Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Управление и лидерство один из наиболее современных подходов в образовании.
Способность добиваться результатов остается личной собственностью.
Питер Брук
Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, самоопределении, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности (1).
Из числа современных научных подходов, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание, являются подходы, основанные на конструктивистких теориях, целью которых является развитие глубокого понимания предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса. Конструктивистские представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствие с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учащихся. Важным аспектом деятельности учителя является стремление понять, как отдельными учениками постигается тема, осознать необходимость работы с учащимися в целях улучшения или реконструкции их понимания, а также осознание того, что восприятие урока может происходить довольно уникальным способом (2). Основное содержание данной теории, дифференцировано на идеях семи модулей, одним из которых является управление и лидерство в обучении.
Школа сегодня, и в этом нельзя не согласиться с мнением И.Д. Фрумина, «не охватывается простой организационной моделью и является необычным и сложным социальным институтом». Это приводит к необходимости разговора о ее специфике как организации и как социального института в условиях перемен. Обсуждение вопросов управления в школах сегодня особенно актуально. Значимой в этих условиях становится роль человеческого фактора, так как в ситуациях перемен необходимы руководители нового качества — лидеры. Быть лидером — значит взять на себя ответственность за дело и его развитие. Лидер несет ответственность за цели, установленные в организации: идеологию, эффективность, управление ресурсами, людьми и деловое управление (3).
Долгое время лидерство понималось, как умение руководить, за все отвечать. Принципиальная разница между управлением и лидерством в том, что управление понимается как система запланированных нами, верно исполняемых действий. Лидерство же это управленческий комплекс, который призван менять ситуацию, улучшая ее (4). Лидерство – это перемены. Существует много определений понятия «лидер». Но ясно одно – чтобы внести перемены, надо быть лидером. Мир меняется, и мы должны меняться вслед за ним. Лидер не только идет дальше, он трансформируется – изменяется. Для большинства людей перемены – это изменения личностного характера. То есть нам нужно самим задуматься, как управленцам и лидерам, что нам нужно изменить в себе и вокруг себя, чтобы начать перемены (4).
Модуль «Управление и лидерство в обучении» я понимаю, с позиции- лидер- учитель и лидер- ученик, которые взаимосвязаны друг с другом.

Рассмотрим позицию лидер - учитель. На своих уроках химии, я стараюсь лишь направлять и координировать работу учащихся. Тем самым давая возможность учащимся быть более самостоятельными, открытыми, решительными, и брать ответственность за свою работу и работу в группах. Наблюдая за результатами своей работы, прихожу к выводу, о том, что учащимся хочется самим быть ответственными за свое обучение, и когда урок достигает поставленных целей, я согласна, подтверждая ту мысль, что задача современной школы – учить учащихся как учиться, а не что учить.
Лидеру - учителю важно мотивировать людей на их собственное развитие. Необходимо создавать такие условия работы в своем коллективе, чтобы каждый двигался в сторону доверия. Если мы хотим улучшить качество преподавания для каждого ребенка, нам придется измениться. Но как мы можем улучшить практику преподавания учителей? Мы должны следовать определенной последовательности:
1. Иметь «меню и рецепты» на обучение и преподавание, такие, которые будут отражать согласованные единые действия, ресурсы и подходы.
2. Проводить рефлексию с учителями, говоря об их опыте, практике преподавания.
3. Необходимо поддерживать стандарты, критерии. Учителя и ученики будут лучше работать, если будут знать, что от них требуется. Таким образом, для достижения результата лидер должен делать 3 правильные вещи – осуществлять эффективное, успешное лидерство, четко знать свою цель и обговаривать ее с коллективом и следовать тому, что обучение и преподавание являются самым важным в школе (4).
Позиция лидер - ученик:
- Распределяет роли в группе, задания, проводят оценивание, рефлексию.
- Оказывает помощи учащимся в понимании и принятии ответственности за собственное обучение.
- Раскрывает способность синтезировать информацию и идеи, умение делать выбор и ставить под сомнение идеи других.
- Развивает умения учиться друг у друга, уважать и ценить мнения каждого ученика, помогает достигнуть взаимопонимания.
- Проводит оценивание учащихся и самооценивание, тем самым повышает мотивацию и самооценку учащихся, что решающим образом влияет на обучение.
- Развивает творческие способности (через использование информационно-коммуникативных технологий, создание проектов, постеров, кластеров, коллажей).
В заключении хотелось бы отметить, что любые изменения идут через культуру, так как улучшение практики преподавания возможно через личностное и профессиональное развитие учителя. Учитель должен повышать свой профессиональный уровень, учиться, как его ученики. Если ты не развиваешься и не работаешь над собой и своей практикой, ты не можешь и не должен работать. Если мы хотим изменить систему образования, изменить свою школу, способствовать ее развитию – мы должны изменить себя – начни изменения в себе.
Список использованных источников:
1. С.В. Дендебер, О.В. Ключникова. Современные технологии в процессе преподавания химии - М.: 5 знания, 2008. - 112 с.
2. www.cpm .kz. Руководство для учителя.- 338 c.
3. Яхонтова Е.С. Психология деловых отношений - М. 1997.- 120 с.
4. http://collegy.ucoz.ru/publ/67-1-0-11275›.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: Анар3832 (2015-02-12) | Автор: Садвокасова Анар Болатовна E
Просмотров: 264 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 8:22 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [594]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [167]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [45]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [589]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [193]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20780]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [128]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [181]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru