Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Доклад Пути преодоления неуспеваемости
КГУ «ОСШ № 11 г. Темиртау» Доклад учителя истории и обществознания Тюрюшкиной Н.М. «Пути преодоления неуспеваемости по истории и обществознанию» В «Послании Президента страны народу Казахстана» Н.А.Назарбаев отмечает: «Страна, не умеющая развивать знания, в 21 веке обречена на провал. Без современной системы образования и менеджеров, мыслящих широко, по-новому, мы не сможем создать инновационную экономику». В законе «Об образовании» Республики Казахстан отмечено: «Приоритетными задачами системы образования является: развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащения интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности». Для решения этих задач каждому учителю необходимо продумывать все формы, методы и приемы обучения, чтобы они дали существенные положительные результаты. Но несомненным достоинством различных форм обучения является развитие самостоятельности мышления школьников, формирования у них предусмотренных программой умений и навыков. Исследуя причины низкой успеваемости некоторых учащихся (в результате изучения текущих и четвертных оценок, анкетирования учащихся и родителей, опроса учителей, наблюдений психолога) , самыми основными являются: - отсутствие интереса к предмету, - мнение учащихся о ненужности знаний по предмету в жизни, - непонимание значения многих специфических терминов, маленький словарный запас, - очень низкая техника чтения, неумение читать вдумчиво, осознанно, - негативное отношение одноклассников, - комплексы неполноценностей, замкнутость, страх подростков, - рассеянность внимания, плохая память, - отсутствие общих школьных учебных знаний, умений, навыков, - отсутствие навыков самоогранизации у учащихся, - частые пропуски уроков, опоздания учащихся, - неудовлетворительное поведение ребят, - отсутствие надлежащего контроля со стороны родителей, - неподготовленность к уроку ученика: отсутствие школьных принадлежностей, невыполнение домашнего задания, - отсутствие или недостаток взаимопонимания между учителем и учащимся, - повышенные требования учителя, - однотипные методы проведения учебных занятий, - игнорирование учителем индивидуальных особенностей обучаемых. Таким образом, для преодоления неуспеваемости необходимо диагностировать каждого учащегося, для применения индивидуального подхода. Изучив особенности обучаемых, наиболее результативным является разработка и реализация персонального плана развития каждого ученика, в который необходимо включить работу в нескольких направлениях: с учеником, с его родителями или лицами их заменяющими, с классным руководителем, с психологом школы, с классным коллективом или отдельными его представителями. Пример 1. Индивидуальный план развития Жунусовой Мадины – ученицы 6 Б класса: диагностика: заниженная самооценка, слабо развита память и самоорганизация, рассредоточенность внимания, избалованность в семье, нерегулярный контроль со стороны родителей, безнаказанность. Психолог проводит тренинги для повышения самооценки, развития памяти, внимания и навыков учебного труда, а также предлагает рекомендации родителям. Классный руководитель регулярно уведомляет родителей о посещаемости, опозданиях на уроки, результатах учебно-воспитательной деятельности, по мере необходимости беседует с ученицей, учителями-предметниками, вовлекает девочку в общественную жизнь класса. Учитель-предметник разрабатывает индивидуальные задания на урок и для домашнего задания, ведет мониторинг достижений девочки, предлагает различные памятки, алгоритмы, опорные схемы. Родители прислушиваются к советам работников школы, систематически встречаясь с ними, не жалеют времени для общения со своей дочерью, интересуются ее друзьями. Предметы гуманитарного цикла, в том числе история, обществознание, правоведение, направлены на развитие устной речи, осознанного чтения, аналитической деятельности учащихся, осмысления историко-социальных процессов, умения сравнивать события, как в горизонтальном, так и в вертикальном измерении. Современный педагог призван развить познавательные способности ученика, выявить и привлечь личный опыт каждого, помочь ему познать себя, самоопределиться и самореализоваться. На практике это выражается в совместной деятельности ученика и учителя в поиске оптимальной формы обучения. Выявление способов учебной работы, предпочитаемой самим учеником, является важным средством развития его индивидуальных способностей. Пример 2. Батишев Даурен – ученик 7Б класса выбирает вид своей работы на уроке: рисунок по изучаемому материалу, Понкратов Евгений - ученик 10 А класса, Абдрахманов Аюб – ученик 7А класса предпочитают разобраться в непонятном при помощи своих сверстников. Левин Яков – ученик 10 А класса с желанием готовит пересказ конкретного текста небольшого объема, обособившись от одноклассников, интересуется значением новых для него понятий. Необходимым условием успешного обучения является заинтересованность обучающихся в изучаемом предмете. Как известно, «желание – максимум возможностей, а нежелание – максимум причин». Важная задача учителя - пробудить интерес обучающихся. «Познание начинается с удивления обыденному» (Капица). Если учителю удалось заинтересовать ученика, он может рассчитывать на успех. Любознательность помогает человеку открывать для себя новые миры. Репродуктивный метод обучения – самый распространенный и наиболее изученный метод, меньше всего развивающий мыслительные процессы. Но даже воспроизведение изученного учебного материала в традиционной форме – устного пересказа легко дается не всем ученикам. Прежде всего, рассказчику необходимо понять прочитанное, а для этого надо знать значения всех названных слов. Словарь в конце рабочей тетради и учебника, тренировочные устные и письменные терминологические диктанты помогают тренировать память, развивать навыки применения подходящих слов, синонимов и антонимов, образных выражений в устной речи учащихся. Расширение словарного запаса учащихся повышает заинтересованность детей, облегчает процесс изучения любого материала. Репродукция может быть представлена не только устным монологом. Иллюстрация к эпизоду или большому знаменательному событию, заполнение контурной карты, составление презентации, инсценировка – это то, чем слабый ученик может демонстрировать свои даже минимальные знания. Одним из наиболее успешных методов в изучении истории является метод решения проблемных задач. Сегодня под проблемным обучением понимается такая ориентация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся в их решении, в ходе чего и происходит их творческое овладение знаниями, умениями, развитие мыслительных способностей. При решении проблемной ситуации, результатом усвоения считается не воспроизведение образцов, заданных учителем, а их самостоятельное добывание. Проблемное обучение – один из наиболее эффективных методов заинтересованности учащихся изучения программного материала. Пробуждение интереса к теме урока имеет огромное значение в процессе формирования ЗУНов, т.к. начинается активизация познавательной деятельности всех учащихся. При этом решивший проблему, более прочно усваивает материал, повышает свою самооценку, возрастает его авторитет в глазах окружающих. Не маловажный фактор - получение удовольствия от обучения в процессе такой деятельности, позитивный настрой, сохранение здоровья (эмоциональный фон). Пример 3. Артемьев Д. (5 Бкл.), Ператинский А. (6 Б кл.), Свиклан-Свиклинский М. (6 Б кл.), открыто радуются тому, что им удалось сделать на уроке, интересуются, что еще можно сделать для получения более высокой оценки. Для применения проблемного метода среди слабоуспевающих учеников необходимо предвидеть предстоящие трудности и продумывать дополнительные, подталкивающие к верным действиям, задания, рекомендации, советы. Возможно, объемную проблему разбить на несколько задач, решаемых в определенном порядке: от простой, к более сложной. Вспомогательные вопросы, составленные с учетом индивидуальных особенностей учащихся, могут помочь подростку, не утрачивая интереса, опираясь на свой еще небогатый опыт, познать самое главное. Пример 4. Одинцов М. (7 Б кл.). Коллективные средства обучения, т.е. работа в группах предполагает включение в образовательный процесс всех учащихся на разных уровнях по своему усмотрению, по своим способностям. Взаимовыручка формирует толерантное отношение к менее способным ученикам. Во взаимоотношениях «ученик - ученик», меньше преткновений, чем в деятельности «учитель – ученик», многие ученики чувствуют себя комфортнее. Современные требования к преподаванию истории ориентируют учителя на необходимость создания в процессе обучения условий для самоопределения и самореализации каждого ребенка, для активного усвоения каждым учеником способов познавательной деятельности. Это требует от педагога высокого уровня профессиональной компетенции и больших творческих усилий. Зато достигнутый успех побуждает к дальнейшему совершенству.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: nataly0900 (2015-02-13) | Автор: Наталья Михайловна Тюрюшкина E
Просмотров: 872 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 2:55 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru