Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Новые подходы в обучении. Успех ученика!
Тукенова Айгуль Турсыновна,
директор КГУ «СОШ №41»
г. Семей, Восточно-Казахстанской области
e-mail: atukenova10@mail.ru

Новые подходы в обучении. Успех ученика!

« Обучение и воспитание достойного поколения XXI века –
это огромная ответственность и нелегкий труд,
заслуживающий большого уважения»
(Н.А.Назарбаев)

В ответ на стремительно происходящие глобальные изменения во всем мире ведущие страны реформируют свои образовательные системы. Это обусловлено прогрессом человечества. Какую лепту мы сможем внести в то, чтобы наша республика вошла в число лидирующих конкурентоспособных стран мира? Изучив мировой образовательный опыт, понимаешь необходимость изменений в нашей системе образования. Сегодня у нас идет комплексный и многогранный процесс получения качественного образования учащимися. Мне, руководителю школы, наряду со знаниями в области педагогической практики необходимо иметь лидерские навыки. «Чтобы произошли изменения, требуется активное участие директора, а также более компетентные и эффективно работающие учителя в классах» [Руководство для руководителя, 2013, с.38]. С этой целью была создана команда развития, состоящая из учителей, прошедших курсы по уровневым Программам, заместителей директора и талантливых учителей. Работа команды развития была направлена на непрерывное улучшение процессов преподавания и обучения. Члены команды подавали пример эффективного лидерства и серьезно относились к собственному профессиональному росту, требующемуся при выполнении этой роли.
Преобразования начаты с определения стартовых возможностей школы, с анкетирования учащихся, учителей и родителей, чтобы определить фокус проблем, найти пути решения. Большинство респондентов выступили за изменения в преподавании, родители с удовольствием поддержали новые формы сотрудничества. По их мнению, нужно часто поощрять детей и создавать ситуацию успеха. Проведенная с целью определения мотивации учащихся к учебе диагностика показала, что 49% учащихся говорят о поддержке учителями. Однако анализ уроков выявил трудности, связанные с изучением учебного материала. Был проведен мониторинг качества знаний за последние 3 года, участия в олимпиадах, исследовательских проектах. В основной и старшей ступенях наблюдается снижение качества знаний учащихся, недостаточный процент вовлеченности в исследовательскую деятельность, неполное использование интернет-ресурсов, проблемы с оцениванием достижений учащихся. Члены команды развития определили причины создавшейся ситуации:

1.Преобладание в работе учителей традиционных методов преподавания.
2.Низкая мотивация учащихся к учению.
3.Отсутствие внутреннего аудита и дифференцированного подхода.
По моим наблюдениям факторы, снижающие мотивацию учащихся: скудность поощрений со стороны учителя, суммативное оценивание, отсутствие интерактива.
Данные исследования TALIS показали необходимость внедрения в процесс преподавания новых подходов, более эффективных инструментов по изучению класса, каждого ученика. Анкетирование позволило определить потребности педагогов в квалифицированной помощи. Проанализировав состояние и возможности школы, команда развития поставила задачи: создание условий для введения изменений; организация непрерывного профессионального развития педагогов; осуществление обратной связи и мониторинга изменений. С целью решения задач командой развития был разработан план развития школы, в котором определены следующие моменты:
Приоритет: профессиональное развитие педагогов через внедрение в практику преподавания новых подходов обучения основной школы.
Цель: создание коллаборативной среды для внедрения новых подходов в обучении и преподавании.
Для достижения поставленной цели сформулированы конкретные задачи:
1.Формировать и развивать школьное лидерство у учителей и учащихся через внедрение в практику коучинга и менторинга.
2. Внедрить стратегию Lesson Study в практику преподавания и обучения.
3. Применять на уроках новые подходы, стратегии 7 модулей Программы.
4. Использовать возможности сетевого сообщества.
5. Развить у учителей навыки составления рефлексивного анализа собственной работы.
Особенностью плана развития школы было четкое определение критериев успешности учащихся и учителя. В структуре плана обозначены разделы: профессиональное развитие педагогов, коучинг-сессии, менторинг, Lesson Study, сетевое сообщество, психологический климат в школе. Внедрение преобразований в школьную практику спланировали через создание условий для проведения системного мониторинга и эвалюации эффективности работы учителей. Главный акцент в школьной практике делался на рефлексии процесса обучения. В планирование было включено распределенное лидерство. Исследуемыми были определены 8 классы. Поскольку результаты анкетирования показали отсутствие диалога на уроке, выбрано диалоговое обучение и внедрение соответствующих стратегий в учебный процесс. Согласно плану еженедельно проходили
заседания команды развития. На встречах изучались ресурсы, обсуждались сценарии, принималось решение, определялись ответственные.

Начали с обучения учителей посредством коучинга. Командой развития была определена тематика коучинг-сессий, соответствующая потребностям учителей, составлен график их проведения. Коучи рефлексировали каждое занятие. Участники подчеркивают, что коучи создавали атмосферу свободного обсуждения, все были вовлечены в диалог. В обратной связи учителя проводили анализ своего прошлого опыта, изучали ресурсы и осмысливали моменты, на которые надо обратить внимание. Шло развитие учителя, его творчества, креативности. Активная работа учителей в процессе коучинга свидетельствует о том, что педагоги готовы работать по новому, формулируют свои мнения, умеют вести конструктивный профессиональный диалог.(Ф.1) К примеру, при проведении коучинг-сессии на тему «Модель школы будущего» реализовывалась цель: создание условий для понимания и применения формативного оценивания через создание модели школы будущего. Учителя поняли, что нелегко составлять дескрипторы, но увидев преимущества, настроены применять формативное оценивание на своих уроках. Каждая коучинг-сессия была интересной и полезной. Я видела, как менялись учителя, становились более открытыми, внимательными, почти у каждого было желание выступить. Развивались навыки работы в команде, вырабатывались лидерские качества, расширялась база стратегий. Результатом явилось создание у каждого учителя «Методической копилки: в помощь учителю». Стало очевидным, что традиционная форма педагогических советов, заседаний МО, ШМП уже учителями не приветствуется. Одним из результатов коучинга стало применение стратегий 7 модулей Программы на практике. По результатам исследования TALIS 60% учителей говорят о сильном влиянии коучингов на их профессиональное развитие.
С целью вовлечения родителей в работу по улучшению школьной жизни, собрания проведены в новом формате. Организуя работу родителей в группах, мы услышали их мнения. На встречах были представлены видео и фотоматериалы уроков с использованием новых подходов.
Наша учительская преобразована в кабинет для коучинга: на стенах развешана наглядная информация, постеры, созданные учителями. Таким образом, созданы все условия для развития лидерских качеств.
Менторинг –новая форма сотрудничества учителей. Составлен план, направленный на оказание профессиональной помощи и поддержки учителей, имеющих трудности в педагогической работе. Моим менти стала заместитель директора по учебной части, курирующая методическую службу, которая изъявила желание развивать свои профессиональные
навыки. Определив темы наших встреч, мы изучали ресурсы, создавали проекты положений. Мне понравилось отношение менти к тем заданиям,
которые она получала. Наше сотрудничество было плодотворным: создана структура распределенного лидерства в школе, проекты Положений «О
менторской поддержке учащихся 5-11 классов», «Об индивидуальном образовательном маршруте учащихся». Наблюдая за менти, я поняла, что идет взаимообучение. Менторинг взят в основу работы Школы молодого педагога. Менторинг имел свои успехи: менти научилась рефлексировать, выявлять сильные и слабые стороны в работе, осуществлять подбор эффективных методов и новых подходов.
Согласно плану внутришкольного контроля, мы посещали уроки и наблюдали трансляцию готовых знаний, редко создавалась среда для самостоятельного обучения. Ученики были пассивны, не было рефлексии, формативной оценки учащихся. Поэтому в плане развития школы обращено внимание на развитие у учащихся коммуникативных навыков и когнитивных способностей, вовлечение их в активный учебный диалог.
Объектом исследования стали учащиеся 8-х классов. Учащиеся не умели вести грамотно диалог, наблюдалась недостаточная мотивация к учебе, 32% качество знаний. Одним из условий эффективного применения диалогового обучения явилось соблюдение последовательности построения учебной деятельности через серию уроков для создания обратной связи с учениками.
При реализации плана развития школы было обращено внимание на изучение и внедрение подхода Lesson Study. В школе работают 4 группы учителей по разработанному плану: выявление проблем, совместное планирование, уроков, определение эффективных методов урока, наблюдения за тремя исследуемыми учениками, опрос учащихся, обсуждение. Выявленные проблемы решались через активные формы взаимодействия на уроке, организацию групповой работы, проведение рефлексии. (Ф.2) Велись листы наблюдений за учениками, определены результаты работы сильного, среднего и слабого учеников на каждом этапе урока. Анализ листов наблюдений за учащимися групп А,В,С показал, что учащиеся добились результатов, все ученики были вовлечены в процесс учения, совместно обсуждают ход урока, поддерживают друг друга. Команда развития провела рефлексию уроков. Так, в исследуемых 9-х классах количество учащихся группы А увеличилось с 10% до 15%, группы В с 38% до 40%, детей уровня С соответственно уменьшилось с 52% до 45%. Сам формат Lesson Study импонирует учителям, ведь акцент делается на развитии ученика. Согласно плану, были проведены мастер-классы с внедрением диалогового обучения. Уроки давали не только сертифицированные, но и не проходившие курсы учителя.
Отзывы родителей свидетельствуют об успешности проводимых уроков, они пишут, что дети стали более самостоятельны, с большей охотой делают уроки. Вместе с тем, процесс исследования в действии был труден
для некоторых учителей. Им пришлось на практике осуществлять данный процесс под руководством коучей и менторов. Вместе составляли
среднесрочное планирование уроков, внедряли стратегии 7 модулей в урок, рефлексировали итоги уроков.
Результативность влияния преобразований на профессиональный рост учителя определяется через обратную связь: эссе, дневник двойной записи, опрос, интервьюирование, комментарии и обсуждения на электронной странице сетевого сообщества «Лидер 41 Семей».(Ф.3) С целью обмена опытом в сообществе зарегистрировались 54 учителя школы, пяти городских школ и 2 областных. Обсуждаются проблемные вопросы, идет обмен информацией, трансляция опыта. Но наблюдается недостаточное количество обсуждаемых тем и их сменяемость. Одной из причин такой ситуации является большая загруженность учителей, сохранение стереотипов.
60% учащихся являются членами НОУ «Жигер», девятиклассники ведут исследовательскую работу. Научно-практическая конференция по защите проектов проведена в два тура согласно положению, созданному командой развития. (Ф.4)
Команда развития провела мониторинг эффективности новых подходов, по следующим вопросам: В какой мере достигнуты поставленные цели? Как изменился процесс преподавания? Как изменились результаты учащихся?
Ответы на поставленные вопросы получены через обратную связь с учителями, учениками, родителями. Результаты проведенного 2 анкетирования TALIS показали, что новая система повышения профессионального уровня педагогов через коучинг, менторинг, исследование в действии способствует их обучению и совершенствованию. Результаты образовательной практики проанализированы на педагогическом совете «Реализация плана развития школы: успехи, проблемы и перспективы». Образованные в рамках распределенного лидерства группы учителей представили презентации по внедрению новых подходов: коучинг, менторинг, LS, сетевое сообщество, диагностика. Все презентации содержат SWOT-анализ каждой сферы деятельности. Выступления педагогов на педсовете свидетельствует об огромной работе команды развития, о возросшем опыте педагогической практики по внедрению новых подходов в обучении. (Ф.5) Учителя дали формативную оценку презентациям согласно критериям. Это еще раз подтверждает изменения в практике педагогов.
Об активной профессиональной позиции педагогов свидетельствует их участие в городских конкурсах профессионального мастерства,

публикации статей в СМИ, проведение мастер-классов. Постоянная рефлексия своей педагогической практики позволила учителям добиться успешности. 45% учителей задействованы в Lesson Study, применяют активно стратегии 7 модулей Программы обучения, у 65% сформированы
лидерские качества, они эффективно используют диалоговое обучение.85% учителей пишут краткосрочные планы, ставят смарт-цели,
45% - составляют среднесрочное планирование. 75% применяют ИКТ на уроках. Выпущены сборник уроков по диалоговому обучению и сборник проектов учащихся. Вместе с тем у учителей остаются потребности в вопросах обучающей практики, управления классом, проведения обратной связи, формативного оценивания. Большинство педагогов открыты для обратной связи в отношении своей деятельности, принимают рекомендации коллег по улучшению своей практики.
Результаты работы и критерии успеха учащихся следующие:
1. Повысилась успеваемость и качество знаний учащихся в исследуемых классах с 37% до 57% .
2. Учащиеся стали активны на уроках, умеют вести диалог и выражать свои мысли, умеют работать в группе.
3. На уроках создается положительная психологическая обстановка.
4. 60% учащихся участвуют в исследовательской деятельности и являются членами НОУ «Жигер».
5. Школьная организация самоуправления начала выпускать газету «Жулдыз» об изменениях в школьной жизни.
В SWOT-анализе по реализации плана развития школы мы выделили наиболее сложными сторонами работы:
1.Вовлеченность родителей в процесс изменений составила 45%.

2.Работа сетевого сообщества была реализована всего на 45%.
3. Внедрение критериального оценивания составило 55%.
Подводя итоги по реализации плана развития школы, можно с уверенностью сказать, что достигнуты все индикаторы, выполнены все задачи. Мы вышли на ожидаемые результаты.
Изменились не только процессы обучения, мировоззрение учителей, учащихся, родителей. Изменилось и мое отношение к работе, к системе
управления школой, я стала рационально распределять время, научилась проводить рефлексию, самоанализ, ставить Smart-цели, определять приоритеты и перспективы. Мне удалось внедрить стратегию распределенного лидерства. В целом работа по реализации плана развития школы прошла успешно. Очень активно и эффективно работала команда развития. Если в начале практики всего 2 сертифицированных учителя понимали и внедряли новые подходы, то сейчас уже 7 сертифицированных учителей и больше половины коллектива работают по-новому. Успех внедрения идей Программы выражается в том, что гораздо интереснее учащимся на уроках с применением 7 модулей Программы, чем на традиционных уроках. Самое главное у учеников повысился интерес к учебе. Это позволяет совершенствовать педагогическую практику.
Команда развития, работая над следующим планом развития школы, поставила следующие задачи:
1.Продолжить внедрение новых подходов в обучении и преподавании.
2.Проводить системную диагностику, мониторинг и эвалюацию достижений учащихся и педагогов.
3.Развивать распределенное лидерство в работе.
4. Активно использовать возможности сетевого сообщества.
5. Систематизировать процесс коучинга и менторинга.
6. Внедрять исследование в действии через LS.
Я уверена, что выбранные подходы и стратегии являются эффективными в процессе подготовки ответственных и критически мыслящих выпускников, лидеров XXI века.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: Aigul4108 (2015-03-03) | Автор: Тукенова Айгуль Турсыновна E
Просмотров: 1292 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 1:35 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [588]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [166]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [10]
Наш календарь [41]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [588]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [192]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20702]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [123]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [181]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru