Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Великие педагоги

«Наследие казахского просвещения» - 2 ноября – 175 лет со дня рождения Ыбрая Алтынсарына (1841-1889) выдающийся представитель казахского просвещения,
«Қазақтың ағартушылық мұрасы» – 2 қараша – қазақтың белгілі ағартушысы, педагог, білімсаласындағы қоғам қайраткері, мектептер ашуының ұйымдастырушысы, аудармашы Ыбырай Алтынсариннің 175 жыл мерейтойы (1841-1889) кітапханалық портрет-сабағы
«Наследие казахского просвещения» - 2 ноября – 175 лет со дня рождения Ыбрая Алтынсарына (1841-1889) выдающийся представитель казахского просвещения, педагог, общественный деятель в области школьного образования, организатор ряда школ, переводчик: библиотечный урок-портрет Слайд №1

Презентация-конспект
Слайд №2
Цели: раскрыть биографический портрет выдающегося казахского просветителя, педагога, переводчика, фольклориста, этнографа Ы.Алтынсарина
Задачи: расширить кругозор юных читателей в области казахского литературного наследия

Библиотекарь: Сегодня вы приглашены на библиотечный урок-портрет, посвященный казахскому просветителю 19 века, составителю казахского алфавита, первому создателю киргизско-казахского учебника, организатору ряда первых школ в степных аулах, переводчику с русского и арабского на казахский язык – Ыбраю Алтынсарину, в этот юбилейный год ему исполнилось 175 лет со дня рождения.
«Песни Алтынсарына, его глубоко содержательные беседы и новеллы написаны на высоком художественном уровне и в истории казахской литературы явились новыми как по содержанию, так и по форме»
С.Сейфуллин Слайд №3

«Вся моя жизнь состоит в просвещении для киргизов»,- утверждал Ы.Алтынсарин
Биография:
Слайд №4
В три года, когда его отец погиб в бою с отрядом Кенесары Касымова, стал жить с дедом – бием Балгожа Жанбурчином, в нынешней Костанайской местности. Дед самостоятельно обучал мальчика арабской и русской грамоте. В девять лет стал учеником первой школы-интерната для казахских мальчиков, открытой в 1850 году в Оренбурге при Пограничной комиссии.
Слайд №5
Брал частные уроки и пользовался обширной библиотекой известного ученого-востоковеда председателя Оренбургской Пограничной комиссии В.Григорьева, изучал русскую литературу и труды великих мыслителей Западной Европы.
Слайд №6
В 1857 г. Алтынсарин в шестнадцать лет окончил на «отлично» первую в степном крае русскую школу. Около трех лет работал писарем у своего деда, а затем в Оренбургском правлении в качестве переводчика. Правление поручило ему открыть начальную школу (1860) для казахских детей в Оренбургском укреплении (Тургай) и тогда Ы.Алтынсарин начал объезжать кочевья, объясняя цели и задачи обучения, собирал средства для открытия школы.
Слайд №7
В 1864 г. на средства меценатов была открыта школа. На учебу записались 16 мальчиков, для них при школе был создан интернат.
Слайд №8
С 1879 по 1889 годы Алтынсарин служил инспектором народных школ Тургайской области. По его инициативе начали работать 4 двуклассных русско-казахских училища с интернатами для казахских детей и 7 начальных волостных школ в Тургае, Актюбе, Иргизе, Троицке, первые школы для девочек-казашек, казахская учительская семинария в Орске.
Слайд №9
Совершенно новым и прогрессивным было создание ремесленных отделений при школах, самостоятельных ремесленных училищ, сельскохозяйственных школ. В них казахская молодежь обучалась кожевенному, мыловаренному, маслодельному, гончарному делу, столярно-токарному, кузнечно-слесарному ремеслам, земледелию и др. Он заботился о создании библиотек при каждой школе.
Слайд №10
Ыбрай Алтынсарин взялся за создание первого учебника на казахском языке, в котором соединилось занимательность с научностью: «Киргизская хрестоматия» (1879), где использовал новый казахский алфавит на основе русской графики. И книга для учителей «Начальное руководство по обучению киргизов русскому языку».
Слайд №11
Отрывки из письма Н.И.Ильинскому, 1876г. 3 декабря
-«Вчера начал свою книжку для первоначального чтения на киргизском языке…
Для киргизских мальчиков, по моему мнению, более идут остроумные анекдоты, загадки, рассказы наставительного характера или о чем-нибудь таком, которое возбудило бы любопытство, например, вроде превращений шелковичных червей, бабочек. Устройства себе жилищ бобрами и тд. Песни я буду подбирать, если можно будет, из киргизских. Во второй же книжке я бы желал поместить рассказы о явлениях и силе природы, исторические, географические, одним словом, научные, но вместе занимательные… какой Ваш взгляд на мою объяснительную программу.»
Отрывки из письма В.В.Катаринскому, 1879г., 27 декабря
«Многоуважаемый Василий Владимирович!
… тревожусь относительно последствий нашего проекта о новых школах. Поначалу дело казалось успешным, но делается у нас в Областном-то правлении что-либо к устройству этих школ;… весь успех просвещения киргизов зависит от скорого по возможности исполнения… и поторопите с устройством предположенных училищ… Наши молодые учителя в Иргизе и Тургае ведут дело недурно; я ими доволен… .»
Слайд №12
Одновременно с первыми литературными опытами Ы.Алтынсарин постигал основы научного исследования. В 1870 г. Создал этнографические работы: «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства» и «О похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства»
Слайд №13
Тема просвещения, ей посвящены такие стихи: «Давайте, дети учиться!», «Строит дивные дворцы…» В них поэт высказал мысль, что истинное богатство человека – его знания.

Ученье даст вам счастье.
Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желанье
Яркий оставит след…
Ученье схоже с алмазом.
Сила его растет.
К грамотному человеку
Булат на поклон идет.

Игорь ученик 9 «А» класса читает стихотворение «Кел, балалар, оқылық!» о просвещении для молодежи.

Слайд №14
Размышления о смысле жизни человека, его нравственном облике привели поэта к созданию стихотворений, в которых даны советы, наставления молодежи.
Аяулым ученица 5 «В» класса читает отрывок из стихотворения – назидания молодежи о порецании взяточничества и бесчестия.
Ыбрай Алтынсарин очень любил природу своего края и восхищался ею день изо дня.
Слайд №15
Увидел скрытое в самых обыденных явлениях:
«Лето»
(преобразования природы, связанные с временами года)
Всё примечает жадный слух и взгляд:
Игривый бег задорных жеребят,
Верблюда шаг медлительный вдали,
Отары отдыхающих овец,
Потоки вод в серебряной пыли…
В первой строфе весенний пейзаж, автор показал картину пробуждения.
Слайд №16
Во второй появляется тема детства:
И, как ребенка, вставшего от сна,
Обвили землю нежные цветы.
Слайд №17
Эта тема приобретает конкретное воплощение в третьей строфе:
Довольны дети. Бегают с утра
С горы к оврагу. Облепили склон.
И катится по склону детвора.

Слайд №18
Четвертое шестистишие вновь объединяет природу и людей темой воздуха, дыхания. Дышит всё:
В рост рвется зелень, радостно дыша,
Трава и высока, и хороша.
И люди, и животные к ней льнут.
И, чтобы каждый славил бытие,
Из рая ветры бережно несут
Земле благоухание своё.
Слайд №19
Творческое наследие Алтынсарына включает в себя более 115 произведений больших и малых форм, переводы басен И.А.Крылова и рассказов из «Азбуки» Л.Н.Толстого, учебно-методические труды, очерки по этнографии и письма.
«Долг каждого из нас - принести посильную лепту на пользу своей родине», - писал Ыбрай Алтынсарин. Слайд №20
Семья Ы.Алтынсарина. Слайд № 21
В 1991 году в Костанае был открыт областной мемориальный музей имени Ы.Алтынсарина. Слайд № 22
Слайд №23 Гостиная.
Слайд №24 Рабочее место, №25 Кабинет.
Слайд № 26 Важные документы, касающиеся судьбы и назначения, ходатайства чиновников.
Слайд №27, 28 Награждения
Слайд № 29 в 2013 году утвержден нагрудный знак для лиц работающих в области образования, за значительные успехи в деле воспитания и обучения подрастающего поколения.
Слайд №30 (картинка№1) Место дум и размышлений, (картинка№2) портфель Ы.Алтынсарина.
Большую роль в получении знаний, в изучении наук, в организации и открытии ряда школ разного направления сыграли эти выдающиеся и самоотверженные личности Слайд №31:
он поддерживал дружеские и деловые отношения с учеными-востоковедами В.Григорьевым, Н.И.Ильминским, с учителями языковедами В.Катаринским, А.Мазохиным, уездными чиновниками Яковлевым, Карауловым и др.
Слайд №32
Последователи современники образовательного и учительского дела Ы.Алтынсарина.

Слайд № 33
17 июля 1889 года после изнурительной болезни его не стало, захоронен в Костанайской местности.
Слайд № 34
Но память благодарных учеников и последователей не угасает.
Слайд №35
Бюст Ы.Алтынсарина в г. Костанае
школа-интернат им. Ы.Алтынсарина.
Слайд №36, 37
В 1988 г. На месте первой казахской школы музей имени И.Алтынсарина
Слайд №38
Школьная библиотека располагает следующей литературой:
Слайд №39
1. Казахская ССР. Краткая энциклопедия в 4-х томах. / Гл. Ред.: Р.Hургалиев.-1991
Т.4: Язык. Литература. Фольклор. Искусство. Архитектура.- 688с.
С.- 122 Алтынсарину памятник
Слайд №40
2.Джумалиев К. Очерки по истории казахской дореволюционной литературы.- Алма-Ата: Мектеп, 1968.-С.173-182.
Слайд №41
3. Караганда. Карагандинская область: Энциклопедия.- Алматы: Атамұра, 2006.- 584бет.
С.- 128-129 Алтынсарин Ибрай
Слайд №42
4.Алтынсарин И. Рассказы/ Пер. с каз. Н.Кальменева.- Алма-Ата: Жазушы, 1971.-60с.
Ученики 6-го класса выступают с устным отзывом о прочитанном рассказе из сборника:
Милана ученица 6 «А» класса выступает с устным отзывом о прочитанном рассказе «Невежество», Влад ученик 6 «А» класса выступает с устным отзывом о прочитанном рассказе «Ворона и червяк», Полина ученица 6 «В» класса выступает с устным отзывом о прочитанном рассказе «Щедрый».
Слайд № 43
5. Софья ученица 5 «В» класса делиться своими впечатлениями о рассказе «Чистый родник», делает определенные выводы, чему учит данное произведение.
Слайд №44
6. Стихи поэтов дореволюционной России 19- начала 20 веков.- М.: Дет литература, 1987.-
С.192-... Ы.Алтынсарин. Кто это? Река.
Слайд №45.
7. Повести и рассказы писателей –классиков народов дореволюционной России 19- начало 20 веков / пер. с каз. Кальменского.- М.: Дет. Лит-ра, 1984.- Биб-ка мировой детской литературы.
Слайд № 46
8.Мәнерлеп оқу шеберлiгi.-Алматы Шың-Қiтап, 2006.-82б. Б. 68-74
Слайд №47
9. Тұрсынғалиева С, Берекенова Ә. Қазақ дебиеті хрестоматия.- Астана: Арман-ПВ, 2013.- 352б.
Б.214-221
Слайд №48
10. Асыл У., Жумажанова Т. Қазақ дебиеті (хiх ғ).- Алматы: Мектеп, 2014.-С.78-87

Для закрепления материала библиотечного урока, предлагаю беседу в вопросах: Слайд №49

1. Что, на ваш взгляд, является важным и интересным в просветительской деятельности Ы. Алтынсарина?
2. Какие качества личности Ы.Алтынсарина кажутся вам наиболее привлекательными?
3. Какие проблемы волновали его?
4. Расскажите о «Киргизской хрестоматии».
5. Можно ли стихотворения о природе считать патриотическими, какими звуками, образами наполнены они?
Спасибо всем за внимание!
Категория: Великие педагоги | Добавил: ladykupetskaya (2017-01-31) | Автор: ТАТЬЯНА E
Просмотров: 931 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 8:10 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru