Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Великие педагоги

Школа создается учителями
Школа создается учителями, школу знают по учителям, которые работают в ней. Работа учителя не ограничивается только учебным процессом, выполнением программ и норм, определяемых образовательным стандартом. Школа – это школа жизни, где учитель и ученики проживают и переживают в сотрудничестве всю совместную деятельность. При этом учитель находится в постоянном творческом поиске ответов на вопросы. На вопросы, с которыми каждый творческий учитель такого творческого предмета – ИЗО, остается наедине, и выбор ответа зависит от личностных характеристик педагога.
Какими же качествами, предполагается в идеале, должен быть наделен педагог:
Специальные-объективные: знание преподаваемого предмета; научная подготовка по предмету, по родственным предметам; знание методологии предмета; знание возрастной психологии. Субъективные: преподавательское искусство; педагогический талант. Личностные: объективность; внимательность; чуткость;
добросовестность; стойкость; выдержка; самокритичность; любовь к детям.
Это один из вариантов характеристик.
Все люди разные, и это хорошо, а в творчестве особенно важно быть непохожим на других. Из опыта работы знаю, что педагоги по ИЗО и молодые и старые, и опытные и вообще без специального образования, «навороченные», «замороченные», свободные художники. Каждый из них в процессе работы, учитывает свои личные возможности и интересы и опирается в основном на свои предпочтения. Таким образом, в рамках «образовательного стандарта» на художественных взглядах и умениях детей остается проекция личностных интересов педагога по ИЗО. Это хорошо или нет?
Нравственность ученика формируется нравственностью учителя, знания – знаниями, мастерство – мастерством педагога.
Одним из качеств учителя должна быть исключительная порядочность и деликатность, т.к. (качества которые не возможно, на мой взгляд, привить), но они должны быть как у врачей «Клятва Гиппократа» - не навреди! На уроке изобразительного искусства, как ни на каком другом, учитель может заглянуть, затронуть, прикоснуться к очень личностным, почти интимным сторонам ребенка – душе, судьбе! Рисуя, дети проживают события, создают свою реальность, проектируют будущее. Создавая свою реальность, ребенок абсолютно уверен, что мир добр, благодушен и успешен.
Дети мечтают, придумывают, фантазируют, хотят быть свободными, решать что они хотят, вспоминать прожитое, представлять будущее. На уроке ИЗО все это можно запросто осуществить. Помощь в том, что бы не вмешиваться, а помочь воплощать, вооружая техникой работы различными материалами.
Современные дети, особенно маленькие, становятся все более одинокими. Друзей рядом нет, все заняты, опасно. Конечно, полностью без общения дети не остаются – компьютер – проводник, связь. Но это – суррогат и очень опасный. Жизнь не стоит на месте, прогресс и развитие вносят коррекцию в жизнь людей. Возможно, появятся более совершенные формы общения на расстоянии. Грамотный, чуткий учитель ИЗО помогает ребенку раскрыть в себе творческую личность, стать счастливым через самовыражение в искусстве (творческую деятельность); почувствовать красоту, которую подарили нам предыдущие поколения, научиться передавать это чувство красоты и гармонии следующему поколению.
В «эллинской» педагогике существовал термин – «вдохновитель». На Руси после татаро-монгольского ига возникает понятие «художник» - духовник. Это функции, на мой взгляд, одни из определяющих для учителя ИЗО – вдохновить, включить в работу душу ребенка. Учитель – не только источник новых знаний, но и веры в то, что «у меня все получится». Дети боятся рисовать, не хотят рисовать (по наблюдениям до 40%) потому что «у них не получится», боятся не соответствовать тому, чего ждут от них взрослые. Задача педагога ИЗО работать на «успех ребенка», создавать такие ситуации:
- Обстановка кабинета – оборудованная мастерская (в каких только кабинетах не работают дети и учителя ИЗО).
- Яркие игровые моменты и «интриги» (одно дело рисовать «трех девиц под окном» или «спящую царевну, уколовшуюся веретеном» - совсем другое перед тем как рисовать, самому посидеть за прялкой, покрутить веретено, вытягивая ниточку, а если еще сказать, что это «нить судьбы», или походить в настоящих лаптях! (Идеально иметь мини-музей с предметами народного быта, изделиями народных промыслов. Не все дети посещают музеи, не все музеи позволяют свободное обращение с экспонатами. А на уроке ИЗО – можно).
- Доверительные отношения с учащимися. На первом уроке с первоклассниками я выясняю, для чего нужен урок ИЗО. Постепенно от простого ответа: «чтобы научиться рисовать» мы приходим к ответам: «для красоты», «для выражения настроения и состояния души», и самое главное «для умения чувствовать и понимать другого человека». Дети это понимают, а взрослые не всегда. Из этого вытекает следующее очень важное условие:
- умение встать на позицию другого и увидеть его глазами. Это необходимо и взрослому и ребенку. Отношение к людям и отношения с «другими», не похожими на «меня» - основа становления личности и своего «я». Без других нет смысла во мне. Как ни на каком другом уроке это проявляется на ИЗО – ученик-автор и ученик-зритель.
- Положительная оценка детского труда. Такая оценка необходима не только детям, но и родителям. На родительских собраниях необходимо рассказывать о достижениях ребенка, о труде, вложенном в работу, о значении работы для ребенка. (Необходимо менять распространенное мнение родителей о том, «что у нас в семье рисовать никто не умеет»).
- Реклама детского творчества. Школьные конкурсы, тематические выставки, еженедельные и ежедневные, по параллелям, выставка «одного шедевра» и т.д. Таким образом повышается авторитет ребенка в глазах всей школы, учителей по другим предметам, родителей.
- Использование только качественных, безопасных художественных материалов.
- Всегда помнить – все дети разные, и для кого-то ИЗО самый любимый урок с1 по 6 класс, для кого-то этот интерес с возрастом поменяется, для кого-то в подростковом возрасте – это эмоциональная отдушина для самовыражения, а для кого-то урок ИЗО самый сложный или саамы бесполезный предмет. Каждый имеет право на предпочтения.
В заключение одно наблюдение: какие только ни есть нормативные документы – стандарты, программы, характеристики и т.п. в них обязательно будет похожая фраза – «формировать, развивать ит.п. воображение, фантазию, творчество (креативность) и в учителе и в ученике». Это же про нас! Про задачи нашего предмета! Можно было бы предположить, что от нас зависит очень многое в школьном образовательном процессе. Но нет! Во многих общеобразовательных школах ИЗО «задвинуто в самый дальний угол» или вовсе не ведется (по разным причинам). Иногда, кажется, что предмет существует только благодаря самоотверженным учителям, успевающим за 1 час в неделю и творить, и свою душу вкладывать в работу и дарить ее частичку детям.
На мой взгляд, для успешной работы в качестве учителя ИЗО необходимо обладать следующим:
- знаниями возрастной педагогики и психологии;
- коммуникативной культурой – владеть аудиторией; четко, кратко, понятно излагать материал; уметь слушать; уметь строить диалог, дискуссию, задавать наводящие вопросы; быстро реагировать на ситуацию;
- актерским мастерством – режиссура и драматургия урока; артистизм педагога, владеющим голосом и движением;
- психолого-педагогической интуицией;
- специальными художественными навыками – владеть языком всех видов изобразительного искусства; быть художником, умеющим рисовать и объяснять так, чтобы получалось в итоге у всех (очень часто дети, как зачарованные смотрят на то, как под кистью и карандашом у педагога появляется изображение и понимают, что у них так не получится).
Роль урока ИЗО гораздо значительнее чем принято считать. Он как никакой другой дает ребенку сразу столько представлений о жизни (история и культура), учит наблюдать за человеком и за собой, за природой; знакомит с практически всеми областями знаний; позволяет смоделировать свое поведение в различных жизненных ситуациях. И в то же время, именно на уроке изобразительного искусства ребенок может быть максимально внутренне раскрепощен, может проявить свою индивидуальность, побыть самим собой, почувствовать себя максимально успешным.
Категория: Великие педагоги | Добавил: angelok (2013-03-11) | Автор: Зюнева Людмила Сергеевна E
Просмотров: 1808 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-05-02, 7:53 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru