Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Преобразования в школе
Алматинская область
Енбекшиказахский район
с.Каратурык
сш им. А.Саттарова с ДМЦ
учитель математики и информатики
зам. директора по УВР
Хизирова Айгуль Кадыровна

Почему школе необходимо меняться?
«…первостепенная задача современной системы образования – это подготовка людей, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в информационных потоках»
Н. А. Назарбаев

Меняется мир. Все человечество в XXI веке охвачено процессом глобализации во всех сферах жизни общества. По мере глобализации в большинстве развитых странах мира происходят процессы модернизации и реформирования системы образования. В нашем динамически развивающемся мире, когда идет становление новой системы образования, необходимо учить наше подростающее поколение анализировать и осмысливать свои действия.
Страны мира проводят реформы в системе образования для того чтобы не отставать от развития научно- технического прогресса. И поэтому современное общество, выдвигая новые требования к школе, к образовательной среде в целом, ставит вопрос формирования у учащихся универсальных учебных действий, которая определяет способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.
Для того чтобы ответить на вопрос, почему страны мира проводят реформы в системе образования, познакомимся с наиболее известными школьными системами образования на примере Сингапура, Финляндии и Японии.
Для начала рассмотрим систему образования Сингапура.
Сингапур стабильно показывает высокие результаты при проведении международных исследований. С чем это связано? Школьное образование в Сингапуре направлено на создание среды, которая мотивирует каждого школьника совершенствованию знаний на протяжении всей жизни, осваиванию новых технологий, развитию предпринимательского духа, способностью брать на себя ответственность перед обществом. Учителя в Сингапурских школах на уроках применяют групповые методы обучения, работают над развитием критического мышления учеников, а также над обучением «проблемных» учеников, вводят инновации в образовании. Учителя должны быть активными преподавателями, которые смогут задействовать и вовлечь на уроке всех детей из класса. При этом обучение получается совместное, где каждый ученик в таких условиях выполнит строго отведённую ему часть работы, и если он не будет следить за процессами, происходящими на уроке, то не сможет выполнить ни одного задания и общий результат будет плохим. В таком методе обучения всё должно быть чётко и идти по плану. [1]
Мировая практика показывает, что прежде чем что-то усовершенствовать нужно предварительно его измерить. Необходимо проводить мониторинг качества образования. Мониторинг дает достоверную информацию о принятии решений по корректировке планов развития. В Сингапуре внимательно изучается опыт лучших школ, затем извлекается из этого урок и учитывается в работе других школ.
Чтобы добиться хороших результатов в обучении нужно улучшить качество преподавание. Для улучшения качества образования необходимо улучшить кадровый состав. Сингапур входит в число стран где очень хорошо поставлена процедура отбора учителей. Так как уровень знаний выпускников зависит от качества полученных знаний в начальном звене, а уровень начального образования зависит от качества подготовки педагогических кадров, Сингапурская система пристально изучила эту проблему. Очень много исследований проводиться для усовершенствования педагогической работы. Все выводы проведенных исследований учитываются в ходе реформы системы образования. Сочетая мониторинг и корректирующие мероприятия в стране создается стабильно высокий уровень преподавания.
Применение новых педагогических идей, методик и стратегий проводиться с учетом того как учащиеся будут на них реагировать. Ученик всегда стоит на первом месте.
Благодаря успешно проведенным образовательным реформам, за несколько десятилетий Сингапур продемонстрировала блестящие результаты, перейдя из разряда отстающих по качеству образования в разряд весьма успешных стран.
Неотъемлемым условием независимости государства и возможность иметь светлое будущее для общества на сегодняшний день является качественное образование.
Еще одно из качественных образований, которое проявляется на высоком уровне и подтверждается многими международными исследованиями – это образование в Финляндии. Система образования Финляндии признана самой лучшей в мире согласно новому глобальному рейтингу стран, составленному Economist Intelligence Unit для медиахолдинга Pearson. Рейтинг основан на международной оценке результатов выпускных экзаменов 2010 года. [2]
Главная задача основной школы в Финляндии – это научить детей учиться и научить их самооценке своих достижений, а целью является развитие такой личности, которая способна к самораскрытию своего таланта, постоянно обучающейся, быстро адаптирующейся в изменяющемся обществе. [2]
В Финляндии основными чертами национального характера являются трудолюбие, основательность, законопослушание. Финны склонны к инновационной деятельности, престижем для них является получить образование и профессию. Они готовы постоянно самосовершенствоваться.
Для повышения качества образования необходимы новые знания и навыки, и как следствие необходимо разнообразить образовательную систему, а также нужно найти новые пути развития. Следовательно, по мере возникновения противоречий между изменениями происходящими в обществе и образованием необходимо проводить реформу.
Проведение реформы в первую очередь затрагивает преобразования в общеобразовательной школе, то есть исследование с педагогической точки зрения. Государство осознает что нужно анализировать и искать новые пути улучшения образования. Общество обеспокоенно настоящим и будущим своих детей, работников, граждан. Педагогика и государство работая совместно решают новые возникшие проблемы образования, проявляются научные обоснования изменений, проводятся исследования разрабатываются новые образовательные программы и руководства, школьных стандарты, предписания министерств образования, учебные планы. Происходит постепенный переход к новому состоянию образовательной системы, учитывая все риски, преодолевая препятствия, учитывая побочные эффекты. Реформы дополняются новыми исследованиями, анализируются изменения подводятся итоги. В результате появляется новый план действий.
Проводимые в Финляндии образовательные реформы учитывают текущие и перспективные потребности общества. В первую очередь они направлены на эффективное использование образовательных ресурсов.
Для повышения качества образования необходимо создать условия, для взаимной работы и обмена опытом. Учителя при совместной работе учатся друг у друга, совместно планируют и посещают уроки, при этом помогают друг другу совершенствоваться. Главный элемент- это сотрудничество. Здесь можно взять в пример образовательную систему Японии.
Япония – это страна, по результатам международных исследований, которая входит в число стран, имеющих высокий уровень качества образования. Основной задачей японской педагогики является воспитание человека, который может с уверенностью работать в коллективе. [3]
Реформа, проведенная в данной стране позволяет делать прогнозы, активно адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям времени. Несмотря на реформирование, японская школа остается верна педагогическим традициям.
В японских школах культура обучения строится по принципу «изучение урока», и в рамках этой культуры учителя организовывают микро группы для совместной работы, в ходе которой оттачиваются и анализируются способы проведения тех или иных уроков, проводится совместное планирование, обсуждаются применение и затем оценка различных педагогических стратегий для достижения определенных образовательных целей. При этом организовывается и проводится взаимное посещение уроков группы учителей, чтобы узнать и понять методы работы других учителей. Методика Lesson study «изучение урока» -здесь акцент делается на то чтобы передовой опыт получил широкое распространение. Японский учитель должен оставить за собой наследие. [4]
Большая часть реформ, проводимых в сфере образования, странами мира применимы к Казахстану, но с учетом культурных особенностей. Основной целью проводимых в Казахстане реформ в системе образования является умение применить преобразования в новой социально-экономической среде. Основное в реформе образование -это обучение, необходимо сделать его интересным, осмысленным. Творческое развитие учителей- лидеров, которые несут моральную ответственность за учеников также неотъемлемая часть этого процесса. Главным в обучении должен быть ученик, ученики в процессе получения знаний должны уметь критически мыслить, решать совместно с другими товарищами сообща возникшие проблемы, а учителя должны усовершенствовать свою практику, использовать новые, передовые технологии, чтобы в дальнейшем способствовать продвижению вперед. Казахстан широко внедряет инновационные технологии. С каждым годом этот процесс ускоряется и перед учителями само время диктует цели по улучшению качества образования.
Таким образом на основе опыта мировых систем образования можно выявить следующие факторы, способствующие обеспечению качества школьного образования в Казахстане. Стандарты образования Казахстана должны соответствовать международным требованиям. Статус педагогических кадров и уровень их профессиональной компетенции должен быть высок. Оценка качества образования, мониторинг, достоверно отражать факты. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения необходимо усовершенствовать. Проводить много научных исследований в области образования, для выявления проблемных вопросов и наметить пути их преодоления. Системы управления образованием должны совершенствоваться в соответствии с требованиями современности.
Глава государства Н. А. Назарбаев определил образование и науку стратегическими направлениями развития республики в ближайшее десятилетие. «Я считаю стратегической задачей коренное изменение дел в системе образования»; «Конкурентоспособность нации в первую очередь определяется уровнем ее образованности»; «Страна, не умеющая развивать знания, в XXI веке обречена на провал»; «Реформа в образовании- один из важнейших инструментов, позволяющих обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана. Нам нужна современная система образования, соответствующая потребностям экономической и общественной модернизации» - подчеркнул Президент в Послании народу Казахстана[5]
Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели и в связи с этим, в области образования, была принята новая долгосрочная Государственная программа развития образования на 2011–2020 гг., принята новая редакция Закона РК «Об образовании», Послания Президента народу «Казахстан – 2050», «Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников», утвержден новый Закон РК «О науке», который открывает широкие возможности для развития отечественной науки и реализации ее результатов.
Инновациями в среднем образовании является создание Сети Интеллектуальных школ Первого Президента, с физико-математическим и химико-биологическим направлениями.
«Назарбаев Интеллектуальные школы» (НИШ) представляют собой экспериментальные площадки для апробации и последующего внедрения признанных международных образовательных программ с сохранением лучшей традиции казахстанской школы в систему среднего образования страны. Для данных школ были разработаны образовательные программы с углубленным изучением таких предметов как: математика, химия, биология и физика. Были подготовлены педагогические кадры для работы с одаренными детьми, в связи с этим была разработана система непрерывного повышения квалификации педагогов. Эти школы полностью оснащены новыми ИК технологиями.
Глава государства Н. А Назарбаев отметил о важности полиязычного образования. В соответствии с требованием времени каждый гражданин должен стремиться к владению государственным языком, русским языком –языком межнационального общения и английским языком.
В соответствии с Государственной программой развития образования на 2005–2010 гг. Республика Казахстан впервые принимала участие в исследовании TIMSS. В соответствии с планом МОН РК 15-летние учащиеся страны впервые приняли участие в международном исследовании PISA-2009.
Первые результаты участия Республики Казахстан в международных программах PISA и TIMSS показывают, что педагоги общеобразовательных школ Республики дают сильные предметные знания, но ученики пока не умеют применять их в реальных, жизненных ситуациях.
На основании анализа результатов международных исследований был принят пятилетний Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 гг. Функциональная грамотность – это умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным, переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов. [6]
Школы Казахстана должны поэтапно, с 2015 до 2020 г., перейти на 12- летнее обучение. Содержание образования 12-летней школы должно отвечать тем требованиям, которым отмечают содержание 12-летних школ ведущих стран мира области среднего образования.
В мировой практике электронное обучение стало неотъемлемой частью современного образования. С 2011г в некоторых школах страны запустили пилотный проект «E-Learning» - систему электронного обучения.
Школьное образование является основой интеллектуального потенциала страны. Школьное образование только тогда будет качественным если все аспекты учебной деятельности образовательного учреждения будут на должном уровне в соответствии с мировыми стандартами: содержание образования, кадровый состав, формы и методы обучения и воспитания, материально- техническая база.
Анализируя мировую образовательную систему на примере Финляндии, Сингапура и Японии с точки зрения причастности к школьной практике хочу сказать, что данные преобразования могут внести большой вклад в повышение результатов развития школы, улучшения качества знаний учащихся и правильной организации воспитательной работы в моей школе. Последнее десятилетие уходящего века поставило мою школу в ситуацию необходимости введения существенных изменений в систему обучения и воспитания учащихся. Эти изменения должна обеспечить реформа школы, которая продиктована модернизацией образования
Преобразования происходящие в мировой образовательной системе коснутся и моей школы. До настоящего времени мы пока используем консервативные методы и формы преподавания, иначе их можно назвать устаревшими.
Преобразования в области образования, которые проводятся в передовых странах мира отразятся и в школе где я работаю, так как она выполнит свою функцию, если в ней учтены все запросы, необходимые в будущем обществе. Повышение эффективности преподавания и улучшение качества преподавания должно быть связано с личностью учителя. Значит основными моментами деятельности учителя должны стать самоконтроль и самооценка своей деятельности, мотивация к самосовершенствованию, знание и владение передовыми педагогическими методами. Учителю необходима помощь и условия в работе над повышением качества подготовки учащихся.
Изучив реформы, проводимые в мировой образовательной системе и в Казахстане, считаю, что в моей школе необходимо осуществить преобразования с использованием семи модулей обучения, а именно использование новых подходов в обучении; обучение критическому мышлению, оценивание для обучения и оценивание обучения; использование ИКТ в обучении; обучение талантливых и одаренных учеников; преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников; управление и лидерство в обучении. [7]
Сегодня педагогический коллектив нашей школы работает над проблемой: «Повышения качество образования путем развитие логического мышления у учащихся». Поставленные перед коллективом задачи можно решить через совершенствование методики проведения уроков, с помощью индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одарёнными учащимися, корректировать знания учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развивать способности учащихся, повышать у них мотивации к обучению, а также создавать условия для повышения уровня квалификации педагогов.
В Казахстане есть идейные и талантливые ученые, способные вывести систему школьного образования на качественно новый уровень. [8] Применяя в своей практике исследования проводимые этими учеными, анализируя свои действия и получив соответствующую курсовую подготовку, я и мои коллеги сможем обеспечить такие условия, при которых каждый без исключения ученик, получил бы качественное образование, чтобы критически размышляя, умел бы находить самостоятельно решения любых задач.



Используемая литература

1 http://diplomabroad.ru/singapur/sistema_obrazovaniya_v_singapure/
2. http://www.vestifinance.ru/articles/20254
3. http://www.study.uz/1/8/339/obrazovanie-v-yaponii
4. Руководство для учителя. Первый (придвинутый) уровень. Второе издание, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2014.
5. Кусаинов А. К., Качество образования в мире и в Казахстане, Алматы, 2013г
6.Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников
7.Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. Второе издание, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2014.
8. Инновации в системе образования республики Казахстан. Бекишев К. Казахский Национальный университет им. аль-Фараби. Алматы, Республика Казахстан

Источник: http://курсы 1/продвинутого / уровня НИШ г.Талдыкорган
Категория: Школа, как она есть | Добавил: 1234568678 (2015-03-01) | Автор: Хизирова Айгуль Кадыровна,учитель E
Просмотров: 1177 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 2:09 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [596]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [167]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [45]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [589]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [193]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20787]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [128]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [181]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru