Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Поурочные планы по русской литературе 8 класс
8 класc Русская литература

Тема урока: Ф.И..Тютчев. «Есть в осени первоначальной»
Цели урока:
1.познакомить учащихся с биографией и творчеством великого русского поэта Ф.И.Тютчева.
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление
3.воспитывать у учащихся интерес к чтению литературы, привить любовь учащихся к природе, научить их понимать ее, привить любовь к чтению произведений о природе.

Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, опорная схема
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала
Ф.И.Тютчев жил в то же время, что и «солнце русской поэзии» А.С.Пушкин. Но слова Тютчева не была такой широкой, как у великого современника.
Тютчев родился и вырос в дворянской семье. Детство он провел в имении своего отца возле села Овстуг Орловской губернии, где научился любить и понимать родную природу. А любовь к поэзии ему привил учитель Семен Егорович Раич.
Одной из важнейших тем тютчевской
Есть в осени первоначальной лирики является тема связи природы и человека.
Поэт призывает любить мать-природу, его тянет земное, природное. Тютчев как поэт оставил небольшое литературное наследство –немногим больше трехсот стихотворений.(«Весенние воды», «Я встретил вас – и все былое», «Предопределенье», «В разлуке есть высокое значенье»).
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь-
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
– Какие чувства вызывает это стихотворение? Почему?
Найдите подтверждение своим словам в произведении.
1)Словарная работа.

Лучезарный – сверкающий, сияющий.
Серп – орудие труда в виде изогнутого полукругом ножа для срезания хлебных колосьев.
Праздная– отдыхающая.
Лазурь – синева; светло-синий цвет.
2)Дать понятие об эпитете. Выразительное чтение стихотворении.
3. Закрепление изученного материала.
Работа по вопросам, стр.10 запись в тетрадь что такое эпитет.
4. Домашнее задание: пересказ статьи, стр.7-8
5. Подведение итогов занятий

8 класс Русская литература

Тема урока: А.С.Пушкин. «Уж небо осенью дышало»
Цели урока:
1. познакомить учащихся с биографией и творчеством великого русского поэта А.С.Пушкина;
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.анализировать поэтический текст, развивать навыки работы в группе.;
4.привить любовь учащихся к природе, научить их понимать ее, привить любовь к чтению произведений о природе.

Тип урока: комбинированный
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие
.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
Пересказ биографии Тютчева.
Повторение изученного материала.
-Стихотворение «Есть в осени первоначальной».

4..Изучение нового материала
Великий русский поэт Пушкин прожил всего тридцать семь лет. Но за такой короткий срок он создал очень много произведений. Например, его сказки «Песнь о вещем Олеге», поэма «»Руслан и Людмила», повесть «Дубровский», он написал больше тысячи стихотворений. Как и Тютчев, Пушкин получил домашнее образование. Когда недалеко от Петербурга в 1811 году открылось новое учебное заведение – Царскосельский лицей – Пушкин поступил туда. С 1817 года Пушкин занялся литературной деятельностью. Он пишет и стихи ,и прозу, и драму. Рядом с Пушкиным все время была его верная няня Арина Родионовна. Она скрасила долгие зимние вечера поэта , рассказывая ему как в детстве, сказки.

Выразительное чтение стихотворении стр.12.
Запись в тетрадь:
Художественный прием, когда неодушевленным предметам приписываются свойства живых существ, называется олицетворением.
5. Закрепление изученного материала.
Творческое задание стр.12
1.Сравните пушкинские со стихотворением Тютчева «Есть в осени первоначальной».
В чем разница поэтических картин?
2.Поэт сказал:»Уж небо осенью дышало». Придумайте синонимичные выражения.
Запишите их в тетради.
6. Домашнее задание:
Выучить .наизусть стихотворение «У ж небо осенью дышало».
Прочитать в хрестоматии еще два стихотворения Пушкина.

7. Подведение итогов занятий


8 класс Русская литература

Тема урока: Зимняя дорога. Пейзаж.
Цели урока:
1. познакомить учащихся стихотворением А.С.Пушкина
2.развивать навыки устной речи, память, мышление;
3.анализировать стихотворение.
4.привить любовь учащихся к природе, научить их понимать ее, привить любовь к чтению произведений о природе.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
-биография А.С.Пушкина
-стихотворение «Есть в осени первоначальной»

3.Изучение нового материала.
Стихотворение Пушкина «Зимняя дорога» повествует о самом суровом времени года – зиме. В этом произведении в центре внимания автора описание природы, то есть зимнего пейзажа. На его фоне изображается бег быстрой тройки лошадей, которая мчит ямщика и путника. Морозной зимней ночью спешит куда-то путник по своим делам и думает о свои думы. Рядом, но не вместе, ямщик. И у него в голове свои думы. Присутсвие в пейзаже человека нарушает очарования картины зимней природы. Наоборот, ясно понимаешь, насколько воедино они слиты: природа и человек.

Запись в тетрадь
Пейзаж

3. Закрепление изученного материала.
4.
Выразительное чтение стихотворения.

Беседа по содержанию стихотворения.

1.Что вы почувствовали после прочтения этого стихотворения?

2.Совпадает ли ваше настроение с настроением поэта?

3.Какие художественно-изобразительные средства использует автор при создании пейзажа и настроения?

4Выпишите несколько примеров в тетрадь.
5.Как вы понимаете выражения:»Что-то слышится родное
в долгих песнях ямщика»?
6.Основное чувство, которое выражает в этом стихотворении,--одиночество
.
Согласно ли вы с ним: ведь рядом с путником находится еще один человек—ямщик?

5. Домашнее задание: выучить стихотворения «Зимняя дорога».

6. Подведение итогов занятий

8 класс Русская литература

Тема урока: И.А.Бунин. «Догорел апрельский светлый вечер».
Цели урока:
1. познакомить учащихся с биографией и творчеством великого русского поэта И.А.Бунина
2.развивать навыки устной речи, память, мышление;
3.анализ стихотворения
4.привить любовь учащихся к природе, научить их понимать ее, привить любовь к чтению произведений о природе.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:
1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.
1. Стихотворение «Зимняя дорога».
Беседа по содержанию
Что такое олицетворение?
Какие вы знаете художественно-изобразительные средства?
Сделайте сравнительный анализ стихотворения Пушкина с «Зимней дорогой»
Магжана Жумабаева.
2.Словарная работа.

3.Изучение нового материала.
И.А.Бунин в 1870 году родился в Воронеже. Он принадлежал старинному дворянскому роду. Первое стихотворение Бунина, связанное с печатлениями дество и юности, было напечатано в журнале «Родина», а с 1888 года имя Бунина начинает постоянно появляться в тех же журналах, что и произведения Льва Толстого и Салтыкова-Щедрина.
В начале 1905года Бунин начинает жить в Москве, сближается с известными писателями Максимом Горьким и А.П.Чеховым.
Кроме стихов, Бунин писал еще рассказы, повести, романы. После октябрьской революции 1917 года Бунин уехал за границу.Там он очень тосковал по России,чувствовал себя одиноким. Но домой так и не вернулся, умер на чужбине.

Закрепление изученного материала.
Запись в тетрадь.
Стихотворная и прозаическая речь.
Чтение стихотворения «Догорел апрельский светлый вечер».
Беседа по содержанию.
-Какая весна описана Буниным:ранняя76 или поздняя? Свое
мнение докажите примерами из теста.
-Какое время суток разворачивается перед нами?
-Выпишите из текста примеры эпитетов и олицетворений.

5. Домашнее задание: выучить стихотворения «Догорел апрельский светлый вечер»

6. Подведение итогов занятий

8 класс Русская литература

Тема: С.А.Есенин «С добрым утром». Метафора.

Цели урока: 1 познакомить учащихся с биографией и творчеством великого русского поэта С.А.Есенина.
2. развивать мышление, память, речь учащихся;
3.воспитывать учащихся любовь к родной природе.
Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:
1. Организационный момент.

2. Опрос домашнего задания.
-Биография И.А.Бунина.
-Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер».

3.Изучение нового материала.
С.А.Есенин родился в 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии.
Его родители были бедными крестьянами. Он любил бескрайние поля и луга
вокруг своего родного села, любил деревья, цветы, животных. В долгие осенние и зимние вечера любил он слушать бабушкины сказки. И к нему пришлло желание самому сочинять. Первые свои стихи он писал в девять лет. Он учился в сельской школе, которую окончил с отличием. Первое стихотворение Есенина, которое было напечатано, называлось «Береза» и вышло в 1914 году в первом номере журнала для детей «Мирок».Есенин как поэт занимает особое место в русской литературе. Некоторые его стихи стали народными, люди читают их, не подозревая , что у их любимых стихов есть автор.Многие его стихи положены на музыку,стали песнями и романсами,которые любят петь и простые люди, и певцы.

Запись в тетрадь
1. Метафорой называется неявное,скрытое сравнение.
2.Словарная работа.

4.Закрепление нового материала

1.Какое время года изображено в этом стихотворении?
2.Найдите в тексте примеры метафор и запишите их в свои тетради.
3.Каким чувством пронизано это стихотворение?

5. Домашнее задание.
Выучить стихотворение «С добрым утром» наизусть.стр19.

6. Итог урока.

8 класс Русская литература


Тема: Художественно-изобразительные средства языка.

Цели:
1.дать понятие учащимся о художественно-изобразительных средствах языка.
2. развивать мышление, память, речь учащихся;
3.Привить любовь учащихся к природе, на основе произведений поэтов и писателей, научить их понимать ее, защищать; привить любовь к чтению произведении о природе.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:
1. Организационный момент

2. Опрос домашнего задания
- Биография С.А.Есенин
-Стихотворение «С добрым утром»
- Метафора

3.Изучение нового материала
В разделе «Природа и человек в русской поэзии» познакомились с произведениями выдающихся русских поэтов: Пушкина, Никитина, Огарева,Тютчева, Фета,Бунина, Блока, Есенина. Сравнили их стихи со стихами великих казахских поэтов Абая и Магжана Жумабаева.Чтение такого количество стихотворений помогло вам, понять чем разнятся стихотворная и прозаическая речь. Но кроме ритма и рифмы, существует еще одно отличие – это особый язык богатый и красочный художественном отношении. Богатство и яркость языка произведений создаются с помощью художественно-изобразительных средств языка. К ним относится уже известные вам эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. Есть и другие языковые средства, но о них вы узнаете по мере чтения и изучения произведение литературы.

4.Закрепление нового материала
Вопросы и задания к разделу «Природа и человек в русской поэзии»
1.Какое из пяти стихотворении, приведенных в учебнике, вам понравилось больше всего? Обоснуйте свой выбор.
2.Какие краски используют поэты для описания природы?Приведите примеры из стихотворения.
3.Что такое художественно-изобразительные средства языка? Расскажите о них подробно.
4.Чем стихотворная речь отличается от прозаической?
5. К какому роду литературы относятся изученные вами произведения?
6.Прочитайте наизусть любимое стихотворение.

5. Домашнее задание.
1.Выучить стихотворение о природе.
2.Подготовить доклад на литературную тему «Времена года в творчестве русских поэтов».
6. Итог урока.

8класс Русская литература

Тема урока: А.С.Пушкин. Жизнь и творчество.
Цели урока:
1. Вспомнить биографию и творчество великого русского поэта с помощью опорный схемы, познакомить учащихся с поэтом и его стихотворениями;
2.развивать навыки анализа поэтического произведения, навыки выразительного чтения;
3.воспитывать у учащихся чувство патриотизма, привить любовь к чтению.
Тип урока: комбинированный.
Материалы к уроку: портрет А.С.Пушкина, опорная схема, портрет Пушкина.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Целевая установка.
2.Опрос домашнего задания.
Анализ изложения.
Прочитать наизусть стихотворение.
3.Изучение нового материала.
Рассказ учителя о биографии поэта.
Ни кто из творцов слова так не прирос к нашему сердцу, никто так не стал своим как Пушкин!Пушкин! ОТ одного этого имени волнуется душа, охватывает волна теплоты, добра, чего-то светлого и родного.
Более столетия назад создавал поэт свои бессмертные произведения. Но и сейчас читая Пушкина поражаемся тому как тонко чувствует и передает все то, что переживаем мы сейчас, чего нам так не хватает, к чему мы стремимся.
Только у него можно найти ответ на все волнующие вопросы. Его по праву мы можем назвать своим учителем.
Действительно, имя А.С.Пушкина – гениального русского поэта – известно далеко за пределами нашей родины. С Пушкина начинается расцвет русской литературы, выдвинувший её на одно из первых мест в мировой литературе. Мы с детства знакомимся с Пушкиным: читаем его сказки, стихи, поэмы, прозу. Александр Твардовский писал о Пушкине: “Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца”.
ДЕТСТВО (1799-1811)
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года. Отец поэта, отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала.
Отец поэта слыл острословом, увлекался литературой и любил декламировать из Мольера, собрал большую библиотеку, преимущественно из сочинений французских авторов, легко писал стихи по-французски, а иногда и по-русски. Он играл в любительских спектаклях, которые обычно сам и устраивал.
Мать поэта была красива, любила выезжать, пользовалась успехом. Характер имела самый неровный: то гневалась так, что и прислуга, и дети, и муж не попадались ей на глаза, то вдруг становилась ласковой и нежной. Любимцем матери был младший сын Лев, а Александр часто раздражал её и часто после очередной шалости призывался на расправу. В Саше раздражало всё: упрямство мальчика, его детская некрасивость, привычка грызть ногти, его непохожесть на других детей, его непонятная сложность.
Пушкины часто принимали у себя видных литераторов или встречались с ними в других домах (познакомились с Н.М.Карамзиным, с В.А.Жуковским).
4. Закрепление изученного материала.
-Словарная работа
5. Домашнее задание: Биография Пушкина
6. Итог урока

8 класс Русская литература

Тема: А.С.Пушкин «Полтавский бой»
Цели: 1. показать интерес поэта к историческому прошлому страны, к деятельности полководцев, диктуемой необходимостью;
2. определить авторское отношение к героям, к назначению поэта;
3.развивать мышление, память, речь учащихся;
4.Воспитать чувство патриотизма, привить любовь к чтению

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:
1. Организационный момент
2. Опрос домашнего задания
- Художественно-изобразительные средства языка.
-Прочитать наизусть стихотворения

3. Изучение нового материала
Вступительное слово учителя.
Особый интерес Пушкин проявил к жизни и деятельности Петра I, который был его любимым героем. Став царем (1696 г.), Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов (1695–1696) был занят Азов, Россия вышла на берега Азовского моря (до этих походов она имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода).
Для связей с Западом необходим был выход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале XVII в. земли. В долголетней Северной войне (1700–1721) Россия добилась победы.
Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII, который долгое время одерживал победы над слабыми, неподготовленными войсками противника.

Запись в тетрадь
Характеристика героя Петр Великий.
Словарная работа.

4. Закрепление нового материала
Выразительное чтение отрывка из поэмы.
Творческое задания.

5. Домашнее задание.
Выучить наизусть отрывок из поэмы «Полтава» А. С. Пушкина.

6. Итог урока.

8 класс Русская литература

Тема урока:Н.В.Гоголь

Цели урока:
1. Ознакомить учащихся с биографией и творчеством великого писателя;
2. совершенствовать навыки аналитической работы с текстом;
3. развивать речь, внимание умения делать выводы и обобщения;
4. формировать чувство патриотизма, национального самосознания.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
-Биография А.С.Пушкина
-Выразительное чтение отрывка из поэмы «Полтава»

3.Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
Никола́й Васи́льевич Го́голь (фамилия при рождении Яно́вский, с 1821 года — Го́голь-Яно́вский; 20 марта[1 апреля] 1809 года, Сорочинцы, Полтавская губерния. Русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков. Происходил из старинного дворянского рода Гоголь-Яновских.
Вот еще одно имя, вызывающее восхищение и гордость у любого человека, знающего и любящего литературу.
Н. В. Гоголь, родившийся в 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии, создавал свои произведения в XIX веке.
Детство и юность
Николаем его назвали в честь чудотворной иконы Святителя Николая. Согласно семейному преданию, он происходил из старинного казацкого рода и предположительно был потомком Остапа Гоголя — гетмана Правобережного Войска Запорожского Речи Посполитой. Некоторые из его предков приставали и к шляхетству, и ещё дед Гоголя, Афанасий Демьянович Гоголь-Яновский (1738—1805), писал в официальной бумаге, что «его предки, фамилией Гоголь, польской нации», хотя большинство биографов склонны считать, что он всё же был «малороссом]. Ряд исследователей, чьё мнение сформулировалВ. В. Вересаев, считают, что происхождение от Остапа Гоголя могло быть сфальсифицировано Афанасием Демьяновичем для получения им дворянства, так как священническая родословная была непреодолимым препятствием для приобретения дворянского титула.
Он хорошо знал местные национальные обычаи и нравы, собирал народные песни и предания, изучал историческое прошлое славянских народов.

4.Закрепление изученного материала.

5. Домашнее задание: Биография Н.В.Гоголя .

6. Подведение итогов занятий

8 класс Русская литература

Тема урока:Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
Цель урока:
• углубить знания учащихся о биографии и творчестве Н.В.Гоголя;
• выявить восприятие учащимися повести «Тарас Бульба»;
• познакомить с исторической основой произведения Н.В.Гоголя.
Задачи урока
Образовательные:
• дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя;
• выявить авторскую позицию;
• проследить, какими языковыми средствами создаётся героический пафос произведения;
Развивающие:
• развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности;
• раскрывать творческий потенциал учащихся;
• формировать умение рефлексивного отношения учащегося к собственной деятельности в рамках учебного процесса;
• познакомить с картиной И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»;
Воспитательные:
• способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся;
• воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ;
• развивать представление об эстетической ценности разных произведений искусства.
Вид урока: комбинированный

Эпиграф: Украйна тихо волновалась.
Давно в ней искра разгоралась.
Друзья народной старины
Народной чаяли войны…
А. С. Пушкин «Полтава»
Ход урока
I.Организационный момент
II.Опрос домашнего задания
Пересказ биография Гоголя
III.Изучение нового материала
Вступительное слово учителя.
Мы сегодня тоже напишем письмо одному из самых загадочных писателей русской литературы Николаю Васильевичу Гоголю, чьи произведения не стареют, они как бы остаются вне времени. В чем же загадка Гоголя? Может быть, в том, что он всю жизнь стремился к идеалу. К одному и тому же произведению Николай Васильевич возвращался по несколько раз. Так произошло и с «Тарасом Бульбой». Первый вариант 1835 г. не устроил писателя, и он вновь возвращается к своим героям, и в 1842 г. выходит новая редакция произведения. Чем же так влекла Гоголя та смутная эпоха, которая изображена в повести? На этот вопрос мы и попытаемся дать ответ на сегодняшнем уроке. И тема нашего разговора «Легендарная и историческая основы произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Зажигая эту свечу и вглядываясь в ее огонь, мы попытаемся мысленно воссоздать ту эпоху, в которой жили герои «Тараса Бульбы». Огонь – вот ключевое слово той эпохи. Жизнь людей проходила в огне сражений, казаки очень часто играли с огнем, приходилось им находиться и между двух огней: с одной стороны – татарва, с другой – поляки. Огнем и мечом проходило казацкое войско через города и деревни.


IV. Индивидуальная работа со словарем настроений.
Какое же настроение создается, когда мы перечитываем эти отрывки? Я бы хотела увидеть ответ каждого, и в этом нам помогут загадочные конвертики. Достаньте их содержимое. Перед вами словарь настроений. Попробуйте цветом передать то настроение, которое возникает у вас при прочтении данных фрагментов. Кто прокомментирует? (бодрое, боевое, героическое, энергичное, чувство гордости)
VII. Написание синквейна.
Как вы думаете реальны главные герои: Тарас Бульба, Остап и Андрий?
Да, это собирательные образы и давайте попробуем воссоздать собирательный образ эпохи.
Задание. Работаем в паре. Каждая колонка – свой герой. Запишите имя героя на листе .
Сидящие на первых партах охарактеризуйте вашего героя при помощи одного существительного. Передайте лист на вторую парту.
Вторые парты – при помощи двух прилагательных, третьи – при помощи трех глаголов. Четвертые – составить предложение, характеризующее этого героя. Пятые - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Прочитаем получившиеся синквейны.
VIII. Беседа.
В каком эпическом жанре мы уже встречались с могучими героями, самоотверженными в борьбе с врагами родины и беззаветно любящими свою родную землю? Конечно, в былинах. Гоголь и Тараса Бульбу называет старым казаком, как в былине Илью Муромца.

Домашнее задание.Прочитать повесть «Тарас Бульба»

8 класc Русская литература

Тема урока: М.Е Салтыков-Щедрин.
«Повесть о том,как один мужик двух генералов прокормил.»

Цели урока:
1. формировать у учащихся понятие о жанре художественной литературы –повесть, познакомить учащихся с М. Е.Салтыковым-Щедриным, его творчеством;
2.развивать навыки устной речи, память, мышление;
3.воспитывать интерес к творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина
Тип урока: изучение нового материала

Наглядные пособия, литература: портрет М. Е.Салтыкова-Щедрина.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
-Биография Л.Н.Толстой
-Пересказ «После бала»
Вопросы и уровневые задания к рассказу.

3.Изучение нового материала.
*Запись в тетрадь
Сюжет художественного произведения

*Рассказ учителя о Салтыкове-Щедрине.

М.Е. Салтыков-Щедрин родился в 1826г.
4.Закрепление изученного материала.

5. Домашнее задание:

6. Подведение итогов занятий

8класс Русская литература

Тема урока:М.Е.Салтыков-Щедрин.
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
Цели: познакомить со сказками, с определением сатиры; подчеркнуть пороки эксплуататоров и высмеять их высокомерие, никчемность; подвести к критике покорности русского мужика.
Методические приемы: работа с учебником, аналитическая беседа, выразительное чтение.

Ход урока
I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос учащихся по рассказу «После бала».

III. Сообщение темы и целей урока.
IV. Изучение новой темы.
1. Слово учителя.
Запись в тетрадь.Сюжет художественного произведения.
«В каждом порядочном человеке русской земли Щедрин имеет глубокого почитателя», – писал Н. Г. Чернышевский.
Рассматривание портрета М. Е. Салтыкова-Щедрина.
– Какой острый, холодный, даже суровый взгляд! Почему?
Обратимся к биографии писателя. Какие впечатления детства отразились в его произведениях?
2. Работа со статьей учебника (с. 143-144)
– В какой обстановке прошли детские годы писателя? (М. Е. Салтыков-Щедрин не любил вспоминать детство, скопидомство матери, ее жестокость и наказания. Со страхом он вспоминал последние годы крепостного права (оно отменено в 1861 г.), которое порождало бесправие всех слоев общества, изворотливость и лукавство, страх ежечасно быть униженным, раздавленным.)

Прочитать по учебнику о годах учебы, службы, (Писатель был справедлив, мечтал о социальном равенстве.) Сказка «Карась-идеалист».

3. Словарная работа.
Запись в тетрадь.
Дать определение иносказания, сатиры (Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.)
Эзопов язык – особый вид письма, иносказание. Сарказм – язвительная насмешка, ирония, едкое и насмешливое замечание.

4. Комментированное чтение учителя (с. 144-152)
Домашнее задание: сказку дочитать, подумать, против каких пороков общества она направлена.

8 класс Русская литература

Тема урока: И.С.Тургенев «Муму»
Цели урока:
1. познакомить с биографией И.С.Тургенева
2.развивать навыки устной речи, память, мышление;
3.воспитывать интерес к творчеству писателя.
Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
-Биография Н.В.Гоголя
-«Тарас Бульба»

3.Изучение нового материала.
Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) – блестящий прозаик и поэт, публицист и переводчик. Он прожил в литературе большую жизнь, был знаком со многими известными русскими писателями, вел огромную переписку, внимательно следил за литературно-общественной жизнью, русской и западноевропейской. Он открыл Европе русскую литературу, получил признание как «великий романист».
Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей, некогда живший в их доме. Происходило же все описанное в доме № 37 на улице Остоженка, по сей день существующем в Москве.
Запишите в литературоведческий словарик: ПРОТОТИП - лицо, послужившее автору оригиналом для создания литературного образа.
И.С.Тургенев родился в городе Орле в богатой дворянской семье 1818 году.Свои детские годы будущий писатель провел в родовом имении матери.
В тринадцать лет подростком он поступил в пансион при Московском университете.
С пятнадцати лет он уже студент университета, сначала Московского, затем Петербургского.
В эти же годы он начинает писать: лирику, поэмы, драмы, переводить Шекспира, Байрона. Уже в студенческие годы появились его первые переводы, небольшие поэмы, стихотворения, а в1847 году и первые рассказы , вошедшие затем в сборник «Записки охотника»
.Именно с этого сборника начинается писательская слава Тургенева.

4.Закрепление изученного материала.
Проверочные тесты.

5. Домашнее задание: прочитать биографию и пересказ .

6. Подведение итогов занятий

8 класс Русская литература

Тема урока:Иван Сергеевич Тургенев. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями.
Цели урока:
Познакомить с биографией И.С.Тургенев
Познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа
Показать своеобразие Тургенева-повествователя.
Развивать умение краткого пересказа текста и художественного пересказа отдельного эпизода.
План урока:
• Обзор биографии И.С.Тургенева (сообщение учащихся ).
• История создания рассказа «Муму».
• Беседа по тексту.
• Создание словесных портретов Герасима и барыни.
• Рассуждение над мотивами поступков героев.
• Обобщение по уроку.
• Домашнее задание.
2. Сообщение учителя «Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»
Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: « Я не мог дышать одним воздухом,оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться…»
«Муму» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки крепостничества.
В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая, составлял некролог. Но власть запретила употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную Тургеневым в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом «на Съезжей,в помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму».
3. Аналитическое чтение начала рассказа .
« В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи».
– Нарисуйте словесный портрет барыни.
– Нарисуйте словесный портрет Герасима.
«… Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.
Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле...»
– В каких словах мы чувствуем отношение писателя к барыне?
– Чем среди крестьян выделялся Герасим?
– Как относился Герасим к своим обязанностям?
– Как относились к нему окружающие люди?
– Как относится барыня к Герасиму?
4. Рассуждение над мотивами поступков героев
– При каких обстоятельствах барыня увидела Муму?
– За что невзлюбила барыня Муму?
«Барыня начала ее ласковым голосом подзывать к себе. Му-му, отроду еще не бывавшая в таких великолепных покоях, очень испугалась и бросилась было к двери, но оттолкнутая услужливым Степаном, задрожала и прижалась к стене»
– Что приказала сделать барыня? Почему? (Дети рассуждают на эту тему)
5. Обобщение по уроку .
«А Герасим все греб да греб. Вот уже Москва осталась назади. Вот уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи, показались избы. Повеяло деревней. Он бросил весла, приник головой к Му-му, которая сидела перед ним на сухой перекладинке – дно было залито водой – и остался неподвижным, скрестив могучие руки у ней на спине, между тем как лодку волной помаленьку относило назад к городу. Наконец Герасим выпрямился, поспешно, с каким-то болезненным озлоблением на лице, окутал веревкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел ее на шею Му-му, поднял ее над рекой, в последний раз посмотрел на нее.
6. Домашнее задание
Письменно ответить на вопрос: Подумай, кто утопил Муму?
1. Герасим?
2. Степан, передав приказ барыни?
3. Политическая ситуация?
4. И.С.Тургенев?– Почему ты так считаешь, обоснуй свой ответ. 7. Итог урока.

8 класс Русская литература

Тема урока: Н.А.Некрасов «Мороз ,Красный нос».

Цели урока:
1.охарактеризовать образ русской женщины-крестьянки в поэмах "Мороз, Красный нос»;
2.на примере сопоставительного анализа произведений Н.А. Некрасова и произведений устного народного творчества показать народность образа женщины-крестьянки;
3.раскрыть новаторство поэта в разработке этой темы.
Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
-Биография И.С.Тургенева
-«Муму»

3.Изучение нового материала.
Тема поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве – это сфера жизни, быта и бытия простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха. Но, пожалуй, более всего интересовал автора именно женский характер. Эта поэма целиком посвящена русской женщине – такой, какой видел ее поэт. И здесь сразу вспоминается стихотворение Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…», в котором он называет свою Музу «родной сестрой» крестьянки, тем самым навсегда определив свою приверженность этой теме.
«Мороз, Красный Нос» – поэма о героизме и силе женщины, проявленных в единстве с природой и в противостоянии ей. Произведение основано на глубоком, детальном знании крестьянского быта. В центре поэмы – женщина во всех ее ипостасях: «баба», «красивая и мощная славянка», «матка» и, наконец, «женщина русской земли». Поэт рисует национальный тип, поэтому жизнь в поэме так значима, а смерть приобретает значение подлинной трагедии.

4.Закрепление изученного материала.

5. Домашнее задание:

6. Подведение итогов занятий

8 класс Русская литература
Тема урока:Поэма Н.А.Некрасова «Мороз,Красный нос»
Цели урока: продолжить знакомить учащихся с поэзией Н. А. Некрасова; работать над развитием речи, воображения учеников; учить детей рассуждать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Расскажите выученное вами стихотворение таким образом, чтобы мы поняли, что оно вам очень понравилось.

Учащиеся рассказывают наизусть стихотворение.
– Чье чтение вам особенно понравилось?
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Сегодня мы прочитаем еще одно стихотворение Н. А. Некрасова – отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Когда вы станете старше, вы прочтете всю поэму.
– А пока послушайте этот отрывок.
Учитель выразительно читает отрывок «Не ветер бушует над бором...» из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос».
– Каким изобразил Мороза Н. А. Некрасов?
Ученики читают отрывки из поэмы.
Вопросы и задания.
1.Какую картину природы нарисовал поэт в начале второй части поэмы?\
2.О чем плачет Дарья?Какие картины встают у нее перед глазами?
3.Чтовспоминает Дарья по дороге в лес?Счастливые или горькие моменты своей жизни с Проклом?
4.Каковы Маша и Гришуха? Что поэт рассказывает о них?
– Прочитайте, как об этом говорится в стихотворении.
Каким изобразил Мороза Н.А. Некрасов?
– Как характеризует Мороза его песня?
– Каким образом надо ее читать?
– Прочитайте друг другу.
Учащиеся работают в парах.
– Как изображает Некрасов действия Мороза? Прочитайте.
– С каким чувством поэт пишет о Морозе?
– Как надо читать стихотворение в целом?
Упражнение в чтении стихотворения.
IV. Итог урока.
– Какое впечатление произвел на вас урок?– Чью работу хотели бы отметить?
 Домашнее задание: подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы; Н. А. Некрасова;«Не ветер бушует над бором...» выучить наизусть отрывок из стихотвостирения (по выбору учащихся), попробовать пропеть песню Мороза
В крестьян¬ской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Сева¬стьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на клад¬бище, чтобы выдол¬бить могилу в промерзлой земле. Вдова крестья¬нина, Дарья, шьет саван покой¬ному мужу.
У судьбы есть три тяжкие доли: повен¬чаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба поко-ряться рабу — все они легли на плечи русской крестьянки. Но несмотря на стра¬дания, «есть женщины в русских селе¬ньях», к которым словно не липнет грязь убогой обста¬новки. Краса¬вицы эти цветут миру на диво, терпе¬ливо и ровно вынося и голод, и холод, оста¬ваясь краси¬выми во всякой одежде и ловкими ко всякой работе. Они не любят безделья по будням, зато в празд-ники, когда улыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердеч¬ного смеха, как у них, не купишь за деньги. Русская женщина «коня на скаку оста¬новит, в горящую избу войдет!». В ней чувству¬ется и внут¬ренняя сила, и строгая дель¬ность. Она уверена, что все спасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуля¬ющий без работы. За труд ей возда¬ется сполна: семей¬ство её не знает нужды, дети здоровы и сыты, есть лишний кусок к празд¬нику, хата всегда тепла.
Такой женщиной была и Дарья, вдова Прокла. Но теперь горе иссу¬шило её, и, как ни стара¬ется она сдер¬жать слезы, они невольно падают на её быстрые руки, сшива¬ющие саван.
Сведя к соседям зазяб¬нувших внуков, Машу и Гришу, мать и отец обря¬жают покой¬ного сына. При этом печальном деле не гово¬рится лишних слов, не выда¬ется наружу слез — как будто суровая красота усоп¬шего, лежа¬щего с горящей свечой в головах, не позво¬ляет плакать. И только потом, когда последний обряд совершен, насту¬пает время для причи¬таний.
Суровым зимним утром савраска везет хозяина в последний путь. Конь много служил хозяину: и во время крестьян¬ских работ, и зимой, отправ¬ляясь с Проклом в извоз. Зани¬маясь извозом, торо¬пясь в срок доста¬вить товар, и просту¬дился Прокл. Как ни лечили кормильца домашние: окаты¬вали водой с девяти веретен, водили в баню, проде¬вали три раза сквозь потный хомут, спус¬кали в прорубь, клали под куриный насест, моли¬лись за него чудо¬творной иконе — Прокл уже не поднялся.
Соседи, как водится, плачут во время похорон, жалеют семью, щедро хвалят покой¬ника, а после с Богом идут по домам. Воро¬тив¬шись с похорон, Дарья хочет пожа¬леть и прилас¬кать осиро¬тевших ребя¬тишек, но времени на ласки у нее нет. Она видит, что дома не оста¬лось ни полена дровишек, и, снова отведя детей к соседке, отправ¬ля¬ется в лес все на том же савраске.
По дороге через блестящую от снега равнину в глазах Дарьи пока¬зы¬ва¬ются слезы — должно быть, от солнца... И только когда она въез¬жает в могильный покой леса, из груди её выры¬ва-ется «глухой, сокру¬ши¬тельный вой». Лес равно¬душно внимает вдовьим стонам, навеки скрывая их в своей нелю¬димой глуши. Не отерев слез, Дарья начи¬нает рубить дрова «и, полная мыслью о муже, зовет его, с ним говорит...».
Она вспо¬ми¬нает свой сон перед Стасовым днем. Во сне обсту¬пила её несметная рать, которая вдруг обер¬ну¬лась ржаными коло¬сьями; Дарья взывала к мужу о помощи, но он не вышел, оставил её одну жать пере¬спевшую рожь. Дарья пони¬мает, что сон её был вещим, и просит у мужа помощи в том непо¬сильном труде, который её теперь ожидает. Она пред¬став¬ляет зимние ноченьки без милого, беско¬нечные полотна, которые станет ткать к женитьбе сына. С мыслями о сыне приходит страх за то, что Гришу безза¬конно отдадут в рекруты, потому что некому будет за него засту¬питься.
Сложив дрова на дровни, Дарья соби¬ра¬ется домой. Но потом, маши¬нально взяв топор и тихо, преры¬висто воя, подходит к сосне и засты¬вает под нею «без думы, без стона, без слез». И тут к ней подби¬ра¬ется Мороз-воевода, обхо¬дящий свои владенья. Он машет над Дарьей ледяной булавой, манит её в свое царство, обещает приго¬лу¬бить и согреть...
Дарья покры¬ва¬ется свер¬ка¬ющим инеем, а снится ей недавнее жаркое лето. Ей видится, что она копает карто¬фель на полосах у реки. С нею дети, любимый муж, под сердцем у нее бьется ребенок, который должен появиться на свет к весне. Засло¬нив¬шись от солнца, Дарья смотрит, как все дальше уезжает воз, в котором сидят Прокл, Маша, Гриша...
Во сне она слышит звуки чудесной песни, и последние следы муки сходят с её лица. Песня утоляет её сердце, «в ней доль¬него счастья предел». Забвенье в глубоком и сладком покое приходит к вдове со смертью, её душа умирает для скорби и страсти.
Белка роняет на нее ком снега, а Дарья стынет «в своем закол¬до¬ванном сне...».

8 класс Русская литература

Тема урока: Л.Н.Толстой.Жизнь и творчество писателя.

Цели урока:
1)познакомить учащихся с основными биографическими сведениями о писателе;историей создания рассказа «После бала»;
2)раскрыть композиционные особенности произведения через разбор и анализ отдельных эпизодов;развитие связной речи учащихся, умения подбирать материал по теме и связно излагать мысли
работа над языковыми средствами произведения;
З) формирование у школьников понятия о личной ответственности человека за всё, что он совершает в жизни.

Ход урока:
1) Организационный момент
(приветствие учащихся, постановка целей урока)
2) Изучение нового материала
Вступительное слово учителя
Творчество Л. Н. Толстого — одна из ярких страниц в истории русской литературы. Писатель рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература.
Свыше двухсот произведений написано им. Каждое из них- отражение целой эпохи русской действительности. Кто же этот удивительный человек, какую жизнь он прожил?
Об этом мы узнаем из статьи учебника «Художник, мыслитель, человек».
Чтение, составление плана статьи из учебника о биографии писателя.
1) Богатый жизненный опыт писателя, уникальность его личности.
2) Интерес к слову, к поэзии возник у Толстого уже в раннем детстве
3) В юности Толстой осознал своё признание. Повесть «Детство» - литературный дебют писателя.
4) Жизнь в Ясной Поляне, интерес к педагогике, к сельскому хозяйству, жизни крестьян.
5) Активная жизненная позиция писателя, его разносторонние интересы.
б) Резкий перелом в миросозерцании писателя. Сознание нравственной незаконности положения помещика.
7) Стремление к истине — основа формирования личности Толстого.
З) Закрепление изученного
Беседа по вопросам
1) Какова главная мысль статьи?
- Лев Толстой был велик не только как гениальный творец,
но и как человек, как личность.
2) Вспомните страницы повести «Детство». В чём особенности изображения её главного героя Николеньки?
- Интерес автора к внутреннему миру героя, к нравственным проблемам в формировании его личности.
3) Как иллюстрация —фотография писателя соотносится
с содержанием статьи учебника? Каким вы увидели
Толстого на этой фотографии? Что поразило вас во
внешности писателя?
Выборочный пересказ статьи.
4) Итоги урока
Повторение понятия «рассказ» и жанров эпоса.
Дом. задание: прочитать рассказ «После бала» и поделиться своими впечатлениями о прочитанном.

8 класс Русская литература

Тема урока: Рассказ «После бала»
Цель урока: помочь учащимся раскрыть писательский замысел и знать особенности рассказа.
Ход урока:
1) Орг. момент
2) Повторение изученного
Фронтальный опрос
- Почему это произведение по своему жанру является рассказом?
В центре произведения автор показывает одно важное событие из жизни героя, один главный герой — Иван Васильевич.
- Что говорится о главном герое в начале рассказа? Иван Васильевич — всеми уважаемый человек, он вспоминает о днях своей молодости, когда был влюблён.
- Какую мысль утверждает Иван Васильевич в первых строках произведения?
Он уверен, что на судьбу человека может повлиять не только среда, но и случай.
- Какое событие описано в произведении? Бал в доме губернского предводителя, влюблённость героя, потрясение от жестокости случившегося после бала, разочарование.
- Почему автор в заглавии рассказа обращает наше внимание на события, происходящие после бала? События, которые произошли после бала, изменили жизнь главного героя.
- Какова идея этого рассказа?
Личная ответственность человека за всё, совершаемое им.
- Какая историческая эпоха изображена автором в произведении?
Эпоха правления Николая I , 40-е годы 19 века, время, когда в царской армии солдаты жестоко наказывались за малейшую вину.
З) Изучение нового материала
Групповая работа по карточкам
Задание: используя план, данный в карточке, выписать в тетрадь ключевые слова-эпитеты из текста рассказа.
По окончании этой работы передать содержание эпизода,
используя выписанные слова.
1 группа — эпизод «На балу»
2 группа — эпизод « После бала»
- Объясните, почему всё происходящее на балу наш герой воспринимает с восторженным умилением?
Он влюблён, очарован атмосферой праздника, званого ужина. Герой рядом со своей любимой Варенькой; всё наполнено ощущением счастья, молодости, красоты.
Беседа с элементами диспута
- Можно ли утверждать, что полковник — лицемерный и двоедушный человек?
Какие душевные качества проявляет полковник к дочери во время танца?
Он искренне любит её, заботится о ней.
- Какая деталь в облике полковника больше всего умиляла главного героя?
Зачитайте (немодные опойковые сапоги)
- Какие качества офицера проявляет полковник в сцене наказания на плацу?
Полковник искренен, как офицер, он верит в необходимость жестокой расправы с виновными. Полковник, не рассуждая, добросовестно выполняет свой долг.
- На какую деталь в облике полковника обращает внимание главный герой?
Зачитайте (замшевая перчатка, которой полковник ударил по лицу солдата)
- Где, в каком эпизоде, мы уже встречали эту же деталь - замшевую перчатку?
Зачитайте (в сцене бала, когда полковник перед началом танца с дочерью надевает эту перчатку себе на руку)
Вывод: полковник искренен и в сцене бала, и на плацу, во время жестокой расправы.
- Почему главный герой не вмешался в происходящее на плацу?
Зачитайте (он был ошеломлён, не мог объяснить, что произошло, ему было стыдно)
- Как изменилась жизнь героя после увиденного на плацу?
Постепенно он охладел к Вареньке, любовь угасла, отказался от военной карьеры.
- Что стало смыслом жизни главного героя?
Поиск истины и добра. Герой живёт в согласии со своей совестью, наставляя ближних на путь добра.
- Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Вареньку причастной к тому злу, которое совершал отец?
4) Закрепление изученного
Тест
5) Итоги урока
Итак, подводя итог урока, напомните какой приём использует Л. Н. Толстой в рассказе «После бала» для достижения понимания идеи произведения? Автор использует приём контраста, противопоставления событий на балу и после бала.
Дом. задание: конспект статьи учебника «Композиция художественного произведения», подготовиться к сочинению, подобрать нужный фактический материал.
8 класс Русская литература
Тема урока:Жизнь и творчество Л.Н.Толстого.
Цель урока:
1.ознакомить с биографией и творчеством великого русского писателя;
2.развивать речь, внимание, критическое мышление, выразительное и эмоциональное чтение, умение сравнивать, анализировать текст, развивать навыки работы в группе;
3.воспитать чувство патриотизма и привить любовь к чтению.
.
Тип урока: изучение нового материала .

Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
-Биография Н.А.Некрасов .
-Пересказ «Мороз, Красный нос».

3.Изучение нового материала.
Лев Никола́евич Толсто́й (28 августа (9 сентября) 1828, Ясная Поляна, Тульская губерния, Российская империя — 7 (20) ноября 1910, станция Астапово, Рязанская губерния, Российская империя) — один из наиболее широко известныхрусских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира. Участник обороны Севастополя.. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, чьё авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства.. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности.
Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован уже после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе. Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала». Писатель раздумывал над названием рассказа. Было несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец» и др. В результате рассказ получил название «После бала».Писателя волновала проблема: человек и среда, влияние обстоятельств на поведение человека. Может ли человек сам управлять собой или все дело в среде и обстоятельствах.
Род, жанр, творческий метод
«После бала» — прозаическое произведение; написано в жанре рассказа, так как в центре повествования находится одно важное событие из жизни героя (потрясение от увиденного после бала), и текст небольшой по объёму. Надо сказать, что на склоне лет Толстой проявлял особый интерес к жанру рассказа.
В рассказе изображены две эпохи: 40-е годы XIX века, время правления Николая и время создания рассказа. Писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что и в настоящем ничего не изменилось. Он выступает против насилия и гнета, против бесчеловечного отношения к людям. Рассказ «После бала», как и все творчество JI.H. Толстого, связано с реализмом в русской литературе.
4.Закрепление изученного материала.
Беседа по биографии писателя.
5. Домашнее задание: прочитать рассказ и пересказ.

6. Подведение итогов занятий

8 класс Русская литература

Тема урока: А.П.Чехов «Хамелеон»

Цели урока:
1. познакомить учащихся с рассказом А.П.Чехова "Хамелеон", раскрыть смысл его названия.
2. отметить, что главный герой рассказов писателя – смех над человеческими пороками, порожденными социальными обстоятельствами;
3. развивать навыки устной речи, память, мышление;

Тип урока: изучение нового материала

Наглядные пособия, литература:.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
-Биография М.Е.Салтыков-Щедрина
-Перессказ «Повесть о том,как один мужик двух генералов прокормил.»
3.Изучение нового материала.
А.П.Чехов (1860 — 1904), прозаик, драматург. Родился 17 января (29 н.с.) в Таганроге в купеческой семье, со строгими правилами воспитания. С детских лет Чехов помогал отцу в лавке.
В 1868 поступил в гимназию. Когда вся семья Чеховых переехала в Москву, будущий писатель остался в Таганроге и зарабатывал на жизнь репетиторством, чтобы окончить учение. Окончив гимназию в 1879, уехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров —
Н. Склифосовского, Г. Захарьина и др. В 1884, получив звание уездного врача, Чехов начал заниматься врачебной практикой.
«Хамелеон», анализ рассказа Чехова
Юмористический рассказ «Хамелеон» относится к раннему этапу творческого пути Антона Павловича Чехова. Будучи учеником гимназии, юный Чехов уже начал писать, в основном это были заметки веселые подписи к рисункам, сценки рассказы. В студенческие годы под псевдонимом «Антоша Чехонте» публиковал юморески и фельетоны в юмористических журналах. Рассказ «Хамелеон» был написан в 1884 году, когда писатель окончил учебу и начал работать врачом. Писатель продолжал сотрудничать с журналами, возможно, по этой причине в произведении чувствуются характерности публицистического жанра. Но делать выводы, что это является недостатком рассказа, было бы неверно, напротив, стиль исполнения придает ему особую прелесть и уникальность. Молодой человек был начинающим писателем лишь в плане известности, но мастерство и глубина в произведении заметны явно не юношеские.
Главный герой, полицейский надзиратель Очумелов был показан в разных жизненных ситуациях. Образ собирательный, описывающий невероятное количество представителей рода человеческого. Кто они? Хамелеоны. Им нет дела до истины, не нужна справедливость, не известно, что такое совесть. Главная цель – выжить и, желательно, с максимальным комфортом, в тени сильных мира сего.
4.Закрепление изученного материала.

5. Домашнее задание: прочитать биографию писателя.

6. Подведение итогов занятий
Категория: Школа, как она есть | Добавил: alima4285 (2015-02-06) | Автор: Алима Якубова E
Просмотров: 1400 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 9:21 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [588]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [166]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [10]
Наш календарь [41]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [588]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [192]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20691]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [123]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [179]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru