Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Компетентность в формировании благоприятного психологического климата в ученическом коллективе
Компетентность в формировании благоприятного психологического климата в ученическом коллективе
Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьника является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата.
Психологический климат – это сложная система многообразных положительных и отрицательных эмоциональных состояний, совместных коллективных переживаний. Устойчивое состояние класса как группы, которое отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.
В понятии социально-психологического климата выделяются три "климатические зоны":

Первая климатическая зона - социальный климат,
который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.
Для того, чтобы изучить социально-психологический климат в классе педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют.
Характеристики благоприятного социально-психологического климата:
• В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении;
• Отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности;
• Детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время;
• В отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
• В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.
• В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
Формирование и совершенствование социально-психологического климата – это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов-предметников, школьных психологов и администрации.
К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:
- личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность)
- профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость).
- ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.
Знания о способах формирования психологического климата и управление коллективом является необходимым для педагогов.
Эффективные способы формирования и поддержания социально-психологического климата в классе:
* необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
* находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;
* формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;
* если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе: сходить в поход, отдохнуть и т.п.
* создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;
* привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций;
* не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
* создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися;
* развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
* развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.
Социальный психолог В.Б. Ольшанский характеризует признаки поведения педагога, создающего развивающий климат.
1. Открытость, непринужденность общения. Никому не нравится, когда с ним хитрят, обманывают, пытаются на чем-то поймать». Легче, когда можно не взвешивать каждое слово. Разумеется, такт необходим, вседозволенность может принести только вред.
2. Понимание, способность «войти в положение» другого. Это вовсе не требует одобрения любого поступка. Но безучастное, безразличное отношение к человеку, подчеркивание социальной дистанции вызывают подозрительность и недоверие.
3. Не оценивание личности, а анализ фактов. Иногда оценка необходима, но лучше объяснить человеку последствия его поступка для других людей и для него лично, чем просто «навесить ярлык» прогульщика. Если двоечник прекрасно ответил урок, ему поставят «3», когда оценивают личность, но «5», если исходят из фактов.
4. Не приказ, а ориентация на проблему. Если человеку остается лишь исполнять чужое решение, а с его мнением не считаются, он не станет принимать ответственность за результат.
5. Сослагательность, а не категоричность, скорее, предложение, чем директива. Излишняя строгость унижает человека, продуцирует недовольство».
Для изучения и формирования социально-психологического климата в классе используются различные психолого-педагогические приёмы, в число которых входит применение игр, направленных на сплочение коллектива. Показаны два упражнения, проведенные с коллективом:
Упражнение «Поворот в прыжках»
Цель: активизация группы, сплочение. Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтоб расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360○. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участник приземлился ранее. Задача – добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.
Упражнение «Говорящие руки»
Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего круг двигается вправо на шаг.
Варианты инструкций образующимся парам:
1. Поздороваться с помощью рук.
2. Побороться руками.
3. Помириться руками.
4. Выразить поддержку с помощью рук.
5. Пожалеть руками.
6. Пожелать удачи.
7. Попрощаться руками.
Происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между участниками улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.
Результаты анкетирования:
Категория: Школа, как она есть | Добавил: yanchik-yanchik8 (2016-03-28) E
Просмотров: 143 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 5:59 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [596]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [167]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [45]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [589]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [193]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20787]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [128]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [181]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru