Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Обучение талантливых и одаренных
Муритова Г.И. учитель истории КГУ СОШ № 9 г. Экибастуза
"Обучение талантливых и одаренных учеников "
«Если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы сможем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творчества».
К. Роджерс
Рассматриваемая тема "Обучение талантливых и одаренных" для меня является очень сложной как для учителя. Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно. От природы каждый человек талантлив, но не каждый свой талант открывает, есть люди которые открывают свои таланты в преклонном возрасте или не находят его вовсе. Одной из задач современного педагога это открытие талантов у своих учеников. В современных условиях для раскрытия своих талантов у человека есть огромное количество возможностей (доступ к информации, современная техника, коммуникация и другие ресурсы), но при этом все меньше и меньше людей находят себя в жизни (об этом может свидетельствовать факт повышения суицида в современном обществе). Одной из причин такого положения я вижу в том, что современный человек загнан в рамки тех стандартов, которые создает наше общество. Ребенок, приходя в школу, уже находится в определенных рамках, которые возможно не дают свободному проявлению творческих задатков. Тенденции современной школы таковы, что ребенок, который отличается от своих сверстников чем либо, вызывает отторжение среди учеников. Все непонятное, нас страшит. С одной стороны находится учитель, воспитатель и учитель в данном случае выступает как "талантливый наблюдатель" и должен обладать такими качествами как: креативность, знание психологии, толерантность и жажда к поисковой деятельности. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил девять типов таланта, интеллекта:
• Вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам, лингвистам).
• Цифровой (характерен для математиков, программистов).
• Слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды).
• Пространственный (присущ дизайнерам и художникам).
• Физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике).
• Личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе).
• Межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актёрами).
• Талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).
• Предпринимательский — талант (мышление нового поколения, навязанное временем и деньгами).
Считаю что выявить какой талант у его ученика, это счастье для учителя, потому что это даст направление в котором следует двигаться ученику и при достижении своей цели, ученик в последствии станет счастливым человеком так как найдет себя в жизни, а значит у него появится возможность для самовыражения по пирамиде потребностей Маслоу.
По моему глубокому убеждению, школа может только наметить признаки одаренности, которые ученик развивает сам в течение жизни. Для меня как педагога стоит вопрос: Как раскрыть способности ученика? Выявление одаренности зависит от множества факторов, так как виды одаренности могут быть различными, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. После сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы. Одаренного ребенка стараются воспитать и обучить таким образом, чтобы он представлял интересы общества. Часто бывает так, что талантливые дети могут доставлять проблемы при обучении, это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Талантливый ребенок своеобразно видит и трактует увиденное в этом и заключается его одаренность, при этом учителю сложно бывает понять таких детей. Поэтому часто встречаются дети у которых возникает проблема оформления работы. Рано развивающиеся дети думают значительно быстрее, чем пишут или им трудно оформить свои мысли. Полезно, на мой взгляд, с таким ребенком посадить ребенка более мобильного и умеющего быстро оформлять работу, тогда учителю на помощь приходит групповая форма работы. Хотя это не всегда выход из положения, потому что в большинстве случаев талантливые дети по своей сути индивидуалисты. Таким ученикам нужны иные задания, "отличающиеся от заданий своих сверстников: они должны быть более "стимулирующими" или повышенной сложности". В урок полезно вводить задания со скрытой или открытой дифференциацией, те задания, где требуется нестандартное решение, но в тоже время позволяют быть успешными остальным учащимся, и не требующие от них обязательного выполнения таких заданий, что не ставит ученика в рамки.
Можно выделить 4 подхода в обучении талантливых и одаренных: ускорение - быстрое оперативное освоение (опережающие задания, экстернат); углубление - данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности; обогащение предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации; проблематизация предполагает стимулирование личностного развития учащихся использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний.
Способы улучшения способностей к творчеству:
- формирование творческого способа решения проблем через проектную деятельность;
- создание творческой атмосферы на уроке и театральной деятельности на факультативных занятиях;
- творческое формирование умений (беглость, приспосабливаемость, совершенствование и оригинальность) через повышение внутренней мотивации;
- исследование различных перспектив решения учебных задач через ролевые и деловые игры;
- углубление процессов понимания сущности через развитие критического мышления.
- индивидуальность обучения через задания со скрытой дифференциацией горизонтального характера (возможность изучить учебный материал шире программных рамок, создать свой уникальный интеллектуальный продукт, свою классификацию, выразить свой взгляд на явление, событие).
Приемы работы по развитию детской одаренности:
1. Отсроченная загадка
2. Баттл
3. Симпозиум
4. Сундук мудрости
5. В гостях у сказки
6. Необычный доклад
7. Изюминка
Раскрою суть некоторых приемов, которые учитель может использовать в своей педагогической деятельности на своих уроках и во внеурочное время.
В гостях у сказки
Дается учебный текст. Его необходимо прочитать и придумайть сказку по заданному тексту, но так, чтобы ее основная мысль, основная нить отражала существо учебного текста, с любыми героями и любым сюжетом. Это у нас будет конкурс сказочников. Чтобы придумать хорошую сказку, нужно еще прочитать текст быстро и внимательно. Ведущий определяет победителей, учитывая оригинальность придуманного, юмор и необычность сюжета. Всем спасибо!
«Изюминка»
Познакомимся с новым учебным материалом по ранее изученной теме. Теперь подумаем, что нового или какая «изюминка» (т. е. особая привлекательность) данного материала вам бросилась в глаза, запала в ваше сознание по сравнению с ранее известным материалом по данной теме. Можно кратко записывать. Теперь послушаем участников игры. Что нового они узнали из данного материала?
Необычный доклад
Читается текст, после прочтения учащемуся дается задание, передать содержание этого текста при помощи знаков, схем, рисунков и после выполнения передать такую записку соседу справа. Теперь каждый делает доклад по данному тексту, используя рисунки или схемы своего соседа.
Сундук мудрости
Внимательно читаем текст, каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. После этого завернув записку и положив ее в «сундук». (Это может быть коробка от конфет). Затем повторно все читают текст. Далее возьмем из «сундука» по одной записке и по очереди читаем вопросы и приступаем к ответам. Ведущий (он же хранитель сундука) называет победителей, учитывая содержательность, глубину вопроса и оригинальность ответа.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: surbasheva__565 (2015-06-30) | Автор: Муритова Галина Ивановна E
Просмотров: 296 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 5:14 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [588]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [166]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [10]
Наш календарь [41]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [588]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [192]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20691]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [123]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [179]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru