Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Сущность компетентностного подхода и деятельность школы по его реализации.
Сущность компетентностного подхода и деятельность школы
по его реализации.
“Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,
дай мне действовать самому – и я научусь”
Китайская мудрость
Проблема компетентностного подхода в образовании на сегодняшний день является одной из самых актуальных. Тип человека современности и ближайшего будущего – самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию.
Поэтому в целях качественного перехода на 12 образование школа работает над темой «Реализация компетентностного подхода в условиях перехода на 12 летнее образование». Каждое школьное методическое объединение реализуют свои темы. А именно,
• секция учителей английского языка «Использование технологии проектов на уроке иностранного языка при компетентностном подходе в условиях сельской школы»
• секция учителей истории «Использование активных форм обучения как средство формирования информационной компетенции учащихся»
• секция учителей естественных наук «Применение оптимальных форм и методов в преподавании биологии, химии и географии, позволяющих повысить качество знаний и совершенствовать урок»
• секция учителей начальных классов «Применение компетентностного похода в начальной школе»
• секция учителей физической культуры «Использование приемов современных педагогических технологий с позиции здоровьесбережения в образовательном процессе»
• секция учителей каз языка «Оқу–тәрбиелік үрдісінің технологиясы, білім жүйесінің қажетті сапалық шарты» (Технология учебно-воспитательного процесса-необходимое качсетвенное условие образовательной системы)
• секция учителей математических наук «Активизация познавательной деятельности на уроках с использованием ИКТ»
• секция учителей труда, изо, черчения, музыки «Урок как среда развития духовного мира ребенка, его ценостных ориентаций, мировоззренческих представлений»
Интенсивный путь развития системы образования может быть осуществлен лишь в рамках компетентностного подхода к образованию. Уровень образованности с позиции компетентностного подхода определяется способностью обучающихся решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Если при традиционном подходе результаты обучения можно охарактеризовать, отвечая на вопрос: "Что нового узнал ученик в школе?", то при компетентностном подходе - ответом на вопрос: "Чему научился ученик за годы обучения в школе?". Суть этого подхода состоит в том, что он ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающихся. Решающим звеном компетентностного подхода является собственная активная учебно-познавательная деятельность обучающихся. Поэтому современный урок - это урок, на котором должны формироваться компетенции, необходимые ученику дл интеграции в современную жизнь, на котором формируется ученик в соответствии с требованиями общества своей страны. Одним из основных направлений работы по реализации данного подхода является применение компетентностных заданий. (Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»). С осуществлением компетентностного подхода изменилась функция учителя на уроке. Современный учитель должен организовать процесс так, чтобы учащийся имел возможность добыть знания.
В целях поэтапного перехода на 12 летнее образование во всех средних школах введено профильное обучение. Учитывая интересы учащихся в этом году организованы 2 профильных класса естественно-математического направления: географо-математический и биолого-математический профиль, в которых обучается 27 уч-ся. С учетом направления введены прикладные курсы: «Математика для экономистов», «Математика и статистика», «Общая география», «Избранные вопросы анатомии и физиологии человека», «Биохимия», «Все живое вокруг».
Какие же изменения произошли за это время в школе?
С точки зрения материально-технической базы: приобретена мебель для миницентра, для кабинета самопознания, интерактивное оборудование (9), кабинеты новой модификации (физики, химии, биологии), новые компьютеры (моноблоки, ноутбуки), выделены 2 единицы инженер по оборудованию и специалист по ИТ.
С точки зрения учебно-воспитательного процесса: введены прикладные курсы в профильных классах, появился новый предмет «Самопознание» в 1-11кл, обязательный курс «Религиоведение» в 9кл, курсы по выбору «Краеведение» в 7кл, «Абайтану» в 9кл, английский язык в 1кл, информатика с 5 кл
В целях повышения профессиональной компетентности, профессионального роста, формирования готовности к работе в условиях 12- летнего образования педагоги школы
• проходят обучение на курсах повышения квалификации при филиале АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу», при филиале ЧУ «Центр педагогического мастерства», при региональном научно-практическом центре «Костанай дарыны» (за 1 полугодие 2013-2014 уч года 23 учителя прошли курсы переподготовки)
• Участвуют в конкурсах педагогического мастерста «Лучший учитель математики» 1 место в районном конкурсе Расчетов, Гарашова С.З., «Лучший учитель казахского языка»-грамота в номинации «Лучший видеоролик» Жумабекова К.Б., «Лучший учитель начальных классов», «Дидактическое сопровождение преподавания предмета «Самопознания», «Лучший творчески работающий учитель»-1 место Бякова Е.В. и др
• Участвуют в дистанцинных конкурсах, интернет-олимпиадах
• Лиценцируют работы (за все время залицензированы 2 курса: прикладной курс «Биохимия» рук Мажара Е.Г, Баймухамедова Н.А. курс по выбору «Сочинения в газетных жанрах» рук Вегнерис О.Г)
В целях приобретения опыта по реализации компетентностного подхода педколектив школы (30 учителей) в 2011-2012 уч. году участвовал в инновационом проекте «Инновационная школа 21 века» , 8 учителей произошли уровневые курсы по программе Кембриджского университета, а с 2013 года школа участвует в проекте «СЭО» ( в связи с этим 12 учителей школы прошли курсы «Управление обучением в системе электронного обученияв в организациях образования.».
Сертифицированные учителя в 2012 году приняли участие в областном конкурсе «Ойшыл іскер». Сертифицированный учитель Алимбаева Н.К. в соответствии с темой исследования «Особенности работы с академически одаренными детьми в условиях сельской школы» приняла участие в Республиканском семинаре «Системный подход в организации деятельности с одаренными детьми в условиях сельской школы» (публикация статьи в сборнике материалов семинара). Вегнерис О.Г. в рамках школы проводит исследование по теме «Развитие критического мышления». Отслеживание реализации идей курсовой подготовки находится на внутришкольном контроле. По итогам контроля отмечена результативность и целенаправленная работа по реализации идей курсовой подготовки сертифицированных в 2012 году учителей: Карпухиной Н.И., Лукьяновой Н.Н., Бяковой Е.В. На посещенных уроках прослеживается использование модулей: развитие критического мышления, учет индивидуальных и возрастных особенностей, развитие одаренных и талантливых детей. Учителю казахского языка Жусуповой К.М. при проведении групповых занятий не удается добиваться приемлемой дисциплины.
Доля учителей, принявших участие в конкурсах и занявших призовые места: (слайд)
1. Лукьянова Наталья Николаевна – учитель начальных классов первой категории. Награждена дипломом победителя международного педагогического конкурса «Сердце отдаем детям», сертификат участника открытого всероссийского конкурса с международным участием «Учитель начальных классов – 2013» (Центр педагогических технологий им.К.Д.Ушинского «Новое образование»), подготовка материалов для участия в выставке республиканской конференции сертифицированных учителей 3 уровня.
2. Расчетов Лев Сергеевич – учитель математики без категории. Грамота республиканского конкурса «Лучший педагог-исследователь» - 1 место, сертификат участия в республиканском конкурсе и публикация статьи «Школа 21 века глазами молодого учителя», сертификат участника в региональной дистанционной конференции «Мобильная среда обучения и современное образование», публикация в журнале «Век науки и образования» №4-6 2013. Статья «О проблеме мотивации школьников к изучению математики».
3. Галлямова Галина Николаевна – психолог первой категории, первое место в областном конкурсе и участие в республиканском конкурсе «Лучший психолог 2013 года», гран-при районного конкурса «Лучшее дидактическое сопровождение преподавания самопознания», гран-при районного конкурса «Волонтер года» (ученица 11 класса Кирчей Юлия).
4. Бякова Елена Викторовна – учитель истории первой категории, сертификат участника Республиканской конференции сертифицированных учителей: мастер-класс «совершенствование процессов обучения через систему критериального оценивания», публикация статьи в республиканском журнале «Тренер» на тему «Применение критериального оценивания на уроках истории», является руководителем научного проекта по всемирной истории «Трагическое событие у подножия вулкана» (ученица 6 класса Тыдерко Ирина).
5. Творческий дуэт учителя русского языка и литературы Вегнерис О.Г. и учителя технологии Качановой Л.В. был отмечен благодарственным письмом от руководства музея-усадьбы Л.Н.Толстого «Ясная поляна» за участие в международном историко-литературном конкурсе «Л.Н.Толстой и Казахстан»: Качанов Владимир, Стовбур Ольга.
6. Карпухина Наталья Игоревна – учитель начальных классов приняла участие в областном конкурсе инновационных педагогических проектов «Качественное образование- будущее нации», подготовка материалов для участия в выставке республиканской конференции сертифицированных учителей 3 уровня.
7. Палейкина Альфия Александровна – 3 место в районном конкурсе «Лучшее дидактическое сопровождение преподавания самопознания».
8. Зверева Людмила Владимировна – номинация «Творчество» в районном конкурсе «Лучшее дидактическое сопровождение преподавания самопознания».
В рамках указанного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности является формирование у обучающихся ключевых компетентностей. Под ключевыми компетентностями, понимают "способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем" .Поэтому цель школьного образования заключается в следующем:
• Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.
• Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы.
• Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни — экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы.
• Научить ориентироваться в мире духовных ценностей,
отражающих разные культуры и мировоззрения, т.е. решать аксиологические проблемы.
• Научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т.д.).
• Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).
• Научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования. Способом развития требуемых компетенций становится специально организованная деятельность учащегося, основными направлениями которой становятся: его самостоятельная творческая работа, учебное и научное исследование, проектирование, эксперимент
Школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Сегодня школа должна давать не только информацию, но и способы работы с ней. Школьники должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться.
В рамках осуществления компетентностного подхода в течение учебного года администрацией школы посещаются уроки. Так посещение уроков в 1 полугодие показало, что
• учитель математики Гарашова С.З. на уроке в 9кл по теме «Геометрическая прогрессия» актуализацию новых знаний проводил с использованием частично-поискового метода обучения, развивал внимание и мыслительную операцию через четкую организацию урока. Рассматривались задачи практического характера, связанные с биологией, физикой, экономикой. Например «Срочный вклад, положенный в сберегательный банк, ежегодно увеличивается на 5%. Каким станет вклад через 5 лет, если вначале он был 10 000тг»
• учитель математики Расчетов Л.С. на уроке в 6кл по теме «Действие над рациональными числами» применил такое компетентностное задание «Вы пришли в продуктовый магазин. Мама вас попросила купить продукты по списку и дала определенное количество денег. Вам нужно посчитать, сколько вы заплатите денег». К этому заданию был подготовлен прейкурант с ценами, список покупок, кассовый чек.
• учитель биологии Мажара Е.Г. на уроке в 9кл по теме «Иммунитет» использовал компетентностное задание «Составить памятку «Как повысить иммунитет», используя дополнительную информации по способам развития и поддержке иммунной системы человека. В рамках своего выступления приведите доводы в пользу своих советов». Данное задание способствовало формированию таких компетенций как информационная, коммуникативная, бытовая, познавательная.
• учитель истории Бякова Е.В. в 6кл по теме «Казахстан в годы Великой Отечественной войны» в течение урока включал уч-ся в поиск решений. Использовал дифференцированный подход в обучении, метод самооценки знаний. Урок способствовал формированию информационной, познавательной, коммуникативной компетенции.
• так же дифференцированный подход в обучении, формирование информационной и коммуникативной компетенции осуществлялось на уроке русского языка в 9кл по теме «СПП с придаточными обстоятельственными» у Вегнерис О.Г.
• учитель истории Шарипова Г.Г. на уроке в 9кл тема «Рынок и рыночные отношения» сопровождается во взаимосвязи с реальной жизнью, используются вопросы, заставляющие уч-ся думать и мыслить. Компетентностный подход осуществляется через домашние задание творческого характера «Составить свой бизнес-план». На уроке по теме «Иран и Афганистан» формирование информационных компетенций осуществлялось так же через домашние задание «Рассказать о новостях, происходящих в Иране и Афганистане в период с 25 по 29 ноября».
• учитель Бабий А.Ю. на уроке в 7кл по теме «Физикогеографическое положение материка Австралия» формирование познавательных интересов осуществлялось при работе с дополнительным текстом (прочитать, выписать имена ученых и их заслуги для Австралии).
• применение метода проектов прослеживается на уроках англ языка у Головченко С.М. Так, в 5 кл учащиеся работали над проектом « Мой дом - моя крепость», составляли рассказ о своей семье. Каждым ребенком были заранее приготовлены наглядные пособия, рисунки, фотографии своей семьи. В 8«Б» классе были разработаны интересные и познавательные проекты по темам: «Праздники и обычаи в Казахстана и Великобритании»,« Рождество», «Хэллоуин». В 11кл подготовлены проекты «Путешествие по городу или по стране».
Итак, компетенции формируются в школе с помощью различных средств. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых, до производственных и социальных. Нужно отметить, что образовательные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности ученика, но не ограничиваются только ими. Так одной из главных задач, поставленной перед образованием является формирование функциональной грамотности школьников. Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы, одной из целей которой являются формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире. Поэтому в учебных планах предусмотрено выделение необходимого количества учебных часов для обучения чтению, математике и формирования естественнонаучной, информационной, языковой грамотности.
Внешние оценивание функциональной грамотности учащихся осуществляется через участие учащихся в предметных олимпиадах, различных конкурсах, проектах, НОУ, ЕНТ, ВОУД, ОСОКО и др. Результаты внешнего оценивания функциональной грамотности уч-ся за 1 полугодие: 9 призовых мест в районной предметной олимпиаде, 2 призовых места в областной олимпиаде (1 место –Калиева А. 11 кл, 3 место –Жунусова З кл), 1 место в областном конкурсе «Лучший волонтер года» (Долженко А 11кл), 1 место в районном конкурсе «Лучший волонтер года» (Кирчей Ю 11 кл), в районном конкурсе «Бизнес-проектов» Галлямов А. занял 1 место (рук Галлямова Г.Н.)
Средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является портфолио, наглядно характеризующее продвижение в развитии ключевых компетенций. В этом учебном году на ВШК во 2 четверти ( декабрь) был вынесен контроль проверки портфолио учащихся.
Внутришкольное оценивание функциональной грамотности осуществляется через проведение контрольных срезов, пробных тестирований, итогов четверти и года. Результаты проведенных срезов показывают, что 50% уч-ся не усваивают определённые темы. Некоторые хорошисты и отличники не могут применить свои знания на практике, т.е. не всегда подтверждают свои знания. Показатели качества знаний за 2 четверть (29,8%) свидетельствуют о том, что оценивание знаний, формирование познавательных способностей находится не на должном уровне. Посещение уроков показывает, что оценивание знаний осуществляется с учетом компетентностного подхода у сертифицированных учителей. Большинство учителей оценивают знания по традиционному подходу («знает» и «умеет» - хорошо; «не знает» и «не умеет» - плохо), являясь субъектом оценивания.
Учащийся, не способный оценить свои знания и умения в той или иной области либо оценивающий их необъективно (например, склонный к завышению оценки), не может считаться компетентным в данной области. Поэтому важнейшей задачей по введению в школе компетентностного подхода становится обучение учащихся навыкам коллективной и индивидуальной самооценки. Не следует забывать, что компетентный человек способен не только оценить зоны своего знания и умения, но и охарактеризовать (хотя бы приблизительно) их границы, т.е. пределы своих возможностей в данной области.
Что даёт компетентностный подход учителю и ученику?
• согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
• подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе и колледже;
• подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам.
Компетентностный подход позволяет
• повысить степень мотивации учения за счет осознания его пользы для сегодняшней и дальнейшей жизни учащихся;
• облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении:
И в завершении хочется сказать: урок состоялся - когда каждый ученик в пределах своих данных и способностей действовал максимально активно и получил что-то полезное или важное для себя. Достаточно проводить хотя бы каждый десятый урок в логике компетентностного подхода, чтобы учебная мотивация учащихся резко возросла.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: школа7246 (2015-01-21) | Автор: Нурпаисова Гульжан Сатыбалдиевна E
Просмотров: 913 | Теги: компетенции | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 12:51 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru