Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Повышение познавательной активности учащихся через развитие навыков критического мышления.
Наше стремительное время требует от человека умения самостоятельно ориентироваться в потоке информации, умения осуществлять перенос знаний из разных областей человеческой деятельности и науки в конкретную ситуацию, умения работать с различными видами заданий, способности осуществлять сотрудничество в совместной деятельности.
Педагогическая практика показывает, что с изменением современного мира меняется контингент учащихся. Сегодня становится очевидным, что для того, чтобы быть социально адаптированными и успешными, молодые люди должны уметь критически осмысливать обстоятельства и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации.
Учителя 21 века, призваны развивать критическое мышление наших учащихся. Ученики должны иметь самомотивацию, и, как следствие, стремление и любознательность. Критическое мышление предполагает умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом.
Учащиеся, обладающие навыками критического мышления, будут саморегулируемыми, инициативными, творческими. Научаться демонстрировать и отстаивать свою точку зрения, находить свои оригинальные пути решения проблем. В условиях внедрения раннего обучения иностранным языкам, преподавание английского языка требует особых подходов, которые бы расширили познавательный интерес, осознано вовлекли учащихся в обучение.
Стратегии и приемы этой технологии являются универсальными для различных предметных областей. Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов — насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса — хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения. Технология критического мышления учит работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умению вырабатывать собственное мнение, находить выход из проблем; способности самостоятельно заниматься своим обучением; умению сотрудничать и работать в группе; способности выстраивать взаимоотношения с другими людьми. В данном контексте очень важным является формирование у учащихся мыслительных операций высокого уровня в соответствии с таксономией Блума.
В школьном образовании с применением стратегий критического мышления меняется процесс преподавания: учитель перестает быть главным источником информации и, используя приемы и технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Цель современного учителя не давать знания в готовом виде, а направлять учащихся на достижение учебных целей. Для достижения поставленной цели выбор стратегий технологии критического мышления зависит от уровня обученности учащихся, места стратегии в уроке ( его этапах), а также целесообразность в зависимости от типа урока.Такие стратегии и приемы как «Правда неправда», «Колесо», «Паутина», «Мозговой штурм», «Интервью», «Экспресс опрос», «Ромашка Блума», «Фишбоун» и другие активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают навык задавания вопросов, также помогают вовлечь в работу всех учащихся. Неотъемлемой частью урока становятся эмоциональные и психологические разминки: «Подари улыбку», «Похвали друг друга». Они позволяют ребятам проявить готовность к воображению и создают коллаборативную среду.
Наиболее эффективным является применение стратегий критического мышления при групповой работе. Применяя данную форму работы можно наблюдать, как растет не просто активность учащихся, а именно познавательная. Для достижения общей цели учащиеся ведут активный диалог, консультируются. Они взаимодействуют друг с другом, оценивают свои и чужие учебные возможности.
Критическое мышление может происходить всякий раз, когда происходит процесс рассуждения, формулировки выводов или решения проблемы, т.е. – всякий раз, когда необходимо установить, чему верить, что делать, и как делать это разумным и рефлексивным способом.
Применение стратегий критического мышления позволяет изменить качество заданий. Они развивают детскую фантазию и творчество, а главное - выполняют учебную цель: совершенствуются коммуникативные навыки учащихся. Значительным изменением, является абсолютное изменение количества фактов демонстрации собственных идей учениками. Применяя данные стратегии на уроках, мы затрагиваем не только когнитивный аспект, но и социальный и психологический, так как содействуем коллективной деятельности обучаемых, где развивается чувство ответственности за совместный продукт деятельности. Кроме того, способствуем формированию толерантности.
В современном мире становится, очевидно, что одним из главных навыков, которые необходимо формировать у детей при планировании и проведении уроков, являются навыки критического мышления. Неоспоримым является значимость атмосферы критического мышления в процессе обучения, нельзя допустить, чтоб такое важное изменение в поведении учеников было единичным случаем. Английский язык это предмет с неисчерпаемым потенциалом развития ученика, и главным инструментом является критическое мышление. И пытливый учитель всегда, на каждом уроке будет создавать ситуации, погружающие учеников в атмосферу критического мышления.
Урок должен быть интересен и по содержанию и по методам преподавания, чтобы у учащихся развивался устойчивый интерес к предмету и желание к саморазвитию, которое приведет к формированию критического мышления у обучаемых.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: Аннэт (2015-05-19) | Автор: Анна Гончаренко E
Просмотров: 815 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 3:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru