Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

«Воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха в природе и жизни человека».
Тема: «Воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха в природе и жизни человека».
Цель:
1) в процессе опытов и практических работ установить основные свойства воздуха, показать значение воздуха;
2) развивать наблюдательность и любознательность, учить делать выводы из опытов и практических работ;
3) воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование: листики с номерами, тест-опросник, мяч,глобус, духи, соломинка и стакан с водой, веер,воздушный шарик, бумажный воздушный шарик, листы А3, маркеры, рабочая тетрадь № 1.
Ход урока:
1. Орг.момент.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
В класс пришёл – не хмурь лица,
Будь весёлым до конца!
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Я желаю вам удачи,
И успешности в придачу!
-А сейчас мы разделимся на группы. Выберите листок.
Деление на группы: с помощью цифр.
-Ребята, скажите, пожалуйста, мы быстрее добьемся успеха, если будем работать по одному или с другом?
- Положите свою ладонь на ладонь соседа и мысленно пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи.
-Мы начинаем урок познания мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу. Какое у вас настроение? Выберите в своих группах капитана и секретаря.
-Давайте вспомним правила работы в группе. (Слайд 2)
2. Повторение изученного материала.
а) А сейчас я хочу проверить как вы усвоили домашнее задание. У вас на столе
листочки. На доске тест-опросник. Ответьте на него. (Слайд3)
1.Что такое линия горизонта?
2. Какие бывают стороны горизонта?
3. Что такое компас?
4. Что такое рисунок?
5. Что такое план?
-Спасибо!
б) У вас на столе лежат конверты с каким-то одним условным обозначением. Ваша задача: сложить его и назвать, что он обозначает.
3. Введение в тему урока.
Сегодня тема нашего урока – это прозрачный невидимка. Кто же он такой, прозрачный невидимка.
-Перед вами картинки, на которых изображены предметы, относящиеся к природе и созданные руками человека. (Слайд 4).
Игра «Вопрос-ответ» (с помощью мяча). Назовите предметы, созданные руками человека. (Виноград, дом, облако, мяч, звезда, дерево, шоколадка, улитка, хомяк). --Мы их уберём.(Слайд 5)
-На какие группы можно разделить оставшиеся предметы? (живой и неживой природы)
-Какие предметы относятся к живой природе? К неживой природе?
-По первым буквам в названиях оставшихся предметов составьте слово – это и будет тема нашего урока.(Слайд 6)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь,
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
-Что это?
-Кто сможет назвать тему урока?
-Какое слово получилось? (воздух)
-К какой природе относится воздух?
-Какие цели мы поставим на уроке?
-Я ставлю перед вами цель: быть внимательными и активными учениками, слушать и слышать, работать дружно, слаженно, ответы давать полные, чёткие и содержательные.
-Когда всё делаешь вместе работать интересно!
-Вы готовы? Все готовы?
4. Выяснение первоначальных знаний учащихся о воздухе.
- Что вы знаете о воздухе?
(Свободные высказывания детей)
-Чем важен воздух для обитателей всей земли?
-Воздух – это не просто газ, а смесь газов, прежде всего азота, кислорода и углекислого газа. Азота в воздухе больше всего – 78%, кислорода поменьше – 21%, а углекислого газа – совсем мало – 1%.(Слайд 7-8)
-Как вы думаете, какой из газов самый важный? (Кислород-мы им дышим).
-Посмотрите, что у меня в руках. (Глобус)
-Какого цвета больше на глобусе? (Голубого)
-Что обозначено голубым цветом? (Вода)
Если посмотреть на нашу планету из космоса (Слайд 9), то увидим, что на земле больше воды, чем суши. 4 огромных океана омывают нашу сушу. (Слайд 10)Кроме Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого океанов, есть на свете ещё один океан – самый большой из всех. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, автобусы и машины день и ночь «купаются» в этом океане. Он очень важен для нашей жизни. Океан этот не солёный, не пресный и к тому же без берегов и воды. Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолёты. (Слайд 11)
-Как вы думаете, о каком океане идёт речь? Не догадались?
Есть ещё одна подсказка.
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной,
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней красит стёкла
И лежит на них каймой,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
-Что же это за невидимый океан, без которого мы не можем обойтись?
-Речь шла о воздушном океане. Мы привыкли называть воздушный океан – небом. Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца.
Воздушный океан очень важен для жизни. Потому что воздухом дышат люди, звери, птицы и растения – всё живое на Земле не может обойтись без него.(Слайд 12) А если бы этот океан исчез, то наша Земля всего через несколько минут стала бы безжизненной планетой.
-Воздух, окружающий нашу Землю – это её удивительная голубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнца, не стынет от космического холода. (Слайд 13)
-Кроме того, воздушная оболочка – это боевая кольчуга, которая защищает Землю от космических «снарядов» - метеоритов. Воздух, окружающий нашу Землю, выполняет очень важную работу – следит за климатом на нашей планете, перегонять холодный воздух на юг, тёплый – на север и чтобы за осенью наступала зима, а за зимой весна и лето.
-Конечно, воздушная оболочка выполняет и другие функции, и только благодаря ей на Земле, единственной планете во всей Солнечной системе, существует жизнь.
-Как только не называют воздух: воздушная оболочка, воздушный океан, атмосфера.
5. Эксперименты. Исследование свойств воздуха.
Эксперимент № 1.
-Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?
-Есть ли он вообще? Может, его придумали?
-Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдёт ответ даже на самый трудный вопрос!
-Добро пожаловать в Лабораторию чудесных превращений Воздуха!
-Кто работает в лаборатории? (Учёные.)
Вот и мы с вами будем сегодня учёными, которые изучают воздух. А все свои наблюдения учёные записывают в научный дневник. (Обращаю внимание на листы наблюдений.)
Сегодня урок начнём с погружения в воду. По моей команде зажмём нос, и опустимся на морское дно. Приготовились: вдохните глубоко воздух и посчитаем, кто сколько может без воздуха. 3,2,1 – погружение.
-Какое было желание? (Открыть нос)
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: воздух необходим для жизни.
-Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.
-Организм человека какое-то время может обходиться без пищи и воды. Но без воздуха жизнь человека невозможна. Слово «воздух» происходит от слова «вдыхать». Воздух – это то, чем мы дышим.
-И сегодня мы узнаем о свойствах воздуха.
-Я не зря разделила вас на группы. У каждой группы есть своё задание и описание опыта. Вы всей группой проделываете опыт и делаете вывод, командир распределяет роли, секретарь все записывает, а кто-то будет защищать свой эксперимент. Вы расскажете, что делали и к какому выводу пришли, какое свойство воздуха открыли для себя. Символом нашего урока будет воздушный шарик. На нём каждая группа запишет вывод.
Эксперимент № 2.
-В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух?
-Сейчас нам первая группа и расскажет о проделанной работе.
Закрой фото ладошкой. Ты его видишь? Нет. Это потому, что ладошка непрозрачна.
Убери ладошку. Сейчас между рисунком и тобой только воздух. Сквозь него ты четко видишь фото.
Сделай вывод.
Возьмите соломинку и опустите её в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку.
-Что появилось? (Пузырьки воздуха)
-Какого цвета воздух? Можно ли его увидеть?
Вывод: при помощи зрения воздух все же можно обнаружить в некоторых случаях. Воздух прозрачен и бесцветен, невидим.(Слайд 14-1)
Эксперимент № 3.
-Вторая группа расскажет о своём эксперименте.
-А сейчас глубоко вдохните, что вы почувствовали? (Ничего)
-Пахнет чем-нибудь воздух?
-Закройте глаза. (Побрызгать духами)
-А сейчас? (Запах духов)
-Запах мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос.
-Где вы чувствуете сильные запахи? (В столовой, парикмахерской, аптеке и т.д.)
-Что происходит, если кто-то, пользующийся духами, вошёл в комнату?
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: чистый воздух запаха не имеет.(Слайд 14-2)
Физминутка
Ветер тихо клён качает
Вправо влево наклоняет
Раз наклон, два наклон
Зашумел листвою клён
Эксперимент № 4.
-Следующий эксперимент приготовила 3 группа.
-Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его.
-Какое свойство воздуха мы откроем?
Вывод:воздух не имеет вкуса.(Слайд 14-3)
Эксперимент№ 5.
-У 4 группы готовы выводы.
-Возьмите шарики и надуйте их.
-Как изменилась его форма? Что находится внутри?
Надувая шарик, мы направляем воздух внутрь шара. Он расширяется во всех направлениях и заполняет собой любое пространство. Сейчас воздух принял форму шара.
-Что произойдёт, если шарик надувать слишком сильно?
-Правильно, он лопнет. – А почему?
-Воздух, давя изнутри, разорвёт его.
-Отпустите шарик.
-Шары опять стали плоскими.
-Почему? (Потому что в них больше нет воздуха).
-Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму? (Нет).
Вывод:у воздуха нет формы. Он принимает форму того предмета, в котором находится.(Слайд 14-4)
Эксперимент № 6.
-Следующая 5 группа выступит со своей работой.
-Возьмите веер и взмахните перед своим лицом. Что вы почувствовали? Легкий ветерок. Это заколебался воздух. Где находится воздух?
Вывод: движение воздуха можно почувствовать, воздух окружает нас со всех сторон.(Слайд 14-5)
6. Подведение итогов.
-Все эти опыты убеждают в реальности воздуха и характеризуют его свойства.
-А теперь я попрошу вас заполнить таблицу. Что вы узнали из наших исследований о воздухе? Соедините стрелкой слова левого столбика со словами правого столбика sad Слайд 15)
Цвет воздуха бесцветный
нет формы
голубой
прозрачный
душистый
без запаха
круглый

Запах воздуха
Форма воздуха

-А теперь подытожим все что мы узнали о воздухе. Каждая группа приклеит свой шарик на доску.
7. Работа по учебнику.
С. 22-23 –прочитать.
8. Работа в рабочей тетради № 1.
С.______
9. Значение воздуха в природе и жизни человека.
-Мы сегодня говорили о чистом воздухе. Подумайте и скажите, а какие вещи в нашей жизни загрязняют воздух? Из-за чего наш воздух может стать загрязненным?
(Слайд 16)
-В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ.
-Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.(Слайд 17)
-Дым лесных пожаров или сгорания мусора.(Слайд 18)
-Что же делают люди, чтобы воздух был чистым? (На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы.Улицы и тротуары поливают водой из спецмашин.(Слайд 19)Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух. А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения.Вот почему так легко дышится в лесу.(Слайд 20) Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины).(Слайд 21)
-Зачем нужно проветривать класс каждую перемену?
Чему мы сегодня учились на уроке? Что вы узнали нового и хотели рассказать родителям? С какими затруднениями столкнулись на уроке? Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?
10. Домашнее задание. (Слайд 22)
С.22-25-чит, перес, отв. на вопросы. Нарисовать запрещающие знаки на тему: «Загрязнение воздуха»
Категория: Школа, как она есть | Добавил: Наталия (2016-11-17) | Автор: Сидоренко Наталия Ивановна E
Просмотров: 41 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 2:33 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [594]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [167]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [45]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [589]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [193]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20780]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [128]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [181]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru