Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Великие педагоги

Ян Амос Каменский
Толстых Наталья
В то время, в конце XVI столетия, самыми распространенными учебными заведениями в Европе были церковные школы. Там давали только религиозное воспитание, а основными методами обучения были зубрежка и телесные наказания. Ничего, кроме унижения и разочарования, ученики в таких школах не получали, но даже и в них могли попасть очень немногие.
Коменский же мечтал о «школе мудрости и мастерской гуманности», о «школе радости», которая формировала бы настоящих людей, умеющих жить достойно и приносить пользу Отечеству. «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитаны для него будущие граждане», — был уверен Коменский и начал создавать новую систему обучения.
Двери своей школы он открыл для всех: и для мальчиков, и для девочек, и для богатых, и для бедных. Коменский первым ввел классно-урочную систему. В его школе было семь классов, и в каждом учились дети одного возраста. «Три первых класса должны служить возбуждению внешних чувств; столько же классов должно служить усовершенствованию понимания вещей и последний класс — возвышению умов к Богу». Каждый класс занимался в отдельной комнате с учителем. Для каждого был создан свой годовой курс занятий, чтобы ученики могли легко усваивать знания.
Занятия не длились дольше шести часов, притом между ними делались перерывы на отдых. В первой половине дня ученики упражняли ум, суждение, память. Вторую часть посвящали упражнению рук, голоса, стилю, жестам. После каждого урока — перерыв; после завтрака и обеда — час для гуляний и развлечений; после дневной работы — восемь часов покоя и сна. Два раза в неделю все послеобеденное время отводилось для частных занятий и развлечений. Свободными были две недели во время христианских праздников — Рождества, Пасхи, Троицы — и месяц во время сбора винограда. Занимались дети только в классе, на дом им ничего не задавали. Коменского упрекали, что он дает детям слишком много свободы, но ученикам необходимо время для выполнения «кое-чего по собственному усмотрению», объяснял педагог-философ, чтобы потом они снова становились «склонными делать то, что должны делать по нашему мнению». Кроме того, вне школы ученики делают задания поверхностно — «таково уж свойство юности», — небрежно и с ошибками. А лучше уж ничего не делать, чем делать плохо.
Для обучения в классах нужны были книги, и он сам создавал первые учебники. «Человека, если он должен стать человеком, необходимо формировать», — утверждал Коменский и задачу новой школы видел в передаче мудрости, которая делает людей «возвышенными, мужественными и великодушными».
Основы правильного воспитания необходимо закладывать в самом раннем возрасте, начиная с рождения. Под правильным воспитанием Коменский подразумевал прежде всего развитие нравственных качеств учеников, особо выделяя мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
Обучая мудрости, он прививал ученикам любовь к добру, стремление избегать зла и пустого, бессмысленного времяпрепровождения, а также способность справедливо судить обо всем. Соблюдать умеренность следовало в пище и еде, во сне и бодрствовании, в работе и отдыхе, в разговоре и молчании. Ученикам советовалось воздерживаться от брани, капризов и грубости, проявлять исполнительность и любезность, любить всех добрых, не раздражать ни одного злого. Обучение мужеству заключалось в преодолении себя, «в обуздании нетерпеливости, ропота и гнева». «Человек — существо разумное, — писал Коменский, — следовательно, пусть он привыкает руководиться разумом, обдумывая свои действия, чтобы стать господином своих поступков». В правила входило также воспитание привычки к труду, так как все добродетели, по убеждению Коменского, развиваются «посредством дел, а не болтовни».
Одно из правил говорило о необходимости внушать ученикам готовность служить другим и даже «охоту к этому»: именно она помогает понимать смысл жизни, то есть понимать, «что мы рождаемся не только для самих себя, но и для ближнего, то есть для всего человеческого рода».
Большое внимание Коменский уделял примеру родителей и учителей, считая его самым действенным средством «побудить учеников к честной жизни». В законах для учеников говорилось о любви к учителю, о дружбе с товарищами, о том, что нужно делать все из любви к добродетели, а не из страха перед наказанием; и делать не то, что нравится, а то, что предписывают законы и о чем говорят учителя. «Стыдись иметь ученого учителя и ученые книги, а самому оставаться неученым, — писал он. — Прилагай труды к тому, чтобы знать то, что знает учитель».
Для учителей же существовали свои правила. Учитель — это живой образец тех добродетелей, которые он прививает детям. Ему рекомендовалось остерегаться слишком низко ценить себя или относиться к себе с презрением. Не быть учителем только ради денег. Знать и понимать, что учитель— это должность, «выше которой ничего не может быть под солнцем». Стараться быть не только руководителем своих питомцев, но и их другом. Не пропускать ни одного удобного случая, чтобы научить чему-либо полезному. «Показывай им так, чтобы они что-нибудь видели, объясняй так, чтобы они понимали, заставляй их подражать, чтобы и они могли выражать то, что ты можешь», — советовал Коменский учителям.
Хотите знать, каким Коменский видел образованного человека? Не только имеющим приличные манеры, не только умеющим многое делать своими руками и общаться с людьми. Образованный человек — это еще и тот, кто во всем видит божественное присутствие и поэтому никогда не чувствует себя одиноким, даже если ему приходится жить «без сообщества людей». Образованный человек не гордится и не становится высокомерным, «когда все идет по его желанию», и не отчаивается, не опускает руки, когда «впадает в несчастье». Одним словом, образованный человек — это мудрый человек, тот, кто «всюду умеет быть полезным и… подготовлен ко всяким случайностям».
Коменский твердо верил, что возможно воспитать таких людей, и его вера нашла отклик у передовых педагогов и философов эпохи Возрождения. Его стали приглашать в другие страны для открытия новых школ. В 1641 году известный английский реформатор Самуэль Гартлиб пригласил его в Англию, а потом были Нидерланды, Польша, Венгрия, Швеция — и везде великий педагог давал жизнь своим идеям, осуществляя реформу школы.
В начале XVIII века его идеи достигли России. В первых государственных школах, созданных по указу Петра I, в качестве учебников использовались книги Коменского. В некоторых школах ввели классно-урочную систему. В журналах появились статьи, знакомившие россиян с жизнью и деятельностью Яна Амоса Коменского.
Школа для детей была создана. Но Коменский, истинный педагог и философ, не мог остановиться — он уже мечтал о «пансофической школе», школе всеобщей мудрости для всех людей без исключения. О школе, которая давала бы всем «единственно необходимое знание того, что нужно людям в жизни, смерти и после смерти».
журнал "Человек без границ"
Категория: Великие педагоги | Добавил: collegy (2007-09-08)
Просмотров: 2957 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 2:58 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru