Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

" Новые подходы в образовании"
Название статьи: « Новые походы в образовании».
Автор: Бублий Наталья Григорьевна
учитель биологии
Гимназии имени А.М. Горького города Костаная
Современный мир меняется очень быстро и педагог должен меняться вместе с миром, чтобы соответствовать этим изменениям. Мы действительно не знаем сегодня, какой будет жизнь через пять лет, какие новые специальности появятся…. Знания сейчас устаревают очень быстро, меняются подходы к их получению. Научить ребенка учиться может только специалист, который сам любит и умеет это делать.
О том, что мир стремительно меняется, мы узнаем по новинкам науки и техники, которые ежегодно появляются благодаря новым технологиям, применяемым в промышленности, в здравоохранении, в производстве товаров народного потребления. По-новому взглянуть на знакомые вещи, понятия, представления может только тот, кто обладает гибким умом, креативным мышлением, кто критически относится к себе и к другим, кто способен анализировать, принимать решения и действовать. Именно такого выпускника должна подготовить школа 21-го века, а значит, такими должны быть учителя 21-го века.
Содержание образования насыщается различными образовательными программами, способствующими развитию у учащихся умений и способностей оперировать информацией, творчески решать поставленные задачи. Использование компьютерных средств обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба меняют традиционные способы информации. Особенностью образовательного процесса становится ориентация на личностно-ориентированное обучение, становление и развитие духовно-нравственной сферы человека. Ценностным ориентиром в образовании все более становится личность ученика, его способность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке и анализу информации, умение принимать решения и применять полученные знания в жизни.
Обучаясь на курсах по Программе второго (основного) уровня, я убедилась, что конструктивистский подход к обучению способствует не только глубокому усвоению знаний, пониманий и представлений по предмету, но и формированию навыков их применения вне школы.

Считаю, что деятельностный подход, который рассматривает Программа второго уровня Кембриджского Университета, и который учитывает специфику коллектива учителей, учащихся и их родителей отдельно для каждой школы, поможет качественно улучшить результативность процесса преобразования практики преподавания и обучения. Для этого необходимо изменить последовательность вопросов при внедрении инноваций в школы: сначала: «Почему мы должны изменить наши подходы в преподавании?»; потом: «Как мы будем это делать?»; в завершение: «Что мы должны делать в классе?» Именно учителя, прошедшие курсы нового формата должны выступить лидерами в обучении учащихся и учителей. Именно мы должны помочь меняться образованию, способствуя развитию учащихся, помогая развиваться в профессиональном плане своим коллегам.
Думаю, каким будет мир завтра, во многом зависит от нас, а значит, мы не можем стоять на месте, мы должны расти вместе с нашими учениками, меняться вместе с изменяющимся миром, способствуя прогрессу в нашем обществе.
Я работаю по теме : « Внедрение новых подходов в преподавании как условия обеспечения устойчивого качества образования».
Сегодня перед школой стоят другие актуальные задачи, которые предусматривают повышение биологической грамотности подрастающего поколения с учетом новейших достижений биологической науки, особенно в области генной и клеточной инженерии, биотехнологии и молекулярной биологии, расшифровка генома человека.
На уроках я сообщаю о том, что многие страны сегодня уделяют серьезное внимание биологическому образованию. Так в США профессия биолога и программиста занимают I место в рейтинге среди других профессий.
Поэтому своей главной задачей я считаю так организовать учебный процесс, чтобы добиться повышения устойчивого интереса к предмету.
Что же сегодня такое инновационное образование?
Это такое образование для полноценного развития всех своих участников.
« Инновационное образование – это развивающее и развивающееся образование». В.И. Слободчиков
Принципиальное отличие концепции современной парадигмы образования состоит, прежде всего, в том, что образование рассматривается как деятельность, цель которой – развитие личности. Происходит переход от парадигмы «образование на всю жизнь» к парадигме «образование через всю жизнь».
Таким образом, современную парадигму образования я понимаю как систему, построенную с учетом ценностей XXI века.
Как вижу сегодняшнюю модель образования?
Направлена на развивающее образование
Модернизация образования в соответствии с требованиями времени
Опирается на принципы
1. принцип гуманизации ( отношение к человеку как субъекту)
2. принцип гуманитаризации( общечеловеческие ценности)
3. принцип информатизации ( использование информационных
технологий)
Достигается через средства.
1. субъективность – признание прав на индивидуальность, самостоятельность, уважение, развитие, творчество.
2. диалогичность – субъект – субъектные отношения между
участниками образовательного процесса.
3. развивающая направленность – цель – развитие человека, средство развития – уроки и мероприятия
4. Экзистенциальность – актуализация возможностей правого полушария головного мозга в познавательной деятельности.
5. Интегрированность – системность образования
6. Фундаментальность – ориентация педагогического процесса на исследование.Приводит к конкурентоспособности.

В своей практике использую все семь модулей программы второго уровня Кембриджского Университета: 1. Новые подходы в преподавании и обучении. 2. Обучение критическому мышлению. 3. Оценивание для обучения и оценивание обучения. 4. Использование информационно- коммуникационных технологий в преподавании. 5. Обучение талантливых и одаренных детей. 6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. 7. Управление и лидерство в обучении.
Понимание обучения с точки зрения социоконструктивистской теории лежит в основе модуля «Новые подходы в преподавании и обучении». Он включает в себя «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как учиться». На моих уроках была только одна форма диалога «учитель-ученик, при этом больше всегда говорила я: хотела скорее донести тему, сама отвечала на поставленные мною же вопросы. Теперь я понимаю, что диалог занимает центральное место на уроке и может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. [1] Внедряя новые подходы в преподавании   и обучении, я убедилась, что ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими. Мне удается достичь успеха в создании активного класса. На моих уроках  ученики  разговаривают друг с другом, задают вопросы учителю и одноклассникам,  передвигаются по кабинету для работы с другими учениками; пишут, составляют схемы, рисуют для того, чтобы поделиться с другими; объясняют, демонстрируют, делают записи друг для друга; сидят лицом друг к другу, естественны, непосредственны. Педагогика сотрудничества вся направлена на одно — дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание. Поэтому, я считаю, что для достижения благоприятной атмосферы сотрудничества необходимо, чтобы в классе были демократические отношения как между учителем и учениками, так и между учениками.
Все эти качества являются важными для формирования функциональной грамотности, ведь ученик, умеющий обучаться, знающий, как использовать информацию в нужных целях; взаимодействующий с другими людьми и обладающий целым комплексом умений и навыков 21 века, способен жить и действовать в условиях меняющегося мира.
Модуль «Обучение критическому мышлению». Критическое мышление исследуется на протяжении всей Программы в двух аспектах: развитие критического мышления у учеников и у преподавателей. Оба процесса взаимосвязаны, так как критическое мышление – это такой подход, в ходе которого каждый осмысливает, оценивает, анализирует и синтезирует информацию, полученную в результате наблюдения, выполнения определенного опыта, а так же при размышлении или рассуждении.
Своей задачей при подготовке урока вижу предоставление учащимся необходимой информации для изучения и размышления, критического осмысления, продумывание сценария урока, на котором каждая минута расписана.
Обоснованность применения модуля «критическое мышление» в серии последовательных уроков в том, что он лежит в основе чтения, письма, устной речи и слушания, иначе говоря, во всех процессах изучения языка. Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Один из  приемов – таблица  вопросов высокого и низкого порядка может быть использована на любом этапе урока. При выполнении данного задания дети поняли, что вопросы «низкого порядка» требуют односложного ответа, а вопросы» высокого порядка» требуют рассуждении и мышления, также оно способствовало появлению активного диалога. Применение диалогового обучения на уроках эффективно тем, что ученики испытывают меньше стресса. В такой работе можно избежать ошибок, проверить и исправить их вовремя, также выполнить большее количество заданий. Пришла к мнению, что надо чаще использовать этот приём постановки вопросов (таксономия Блума) на уроках.
Уроки, проводимые по технологии развития критического мышления, имеют чёткий технологический алгоритм, а также набор приёмов и методов ведения урока. Согласно этой технологии образовательный процесс состоит из трёх стадий: вызов, осмысление и рефлексия. Вызов -проблемные ситуации использую на всех этапах процесса ( при объяснении, закреплении, контроле знаний). Овладела методическими приемами создания проблемных ситуаций:
1. различные точки зрения на один и тот же вопрос
2. способ разрешения противоречий.
В ходе моей практики я использую частично – поисковый метод, продумываю систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, т. е. вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поиск. Заранее продумываю возможные «подсказки» и наводящие вопросы, а потом сама подытоживаю главное, опираясь на ответы учащихся.
В поисковый процесс вовлекаются и тем самым актуализируются знания и аналитические умения учащихся. Все серии последовательных уроков я разрабатываю с использованием критического мышления: приемы и методы, которые присутствуют на каждых его этапах ( кластеры, постеры, инсерт, дерево предсказаний, бортовые журналы, таблицы, чтение с остановками, стратегии "Fishbone" , "РАФТ", 6 « Шляп мышления» и т.д).
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. В начале урока я провожу рефлексию настроения и эмоционального состояния. (Цветовое изображение настроения: букет настроения, цветок настроения либо дерево настроения; эмоционально-художественное оформление, картина, музыкальный фрагмент). Рефлексия деятельности применима на разных этапах урока. На этапе защита проектных работ я использую оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. В начале урока на этапе warm-up я обычно использую прием «Корзина идей, понятий, имен». На любом этапе урока можно использовать «Диаграмму Венна», прием «Кубик». В старшем звене эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость». Для осознания пройденного материала использую рефлексию содержания учебного материала. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); достаточно известный прием синквейна.
Самый хороший урок, когда задействованы 3 канала восприятия информации: визуальный, аудиальный, кинестетический. Зачем нам нужно это знать? А затем, чтобы помощь ребенку лучше воспринимать информацию. Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения». Оценивание-категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении. Не случайно категория «оценивание» означает в переводе с латинского «сидеть рядом», поскольку характерным признаком оценивания является то, что один субъект внимательно наблюдает за тем, что говорит и делает другой, либо в случае самооценивания размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении. Все виды оценивания имеют одинаковые общие характеристики, и включает в себя:
• Наблюдение;
• Интерпретацию полученных данных;
• Заключения, которые могут использоваться для определения дальнейших действий» [2] В использование модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» я поняла как много факторов как социальных, когнитивных и эмоционально-психологических играет немаловажную роль в данном виде обучения. И при этом нужно его использовать так, чтобы процесс обучения не навредил, а повысил мотивацию к обучению, привел к позитивному отношению, как к учителю, так и к одноклассникам при этом ученик должен себя чувствовать защищенным, удовлетворенным и успешным. Данный вид оценивания создает ситуацию успеха и может мотивировать учащихся пересмотреть свои взгляды.
Я использую разнообразные техники оценивания для обучения, например: «Индекс карточки» с заданиями на 2-х сторонах, которые периодически раздаются ученикам. На одной стороне такой карточки находится задание, например, обобщить в виде схемы («Кластер», «Карта памяти», «Древо предсказаний» и др.) материал по теме; на другой стороне – задание определить, что еще непонятно и сформулировать вопросы на стикерах. На вопросы, записанные на стикерах и размещенные на доске, отвечают другие ученики или учитель. Техника «Одноминутное эссе», в этом случае ребятам предлагаю ответить на вопросы «Что самое главное ты узнал на уроке?», «Что осталось для тебя непонятным?» и др. Самооценка и взаимооценка еще удобны и тем, что экономят время на уроке. Если же нужно оценить работу школьников в стратегии «дуэль» или «аквариум», то здесь все учащиеся класса становятся наблюдателями и оценщиками их работы. В принципе такая форма оценивания меня устраивает, она являлась формативной, помогает ученикам увидеть и оценить результаты своей работы. При применении приема «Зеркальный журнал» необходимо научить учащихся работать в группе. Ведь группа – это объединение, объединившихся вместе людей для совместной работы достижения определенной совместной цели. При этом эффективность группы зависит от слаженной работы и личных качеств самих участников группы. А эффективность оценивания по «Зеркальному журналу» будет в том случае, когда работа в группе будет сплоченная, учащиеся умеют самостоятельно работать, будет присутствовать коммуникабельность в отношениях, которая приводит к высоким результатам группы.
При использовании семи модулей в процессе обучения результатом работы в группе является гуманное мировоззрение на оценивание своей деятельности так и деятельности окружающих его людей. Совместная работа в группе с психологической стороны хорошо влияет на каждого ученика.                 Учащимся очень нравится атмосфера совместного творчества, в ходе которой они увлеченно изучают материал, предоставленный учителем, обсуждают его содержание в кумулятивной или исследовательской беседе. Уместно высказывание Л.С. Выготского: То, что дети могут сделать вместе сегодня, - завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Эстонский ученый Х.И. Лийметс выделяет следующие принципы групповой работы:
класс разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек;
каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;
внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.);
процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
выработанные в группе решения обсуждаются всем классом. [3]
Из принципов групповой работы видно, что для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.
Использование информационно-коммуникативных технологий в преподавании стимулирует обучение учащихся и развивает познавательный интерес к изучению предоставленного материала. На всех уроках я применяю модуль «Использование ИКТ в преподавании и обучении». С помощью интерактивной доски показываю детям ситуации, над которыми они должны задуматься, а также презентации к урокам, флипчарты. Использование интерактивной доски позволяет экономить время учителя и даёт возможность учащимся проявить себя.
Применяя компьютер и мультимедийные технологии на серии последовательных уроков, я делаю вывод:
• мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения;
• они способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;
• улучшают качество усвоения материала;
• позволяют индивидуализировать процесс обучения;
• дают возможность избежать субъективности оценки,
Создаваемые самим учителем программы рассчитаны не на какого-либо абстрактного ученика, а на тех конкретных детей, которых и обучает учитель.
Компьютерные программы предоставляют интерес и для слабого ученика, и для мотивированного ученика. Слабые ученики успевают сделать немного, но получают удовлетворение от своего учебного труда. Сильный ученик получает возможность, не дожидаясь товарищей, проявить инициативу и углубиться в поисковую работу.
Модуль «Обучение талантливых и одаренных учеников». Для развития Казахстана очень важно обнаружить таланты и способности учащихся и развить их в процессе обучения. В Программе утверждается идея обучения талантливых и одарённых учеников на основе инклюзивного подхода, предполагающего установление потребностей учеников, необходимость совершенствования учебных программ, содействующих обогащенному обучению всех учеников и выбор дифференцированной стратегии преподавания и обучения, способствующей удовлетворению потребностей всех учащихся. Я стремлюсь к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении учеников, имея в виду то, что ученик, не имея обширных знании по моему предмету, может быть одарён в какой-нибудь другой области. Внедрение модуля «Обучение талантливых и одарённых» даёт возможность некоторым ученикам проявить себя, показать скрытые способности. Я использую следующие проекты: Информационные поисковые проекты ( предлагаю сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления – доклада, реферата).
Модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников». В Программе рассмотрены возможности реализации стратегий эффективного обучения и преподавания в разновозрастных классах. Класс предполагает, что в нём учатся дети одного возраста, но нельзя забывать о том, что у учащихся разный уровень развития. Модуль «Управление и лидерство в обучении».
Лидерство является основным для учителя. Поэтому учитель должен постоянно развиваться искать новые пути и стратегии в процессе обучения. Я стараюсь придерживаться своего мнения. Веду наблюдения за успехами учащихся, для чего веду дневник, куда записываю каждый день проведенный в школе, анализирую свою работу. Это помогает мне в совершенствовании своей практики. При планировании своих уроков, я стараюсь включить все семь модулей, которые тесно связанны друг с другом. Уроки получаются интересными и насыщенными. Такие уроки интересны ученикам ,дают мотивацию на активную деятельность. А учитель всегда будет лидером, будет управлять процессам обучения. Этот модуль помогает, как раскрывать  управление  учителя  классом, так и ученика, способного руководить  непосредственно группой и умение распределять задачи внутри группы.
Независимо от степени обученности, мало кто может поддерживать свои лучшие результаты самостоятельно, поэтому я тесно общаюсь с учителями, окончившими курсы третьего и второго уровня как в школе так и за ее пределами, а также с учителями нашей школы, которые заинтересованы в освоении 7 модулей на уроках. Мы совместно осуществляем Lesson study – одну из форм исследования класса. Это путь улучшения своей деятельности. Учителя делятся своим накопленным опытом, совместно планируют работу на уроках, наблюдают и оценивают друг друга. Занимаюсь «Исследованием в действии», где я на протяжении всех уроков веду наблюдение за отдельными учащимися или целым классом. Я планирую серию последовательных уроков по главам, составляю краткосрочные планы.
Еще одним научно-методическим ориентиром в моей педагогической деятельности является менторинг и коучинг.
Работая в качестве коуча, я понимаю, что в одиночку не возможно достигнуть эффективных результатов в то время как совместная работа в группе, в сотрудничестве помогает решить массу вопросов, облегчает понимание материала и экономит время. Поэтому в нашей школе организовано профессиональное сообщество учителей школы, чтобы оказать поддержку другим учителям в применении эффективных подходов в образовании.
В повседневной суете мы забываем и порой ленимся узнавать что –то новое, хотя прекрасно понимаем, что эффективность работы зависит от уровня собственного вклада в процесс самообразования. Я, как учитель, поняла, что мне нужно совершенствоваться, развивать свой профессионализм. Я благодарна, что попала на курсы по программе Кембриджского университета, где я смогла переосмыслить всю свою педагогическую деятельность.
Я думаю, что именно в этом и заключается работа коуча, чтобы каждый учитель смог понять, что все увиденное и услышанное на коуч-занятиях можно применять на своих уроках. В результате я сделала вывод, что я могу контролировать и направлять работу не только детей, но и учителей. Быть коучем очень интересно.
Менторинг и коучинг являются весьма эффективными способами в оказании помощи учителям в их развитии и совершенствовании. Компетентный менторинг способствует повышению качества практики преподавания и обучения. Даже если произойдут незначительные изменения в практике преподавания – это заметно изменит ситуацию в классе. Я и мой подопечный хотим вместе продолжить совместное сотрудничество. Мы планируем использовать различные приемы критического мышления на уроках, используя возрастные особенности учащихся. Работая с менти, я сама обогатила свой багаж знаний. Буду продолжать расширять свой кругозор.
Используемая литература:
[1] (Мерсер и Литлтон,2007).
[2](Руководство для учителя стр.173) [3]Х.И.Лийметс. Групповая работа на уроке.-М. 1975/
Категория: Школа, как она есть | Добавил: Grom7094 (2015-02-04) | Автор: Бублий Наталья Григорьевна E
Просмотров: 4916 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 4:46 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23299]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru