Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста
Чтение – основа учения. От навыков чтения зависит успех ученика и его дальнейшее желание учиться. С помощью дидактических игр, развивающих и занимательных упражнений можно прививать учащимся любовь и уважение к книге, формировать у них навыки осознанного чтения и умение самостоятельно работать с текстом.
Но не все зависит от желания учащихся, мозг - сложная и взаимосвязанная система. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, координацию, эмоции, внимание, память, чтение. Высшая функция, выполняемая мозгом - мышление.
Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты.
Для развития левого полушария я провожу развивающие упражнения, например "Скорая помощь". Перед учащимися лежит листок с буквами алфавита. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Я
Л П П В Л В Л П В Л Л П Л Л П В П Л П В Л В В П Л

Следующая игра «Цвет», глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.

Желтый синий оранжевый черный красный зеленый фиолетовый желтый красный оранжевый зеленый черный синий красный фиолетовый зеленый синий оранжевый

Чтобы учащиеся правильно читали с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приемами чтения, совершенствовали навыки осознанного чтения, им даются определенные ориентиры, составляются «памятки», «правила».
Учись читать правильно!
1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
3. При чтении будь внимателен к каждому слову.
4. Старайся понять, о чем читаешь.
5. Читай ежедневно вслух и про себя.

В работе по совершенствованию техники чтения можно использовать следующие упражнения:
1) на развитие четкости произношения;
2) вырабатывающие внимание к слову и его частям;
3) развивающие оперативное поле чтения и память;
4) развивающие скорость чтения вслух, умение угадывать последующий текст.
Урок лучше начинать с игровой разминки, т.е. с работы над постановкой дыхания и развитием четкости произношения (чистоговорки). Затем следуют скороговорки. Школьники знают их в большом количестве, находят их в книгах, в детских журналах, и сами разучивают со своими одноклассниками.
Далее проводится работа с таблицей согласных: ученики называют согласные одного ряда квадрата на одном дыхании; читают согласные с какой-нибудь гласной. После этого учащиеся тренируются в чтении ряда гласный с ударением на одном из них: а о у ы и э.

Таблица комбинации согласных букв

с д б г р
т р с р в
к з н д н
н г д з б
п ж р в р г л г м л
л п р з н
з л т м т
н с к л п
г д р ж р б х р к д
р д б к м
г л б к м
р т г з б
ж с ф л м
ж л в г л
к б т н с
ш к с л ж
т м р з м
п м в н т д к с д м
п с к р д
л д н ш г
т м б к р
л м к л г т з д к ж
л б р б л
з т н ж р
в р с н т
р м т р с
з в д л п
ц р т м с
п с п л б
н ш р с н
б р з м ж щ к в щ л
г т н к р
з р г з м
г м ф л т
в т р т м з р ж б р
л д к р т
н б л ч с
з р л ч с
н с п р к

«Жужжащее» чтение – чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Общий тренаж увеличивается во много раз, хотя отводится для чтения всего 5 минут урока.
Также использую такие виды работы, как чтение трудных слов с доски или таблицы с последующим объяснением значения этих слов; ролевое чтение с инсценировкой; синхронное чтение «буксиром», когда один читает хорошо, а другой чуть похуже, второй слышит «образец чтения» и старается успевать за хорошо читающим; «игра в прятки»: ведущий читает с любого места, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего; «мнимое слово»: учитель в ходе чтения произносит неправильное слово, ученики должны услышать, прервать чтение и прочитать слово правильно. «Чтение за диктором»: диктором может быть учитель, хорошо читающий ученик, грамзапись произведения.
Большую пользу приносит хоровое чтение. Здесь на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.
Уже с 1 класса стоит завести с учениками тетради по чтению, где они будут выполнять творческие задания по изученным произведениям и делать рисунки к ним. В 1 классе выполняется штриховка, схемы предложений, ученики печатают слова. Во 2-4 классах в этих тетрадях проводятся тренировочные упражнения по скорописи и зрительные диктанты по текстам.
При такой ежедневной работе развивается оперативная память, школьники усваивают смысл предложений, читать им становится интересно, и поэтому процесс обучения идет, гораздо быстрее и качественнее.
Одним из видов активизации деятельности учащихся является соревнование. Соревнование «Веселая гусеница», прививает любовь к чтению, к содержанию прочитанного, но и к самому процессу чтения, превращает обучение в увлекательную игру. Суть игры в следующем: прочитав самостоятельно 10 страниц художественного текста, ученик вырезает кружок из цветной бумаги диаметром 5-10см. Затем изображает либо главное действующее лицо, либо основное действие прочитанной книжки. На цветной стороне он записывает название книжки, фамилию автора и прикрепляет все это к голове гусеницы. Прочитав следующие 10 страниц, ученик к первому кружочку присоединяет второй и т.д. Таким образом, получается цепочка, напоминающая гусеницу. По мере увеличения числа прочитанных школьником книг гусеница становится все длиннее и длиннее. Такую работу следует вывести на классный «экран», для мотивирования учащихся.
Задача научиться бегло читать, наряду с задачей формирования интереса к чтению, должна быть поставлена как перед учащимися, так и перед их родителями. Если родители заинтересованы, то можно познакомить со специальными упражнениями по технике чтения. Для этого учитель организует тематические собрания и консультации, где подробно рассказывает, как организовать работу с детьми дома. Для этого составляются рекомендации для индивидуальной работы с ребенком дома.

Рекомендации родителям
Уважаемые родители, известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга. Начинается кропотливая работа над словами».
Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребенок полюбил книгу. Начинать чтение нужно с обложки и титульного листа.
Ваша домашняя библиотека дает возможность обмениваться книгами с товарищами, что вызывает интерес к чтению.

Упражнения для развития техники чтения
1. Столбик слов. Поочередно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту прочитать все большее количество раз этот столбик.
2. Написать в любом порядке буквы и прочитать их. Звуковая разминка:
а-о-у-ч-и-э; а-у, ы-и, э-а, и-э; аоуиэ, аоуи; с-з-ж, ш-з-с, жа-ча-ща, жба-жбэ
3. Читать скороговорки, каждый раз увеличивая темп.
4. Выбрать из текста слова, в которых 4-5 слогов, научиться их проговаривать.
5. Игра «Фотоглаз». Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит взрослый, в перечне, или нет.
6. Найти нужную строку в тексте (упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице).
7. Сравнение скорости чтения известного текста и неизвестного.
8 Чтение за взрослым (вырабатывает скорость произношения слов).
9. За 1 минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.
10. Найти вторую половину:
Кос – ничий мо – монт ко – на
Лес – та ре – вок го - са
Пар – мос со – тор вес - род

Задания, формирующие интерес к чтению
1. Чтение по ролям.
2. Придумать к рассказу свой конец, сравнить с авторским.
3. Составить вопросы к тексту.
4. Взрослый читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагает ребенку закончить чтение.
5. Взрослый, ставя проблемный вопрос, для ответа на который у ребенка нет необходимых знаний, предлагает найти ответ на него в тексте.
Совместно с родителями проходят открытые уроки-праздники «Чтение – главное учение», «Папа, мама, я – читающая семья», на которых происходит знакомство всех с новинками литературы, родителей – с техникой чтения детей.
Такая работа помогает обеспечить устойчивое овладение учащимися навыком чтения, снимает трудности чтения, а значит, повышает у детей интерес к нему. Практикуя различного рода задания, оживляя уроки чтения дидактическими материалами, могу заметить, что мои ученики хорошо читают, а самое главное – учатся любить книгу.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: инди4174 (2016-11-03) E
Просмотров: 523 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 4:53 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23299]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru