделал, много писал, а вот — горем… Я взялся за иностранные языки — овладел в совершенстве немецким, потом чешским и польским. Как один из героев «Поднятой целины», я мечтал о том, что когда-нибудь я окажусь нужным на земле, выкормившей зверей — фашистов, и там понадобится немецкий язык. Я мечтал о мести, я знаю, что и сейчас жив офицер, выколовший глаз жене и истязавший ее. И я изучил немецкий язык в совершенстве, наверное, знаю его, проклятый, лучше, чем иной немец. Потом изучил чешский и польский, потом — французский и английский. Написал свыше 300 (сейчас опубликовано 310) научных работ, в том числе 32 книги( 40 монографий и брошюр, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок). Но я не считаю научную работу главным в своей жизни. Главное — это то, что я народный учитель. Творить человека — это высшее счастье…» Не каждый человек сможет так честно написать о своих переживаниях, не каждый найдет в себе силы не разувериться в этой жизни.
В 1948 году В.А.Сухомлинский становится директором Павлышевской средней школы и бессменно руководит ею в течение 22 лет до конца своих дней. Именно в этой школе, зарождалась педагогика, до которой мы ещё не доросли…
Огромное влияние на становление и развитие педагогических взглядов В.А.Сухомлинского оказали творчество и жизненный подвиг Я. Корчака, с работами которого («Как любить ребенка», «Когда я снова стану маленьким») он знакомился еще до войны. В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский писал: «...Януш Корчак, человек необыкновенной нравственной красоты, писал в книге «Когда я снова стану маленьким», что никто не знает, больше ли получает школьник, когда смотрит на доску, чем когда непреоборимая сила (сила солнца, поворачивающая голову подсолнечника) заставляет его взглянуть в окно. Что полезнее, важнее для него в тот миг — логический мир, зажатый в черной классной доске, или мир, плывущий за стеклами? Не насилуйте душу человека, внимательно приглядывайтесь к законам естественного развития каждого ребенка, к его особенностям, стремлениям, потребностям. Мне запомнились на всю жизнь эти слова из маленькой книжечки в серой обложке на польском языке. Когда я вскоре после войны узнал о героическом подвиге Януша Корчака, его слова стали для меня заветом на всю жизнь. Януш Корчак был воспитателем сиротского дома в варшавском гетто. Гитлеровцы обрекли несчастных детей на гибель в печах Треблинки. Когда Янушу Корчаку предложили выбрать жизнь без детей или смерть вместе с детьми, он без колебаний и сомнений выбрал смерть. «Я не торгую совестью»,— ответил Януш Корчак. Герой пошел на смерть вместе с ребятами, успокаивал их, заботясь, чтобы в сердца малышей не проник ужас ожидания смерти. Жизнь Януша Корчака, его подвиг изумительной нравственной силы и чистоты явились для меня вдохновением. Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце».
Когда я читала о Павлышской школе я думала, вот бы сейчас работали бы такие учителя в школе, где я работаю… Мне показались очень интересными темы педсоветов, вопросы, которые почти переста ли обсуждать педагоги… «Как учить, чтобы дети верили учителю», «Уметь требовать и уметь прощать, уметь видеть и не все замечать», «Уметь снисходить к ребенку, уметь понимать детство и детские слабости», «Как избежать предубежденности во взаимоотношениях со школьниками». Книгу В.А. Сухомлинского «Сто советов учителю» нам, учителям молодым и уже опытным, наверное, надо хотя бы изредка перечитывать, потомучто в ней можно найти ответы на вопросы не только как учить и воспитывать детей, но и как сохранить душевное долголетие педагога. В этой книге есть ответы на наши жизненные вопросы: «Что такое призвание к труду учителя?», «О здоровье и полноте духовной жизни учителя», «Как предотвратить истощение нервных сил в процессе повседневной деятельности», «Где брать время? Сутки имеют только 24 часа», «О воспитании своих детей».
Все достижения Павлышской школы явились результатом совместных усилий ее учителей, и многие книги Сухомлинского целиком посвящены описанию их опыта. О себе как учителе и воспитателе, о своем он стал писать примерно после тридцати лет работы. Трудно сегодня найти людей такой скромности. И он, необыкновенно скромный человек, имел право сказать своим выпускникам: «Я вел вас за руку, отдавал вам свое сердце. Были минуты, когда оно уставало. Когда в нем исчерпывались силы, я спешил к вам, дети. Веселое щебетание вливало новые силы в мое сердце, улыбки рождали новую энергию, ваш пытливый взор будил мою мысль...»
Видеть перед собой не школьника, а человека – вот суть педагогики Сухомлинского и вот обязательное требование для тех, кто хочет учить всех детей. Логика Сухомлинского такова: учите ребенка человечности – тогда он полюбит и труд, а полюбит труд, научится быть усердным и станет лучше учиться, ибо усердие обостряет ум. Дети из школы должны приносить домой радость. Ребенок, считал Сухомлинский, не может быть счастлив, если в школе ему скучно и плохо, если он не чувствует себя достаточно способным, чтобы овладеть школьной наукой. Сделать ребенка счастливым — значит прежде всего помочь ему учиться. Без знания индивидуальных особенностей каждого ребёнка воспитание не достигает поставленной цели. Воспитывать по Сухомлинскому – значит создавать, и только создавать. Каждым шагом и словом создавать представление ребенка о себе самом как о достойном человеке. Сухомлинский осторожно относился к наказаниям. Он считал, что они ожесточают детей. Главное гуманизм, чуткое отношение к ребёнку. Его педагогика – это педагогика 21-ого века.
Сегодня школа стремительно превращается в сугубо образовательную структуру. И, кажется, что процесс воспитания отходит на второй план ….
Но я верю, что когда-нибудь во все учебные классы когда-нибудь войдут учителя новой формации, обогащенные новыми знаниями и новыми педагогическими технологиями… Они войдут в кабинеты, оснащенные новейшей техникой, которая поможет реализовать и умения, и способности, и необычайные таланты учеников. И вот тогда опыт павлышского учителя, В.А. Сухомлинского будет востребован.
А еще, мне очень нравятся цитаты и афоризмы В.А. Сухомлинского, которые очень актуальны и сегодня.
♦ В семейной жизни, храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу.
♦ Дети с угнетенными чувствами — это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью.
♦ В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание.
♦ Годы детства — это прежде всего воспитание сердца.
♦ Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин.
♦ Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.
♦ Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.
♦ Там, где у женщин не развито чувство чести и достоинства, процветает нравственное невежество мужчин.
♦ Есть три вещи, которые необходимо утверждать в мальчиках и юношах: долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины.
♦ Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.
♦ Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети.

В своем последнем напутствии выпускникам Павлышевской средней школы, уже смертельно больной, В.А.Сухомлинский так говорил юношам и девушкам, вступающим в жизнь: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше сего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути».
Для меня в этих словах весь Василий Александрович Сухомлинский - гуманист, мыслитель, педагог.
Категория: Великие педагоги | Добавил: -Undetaker_Tim- (2016-05-12) | Автор: Евменина Светлана Леонидовна E
Просмотров: 480 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 11:08 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [588]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [166]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [10]
Наш календарь [41]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [589]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [192]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20717]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [123]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [181]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru