Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Творческие работы по литературе как средство формирования познавательных интересов учащихся
Ахроменко Е.Б., под ред. Львовой А.С. Творческие работы по литературе как средство формирования познавательных интересов учащихся

Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что;
чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство.
А.С.Пушкин


Уроки литературы в 5-ом классе – это начало изучения нового предмета, ещё один шаг в приобщении ученика к искусству. Раздумье над художественным произведением помогает самопознанию, самовоспитанию, самоусовершенствованию, саморегуляции внутренних установок личности. Очень сложен мир предпочтений и пристрастий, которые должен учитывать учитель. Находит ли читатель в книге то, что ищет? А ищет он, как с грустью пишет Ги де Мопассан, самое разное: "Утешьте меня", "Позабавьте меня", "Дайте мне помечтать", "Растрогайте меня", "Заставьте меня содрогнуться", "Заставьте меня плакать", "Заставьте меня размышлять". Среди этих требований много взаимоисключающих: нельзя одновременно и рассмеяться и содрогнуться, поплакать и позабавиться. И всё же, сколько бы ни было этих желаний, каждое из них демонстрирует стремление вступить в диалог с писателем, с произведением.
При изучении литературы в 5-ом классе перед учениками стоят следующие задачи:
• стать читателем художественных произведений, способным понять, почувствовать и оценить по возможности художественное произведение;
• стать исполнителем тех художественных произведений, которые привлекли внимание;
• сознательно овладеть словом, используя для этого в том числе и самостоятельное чтение;
• применять полученные знания и умения в собственном творчестве.
Первое серьёзное путешествие в мир литературы становится путешествием и в мир собственного творчества. Путешествие в мир писателя – это сотворчество читателя, это главное направление в работе учителя, который помогает ученику ощутить себя личностью творческой, испытать чувство удовлетворения от самого процесса своего духовного обогащения. Еще психолог Выготский считал, что воображение не является привилегией немногих выдающихся индивидов, что им наделены все. Гегель сумел разграничить воображение и фантазию, считая, что оба они – свойства ума, но ум, наделённый воображением, просто воспроизводит, а ум, наделённый фантазией, творит.
В каждом ребёнке заложены огромные творческие возможности. Разбуженное творческое начало непременно послужит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к любой работе. Поэтому на уроках литературы необходимо учить образному видению и логическому осмыслению увиденного, учить стремиться понимать себя и других, и, что важно, осознавать своё место среди людей.
Но, к сожалению, не всегда удаётся разбудить это творческое начало, и эта вина лежит на нас, педагогах, взрослых. Поэтому необходимо вести работу со всем классом, включать в этот процесс всех учеников. Каждый должен поучаствовать в процессе, почувствовать свою силу, узнать свои слабости. Необходимо, чтобы ученик пропустил через себя те проблемы, которыми богата наша жизнь.
Не менее важно и глубокое взаимодоверие между учителем и учеником, построенное на взаимном уважении и подлинном живом интересе друг к другу. К сожаленью, личностные контакты не всегда возникают. Учащийся, имея небольшой, но порой печальный опыт общения со взрослыми, порой замыкается в себе, говорит не то, что думает, а то, что от него требуют окружающие.
Центром урока литературы остаётся художественное произведение. Обращаясь к художественному тексту, класс живёт в атмосфере высокого искусства слова. Учитель должен помочь ученику пережить «умные эмоции» общения с искусством и овладения формами общения с ним, чтобы появилось умение воплотить свои мысли и чувства, порождённые произведением.
Воспринимая произведение как некое эстетически совершенное целое, ученик находит свои пути приобщения к этому духовному богатству, стремится освоить форму, которая помогла бы адекватно передать содержание его мыслей, чувств, впечатлений, оценок.
Хочется заметить, что программа по литературе для 5-ого класса построена так, что каждый ученик может найти произведение, которое даст ему возможность реализовать свой творческий потенциал.
Первым делом, это фольклор. Он жив и сегодня; богатство его видов и жанров бесконечно. Пословицы, поговорки, загадки, которые представлены в начальной школе, активно используются и при переходе на сказки – они внутри каждой из них и должны жить в чтении учеников и пересказе, при ответах на вопросы, беседах, в творческих работах. Творчество учащихся – это часть фольклора. Необходимо обращаться к фантазии каждого ученика. Для того, чтобы активизировать этот процесс, можно задать ряд вопросов: чем была и всё ещё может быть для человека сказка; что значит для него миф, легенда, притча; живёт ли сегодня народное творчество; почему оно живо до сегодняшнего дня; какие новые формы этого творчества всего популярнее; какие сказки будут памятны всю жизнь; какие сказочные герои помогают понять себя и других.
Также можно использовать викторину иллюстраций к сказкам.
• Кто авторы сказок, иллюстрации к которым здесь представлены?
• Перечислите названия сказок, к которым представлены иллюстрации?
• Какой из эпизодов изображён на картине? Перескажите его.

Помимо викторин интересны также кроссворды. Они помогают превратить трудную для учеников работу над терминами в игру, которая им очень нравится. Дети и сами с удовольствием составляют кроссворды. Кроме составления кроссвордов можно также предложить ученикам нарисовать диафильм и написать титры (например: сказка «Василиса Прекрасная»).
Детский ум, детская душа, детское сердце творит сказку непроизвольно, органично. Сказка входит в его мир с самых ранних лет, как реальность. Ребенок верит в волшебство, в Деда Мороза. Сказка привлекает детский ум неограниченностью возможностей, высокой нравственностью, оптимизмом, удовлетворённым чувством справедливости. Часто дети не только воспринимают сказку, но и создают её: сказка о животном; сказка о цветке; сказка о главных и второстепенных членах предложения. Ученики, выдумывая сказки, идут, как правило, двумя путями: либо они берут готовую форму классической или народной сказки, либо пользуются опытом из собственной жизни.
Кроме создания сказок, детям можно предложить написание небольшого сочинения на тему. Тема должна увлечь ребят, быть актуальной для данного коллектива, доступной возрасту, побуждать каждого ученика в известной степени к самоанализу, затрагивать его личное, сокровенное, но не провоцировать на излишнюю откровенность. К примеру, космические темы дают полную возможность внутренне определить себя в огромном, непостижимом мире и с юмором описать свои ощущения.
Отношения ребёнка с живым миром, окружающим его, отражают различные этюды (о книге, о фильме). Эти работы нельзя в полной мере назвать сочинениями, так как это скорее небольшие зарисовки, где можно писать о чём угодно, даже о том, чего не видел сам. Главное - постараться, чтобы читатель не только понял, что произвело на тебя впечатление, но и проникся вместе с тобой этим впечатлением и увидел твоими глазами и цвета, и формы твоих эмоций, а также понял твои переживания. Этюды могут быть по летним впечатлениям, о каникулах, об экскурсиях. Они не должны быть отчётом обо всём, лучше ярко рассказать про небольшой эпизод, передав свои ощущения от него, то, как он был воспринят именно тобой.
Но творить по заданию может не каждый и не всегда. Бывает, нет настроения, или тема чужда и не захватывает, или ученик не умеет, боится писать. Тогда можно предложить порисовать на данную тему, инсценировать ситуацию.
Необходимо также использовать работу в группах, так как иногда в групповой работе возникает творческая атмосфера, состояние всеобщего возбуждения. Дети делятся впечатлениями, коллективно создают образы и зарисовки.
Таким образом, хочется заметить, что стоит стараться уделять ученикам равноценное внимание, будь то активные и талантливые или ученики со средними результатами. Неудачи средних учеников или тех, кто по складу характера не способен взглянуть на себя со стороны, кто легко раним, необходимо анализировать и при анализе учесть потенциал того, что хотел сказать ученик, но пока не сумел. Нужно открыть ученику его способности, вселить в него уверенность и, возможно, в следующий раз он сможет раскрыть свои возможности уже намного шире.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: kalinina1934 (2016-04-05) | Автор: Ахроменко Елена Борисовна E W
Просмотров: 166 | Теги: литература, 5 класс, обучение | Рейтинг: 5.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 9:02 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [588]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [166]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [10]
Наш календарь [41]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [588]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [192]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20691]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [123]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [179]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru