Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Повышение профессиональной компетентности учителя через самообразование.
КГУ «Школа – лицей №1» город Риддер
учитель Шмурыгина Ольга Викторовна специалист I категории
Повышение профессиональной компетентности учителя
через самообразование.
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели,
когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого
себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и
средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума,
воздействующего на мир».
А. Дистервег
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности через непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога. Позволю себе напомнить, что самообразование учителя – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом.
Данная деятельность включает в себя несколько этапов:
• Выбор направления и темы самообразования.
• Формулирование цели и задач самообразования.
• Определение круга источников информации.
• Выбор формы самообразования.
• Составление плана самообразования.
• Определение результата самообразования.
• Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Основную задачу в работе с учащимися, вижу в создании условий для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.
Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий, включая информационно – коммуникационные.
Считаю, что применение ИКТ в образовательном процессе, является одним из условий эффективной компетентностно-ориентированной модели начального общего образования при переходе на государственные образовательные стандарты нового поколения.
Так как информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа – это фундамент образования. И от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем выпускника в современном мире. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии. Помогает учителю в решении этой задачи сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Одной из наиболее действенных технологий считается ИКТ (информационно-компьютерная технология) . Компьютер позволяет

Организуя процесс самообразования по теме «Использование ИКТ на уроках познания мира в начальных классах как средство развития ключевых компетенций, поставила следующие задачи:
• изучить литературу
• пройти курсы повышения квалификации;
• посетить семинары и конференции по проблеме;
• принять участие в работе педагогических советов;
• посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;
• провести самоанализ и самооценку собственных уроков;
Составила план работы по самообразованию.
№ Направление деятельности сроки
1 Выбор темы и обоснование. Постановка целей и задач. Определение этапов работы. август
2 Составление плана работы над темой сентябрь
3 Составление списка литературы по теме сентябрь
4 Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах по теме В течение года
5 Конспектирование статей научно-методической литературы, составление алгоритма деятельности В течение года
6 Посещение уроков коллег с целью изучения опыта использования современных педагогических и компьютерных технологий в учебной деятельности В течение года
7 Подготовка открытых мероприятий по проблемной теме. Участие в предметной неделе. ноябрь
9 Мониторинг педагогической деятельности /анализ результатов успеваемости/ май
10 Подготовка выступлений на заседания кафедры май

Работая над реализацией личного плана самообразования:
• знакомилась с новинками печатной методической, педагогической и предметной литературой.
• посещала семинары, уроки коллег;
• принимала участие в предметных неделях (Малая академия) совещаниях, обмене опытом с коллегами в рамках работы клуба «Перспектива».
Использование ИКТ на уроках познания мира позволило мне в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
- принцип равенства позиций;
- принцип доверительности;
- принцип обратной связи;
- принцип занятия исследовательской позиции.
Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов. В том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал.
Любая деятельность будет бессмысленна, если в её результате не создаётся некий продукт или нет достижений т. е результат:
В связи с этим мною была разработана система использования ИКТ на уроках познания мира.
Тема Форма Продукт деятельности
При изучении нового материала «Птицы» Познание мира
1 класс презентация мультимедийные пособия
При закреплении материала. «Почва» Познание мира 2 класс. Электронный учебник Схемы – опоры, памятки.
При обобщении и систематизации пройденного. «Красная книга» Познание мира 3 класс Интернет ресурсы. Электронная библиотека, Проект,
При проверке знаний учащихся «Полезные ископаемые». Познание мира 4 класс Тестовый тренажёр мониторинг

Анализ таких уроков показал, повышение познавательной мотивации.
Легче становится овладение сложным материалом.
Что позволило мне проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, с привлечением большого количества дидактического материала.
И как результат повысился объем выполняемой работы на уроке.
Обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Разрабатывая самостоятельно мультимедийные пособия, уделяю внимание, цветовому решению слайдов, зная о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, учитываю возрастные особенности, включают в презентации видеозаписи, анимированные модели явлений, совершают с учащимися виртуальные путешествия в мир природы, наглядно показывают взаимосвязь с другими наукам. Эти эффекты сопровождаются вопросами развивающего характера, которые вызывают учащихся на диалог, комментирование происходящего. Анализируя такие уроки, мы отмечаем: высокую плотность урока, интенсивность смены видов деятельности учащихся.
Чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходимо учитывать:
1.Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся; 2.Использование ИКТ должно способствовать лучшему усвоению учебного материала, не уводя и не отвлекая учеников от учебной цели.
3. Использование компьютера допустимо в течение урока не более 10-15 минут. (Санитарные правила и нормы).
На конкретных примерах предлагаю рассмотреть возможность использования ИКТ на уроках в начальной школе.
На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством на экране монитора изучают количественные соотношения или состав числа.
Для наилучшего представления условия задач и способа её решения можно использовать главных героев задачи, схему, таблицу, с помощью чего решаются, например, задачи на движение.
Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки познания мира.
У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.
4 класс. Познание мира. Тема «Подземные воды». Оборудование: компьютер, проектор (видеофильм «Всё про воду»), географическая карта. Компьютер помогает в работе с тестом, в показе слайдов, которые передают красоту водной стихии, в оформлении вывода по уроку. Видеофильм (фрагменты) сопровождается рассказом учителя и детей.
Или, например, в 1 классе при изучении темы «Птицы» презентация помогает наглядно продемонстрировать группы птиц, строение тела, пера ит.д при открытии нового знания и проверить знания детей на этапе подведения итогов урока.
Использование ИКТ на уроках труда упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат. Причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.
При проведении физкультминуток можно использовать презентации с песнями, «делай с нами», «повторяй за нами», что повышает эмоциональный настрой учащихся, помогает им отдохнуть.
Единственный компьютер в классе может использоваться учителем для организации групповой деятельности учащихся, в процессе которой группы учеников получают общее задание, которое необходимо выполнить. В данной ситуации важен и результат работы и способ взаимодействия, общение детей в группе в процессе работы, что помогает формированию школьного коллектива.
А уроки-путешествия, уроки-КВНы, соревнования, тематические праздники стали наиболее интересны, наглядны при использовании ИКТ, что способствует развитию познавательного интереса учащихся к процессу обучения.
Проведение внеклассных мероприятий, праздников стало недостаточно красочным, ярким, веселым, если на нём не используются мультимедийные возможности, тематические презентации.
Проанализировав свою работу по самообразованию, я выступила перед педагогическим коллективом школы с презентацией результатов моей деятельности по данной теме и получила положительную оценку коллег и администрации. Данные показатели свидетельствуют о том, что реализованная мною деятельность самообразования способствует повышению профессиональной компетентности учителя.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: olyashmurygina (2016-03-01) | Автор: Шмурыгина Ольга Викторовна E
Просмотров: 219 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 12:57 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [596]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [167]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [45]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [589]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [193]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20793]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [128]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [182]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru