Как бы мы того хотели или не хотели, а учительские сетевые сообщества в современной школе существуют, и результаты их деятельности уже довольно хорошо видны. Если год-два словосочетание «сетевое сообщество», на мой взгляд, больше пугало, вызывало настороженность у большинства учителей, то сегодня пусть не все коллеги, но многие проявляют не только заинтересованность, а являются непосредственными участниками школьных сетевых сообществ. Если изначально учителя лишь наблюдали за деятельностью сертифицированных учителей разных уровней, то в настоящее время появилось желание сотрудничать. То есть процесс преобразования школьной практики через организацию сетевых сообществ идет в запланированном направлении. За счет чего это происходит? Во-первых, необходимо отметить, что сетевые сообщества в нашей школе создаются действительно исходя из интересов каждого участника сообщества. Например, вот уже два года существует сообщество (учителя + ученики + родители) по работе с одаренными детьми, имеющее конкретное направление на подготовку и участие школьников в международных предметных (и не только) олимпиадах посредством Интернета. Если три года назад в школе была создана инициативная творческая группа из 3-х учителей по изучению критериального оценивания учебных достижений учащихся, то в прошедшем учебном году это уже сетевое сообщество, включающее более 15 коллег только в нашей школе. То есть взаимодействие в сетевом сообществе позволяет учителям реализовывать свои потребности в сфере профессионального развития для улучшения собственной практики. Во-вторых, немаловажно и то, что в процессе общения в рамках сообщества происходит не просто обсуждение проблемы на уровне оценивания или эмоциональной разгрузки, основным становится поиск конструктивного решения возникшей задачи. И здесь очень важна запланированная, а не стихийная деятельность учителя-лидера. К одному из «плюсов» сетевых сообществ относится и тот факт, что многие учителя получают возможность реализовать свой творческий потенциал, преодолеть неуверенность, повысить свою самооценку, принимая участие в деятельности сообщества. Ярко это прослеживается в деятельности учителей, имеющих 2 квалификационную категорию или без категории. В сетевом сообществе они обретают не коллег-цензоров, а коллег-сотрудников, «критических друзей». Отсюда двусторонняя польза – происходит общение на профессиональные темы. И именно в процессе такого общения в коллективе создается коллаборативная среда, без которой просто невозможна ни качественная учительская деятельность, ни профессиональное развитие. В результате непременно повышается общая культура всей школы. Очень важно, что посредством общения в сетевом сообществе происходит реализация «обратной связи» между всеми участниками, идет процесс рефлексии, который опять-таки «работает» как на профессиональный рост каждого учителя, так и на изменение школьной практики в целом. И наконец, в условиях создания, деятельности, распада сетевых сообществ в школе и происходит процесс обучения несертифицированных коллег кембриджским подходам в обучении.
|